Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:11, доклад

Краткое описание

Следует различать понятия «рыночная система хозяйствования» и «рынок». Рыночная система хозяйствования является довольно широкой категорией. Она включает анализ субъектов хозяйствования, законов, механизмов, системы связи между хозяйствующими субъектами. Рынок – более узкая категория, касающаяся только сферы обмена. Это отношения между людьми по поводу купли-продажи. Рыночная же система хозяйствования охватывает и производство, и распределение, и обмен, и потребление. В литературе часто отождествляют эти понятия. В дальнейшем мы также будем их отождествлять.

Вложенные файлы: 1 файл

TEMA_5.docx

— 20.13 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 5. СУЩНОСТЬ  И  ФУНКЦИИ  РЫНКА

 

5.1. Теоретическая модель рынка

Следует различать понятия «рыночная система хозяйствования» и «рынок». Рыночная система хозяйствования является довольно широкой категорией. Она включает анализ субъектов хозяйствования, законов, механизмов, системы связи между хозяйствующими субъектами. Рынок – более узкая категория, касающаяся только сферы обмена. Это отношения между людьми по поводу купли-продажи. Рыночная же система хозяйствования охватывает и производство, и распределение, и обмен, и потребление. В литературе часто отождествляют эти понятия. В дальнейшем мы также будем  их отождествлять.

Существует очень много определений рынка:

  1. Это отношения между товаропроизводителями по поводу купли-продажи.
  2. Это система связей между обособленными товаропроизводителями  по поводу купли-продажи.
  3. Упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели, чтобы определить цену и количество.
  4. Такая организация хозяйства, при которой индивидуальные производители взаимодействуют посредством обмена с целью решения трех основных экономических проблем: что? как? и для кого производить?

Для того чтобы охарактеризовать рыночную экономику, необходимо определить ее признаки, которые и будут представлять собой теоретическую модель:

  1. Субъекты рынка --3 уровня классификации:

а) Производители. Потребители.

б)  население, бизнес и государство.

в) промышленные предприятия, банки, магазины, биржи, фермерские хозяйства, различные фонды и т.д.

2. Объектами рынка является все, что продается и покупается: товары и услуги, ценные бумаги, земля, образование.

  3. Система связи между продавцами  и покупателями на рынке осуществляется  на эквивалентной и возмездной  основе. Возмездность означает то, что продавец должен возместить израсходованные ресурсы при продаже товара и получить прибыль. Эквивалентность – это уточняющий возмездность показатель: продавец должен возместить ровно столько, сколько затратил.

    4. Для рынка характерна  конкурентная борьба. Конкуренция стимулирует уменьшение затрат труда, улучшение качества продукции.

  5. Рынок работает на основе законов спроса и предложения, убывающей и возрастающей отдачи, предельной полезности, денежного обращения и т.д.

  6. Функционирование рынка невозможно  без вмешательства государства. Но это вмешательство должно  быть ограниченным.

    7. Цены в рыночной системе формируются свободно, под воздействием спроса и предложения.

8. Рынок характеризует свобода передвижения капиталов, трудовых ресурсов и информации.

 

5.2. Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования основан на конкуренции, спросе и предложении, цене.

На основе спроса предприниматель, имеющий средства, может решить вопрос, что производить, и направляет эти средства на производство какого-либо товара. Если предложение этого товара меньше спроса, то растущая цена позволяет увеличить прибыль, которая в дальнейшем направляется на расширение производства.

Рост предлагаемой продукции позволяет насытить рынок.  Следствием этого является снижение цены и уменьшение прибыли. Следовательно, исчезает стимул  развития данного производства.

Конкурентная борьба толкает предпринимателя к переливу капитала в другую отрасль, более прибыльную. Это также возможно путем купли-продажи акций или вклада свободных денег в банк.

В свою очередь, в другой отрасли (за счет этих денег) происходит расширение производства, насыщение рынка и снижение цен и доходов. Это заставляет снова переливать деньги в другие сферы производства.

И так происходит бесконечно, что позволяет устранять дефицит, снижать цены, выпускать самую разнообразную продукцию и удовлетворять потребности населения.

Характерно, что функционирование рынка,  движимое индивидуальными интересами увеличения прибыли, незаметно решает проблему удовлетворения общественных интересов: производятся именно те товары, которые нужны населению; формируется такой уровень цен, который устраивает  всех.

Это и есть «принцип невидимой руки рынка»,  сформулированный Адамом Смитом.

 

5.3. Функции рынка

Первая функция – информационная: именно на рынке предприниматели узнают о спросе, новых достижениях в своей отрасли, а потребители о ценах, о видах производимой продукции.

Вторая функция – стимулирующая. Рынок заставляет предпринимателей снижать затраты на производство, использовать достижения научно-технического прогресса, улучшать организацию производства с тем, чтобы  снизить цену на свою продукцию и получить больший доход, опередив конкурентов. Поскольку  в условиях рынка труд работника оплачивается в зависимости от его результатов, то стимулируется также и высокая трудовая активность.

Третья функция –  регулирующая. Перелив капиталов из одной отрасли в другую дает возможность для изменения пропорций общественного производства, для оптимального соотношения между сферами и отраслями производства.

Четвертая функция – воспроизводственная. На рынке работник приобретает все необходимые предметы потребления, которые служат его воспроизводству как работника и как человека. В условиях рынка осуществляется и воспроизводство на каждом отдельном предприятии, поскольку оно приобретает на рынке оборудование, сырье, материалы.

Противоречия рынка – это те негативные последствия, которые всегда присутствуют в рыночной экономике.

1. рынок не всегда может обеспечить такое распределение ресурсов, которое удовлетворяло бы интересы общества. Рынок не в состоянии производить общественные блага (транспорт, образование, оборону, здравоохранение и т.д.), поскольку расходы на производство этих благ очень велики, а доходы от них не прибыльны.

2. рынок порождает высокую интенсификацию труда, которая иногда не по силам работникам.

3. рыночная экономика развивается циклически, то есть подъемы производства чередуются со спадами. В результате подъемов растут цены, а в результате спадов растет безработица.

4. главная целевая функция предпринимателей – получение прибыли, и отсюда понятно нежелание следить за равновесием в окружающей среде. Любые средства хороши для постоянного увеличения прибыли.

5. в условиях рынка порождается социальная  несправедливость, неравенство доходов.

Принципы рынка:

  1. Максимальная свобода экономических субъектов;
  2. Полная ответственность предприятия за результаты своей хозяйственной деятельности;
  3. Равноправие всех видов собственности и форм предпринимательской деятельности;
  4. Конкуренция;
  5. Свобода ценообразования;
  6. Распространение рыночных отношений на все сферы хозяйственной деятельности;
  7. Открытость экономики;
  8. Ограниченное вмешательство государства.

 


Информация о работе Сущность и функции рынка