Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции………………………………………………3
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы…………………………………………………….6
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….....25
Литература………………………………………………………………….27
Практика……………………………………..……………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 318.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

1. Сущность, структура государственного  бюджета и главные макроэкономические  функции………………………………………………3

2. Дефицит и профицит государственного  бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы…………………………………………………….6

3. Особенности балансирования государственного  бюджета в экономике современной России………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………….....25

Литература………………………………………………………………….27

Практика……………………………………..……………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство обеспечивает возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Бюджет как  экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических  отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения  и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для  обслуживания общественных потребностей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы  осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

 

 

1.Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Он является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным  и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации( штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в  унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней  не входят в бюджеты вышестоящих  уровней.

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти.

Главная роль в мобилизации средств в государственный  бюджет принадлежит налогам. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

К основным  налогам, которые обеспечивают наибольшие поступления в бюджет и которые  закреплены за государственным бюджетом, относятся следующие:

    • подоходный налог с населения;
    • налог на прибыль корпораций;
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы, таможенные пошлины.

Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:

    • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы от реализации государственных запасов;
    • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    • административные платежи и сборы;
    • штрафные санкции, возмещение ущерба;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы государственного бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория  расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с  качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет  установить экономическую природу  и общественное назначение каждого  вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходная часть  государственного бюджета охватывает всю экономику, так как государство  учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру  расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное  устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;
  2. Соблюдение режима экономии;
  3. Безвозвратность государственных расходов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета являются следующие:

    • перераспределение национального дохода;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • стимулирование научно-технического прогресса;
    • финансовое обеспечение социальной политики;
    • контролирование процесса образования и использования централизованного фонда денежных средств.

Стимулирование  научно-технического прогресса является очень важной функцией государственного бюджета, так как без государственного финансирования, поддержки и организационных  мероприятий со стороны государства  оказалось бы невозможным осуществление  многих научно-технических программ, имеющих большое значение для  развития общественного воспроизводства. В современном обществе велика степень  внимания к научным исследованиям  и разработкам. К тому же очень  часто исследования направлены на решение  не только гражданских, но и военных  проблем. Также можно отметить, что  государственное финансирование научных  исследований и разработок позволяет  финансово промышленным группам получать прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.

В сфере социальной политики бюджетные расходы играют главную роль и несут основную нагрузку в претворении в жизнь  широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. Десятки таких программ насчитываются  в США, Германии, Великобритании и  Франции.

Так, например, в США благодаря высокоразвитой медицине, ее достижениям, усилению заботы о здоровье граждан со стороны  государства значительно увеличилась  средняя продолжительность жизни  населения. Рост затрат на здравоохранение, образование, профессионально-техническое  обучение, повышение занятости и  ряд других мер социально ориентированной  политики играет решающую роль в формировании структуры бюджета и значительном увеличении его расходной части.

Как  мы видим, государственный бюджет складывается, прежде всего, исходя из потребностей самого государства, осуществления  им его функций и необходимости  мобилизации средств для их оплаты. Вместе с тем те или иные компоненты расходной и доходной частей бюджета  могут быть использованы для активного  воздействия на состояние экономики  и её развитие.

 

2.Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы.

2.1. Профицит, дефицит и методы его преодоления

Разница между  доходами и расходами государства  составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может  находиться в трех различных состояниях:

    • когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
    • когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
    • когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

Графически  изобразить дефицит и профицит можно  следующим обра-зом:

Рис. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G - государственные расходы;

Т - налоговые поступления; Y - доход.

В точке E - сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (T = G).

На разных фазах экономического цикла состояние  государственного бюджета разное. При  спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Профицит  – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается  путем: уменьшения доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств  на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими  причинами, среди которых можно  выделить следующие:

    • спад общественного производства;
    • массовый выпуск "пустых" денег;
    • чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);
    • излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
    • высокие военные расходы;
    • огромные непроизводительные расходы, хищения;
    • истощение месторождений полезных ископаемых;
    • оборот "теневого" капитала в огромных масштабах.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, т.к. природа дефицита, его качество может быть различным. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Мировая практика знает четыре основных способа преодоления дефицита бюджета:

1. Сокращение бюджетных расходов;

2. Изыскание источников дополнительных доходов;

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита – внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально  решить такую задачу крайне  трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

    • люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
    • люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются1.

Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

Такую картину  хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 4).

Прямая на графике – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как  росла бы абсолютная сумма налоговых  поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Информация о работе Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции