Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:58, доклад
Экспансия сферы услуг является общемировой тенденцией и важнейшим фактором роста ВВП, и главным механизмом обеспечения занятости. В последнее время мы наблюдаем интенсивный перелив факторов производства из сферы материального производства в сектор услуг [1]. Согласно Д. Беллу «постиндустриальное общество основано на услугах» [2].
Резкое возрастание доли услуг и уменьшение занятости в сельском хозяйстве и промышленности и характеризует, собственно, сам переход к постиндустриальному обществу, основанному на услугах. Связана возникшая тенденция, главным образом, с научно-техническим прогрессом.
Тенденции развития
сферы услуг в мировом
Экспансия сферы услуг является общемировой тенденцией и важнейшим фактором роста ВВП, и главным механизмом обеспечения занятости. В последнее время мы наблюдаем интенсивный перелив факторов производства из сферы материального производства в сектор услуг [1]. Согласно Д. Беллу «постиндустриальное общество основано на услугах» [2].
Резкое возрастание доли услуг и уменьшение занятости в сельском хозяйстве и промышленности и характеризует, собственно, сам переход к постиндустриальному обществу, основанному на услугах. Связана возникшая тенденция, главным образом, с научно-техническим прогрессом.
Услуги, или третичный сектор экономики, стали выделять в предмет некоторого анализа недавно. Это связано с тем. что общий объем торговли услугами за последние 20 лет резко вырос в 5 раз. Так, доля услуг в объеме мирохозяйственных связей на сегодняшний день составляет 30 %. Их удельный вес в ВВП развитых стран составляет до 3/4. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля услуг 55 % к ВВП соответственно. В целом, к мировому ВВП доля услуг составляет 64 %.
По оценкам некоторых специалистов, доля услуг в мировом ВВП в конце 1980-х гг. составила 70 %. Из них опять же 70 % приходится на ведущие развитые страны (особенно США. Великобританию. Францию. Германию, причем на эти четыре страны
приходится 44 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта, а также Японию, Сингапур и Гонконг). На восемь ведущих стран приходится 2/3 мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В самих этих странах на сферу услуг приходится 70-80 % ВВП и общей численности занятых и 2/3 капиталовложений и основного капитала [3].
Условно, в зависимости от развития сферы услуг, страны можно объединить в три группы: развитые страны; новью индустриальные страны со средним уровнем развития услуг; страны с переходной экономикой, для которых характерно развитие одной-двух сфер из всего сектора в целом. Так. среди стран с развивающейся экономикой, например, Южная Корея специализируется в инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика, Турция, Египет - туристических, страны Карибского моря - финансовых, Панама - транспортных.
Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития услуг. Доля стран с переходной экономикой в мировом товарообороте составляет около 4 % [4]. Если говорить о распределении стоимости услуг по видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Лидерами в данных отраслях являются США. Великобритания и Франция. Экспортная выручка от туристических услуг во Франции, Италии. Канаде. Швейцарии составляет 40-50 % [5].
Как мы знаем, в современных условиях существует четыре способа международной торговли услугами.
1. Трансграничная торговля, когда производитель и потребитель не пересекают границу, а пересекает сама услуга. На ее долю приходится свыше 40 % всего международного объема торговли услугами.
2. Потребление за границей (например, с целью учебы или лечения) - 20 %.
3. Коммерческое присутствие в стране предоставления услуги, когда компания, предоставляющая услугу, открывает свое представительство в стране потребления - 40 %.
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, когда услуга заключается непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель - 1 % соответственно [6].
Доля России в международной торговле услугами за последние 20 лет составляла менее 1 %, причем импорт превышает экспорт. В настоящее время эта цифра составляет около 1.5 %. Но по сравнению с товарами доля услуг в национальной экономике выше и составляет около 60 %. По данным ВТО. Россия в 2003 г. по экспорту услуг заняла 24-е место, а по импорту 18-е. Соответственно доля импорта 1.5 %, а доля экспорта 0.9 % [7|. Структура экспорта услуг России: 42 %-туризм. 33 % - транспортные услуги. 25 % -прочие частные услуги. Россия и страны СНГ хоть и обладают потенциалом для развития туристических и транспортных услуг, но их экспорту мешает слабая материально-техническая база. Россия приближается к мировой тенденции и уже в 1994 г. доля услуг в ВВП превысила долю товаров, а в 2004 г, составила 54,8 % против 32 %.
Несмотря на опережающий
рост услуг, их доля во внешнеторговом
товарообороте менее
В последнее время также наблюдается значительный рост торговли через Интернет Объем мировой торговли в 2003 г. составил 2 трлн долл.. и их потенциал оценивается в 30 % ВВП развитых стран. В секторе услуг развитых стран растет удельный вес финансово-кредитных услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Остается на прежнем уровне доля торговли товарами, и снижается значение государственного управления.
Существует несколько классификаций услуг. По классификатору ООН в их число входит 160 видов услуг, разделенных на 12 разделов:
1) деловые - 46;
2) транспортные - 33;
3) услуги связи - 25;
4) финансовые и страховые- 17;
5) строительные и инжиниринговые - 5;
6) дистрибьюторские - 5;
7) общеобразовательные -5:
8) услуги по защите окружающей среды - 4;
9) услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4;
10) туризм и путешествия - 4;
11) услуги в области организации досуга, культуры, спорта - 5:
12) прочие услуги [8].
По оценкам экспертов доля услуг в мировом товарообороте занижена на 40-50 % в связи с тем, что. как правило, услуги предоставляются вместе с товарами, причем доля услуг в цене составляет ее значительную часть. Далее заниженными предоставлены расходы туристов и людей, находящихся в деловой поездке, также трудно рассчитать заработную плату, выплачиваемую иностранным рабочим.
Относительная новизна услуг как предмета анализа затрудняет точное определение объекта анализа, а специфический характер услуг порождает проблемы по оценке достоверности информации по данной сфере. Но в отношении методологии исследования сферы услуг серьезных расхождений нет. Первоначально рассматривается общий объем услуг и их структура в зависимости от определенных критериев, далее оценивается динамика предоставления услуг, в т. ч. по отдельным их видам. На следующем этапе анализируется эффективность предоставления услуг и удовлетворение спроса. Завершает процесс изучения сферы услуг региональный анализ. Существует ряд особенностей, затрудняющих проведение их анализа:
В отличие от международной торговли товарами импорт или экспорт услугами не предусматривает обязательного пересечения границы. Достаточным условием является то, что покупатель и производитель являются резидентами разных стран.
В настоящее время стоит остро проблема государственного и международного регулирования торговли услугами, т. к. появление новых игроков на рынке - транснациональных компаний - привело к тому, что диверсификация их деятельности в данной сфере начата размывать границы между отдельными видами услуг. Реализация различных форм методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов. В современных условиях существенную роль играют межгосударственные двухсторонние договора. В настоящее время эта тенденция устаревает в связи с появлением регионального уровня. Успешным примером регулирования данного аспекта на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима. Такой же принцип действует в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Однако, безусловно, одним из основных наднациональных механизмов регулирования данной сферы.
международным актом, регулирующим торговлю услугами в мировой экономике, является ГАТС - генеральное соглашение по торговле услугами, которое является одной из юридических основ ВТО и которое было принято в рамках Уругвайского раунда. В соответствии с соглашением страны, его подписывающие, не обязаны сразу либерализовать весь свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня экономического развития. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 1990-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, а также рынка финансовых услуг, что может привести к снижению стоимости страхования и кредита.
В целом, торговля услугами является одним из самых сложных направлений вступления России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. Основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности по области внешней торговли услугами определены в ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». За/исключением транспорта российские фирмы, торгующие услугами, не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке.
Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг. Россия должна будет принять общие требования ГАТС, предоставить и согласовать общие и специфические обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС. В целом. ГАТС является первым механизмом международной торговли услугами без дискриминации, на основе согласованных правил
Многие проблемы внешней торговли услугами могут быть урегулированы путем вступления России в ВТО. Что это за проблемы?
Россия обладает огромным потенциалом с точки зрения перспективности по производству услуг в сфере программирования, космоса, туризма. Так, мировой спрос на ИТ
составляет 500 млрд долл. в год. пока что доля России - лишь 60-70 млн долл. Далее, в рынке космических услуг Россия ежегодно недополучает 500 млн долл. В дальнейшем
США планирует покрыть 65 % запусков, а странам СНГ оставить менее 1 %.
Для присоединения к ВТО Россия должна подготовить следующие документы:
Защита внутреннего рынка
в сфере услуг осуществляется
с помощью специфических
Все это позволяет говорить о том, что создание действенного механизма разделения труда в мировой экономике будет способствовать развитию качественной системы международного регулирования сферы услуг, позволяющей вовлечь страны с развивающейся экономикой.
Список использованной литературы:
Информация о работе Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве