Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 15:04, реферат

Краткое описание

Проблема заключается в том, что прогресс в истории экономической теории - двойственен и неоднозначен. Более ранние и более поздние экономические теории часто оказываются несравнимыми, так как они относятся к разным экономическим системам, реальностям, и поэтому эволюция экономической науки является своеобразным отражением эволюции самой экономики, потому без знания первой у нас мало шансов постигнуть вторую.

Содержание

Введение 3
Часть I. Зарождение экономической теории 4
Глава 1. Экономические концепции Аристотеля. 4
Глава 2. Учения Фомы Аквинского 6
Часть II. Экономические школы. 7
Глава 1. Меркантилизм 7
Глава 2. Физиократы 9
Часть III. Классическая школа политической экономии. 13
Глава 1. Экономическое учение У. Петти 13
Глава 2. Экономические учения А. Смита 16
Глава 3. Экономическое учение Давида Риккардо 20
Часть IV. Современные школы 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Государственный  Технический Университет им. Н.Э. Баумана»

Калужский филиал

 

 

 

Кафедра СЭ1-КФ «Политэкономии и экономической теории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ЭКОНОМИКА»

на тему: «Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов»

 

 

 

 

 

 

                   

                                                 

 

 

 

 

 

Калуга, 2012 

Содержание

Введение 3

Часть I. Зарождение экономической теории 4

Глава 1. Экономические концепции Аристотеля. 4

Глава 2. Учения Фомы Аквинского 6

Часть II. Экономические  школы. 7

Глава 1. Меркантилизм 7

Глава 2. Физиократы 9

Часть III. Классическая школа политической экономии. 13

Глава 1. Экономическое учение У. Петти 13

Глава 2. Экономические учения А. Смита 16

Глава 3. Экономическое учение Давида Риккардо 20

Часть IV. Современные  школы 23

Заключение 26

Список использованных источников 27

 

 

Введение

На первый взгляд, история  экономической теории - это хронологическое  описание, включающее комментарии наиболее продуктивных попыток создания все  более точных и правильных экономических  воззрений. Однако, с начала зарождения экономической мысли до наших дней происходит её эволюция, включающая элементы ветвления и создания новых, не существовавших ранее возможностей альтернативного поведения. Поэтому важнейшим параметром функционирования экономики является время, линейное в прошлое и ветвящееся в будущее.

С одной стороны прогресс в экономической науке очевиден и более поздние теории совершеннее, чем их предшественники. Поэтому логичен вопрос - зачем вообще изучать историю экономической науки, если достаточно взять последние, и потому самые правильные, - относительно прошлых, экономические воззрения?

Проблема заключается в том, что прогресс в истории экономической  теории - двойственен и неоднозначен. Более ранние и более поздние  экономические теории часто оказываются  несравнимыми, так как они относятся  к разным экономическим системам, реальностям, и поэтому эволюция экономической науки является своеобразным отражением эволюции самой экономики, потому без знания первой у нас  мало шансов постигнуть вторую.

 

 

Часть I. Зарождение экономической  теории

Глава 1. Экономические концепции Аристотеля.

Зачатки экономической теории можно встретить в весьма отдаленные от нас времена в трудах выдающихся мыслителей. Среди них прежде всего нужно назвать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.).

Рассматривая богатство, Аристотель делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает истинным богатством. Богатство  как совокупность потребительских  ценностей имеет свои границы, так как потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет. Соответственно Аристотель подразделяет «искусство приобретать богатство» на два направления. Цель первого – удовлетворение потребностей. Цель второго – накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством, Аристотель назвал «экономией», а рассматривающую денежное хозяйство – «хрестоматикой».  К объекту хрестоматики Аристотель относился резко отрицательно.

Аристотель понимал, что экономия не отделена от объекта хрестоматики непреодолимым барьером: одно перерастает в другое. Каждое благо может быть уподоблено двояко. Естественное употребление – прямое удовлетворение нужды в этом благе: мясо поедается, плащ охраняет от непогоды. Неестественное употребление – для обмена. Но если обмен служит получению какого-то другого нужного человеку блага – это еще сфера экономии. Если же целью обмена являются деньги – это сфера хрестоматики. Таким образом, к экономии Аристотель относит не только натуральное хозяйство, но и торговлю в той мере, в какой она служит интересам потребителя. Он различает меновую торговлю и товарную торговлю. К хрестоматике Аристотель причисляет крупную торговлю, цель которой – денежная нажива, и ростовщичество. Ростовщичество он считает наиболее противным природе.

Деньги возникают в  сфере экономики. Они служат соизмерению  благ. Товары становятся равными друг другу вследствие того, что все  они выражаются в деньгах. В экономии деньги – инструмент, в хрестоматике они становятся целью.

Аристотель не создал завершенной  экономической концепции. Но на протяжении многих последующих веков по силе теоретического мышления с ним некого поставить рядом. 

Глава 2. Учения Фомы Аквинского

В средневековой Европе идеи Аристотеля считались непререкаемыми. На них опирался и видный мыслитель Фома Аквинский. У Аристотеля Фома Аквинский взял деление богатства на естественное и искусственное, отрицательное отношение к хозяйствованию ради денег, утверждение, что деньги могут порождать деньги. Но он пошел дальше Аристотеля – он признавал пользу товарно-денежных отношений.

Фома Аквинский принадлежал  к числу сторонников канонической доктрины, разрабатывающейся церковными юристами – толкователями канонов  католицизма с 12 века. Канонисты  поставили вопрос о справедливой цене. В его решение Фома Аквинский  внес весомый вклад. Он выделил два  вида справедливости в обмене: справедливость «сообразно вещи» и справедливость «сообразно отношению части к  целому». Первый вид справедливости реализуется в цене, отражающей затраты  труда и другие расходы. Второй вид  справедливости реализуется в цене, дающей продавцу возможность поддерживать образ жизни, соответствующий его социальному положению. 

Часть II. Экономические  школы.

Экономическая теория начала свой исторический путь в эпоху позднего средневековья, эпоху первоначального накопления капитала. Уходящее в прошлое господство натурального хозяйства, рост товарно-денежных отношений, нараставшее накопление капитала и расширение сферы его действия, начавшееся становление рыночной системы хозяйства и сопровождавшие этот процесс изменения в социальной структуре общества, — все это требовало своего объяснения, теоретического обоснования.

Глава 1. Меркантилизм

К XVI веку экономическая наука стала самостоятельной, так как появились самостоятельные экономические работы. Основным лозунгом меркантилизма можно считать «Богатство общества – это деньги».

Термин "меркантилизм" (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в оборот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозначать систему экономических взглядов, которая, по-видимому, была достаточно широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели завершенные очертания.

Проживая в разных странах  и порой, не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет трактовать меркантилизм не только как теорию, но и как часть определенной культурно-политической традиции.

Джон Локк (1632-1704)

Его основные идеи сводятся к тому, что внешняя торговля есть главное средство увеличения богатства. Труд - главный источник богатства. Немаловажное значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость обращения. Страна, не имеющая рудников, может обогатиться только за счёт завоевания или торговли – обусловлено его географическим месторасположением.

Джон Лоу (1671-1729)

Организатор выпуска бумажных денег во Франции. Бумажные деньги не имеют никакой естественной цены, но нужно строго регулировать их выпуск в соответствии с потребностями обращения и торговли.

Эпоха Возрождения породила новые подходы ко многим социально-культурным процессам, изменились социальные идеалы.

Теоретической концепцией, которая в дальнейшем и обосновала такой сдвиг в общественном сознании, стал меркантилизм.

Наши экономические учебники чаще всего фиксировали лишь внешнюю  часть концепции меркантилизма, делая вывод о том, что меркантилизм как теоретическая школа ошибочно рассматривал богатство в виде денежного  металла с источником роста в  сфере внешней торговли. Конечно, меркантилизм как специализированная часть общественного сознания той  эпохи отражал новые стереотипы мышления, которые фиксировали деньги как главный, а порой и единственный компонент материального благополучия и богатства. Но в то же время концепция  меркантилизма не была такой примитивной, как ее трактовали советские учебники.

Меркантилизм впервые  определил управленческие функции  государя, правителя.

В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между  конкурирующими на внешнем рынке  странами, приводила к взаимным ограничениям в торговле. 

Глава 2. Физиократы

Интересной экономической  школой, стоящей несколько особняком  в истории экономической мысли, является школа физиократов во Франции. Впрочем, «физиократы» – название, которое они получили в дальнейшем, сами себя они называли «экономистами». Название, данное этой школе более  поздними исследователями, отнюдь не случайно, так как точно отражает суть их экономических воззрений. Слово  «Физиократы» ведет свое происхождение  от двух латинских слов – «физиос» (природа) и «кратос» (власть).

И действительно, источник богатства  и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства.

Основоположником и главой этой школы был Ф. Кенэ (1694 – 1774), придворный медик Людвига XV. Он сформулировал не только основные теоретические положения, но также экономическую и политическую программу физиократизма.

Физиократы объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей  богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые  богатства сельского  хозяйства  служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятия всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.

Деньги Кенэ трактовал как бесполезное богатство, объявляя их только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий тезис меркантилистов. Только в земледелии, по утверждению Кенэ, создается новое богатство, а большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой.

Обосновывая этот тезис, физиократы подробно разработали учение о чистом продукте. Под чистым продуктом они  понимали избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства.  «Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек». Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии, и на их стороне была сама очевидность, так как нигде прирост продукции не демонстрировался столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства.

Физиократы утверждали, что  в промышленности существует лишь потребление, промышленность объявлялась «бесплодной  отраслью» по причине того, что  там преобразовывалась форма  продукта, данного природой. Поскольку, по мнению физиократов, чистый или прибавочный  продукт создается исключительно  в земледелии, земельная рента  оказывается у них единственной формой чистого продукта. В промышленности же по причине ее «бесплодности» прибавочный  продукт не создается, а доход  и заработная плата рабочего представляют собой издержки производства.

С учением о чистом продукте у физиократов тесно связана  концепция о производительном и  непроизводительном труде. Впервые  в истории экономической мысли  они отнесли к производительному  труду только труд, который создает чистый продукт. Соответственно, согласно их воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства, является производительным, труд же в других сферах народного хозяйства является непроизводительным, или «бесплодным».

Этот критерий был положен  в основу классификации общества при анализе процесса общественного  воспроизводства, данном Ф. Кенэ в его известной работе «Экономическая таблица» (1758), которая вошла в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

Производительный класс  – это класс, который путем  выработки земли выращивает ежегодное  богатство нации, авансирует свой труд в сельское хозяйство и ежегодно оплачивает доходы владельцев земли. В сферу деятельности этого класса включаются все работы и все затраты, связанные с производством, вплоть до продажи в первые руки: именно путем этой продажи осуществляется ежегодное воспроизводство богатства нации.

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов