Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:50, лекция
Структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учётом которых фирмы определяют своё поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (её уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (лёгкость входа и выхода на рынок ), количество и размер фирм-производителей этой продукции ( определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчётов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нём.
2. Структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учётом которых фирмы определяют своё поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (её уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (лёгкость входа и выхода на рынок ), количество и размер фирм-производителей этой продукции ( определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчётов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нём.
Определяющее воздействие на характер функционирования рынка оказывает соотношение спроса и предложения, а также степень организованности и совершенства рыночных отношений.
В экономической теории и практике хозяйствования рыночные структуры играют различную роль. Весьма сложно, например, понять механизм действия рынка чистой конкуренции. В свою очередь в среде монополистического рынка невозможно открыть содержание олигополии, если предварительно не изучена монополистическая конкуренция. С этой целью выделяются понятия идеальной и реальной рыночных структур. Следует отметить, что современные рыночные отношения не являются идеальными рыночными структурами, и вместе с тем для понимания несовершенной конкуренции в качестве идеальной будет выступать чистая конкуренция, ибо только с её помощью возможно восприятие тех ограничений, которые вносит на рынок монополия. С помощью же реальных рыночных структур даётся обстоятельное описание реально функционирующих рыночных отношений. Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры : чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Ни в коем случае не следует полагать, что всё разнообразие рыночных форм, существующих в реальной действительности, исчерпывается теми четырьмя типами рыночных структур, которые мы рассмотрим далее. Напротив, их многообразие необозримо. Вопрос о том, как сделать его познаваемым. Этим и занимается экономическая теория. Она редуцирует необозримое богатство конкретных порядков к чистым формам, число которых ограничено и которые обладают более простыми свойствами. Благодаря этому становится возможным теоретический анализ экономических процессов, невзирая на всё их многообразие, наблюдаемое в истории.
Каковы же главные характерные черты типов рыночных структур?
Конкуренция
представляет собой
форму взаимного соперничества
экономических субъектов за
А. Смит именует
конкурентный механизм «
Совершенная конкуренция
– это такая рыночная структура, для которой характерны наличие множества, как правило, не очень крупных фирм, которые производят однородную продукцию, свобода входа и выхода из рынка, доступность информации о состоянии дел с продажей товаров для всех субъектов рынка.
Несовершенная конкуренция
– это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
В условиях несовершенной
конкуренции продавец в
Под влиянием теории американского экономиста Э. Чемберлина экономическая наука пола по двум основным направлениям. С одной стороны, это аналитическое исследование совершенной конкуренции, с другой - исследование различных форм несовершенной конкуренции.
Э. Чемберлин полагает, что чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией, она не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Чистая монополия– это рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет, по существу, всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.
Эти рыночные структуры полностью противоположны друг другу: в первом случае фирмы полностью свободны в своих действиях, во втором - одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке товаров.
Монополистическая конкуренция –
рыночная структура,
занимающая промежуточное
Олигополия
характерна для рынка, на котором действует небольшое число фирм, производящих однородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получения информации и ценообразовании. Данная рыночная структура характерна для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.
Идеальный тип позволяет более чётко обозначить те ограничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и с учётом которых можно построить более точные модели, позволяющие продемонстрировать совокупность альтернатив объёма выпуска и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора. Обе модели дают возможность раскрыть сущность рынков, которые в действительности не полностью отвечают критериям какой-либо названной выше рыночной структуры.
В настоящее время
Рыночная система способна успешно функционировать лишь при наличии определённых условий, формируемых в обществе:
· Многообразных форм собственности и хозяйствования;
· Гарантии приоритетов личных
интересов и экономической
· Использования конкурентного механизма цен и прибылей;
· Ограничения монополизма в экономике.
Из перечисленных выше
рыночных структур совершенную конкуренцию
и чистую монополию обычно рассматривают
как идеальные варианты рыночных
структур, их можно представить и
описать теоретически. Однако в реальной
жизни такие явления