Торговая политика развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:14, реферат

Краткое описание

Принадлежность к группе из примерно 130 развивающихся стран определяется более низким в сравнении с развитыми странами показателями подушевого ВВП, более низкой долей городского населения, более высокими темпами роста населения, высокими показателями детской смертности и меньшими сроками средней продолжительности жизни людей. Группа весьма неоднородна и включает в себя, с одной стороны, страны с уровнем подушевого ВВП, приближающимся к среднему уровню развитых стран, а с другой — крайне бедные страны. Поэтому средние показатели уровня развития мало пригодны для выявления и анализа особенностей торговой политики развивающихся стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан

Университет Мировой Экономики и Дипломатии

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету «мэо»

На тему: «Торговая политика развивающихся стран»

                                                                     

                                                        

                                                         Сдала: Маркова И.

                                                         Группа:0-4а-10

                                                         Приняла: Максудханова Г.Б.

 

 

Ташкент 2014

Принадлежность к группе из примерно 130 развивающихся стран определяется более низким в сравнении с развитыми странами показателями подушевого ВВП, более низкой долей городского населения, более высокими темпами роста населения, высокими показателями детской смертности и меньшими сроками средней продолжительности жизни людей. Группа весьма неоднородна и включает в себя, с одной стороны, страны с уровнем подушевого ВВП, приближающимся к среднему уровню развитых стран, а с другой — крайне бедные страны. Поэтому средние показатели уровня развития мало пригодны для выявления и анализа особенностей торговой политики развивающихся стран. Деление с этой целью группы развивающихся стран на более дробные подгруппы по интервалам показателей также не дает возможности выделения специфики торговой политики развивающихся стран.          Между тем за четыре последних десятилетия, когда начался отсчет независимого развития этой группы стран, накоплен та кой опыт и произошло столько событий, а также предпринято столько попыток осмысления этого опыта и этих событий, что они вполне позволяют назвать наиболее существенные особенности в этой области. В ряду этих событий безусловно следует назвать попытку установления в 1970-х гг. Нового международного экономического порядка (НМЭП), когда все развивающиеся страны и сразу по всему кругу вопросов пытались навязать мировому сообществу правила игры, отличающиеся от рыночных правил регулирования экономических отношений. Однако развитые страны отказались пойти на поводу требований уста новления НМЭП и с приходом к власти в начале 1980-х гг. консервативных сил в ряде развитых стран направили эти требования в русло диалога «Север—Юг», который окончательно завершился в середине 1980-х гг. Одним из позитивных следствий этого диалога является то, что развитые страны стали прислушиваться к проблемам «третьего мира» и более активно анализировать их. То обстоятельство, что в этих странах проживает почти 3/4 населения мира, при этом около 2 млрд человек находится в условиях абсолютной бедности, лишь подчеркивает важность этих проблем.      Одной из проблем такого рода, определивших особенность внешнеторговой политики развивающихся стран, стала нестабильность экспортной выручки. Складываясь у многих стран из доходов от экспорта сырья, она подвергается значительным годовым колебаниям вследствие нестабильности предложения сырья на экспорт, нестабильности спроса на него из-за колебаний конъюнктуры мировой экономики и нестабильности цен. Монокультурный характер экспорта многих развивающихся стран приводит к тому, что мировая конъюнктура влечет для них более тяжелые последствия, чем для развитых стран. При высокой степени открытости экономики, измеряемой отношением стоимости эк спорта к ВВП, эти колебания напрямую воздействуют на вели чину ВВП и бюджета, ставя в уязвимое положение само существование государства. Нестабильность экспортной выручки происходит на фоне долгосрочной тенденции ухудшения условий торговли, т.е. уменьшения ее покупательной способности. Эта тенденция действует вследствие ряда причин, например из- за более низкой эластичности спроса на сырье в сравнении с эластичностью спроса на готовые продукты, более высокой степени конкурентности рынка сырья в сравнении с рынком готовой продукции, нередко олигополистическим, что также ведет к асимметрии цен. К числу других причин можно отнести по явление заменителей сырья, широкую практику использования ТНК трансфертных цен и др.         Все это заставляет развивающиеся страны вносить в свою торговую политику меры по стабилизации объемов экспорта, цен и покупательной способности экспортной выручки. К числу таких мер можно отнести попытки создания экспортных картелей; международных буферных запасов сырья; заключение международных соглашений об экспортных квотах; создание фондов, компенсирующих падение объемов экспортной выручки за счет средств, получаемых в годы благоприятной конъюнктуры; мер по диверсификации экспорта, по созданию интеграционных объединений с целью унификации торговой политики и др. Перечисленные меры получили воплощение во многих десятках различных инициатив, предполагавших согласование или прямое подчинение торговой политики этим инициативам, однако последние лишь в редких случаях имели частичный успех из-за разногласий интересов стран-участниц и несовпадения их с интересами развитых стран.        Другой отличительной чертой торговой политики развивающихся стран стало подчинение ее стратегическим целям экономической политики. Формирование группы развивающихся стран пришлось на период, когда определяющим признаком и критерием успеха в экономическом развитии было наличие промышленности и само развитие ассоциировалось с его индустриальной стадией. Преодоление отставания в уровнях экономического развития от промышленно развитых стран в общественном сознании ассоциировалось с ускоренной индустриализацией развивающихся стран, и индустриализация логично рассматривалась ими как ключевое звено всей стратегии и долгосрочных планов экономического развития.      На индустриализацию возлагалось решение вопросов занятости, повышения технического уровня экономики, изменение ее отраслевой структуры, выгодного включения в мировой торговый обмен и целого ряда других задач.       В начальный период ориентации на промышленное развитие последнее мыслилось как развитие собственного производства широкого круга промышленных изделий для своего рынка. Ры нок сбыта для них представлялся существующим, суверенитет гарантировал его защиту, развитые страны представлялись неисчерпаемым источником капитального оборудования. Лишь спустя годы, где-то в первой половине 1960-х гг., пришло понимание того, что выбранный путь индустриализации есть путь импортозамещения, который не столь однозначно простой. Ибо появились трудности замещения более сложных изделий, очевидной стала узость внутренних рынков, а защита от внешней конкуренции обернулась отсутствием стимулов к эффективности.  Возникла и стала популярной идея противоположной — внешней ориентации индустриализации, которая нашла отражение в концепции экспортно-ориентированного развития. На первый взгляд она позволяла преодолевать недостатки импортозамещения, ибо снимала проблему узости рынков сбыта и давала стимулы к повышению эффективности. Но сразу становилось очевидным, что на внешних рынках завоевать позиции трудно из- за конкуренции развитых стран и их протекционистской политики в отношении экспортных товаров развивающихся стран.       В результате большинство стран сохранило импортозамещение как главный вектор экономического развития, разделившись, правда, на две подгруппы по критерию сильной и умеренной ориентации на внутренний рынок, и лишь примерно пятая часть развивающихся стран избрала экспортно-ориентированное развитие, по большей части умеренное. Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея, выбрав путь безусловной экспортной ориентации, стали спустя десятилетие—полтора первым эшелоном новых индустриальных стран. Как бы там ни было, сегодня представляется, что у развивающихся стран было два альтернативных пути индустриального развития с противоположными целями и задачами торговой политики.  Экспортная ориентация оказалась более эффективной, но она вряд ли была достижима сколько-нибудь более значительным числом стран. Импортозаменяющая стратегия оказалась менее эффективной, но она позволила, тем не менее, многим странам добиться выполнения целого ряда других задач. Включение в мировой товарообмен для них не закрыто, особенно для стран с умеренной ориентацией на импортозамещение, которая может быть относительно безболезненно переключена на умеренную экспортную ориентацию. С конца 1980-х гг., по мере признания глобализации как феномена мировой экономики, многие развивающиеся страны, взяв курс на либерализацию внешней торговли, объявили о торговых реформах, в том числе о пересмотре важнейших постулатов импортозамещения.     Определенное своеобразие торговой политике развивающихся стран придает характерный для многих из них дуализм экономики. Контраст между современной и традиционной экономикой наблюдается не только при сравнении развитых стран с развивающимися, но и внутри развивающихся стран, где анклавы современной экономики соседствуют с традиционным окружением. Экономический прирост в этих странах связан не только с пре образованием традиционного хозяйства, но и с появлением островов современных предприятий. Современный сектор экономики отличается более высоким уровнем технического оснащения, более высокими зарплатами и, конечно, большей выработкой на одного работающего, или большей эффективностью. В известном смысле эта ситуация отражает некий «разлом» рынка или свидетельствует о наличии рыночного дефекта. Торговая поли тика защищает современный сектор, который, как правило, является сектором промышленных предприятий, от конкурирующего импорта, поощряя в то же время импорт ими капитально го оборудования и экспорт готовой продукции. Сама торговая политика в сущности становится дуалистичной и непоследовательной. Еще более противоречивой она становится в том случае, когда современные предприятия представлены филиалами ТНК, интересы которых не всегда совпадают с национальными интересами развивающихся стран. Необходимость адаптировать торговую политику к императивам, вытекающим из самого факта наличия ТНК на территории развивающихся стран, может рас сматриваться и как еще одна специфическая черта торговой политики развивающихся стран.       В литературе иногда развивающиеся страны объединяются со странами переходной экономики, что призвано, по-видимому, подчеркнуть схожесть хотя бы части их параметров развития и проблем. Однако, даже если такое сходство существует, это объединение не совсем корректно, ибо переходное состояние ожидается исторически менее длительным, чем состояние слаборазвитости, да и характер трансформаций здесь качественно иной. Важно отметить, что общим вектором изменений в торговой политике стран с переходной экономикой стал отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю, ее либерализация в соответствии с требованиями открытости экономики.


Информация о работе Торговая политика развивающихся стран