Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 17:22, контрольная работа
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.
Введение
3
1. Понятие оценки регулирующего воздействия и её происхождение
5
2. Специализированная ОРВ: оценка воздействия на окружающую среду
9
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Экономика права
по теме: Специализированная оценка регулирующего воздействия: оценка воздействия на окружающую среду
Исполнитель: студентка
Направление юриспруденция
Профиль гражданско-правовой
Группа ЮР-13 Б
Ф.И.О Чиртулова Ю.В.
Екатеринбург
2015
Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие оценки регулирующего воздействия и её происхождение |
5 |
2. Специализированная ОРВ: оценка воздействия на окружающую среду |
9 |
Список использованных источников |
16 |
Введение
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.
Одним из механизмов реализации правовой охраны природы является оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, которые являются наиболее эффективными управленческими рычагами рационального природопользования и охраны окружающей среды, что в конечном счете должно решать экологические проблемы России.
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института – оценки воздействия и экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится на стадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процесса проектирования. Оценку выполняет сам заказчик. Экологическая экспертиза осуществляется в отношении уже законченной проектной и предпроектной документации, которая представляется на экспертизу; она проводится специальными экспертными комиссиями, образованными органами Минприроды России.
Экологическая экспертиза выполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
Анализ правовой природы рассматриваемых процедур позволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду – это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц.
Общественные отношения по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства.
В течение последнего десятилетия в странах Организации экономического сотрудничества и партнёрства (далее – ОЭСР, англ. – Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) отношение граждан к государству в целом и к своим правительствам в частности существенно изменилось. Под влиянием концепции Нового государственного управления (англ. – New Public Management, далее – NPM) возникла идея оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) как инструмента, призванного повысить качество управленческих решений. В целом, ОРВ – это продукт последних десятилетий и коллективных усилий юристов, экономистов по разработке комплексного подхода к оценке влияния законодательства на различные сферы общественной жизни: экономику, предпринимательство, социальную сферу, уровень бедности, окружающую природную среду и проч.
Практика последних лет показывает, что процедуры обоснования и оценки регулирующих мер и законодательных актов оказывают положительное влияние на качество законов и степень принятия их населением и заинтересованными группами. Так, например, в Российской Федерации степень проработки последствий принятия т.н. закона о монетизации льгот и внесенных изменений в закон о лицензируемых видах деятельности (в части создания саморегулируемых организаций в строительстве) очень низка. Однако это не означает, что сами по себе законы плохи, но одним из последствий неприятия регулирующих актов может стать снижение эффективности их реализации. Оценки нормативных правовых актов (далее – НПА), в частности ОРВ, результаты которых доведены до сведения граждан и заинтересованных лиц, способны, в том числе, повысить степень принятия правового регулирования.
Мировыми лидерами в вопросе внедрения ОРВ в государственное управление являются страны ОЭСР, в том числе страны Европейского Союза, поэтому опыт этих стран представляется наиболее ценным и всесторонним. Однако успешная практика применения ОРВ в государственном управлении есть и у других стран, например, США, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Канада и Мексика. Необходимо отметить, что успехи во внедрении ОРВ обычно стимулируют страны дальше развивать оценивание и улучшать нормы государственного регулирования в целом. Так, страны Европейского союза и Европейская Комиссия не так давно предприняли ряд существенных мер, направленных на улучшение государственного управления и повышение качества оценивания.
В 2001 году Европейской Комиссией приняты два важных политических решения, оказавших серьёзное влияние на внедрение систематической ОРВ.
Во- первых, признана необходимость подвергать оценке все законопроекты и предложения, касающиеся государственных программ и политик, для определения их влияния на окружающую природную среду, экономику и социальную сферу.
Во-вторых, Европейская Комиссия призвала правительства стран Европейского Союза упростить и улучшить управленческую среду в каждом государстве (англ. – deregulation and simplification of regulatory environment).
Немецкий исследователь, профессор Германской Высшей Школы государственного управления в г. Шпайер Карл Бёрет (C. Böhret) доказывает, что именно ОРВ служит для повышения качества разрабатываемых законопроектов посредством их изучения, сравнения и проведения предшествующей оценки (англ. – ex-ante evaluation, pre-assessment) возможностей законодательного регулирования, а также сопровождающего и ретроспективного оценивания фактически вступивших силу законов и наступивших последствий.
Несмотря на то что существует несколько определений ОРВ и подходов к нему, все они указывают на то, что ОРВ – это оценка, позволяющая определить результаты какого-либо закона, законопроекта или инициативы. Основными задачами проведения ОРВ является повышение качества НПА, упрощение управленческой среды и сокращение степени вмешательства государственного регулирования в социально-экономические сферы, достижение согласованности между различными частями государственных программ и политик, прогнозирование возможных побочных и латентных эффектов программ и политик.
В целом, ОРВ представляет собой достаточно формализованную оценку или заключение на тот или иной правовой акт. ОРВ может проводиться на разных этапах подготовки и реализации НПА: в момент его разработки, по ходу реализации и после достижения посредством НПА каких-либо социально-экономических эффектов или целей регулирования. В практике государственного и муниципального управления ОРВ традиционно воспринимается как набор различных средств, методик, способов, который помогает конкретному органу публичной власти или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить её. Именно поэтому в состав ОРВ включена полноценная процедура выявления и постановки проблемы, что, в конечном счёте, приводит к диверсификации социально-экономического воздействия и выбору наилучшего решения при исключении ненужного и избыточного регулирования. Вместе с тем необходимо отметить, что ОРВ является информационным, поддерживающим процессом, т.е. это помощь регулирующему органу в рамках принятия политического решения, который ни в коем случае не может заменить само принятие решения.
Опыт многих стран говорит о том, что ОРВ оказывает благотворное воздействие на процесс реформирования различных сфер (антимонопольное регулирование, регулирование отдельных видов деятельности, защита окружающей среды и др.), улучшая качество предложений и целевую направленность предпринимаемых мер, а также повышая степень принятия этих реформ населением и заинтересованными лицами.
Оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) (англ. – Environmental Impact Assessment) традиционно применяется в рамках принятия решения о строительстве объектов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды. К таким объектам можно отнести мусоросжигающие заводы, взлетно- посадочные полосы в аэропортах, свинофермы, добыча торфа и т.п.
Оценка воздействия на окружающую среду предполагает, что возникающие в результате реализации того или проекта эффекты (преимущественно экологические, но также и экономические, и социальные) будут определены до момента принятия окончательного решения. Таким образом, данная оценка позволяет выявить:
− альтернативные варианты реализации проекта;
− наиболее «дружественные» окружающей среде варианты реализации проекта;
− практически осуществимый «дружественный» окружающей среде вариант реализации проекта.
ОВОС обычно проводится разработчиком (или застройщиком) с привлечением экспертов в области защиты окружающей среды. Проведение ОВОС предполагает подготовку отчета. Стандартно отчет должен содержать такие положения, как:
− описание оцениваемого объекта: местоположение, размер, форма, конструкция;
− описание существенных эффектов, возникающих от реализации проекта;
− мероприятия, направленные на уменьшение отрицательного влияния проекта на окружающую среду;
− общая информация о проекте и оценке.
В целом, ОВОС целесообразно проводить на всех этапах планирования проекта. Так, при первичном планировании может быть проведена предварительная ОВОС. Детальная оценка необходима на стадии окончательного планирования непосредственно перед принятием решения о начале реализации того или варианта проекта.
Процедура проведения ОВОС традиционно включает:
− скопинг (англ. – scoping);
− скрининг (англ. – screening);
− поиск альтернатив;
− разработку мер
по снижению вредного
− сокращение неопределенностей в реализации проекта.
В рамках процесса скопинга проводятся консультации с заинтересованными сторонами (сторонники проекта, защитники окружающей среды, представителями общественности и органов государственной власти).
Данные консультации призваны оказать помощь разработчикам в:
− выборе местоположения объекта;
− определении возможных альтернатив реализации проекта;
− определении всех заинтересованных групп;
− выявлении основных опасений заинтересованных групп .
В рамках процесса скрининга оценивается необходимость проведения глубокой оценки. Так, например, для ряда объектов всегда необходимо проведение глубокой оценки. Некоторые объекты требуют проведения глубокой оценки только в случае, если есть вероятность того, что они окажут значительный неблагоприятный эффект на окружающую среду.