Становление банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:51, реферат

Краткое описание

Банки и соответствующие им финансовые учреждения оказывают непосредственное влияние на развитие государства, его экономическое здоровье и, несомненно, являются одним из факторов повышения социальной активности населения1. Коммерческий банк необходим каждому, кто называет себя бизнесменом, - от начинающего брокера до менеджера транснациональной корпорации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3
ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА............................ 5
ГЛАВА II. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СССР И ЕЕ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРИОД НЭПА ......................... 20
ГЛАВА III. ЗАРОЖДЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
РЫНОЧНОГО ТИПА И СООТВЕТСТВУЮЩЕГО БАНКОВСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА......................................................................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............

Вложенные файлы: 1 файл

Ctanovlenie bankovskoy sistemy v Rossii.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банки и соответствующие им финансовые учреждения оказывают непосредственное влияние на развитие государства, его экономическое здоровье и, несомненно, являются одним из факторов повышения социальной активности населения1. Коммерческий банк необходим каждому, кто называет себя бизнесменом, - от начинающего брокера до менеджера транснациональной корпорации.

Целью данного реферата является исследование становления банковской системы в России, начиная с XVIII и заканчивая периодом зарождения банковской системы рыночного типа (середина 80-х — 1990 гг.).

Современная рыночная кредитная система России относительно молода. В Советском Союзе банки являлись частью административно-хозяйственной системы управления и, в значительной мере, играли роль государственных учреждений, контролирующих плановое ведение хозяйства2. Правовое регулирование этих отношений осуществлялось преимущественно административно-финансовыми нормами. Кардинальная реформа всей кредитной системы страны началась с конца 1990 года, т.е. с принятия двух основополагающих банковских законов: Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 02.12.90 N 394-13 и Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.90 N 395-14. Несмотря на прошествие столь незначительного времени, в Российской Федерации к настоящему моменту в основном уже сложилась и продолжает развиваться специальная комплексная отрасль законодательства - банковское право. Комплексный характер означает, что оно включает нормы различных отраслей права (прежде всего, конституционного, административного, финансового и гражданского)5.

Банковское право представляет собой важнейшую отрасль в правовой системе любого государства. Тесно взаимодействуя с другими отраслями, банковское право, несомненно, имеет самостоятельный характер и структурно не совпадает ни с одной из них. Объектом регулирования с его стороны выступает специфическая группа общественных отношений, предметом которых является банковская деятельность. В свою очередь, она состоит из целого комплекса банковских операций, служащих правовой формой реализации функций банков6.

 

 

 

ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

Банковские учреждения и связанная с ними система банковского кредитования появились в России гораздо позднее, чем в других крупнейших европейских государствах7, что во многом объясняется отсутствием в России до середины XIX в. соответствующих социально-экономических и социально-психологических предпосылок.

Вплоть до отмены крепостного права практически все кредитные учреждения в России были казенными, причем большинство из них обладало не столько банковскими, сколько ростовщическими чертами. Так, уже первая попытка правительства организовать проведение кредитных операций (в соответствии с Указом Анны Иоанновны от 28 февраля 1733 г.) вылилась в создание «не банка, а не более как казенного ломбарда».

Из дореформенных правительственных инициатив в банковской сфере, по большей частью неудачных из-за неумения применить зарубежный опыт, плохой организации такого сложного вида кредитования, как ипотечное (на котором в тот период специализировалось подавляющее большинство крупных казенных кредитных учреждений), неаккуратности платежей заемщиков и злоупотреблений чиновников8, достойны упоминания следующие.

13 мая 1754 г. Правительствующим Сенатом были учреждена сословные банки двух видов:

1) государственные заемные  банки для дворянства (в Москве  и Санкт-Петербурге) — для краткосрочного (а с 1761 г. — и долгосрочного) ипотечного  кредитования дворян, выдававшие  кредиту не более 10 тыс. руб. в одни руки, из 6%, сроком на год, под залог, а) золота, серебра, изделий из алмазов и жемчуга — в размере 1% стоимости; б) имений, сел и деревень с людьми и со всеми угодьями, по 500 руб. на 50 душ;

2) Банк для поправления при  Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества — для предоставления местным купцам краткосрочных ссуд под залог товаров, золота и серебра, а также под свидетельства и «аттестаты» городских магистратов, представлявшие собой род поручительства, а позже и под векселя. Кредиты выдавались в размере 3/4 стоимости заложенных товаров, сроком да 1—6 месяцев.

Деятельность этих первых кредитных учреждений не оправдала ожиданий правительства. В результате в 1785 г. С.-Петербургский и Московский дворянские банки были закрыты; из купеческого банка выдача новых кредитов была прекращена в 1770 г., а в 1782 г, банк был закрыт.

Указом Екатерины II от 21 июня 1764 г. для поощрения внешней торговли открываются два портовых коммерческих банка (в Петербурге и Астрахани) с более жесткими требованиями к заемщикам. Цель открытия этих банков состояла в стремлении оказывать содействие внешней торговле9.

Манифестом от 20 ноября 1772 г. в ведомстве Опекунских советов воспитательных домов в обеих столицах были открыты Сохранные и Ссудные казны, первые из которых принимали вклады на срок и до востребования и выдавали среднесрочные ссуды под залог имений, а вторые выдавали краткосрочные ссуды под залог золота серебра и алмазных изделий, используя для своих операций средства Сохранных казен и уплачивая им за это определенный процент.

Указом от 17 ноября 1775 г. во всех губернских городах учреждаются Приказы общественного призрения, получившие право приема вкладов под проценты и выдачи краткосрочных ссуд под залог недвижимости, которые вскоре, вопреки первоначальному замыслу, приобрели характер долгосрочных ипотечных учреждений. От Сохранных казен они отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимости лишь той губернии, в которой они сами находились.

В 1786 г. на базе Петербургского Московского заемных банков для дворянства учреждается Государственный заемный банк (устав Высочайше утвержден 23 декабря 1786 г.) для выдачи долгосрочных ссуд под залог определенных видов недвижимости дворянам и городам. Этот банк был организован для содействия дворянскому землевладению, — «дабы всякий хозяин», как сказано было в манифесте по поводу учреждения банка, «был в состоянии удержать свои земли, улучшить их и основать навсегда непременный доход своему дому».

В царствование Павла I в 1797 г. при Ассигнационном банке были основаны учетные (эсконтные) конторы, организационно состоявшие из Вексельной учетной конторы. Конторы для выдачи ссуд под товары и страховой. Операции Контор, согласно уставу должны были носить вполне коммерческий характер. Деятельность этих Контор вследствие ничтожного развития вексельного, была ничтожна и не могла оказать достаточного влияния на торговлю и промышленность тогдашней России10.

В целях упорядочения денежного обращения и совершенствования системы кредитных учреждений в начале XIX в. в России впервые создаются специализированные государственные органы по регулированию кредитной деятельности: в 1810 г. — Комиссия погашения государственных долгов, а в 1817 г. (утвержденным 7 мая Мнением Госсовета) — Совет государственных кредитных установлений (далее — Совет ГКУ), которому поручалось ревизовать деятельность кредитных учреждений, а также составлять и рассматривать все законопроекты, затрагивающие кредитную сферу (в Совет ГКУ вошли министр финансов, председатель Госсовета, Государственный контролер и двенадцать представителей, избиравшихся дворянством и купечеством, по шесть от каждого сословия). По мнению Л.Н. Яснопольского, «не заинтересованные в материальном успехе банков и недостаточно сведущие в банковском деле, тем более в присутствии столь высоких сановников, эти сословные представители не могли внести оживляющей струи в дело банковского контроля».

Манифестом Александра I от 7 мая 1817 г. (в соответствии с проектом министра финансов Гурьева) был создан Государственный коммерческий банк (далее — Коммерческий банк), учреждение и деятельность которого первоначально финансировались из казны.

Банку были предоставлено право принимать вклады (в том числе впервые для осуществления бесплатных переводов — трансфертов — по своим книгам, т.е. по схеме жиробанков), выдавать ссуды под залог товаров и учитывать, взимая учетный процент, простые и переводные векселя преимущественно российских подданных, занимающихся торговлей, производством или банковской деятельностью, а также векселя российских торговых компаний. Уставом Коммерческого банка впервые в российской практике было установлено, что банковский капитал и вклады не подлежат налогообложению, описи или секвестру по частным или казенным искам, равно как и использованию для финансирования государственных расходов (последнее положение на протяжении более полувека оставалось только декларацией). При этом, однако, государство сохраняло определенный контроль над Банком путем использования права назначения половины директоров (другая половина избиралась петербургским купечеством) и утверждения министром финансов решений Правления, связанных с активными операциями Банка. К 1852 г. Банк имел всего 12 местных отделений.

Что же касается частной и общественной инициатив в сфере кредитования, то до середины XIX в. они практически отсутствовали.

Во второй четверти XIX в. система государственных кредитных учреждений не претерпела существенных изменений, а в конце 50-х гг. с очевидностью назрели радикальные общественно-политические, экономические и правовые реформы.

В результате (по инициативе министра финансов П.Ф. Брока был издан Указ от 20 июля 1857 г., снизивший годовой процент по частным вкладам с 4 до 3, а по казенным — до 1,5 с целью «устранения предвидимых для банковых установлений ущербов от скопления весьма значительных капиталов, которым установления сии по свойству своих оборотов не могут доставить надлежащего движения, а равно с целью дать праздным капиталам направление более соответственное пользам государства».

В целом, в дореформенных кредитных учреждениях закрепощен был в пользу казны и помещиков не только труд, но и капитал11.

В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития кредитно-банковской системы России. Согласно этим решениям: 1) были ликвидированы все существовавшие государственные кредитные учреждения; 2) прекращен прием вкладов в Заемный банк, Сохранные казны и Приказы общественного призрения; эти учреждения перешли в подчинение к министру финансов; 3) прекращен прием вкладов до востребования в Коммерческий банк; 4) снижен процент по вкладам с 3 до 2; 5) создана Комиссия для разработки проекта устройства земских банков (она просуществовала лишь до начала 1860 г.; разработанный ею проект Положения о земских кредитных обществах так и не был утвержден)12.

Указом от 31 мая 1860 г. был упразднен Заемный банк, а его дела переданы в Петербургскую сохранную казну, чья деятельность, как и всех Сохранных казен и Приказов, была ограничена производством расчетов со своими заемщиками и передачей получаемых от них сумм в учрежденный тем же Указом Государственный банк России (далее — Госбанк)13, к которому перешли все дела Государственного коммерческого банка14.

В соответствии с Уставом 1860 г. на Госбанк возлагалась выплата процентов и основных сумм по переданным в его ведение вкладам в ранее существовавшие кредитные учреждения и 5-процентным банковым билетам за счет средств Государственного казначейства, а также обмен и размен кредитных билетов.

Госбанк получил также право осуществлять следующие коммерческие операции: 1) учет векселей и других срочных бумаг (учетная ставка определялась правлением не реже, чем раз в две недели); 2) покупку и продажу золота и серебра; 3) получение платежей за счет доверителей; 4) прием вкладов на хранение, на текущий счет и на «обращение из процентов»; 5) производство ссуд (кроме ипотечных) под залог драгоценных металлов, товаров и процентных бумаг (государственных, гарантированных или облигаций земских кредитных обществ); 6) покупку и продажу процентных бумаг за счет доверителей и за свой счет (последнее — на сумму, не превышающую его собственный капитал). Вклады в Госбанк не подлежали ни описи, ни отчуждению по каким бы то ни было взысканиям и не могли быть использованы для покрытия государственных расходов.

Одновременно с открытием Госбанка в России начался процесс создания частных кредитных учреждений (в основном в сфере долгосрочного ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей, испытывавшей колоссальный дефицит ресурсов после ликвидации в 1859 г. дореформенных финансовых институтов), для которых, однако, долгое время не были разработаны схемы вхождения в банковскую систему и уставы которых в связи с этим приходилось специально рассматривать и утверждать на уровне правительства. Первыми такими учреждениями были:

1) Санкт-Петербургское  городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости (устав был утвержден 4- июля 1861 г. и послужил образцом для всех городских кредитных обществ).

2) Херсонский земский банк (устав утвержден 20 мая 1864 г.), также созданный на основе принципа взаимного кредитования для предоставления долгосрочных ссуд, но под залог поземельной собственности;

3) Общество взаимного  поземельного кредита (устав утвержден 1 июня 1866 г.), созданное, как и Херсонский банк, для выдачи ссуд (долгосрочных и дополнительных краткосрочных) под залог поземельной собственности. В 1890 г. в связи с фактическим банкротством Общества управление его делами вместе с капиталами и имуществом было передано Дворянскому банку.

Почти одновременно с названными учреждениями стали возникать (тоже на началах взаимности) учреждения для краткосрочного кредитования:

4) Санкт-Петербургское  общество взаимного кредита (устав  Утвержден 9 апреля 1863 г.). К 1 января 1881 г. действовало уже 83 подобных общества (из них 15 земских);

5) Санкт-Петербургский  частный коммерческий банк (устав  утвержден 28 июля 1864 г.). Поскольку это  был первый акционерный коммерческий банк, при формировании его паевого капитала Госбанк с целью содействия развитию такого рода кредитных учреждений приобрел 20% его акций на 1 млн. руб. и 10-летнее право постоянного членства своего представителя в Правлении банка. Появившись впервые в 1864 г., акционерные банки быстро сделались самой излюбленной формой не только коммерческого, но и земельного кредита;

6) Харьковский земельный  банк (устав утвержден 4 мая 1871 г.), учрежденный  для выдачи ссуд под залог  недвижимости в нескольких центрально-российских и украинских губерниях. Паевой капитал его был сформирован путем эмиссии акций.

Кроме утверждения уставов отдельных кредитных учреждений, за первое десятилетие их существования было принято несколько общих нормативных актов, касавшихся банковской деятельности. К ним относились: Положение о городских общественных банках от 6 февраля 1862 г.15. Закон от 17 мая 1871 г. «О порядке учреждения кредитных установлений земствами» и «Общие правила о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных», введенные Мнением Госсовета от 31 мая 1872 г.

Информация о работе Становление банковской системы