Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:58, доклад

Краткое описание

Экспансия сферы услуг является общемировой тенденцией и важнейшим фактором роста ВВП, и главным механизмом обеспечения занятости. В последнее время мы наблюдаем интенсивный перелив факторов производства из сферы материального производства в сектор услуг [1]. Согласно Д. Беллу «постиндустриальное общество основано на услугах» [2].
Резкое возрастание доли услуг и уменьшение занятости в сельском хозяйстве и промышленности и характеризует, собственно, сам переход к постиндустриальному обществу, основанному на услугах. Связана возникшая тенденция, главным образом, с научно-техническим прогрессом.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - копия.docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве

Экспансия сферы услуг  является общемировой тенденцией и важнейшим фактором роста ВВП, и главным механизмом обеспечения занятости. В последнее время мы наблюдаем интенсивный перелив факторов производства из сферы материального производства в сектор услуг [1]. Согласно Д. Беллу «постиндустриальное общество основано на услугах» [2].

Резкое возрастание доли услуг и уменьшение занятости в сельском хозяйстве и промышленности и характеризует, собственно, сам переход к постиндустриальному обществу, основанному на услугах. Связана возникшая тенденция, главным образом, с научно-техническим прогрессом.

Услуги, или третичный сектор экономики, стали выделять в предмет некоторого анализа недавно. Это связано с тем. что общий объем торговли услугами за последние 20 лет резко вырос в 5 раз. Так, доля услуг в объеме мирохозяйственных связей на сегодняшний день составляет 30 %. Их удельный вес в ВВП развитых стран составляет до 3/4. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля услуг 55 % к ВВП соответственно. В целом, к мировому ВВП доля услуг составляет 64 %.

По оценкам некоторых  специалистов, доля услуг в мировом  ВВП в конце 1980-х гг. составила 70 %. Из них опять же 70 % приходится на ведущие развитые страны (особенно США. Великобританию. Францию. Германию, причем на эти четыре страны

приходится 44 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта, а также Японию, Сингапур и Гонконг). На восемь ведущих  стран приходится 2/3 мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В самих этих странах на сферу услуг приходится 70-80 % ВВП и общей численности занятых и 2/3 капиталовложений и основного капитала [3].

Условно, в зависимости  от развития сферы услуг, страны можно объединить в три группы: развитые страны; новью индустриальные страны со средним уровнем развития услуг; страны с переходной экономикой, для которых характерно развитие одной-двух сфер из всего сектора в целом. Так. среди стран с развивающейся экономикой, например, Южная Корея специализируется в инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика, Турция, Египет - туристических, страны Карибского моря - финансовых, Панама - транспортных.

Большинство развивающихся  стран входит в группу с низким уровнем развития услуг. Доля стран с переходной экономикой в мировом товарообороте составляет около 4 % [4]. Если говорить о распределении стоимости услуг по видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Лидерами в данных отраслях являются США. Великобритания и Франция. Экспортная выручка от туристических услуг во Франции, Италии. Канаде. Швейцарии составляет 40-50 % [5].

Как мы знаем, в современных  условиях существует четыре способа  международной торговли услугами.

1.   Трансграничная торговля, когда производитель   и   потребитель   не   пересекают границу, а пересекает сама услуга. На ее долю приходится свыше 40 % всего международного объема торговли услугами.

2.   Потребление за границей (например, с целью учебы или лечения) - 20 %.

3.   Коммерческое  присутствие  в стране предоставления услуги, когда компания, предоставляющая услугу, открывает свое представительство в стране потребления - 40 %.

4.   Присутствие   физических  лиц,   предоставляющих услугу, когда услуга заключается непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель - 1 % соответственно [6].

Доля России в международной  торговле услугами за последние 20 лет  составляла менее 1 %, причем импорт превышает экспорт. В настоящее время эта цифра составляет около 1.5 %. Но по сравнению с товарами доля услуг в национальной экономике выше и составляет около 60 %. По данным ВТО. Россия в 2003 г. по экспорту услуг заняла 24-е место, а по импорту 18-е. Соответственно доля импорта 1.5 %, а доля экспорта 0.9 % [7|. Структура экспорта услуг России: 42 %-туризм. 33 % - транспортные услуги. 25 % -прочие частные услуги. Россия и страны СНГ хоть и обладают потенциалом для развития туристических и транспортных услуг, но их экспорту мешает слабая материально-техническая база. Россия приближается к мировой тенденции и уже в 1994 г. доля услуг в ВВП превысила долю товаров, а в 2004 г, составила 54,8 % против 32 %.

Несмотря на опережающий  рост услуг, их доля во внешнеторговом товарообороте менее значительна  по сравнению с товарной долей. Так, в 1990-х гг. на экспорт услуг приходилось 20-25 % всего мирового экспорта товаров и услуг. Одновременно наметились большие изменения в структуре мирового экспорта услуг: снижается доля транспортных услуг и продолжает расти доля международных туристических и деловых услуг. Увеличение последних связано с обслуживанием бизнеса. Новые средства связи позволяют отказаться от личного контакта продавца и покупателя, что 'Обусловливает увеличивающийся спрос на те деловые услуги, которые раньше имели товарную форму: финансовые, банковские, страховые.

В последнее время также  наблюдается значительный рост торговли через Интернет Объем мировой  торговли в 2003 г. составил 2 трлн долл.. и их потенциал оценивается в 30 % ВВП развитых стран. В секторе услуг развитых стран растет удельный вес финансово-кредитных услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Остается на прежнем уровне доля торговли товарами, и снижается значение государственного управления.

Существует несколько  классификаций услуг. По классификатору ООН в их число входит 160 видов  услуг, разделенных на 12 разделов:

1)   деловые - 46;

2)   транспортные - 33;

3)   услуги связи - 25;

4)   финансовые и страховые- 17;

5)   строительные и инжиниринговые - 5;

6)   дистрибьюторские - 5;

7)   общеобразовательные -5:

8)   услуги по защите окружающей среды - 4;

9)   услуги по охране  здоровья и социальные услуги - 4;

10)   туризм и путешествия - 4;

11)   услуги в области организации досуга, культуры, спорта - 5:

12)   прочие услуги [8].

По оценкам экспертов доля услуг в мировом товарообороте занижена на 40-50 % в связи с тем, что. как правило, услуги предоставляются вместе с товарами, причем доля услуг в цене составляет ее значительную часть. Далее заниженными предоставлены расходы туристов и людей, находящихся в деловой поездке, также трудно рассчитать заработную плату, выплачиваемую иностранным рабочим.

Относительная новизна услуг  как предмета анализа затрудняет точное определение объекта анализа, а специфический характер услуг порождает проблемы по оценке достоверности информации по данной сфере. Но в отношении методологии исследования сферы услуг серьезных расхождений нет. Первоначально рассматривается общий объем услуг и их структура в зависимости от определенных критериев, далее оценивается динамика предоставления услуг, в т. ч. по отдельным их видам. На следующем этапе анализируется эффективность предоставления услуг и удовлетворение спроса. Завершает процесс изучения сферы услуг региональный анализ. Существует ряд особенностей, затрудняющих проведение их анализа:

  • сложность отделения цены на товар от цены на сопутствующие услуги (например, отделение стоимость его доставки от стоимости самого товара):
  • специфика  фиксации  смены   собственника (услуга не существует в виде объекта и вследствие этого на нее не распространяется право собственности);   
  • неосязаемость услуг;
  • постоянное изменение качества;
  • невозможность хранения [9].

В отличие от международной  торговли товарами импорт или экспорт  услугами не предусматривает обязательного  пересечения границы. Достаточным  условием является то, что покупатель и производитель являются резидентами  разных стран.

В настоящее время стоит  остро проблема государственного и  международного регулирования торговли услугами, т. к. появление новых игроков на рынке - транснациональных компаний - привело к тому, что диверсификация их деятельности в данной сфере начата размывать границы между отдельными видами услуг. Реализация различных форм методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов. В современных условиях существенную роль играют межгосударственные двухсторонние договора. В настоящее время эта тенденция устаревает в связи с появлением регионального уровня. Успешным примером регулирования данного аспекта на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима. Такой же принцип действует в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Однако, безусловно, одним из основных наднациональных механизмов регулирования данной сферы.

международным актом, регулирующим торговлю услугами в мировой экономике, является ГАТС - генеральное соглашение по торговле услугами, которое является одной из юридических основ ВТО и которое было принято в рамках Уругвайского раунда. В соответствии с соглашением страны, его подписывающие, не обязаны сразу либерализовать весь свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня экономического развития. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 1990-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, а также рынка финансовых услуг, что может привести к снижению стоимости страхования и кредита.

В целом, торговля услугами является одним из самых сложных направлений вступления России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. Основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности по области внешней торговли услугами определены в ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». За/исключением транспорта российские фирмы, торгующие услугами, не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке.

Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг. Россия должна будет принять общие требования ГАТС, предоставить и согласовать общие и специфические обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС. В целом. ГАТС является первым механизмом международной торговли услугами без дискриминации, на основе согласованных правил

Многие проблемы внешней  торговли услугами могут быть урегулированы путем вступления России в ВТО. Что это за проблемы?

Россия обладает огромным потенциалом с точки зрения перспективности по производству услуг в сфере программирования, космоса, туризма. Так, мировой спрос на ИТ

составляет 500 млрд долл. в год. пока что доля России - лишь 60-70 млн долл. Далее, в рынке космических услуг Россия ежегодно недополучает 500 млн долл. В дальнейшем

США планирует покрыть 65 % запусков, а странам СНГ оставить менее 1 %.

Для присоединения к ВТО  Россия должна подготовить следующие документы:

  • описание изъятий из общих принципов Г'АТС. проект перечня специфических обязательств по доступу иностранных поставщиков на национальный рынок услуг:
  • изменения в действующем законодательстве и международных соглашениях.

Защита внутреннего рынка  в сфере услуг осуществляется с помощью специфических обязательств. Это фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке, таких как: ограничение количества иностранных поставщиков в данном секторе услуг, объема поставляемых ими услуг, количества учреждаемых представительств иностранных компаний, максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг, численности иностранного персонала, выбора организационной формы компании.

Все это позволяет говорить о том, что создание действенного механизма разделения труда в мировой экономике будет способствовать развитию качественной системы международного регулирования сферы услуг, позволяющей вовлечь страны с развивающейся экономикой.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб.. 2007. С. 14.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.   Опыт   социального   прогнозирования. М, 1999. С. 171.
  3. Демидова Л. Сфера услуг: изменение динамики производительности // Мировая экономика   и   международные   отношения.   2006, № 12. С. 40-52.
  4. Мировая экономика / под ред. А. С. Булатова. М, 2005. С. 186.
  5. Международные экономические отношения / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин Л.В. Балдин и др.; под ред. В.Е.  Рыбалкина. М.. 2004. С. 193.
  6. Сфера   услуг:   экономика.   Л. Д.   Бурменко. Н.Н.   Даниленко,   Т. А.   Туренко;   под   ред. Т.Д. Бурменко. М., 2007. С. 217.
  7. Мировая экономика и международный бизнес / под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. М.. 2005. С. 516.
  8. Авдокушин Е.Ф. Международник экономические отношения. М., 2002. С. 81.
  9. Анализ экономики / В.Е. Рыбалкин, В.М. Грибанич и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина.  М, 2006. С. 37.

Информация о работе Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве