Сравнительный анализ современных экономических систем
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:09, реферат
Краткое описание
У нашей страны есть несколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор меж уже показавшими себя на практике государственными моделями организации хозяйства. Но успешное внедрение мирового опыта в отечественной экономике обязано происходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы, государственного колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, обычно высокая роль страны, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию страны в экономике сужают теоретически широкий выбор до модели общественного рыночного хозяйства.
Содержание
Введение 3 Сравнительный анализ современных экономических систем 4 Заключение 14 Список использованных источников 15
В каждой системе есть свои
национальные модели организации хозяйства,
так как страны различаются уровнем экономического
развития, социальными и государственными
условиями. Рыночная экономика включает
в себя несколько разных по содержанию
моделей экономики. Они различаются в
зависимости от степени действия страны
на экономику и от приоритетных задач.
Современная модель рыночного
хозяйствования, которая сложилась в странах
с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой,
характеризуется рядом общих закономерностей:
открытость рынка; высоким уровнем развития
экономики страны в целом и инфраструктуры
рынка; развитой системой способов регулирования
государственной экономики; экономическим
ростом.
У нашей страны есть несколько
вариантов формирования экономики. Теоретически
возможен выбор меж уже показавшими себя
на практике государственными моделями
организации хозяйства. Но успешное внедрение
мирового опыта в отечественной экономике
обязано происходить с учетом различий
в нынешнем уровне производительной базы,
государственного колорита. Необходимость
дальнейших рыночных реформ, обычно высокая
роль страны, усиление социальных начал
в современной экономике, невозможность
и нежелательность возврата к тотальному
доминированию страны в экономике сужают
теоретически широкий выбор до модели
общественного рыночного хозяйства.
Рыночная экономика является
на данный момент самой распространенной
и самой эффективной современной экономической
системой. В Республике Беларусь сегодня
осуществляются экономические реформы,
связанные с переходом к рыночным отношениям,
демонополизацией экономики, приватизацией
и разгосударствлением собственности,
поэтому изучение различных моделей рыночной
экономики, их достоинств и недостатков
является актуальной темой исследования.
Современные экономические
системы рассматриваются главным образом
с позиций особенностей организационно-хозяйственной
структуры экономики, то есть с позиций
ее хозяйственного механизма.
Цель курсовой работы
– провести сравнительный анализ современных
экономических систем.
Сравнительный анализ современных экономических
систем
В процессе хозяйственной деятельности
экономические отношения между людьми
функционируют всегда как определенная
система, включающая объекты и субъекты
этих отношений, различные формы связей
между ними.
Экономика каждой страны —
это большая система, в которой много разных
видов деятельности, и каждое звено, компонент
системы может существовать только потому,
что получает что-либо от других, т.е. находится
во взаимосвязи и взаимозависимости от
других звеньев.
Экономическая система — это особым образом упорядоченная
система связей между производителями
и потребителями материальных и нематериальных
благ и услуг [5; с. 44].
Это означает, что в экономической
системе хозяйствования деятельность
всегда оказывается организованной, скоординированной
тем или иным образом.
Понятие экономической
системы разными экономистами трактуется
по-разному.
Экономическая система — это
совокупность механизмов институтов для
принятия и реализации решений, касающихся
производства, дохода и потребления в
рамках определенной географической территории
(П.Грегори, Р.Стюарт) [5; с. 44].
Экономическая система включает
все институты, организации, законы и правила,
традиции, убеждения, позиции, оценки,
запреты и схемы поведения, которые прямо
или косвенно воздействуют на экономическое
поведение и результаты (Ф.Прайор) [5; с. 44].
На основе развития теории экономических
систем сформировались современные взгляды
на типы экономических
систем общества, в частности классический
капитализм (чистая рыночная экономика),
плановая, традиционная и смешанная экономики.
Экономическая система может
быть рыночной и командной. Под рыночной экономикой
понимается такая система хозяйствования,
при которой движение ресурсов, технология
производства, распределение, обмен и
потребление созданных благ осуществляются
при помощи рыночного механизма. В случае командной экономики
хозяйственные процессы планируются и
регулируются государственными координирующими
органами. В экономике может быть сочетание
различных элементов систем, тогда можно
говорить о смешанной экономике.
Классический капитализм предполагает частную собственность
на ресурсы, свободную конкуренцию на
рынке товаров и свободное установление
цен на продукцию под воздействием спроса
и предложения.
В данной системе на рынке сталкиваются
множество продавцов и множество покупателей,
каждый из которых руководствуется своими
корыстными целями и интересами и результат
их деятельности зависит от объема предлагаемых
на рынке производственных ресурсов, численности
и состава трудовых ресурсов и, естественно,
от величины спроса на производимую продукцию.
Экономическая власть на рынке
в этих условиях распределена среди множества
частных собственников. Ограниченность
ресурсов и конкуренция производителей
и потребителей выступают теми реальными
факторами, которые регулируют деятельность
субъектов экономики. Представители классического
и неоклассического направлений в экономической
теории считают, что именно в условиях
чистого капитализма, или капитализма
свободной конкуренции, может обеспечиваться
наиболее рациональное распределение
ресурсов и эффективное функционирование
экономической системы.
Государство в этой системе
не вмешивается в экономическую жизнь.
Его задача сведена к тому, чтобы гарантировать
право частной собственности. Правительство
обязано соблюдать строгий правовой порядок
в обществе, следить за количеством находящейся
в обращении денежной массы, дабы избежать
инфляции.
Экономические системы западных
стран в 60-80-е гг. XIX в. характеризуются
как классический капитализм. В последующем
на рынке начали сталкиваться две силы
– система индивидуального предпринимательства,
стремящаяся к экономической независимости
своих субъектов, и экономическая мощь
государства. Государство все активнее
стало вмешиваться в хозяйственную жизнь.
Тенденции к объединению начали проявляться
и среди ранее свободных индивидуальных
собственников. С появлением монополии
регулирование экономики превратилось
в объективную необходимость. Поэтому
о чистом капитализме, капитализме свободной
конкуренции, можно, по крайней мере теперь,
рассуждать как об идеальном типе экономической
системы.
Плановая (командная)
экономика является альтернативой свободной
рыночной экономике, ибо при классическом
капитализме хозяйственное развитие регулирует
рыночный механизм с его конкуренцией
и свободным формированием цен, а при командной
экономике объем производства, его структура,
размеры потребления и уровень цен устанавливаются
централизованно, посредством государственного
планирования, регулирования. Так же, как
классический капитализм, плановая экономика
в чистом виде не существовала, но экономические
системы социалистических стран приближены
к ней.
Возможность общегосударственного
планирования распределения ресурсов,
координации выполнения планов может
обеспечиваться только благодаря господству
общественной собственности на средства
производства и создаваемые блага и услуги.
Планы доводятся как до национальной экономики
в целом, так и до региональных структур
и отдельно взятых предприятий. Процесс
составления планов имеет два встречных
движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально
планы разрабатываются первичными звеньями
экономики, в их основу закладываются
достижения и механизм функционирования
производства прошлых лет. Затем они передаются
вышестоящим структурам, где взаимоувязываются
и как единый план министерств или ведомств
адресуются государственным плановым
органам. Последние в свою очередь проходят
корректировку и взаимоувязку, после чего
утверждаются как единый общегосударственный
план социально-экономического развития,
обязательный для выполнения всеми структурными
звеньями экономики. Движение процесса
составления и корректировки плановых
заданий снизу вверх предполагает обеспечение
демократического принципа планирования,
а движение сверху вниз — централизм в
планировании.
Плановая экономика не может
обойтись без использования инструментов
рыночного механизма, но рыночный механизм
не выступает регулятором установления
народнохозяйственных пропорций и не
определяет уровня цен.
Традиционная экономика. Этот тип экономики присущ
отсталым в экономическом отношении странам.
Организация производства, его структура,
ритм экономической жизни базируются
здесь на освященных обычаях и традициях.
Наследственные привычки, общественные
роли и статусы предопределяют устои экономической
жизни и социальной деятельности. Этнические
и кастовые преграды препятствуют распространению
научного и технического прогресса. С
учетом этого разные общества используют
неоднозначные институты для решения
проблемы редкости ресурсов и максимизации
достигаемых результатов. То, что выгодно
для одной страны, становится невыгодным
другой. Распространение редких ресурсов
по территории нашей планеты весьма неравномерно.
Так, страны Ближнего Востока богаты нефтью,
что позволяет им аккумулировать огромные
общие доходы, в то время как их распределение
происходит крайне неравномерно. Формируются
чрезмерные бедность одной части населения
и богатство другой. В результате общество,
весьма богатое естественными ресурсами,
оказывается бедным на другие ресурсы,
в данном случае на трудовые. Населения
трудоспособного возраста может быть
в избытке, но в силу нищеты и бесправия
оно безграмотно, стоит в стороне от мировой
культуры и оказывается не в состоянии
распоряжаться естественными и созданными
людьми экономическими ресурсами. Дело
усугубляется тем, что во многих странах
весьма распространены коррупция и взяточничество.
Произвольно формируется налоговая система,
устанавливающая льготы для богатых слоев
населения и являющаяся разорительной
для бедных. Политические решения обычно
принимаются в угоду "сильным" державам,
а не в интересах национальной экономики.
Эти особенности и специфика десятилетиями
и столетиями довлеют над социально-экономическими
преобразованиями многих стран, препятствуя
их продвижению к цивилизованным экономическим
системам.
Смешанные системы. Рассмотренные выше типы экономических
систем в абсолютной и подавляющей форме
нигде не проявляются. В зависимости от
сложившихся условий они преобладают
в тех или иных странах. Так, США считают
своеобразной «лабораторией» чистого
капитализма, Великобританию – страной
"классического" регулируемого капитализма,
бывший Советский Союз — "образцом"
командной экономики. Страны Африканского
континента, Ближнего и Среднего Востока
относят к традиционной экономике. В большинстве
же стран мира тесно переплетаются элементы
разных экономических систем хозяйствования,
что позволяет определять в качестве самостоятельного
типа экономической системы смешанную
экономику.
К смешанной относится экономика,
базирующаяся на предприятиях и структурах,
относящихся к разным типам и видам собственности,
и использующая разнообразные формы хозяйствования.
Смешанной экономикой является национальное
хозяйство современных цивилизованных
стран, ибо оно неоднородно по своей социально-экономической
структуре.
Различают несколько моделей
смешанной экономики.
Либеральная
(американская) модель. Основной, как бы базовой современной
экономической системой является либеральная
экономика. Стержневым принципом данной
системы служит идея минимизации вмешательства
государства в экономическую жизнь, принцип
экономической свободы индивидуума и
независимости фирмы. Предполагается,
что основная масса экономических проблем
может быть решена самими субъектами хозяйственной
деятельности при широком использовании
возможностей свободной рыночной экономики.
Государство берет на себя минимум проблем,
в основном те, которые рынок в принципе
решить не может.
Вмешательство в экономику
осуществляется косвенными, в настоящее
время чаще всего финансовыми методами.
Так, большинство общественных благ в
этой системе производится частными фирмами
по заказу или при поддержке государства.
Число естественных монополий крайне
мало, государственная собственность
(в сфере производства и распределения)
составляет несколько процентов от общего
объема производственных фондов, функционирует
огромное число мелких фирм, процедуры
открытия и ликвидации предприятия крайне
просты. Основным финансовым результатом,
отслеживаемым фирмами, является, как
правило, норма или объем прибыли.
Государственная социальная
поддержка оказывается только лицам, опустившимся
за черту бедности, большинство социальных
услуг для экономически благополучного
населения реализуется на индивидуальной
частной платной основе через системы
добровольного страхования.
Целями экономической политики
внутри страны являются поддержание справедливой
конкуренции и высокого уровня производства,
во внешнеэкономических связях практикуется
умеренный протекционизм, выражающийся
в требовании свободы торговли в тех отраслях,
в которых национальные фирмы занимают
сильные позиции, и отстаивании права
на защиту национальных интересов в тех
отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая
система чаще всего носит фискальный характер,
то есть, ориентирована не столько на функцию
регулирования экономических процессов,
сколько на функцию сбора средств для
нужд правительства. Кроме того, она ориентируется
на поддержку малого и инновационного
предпринимательства.
Финансирование науки и образования
носит смешанный характер, прикладные
исследования и элитные учебные заведения
финансируются из частных фондов. Государство
нередко проявляет себя не в качестве
организатора, а в качестве заказчика
научных разработок.