Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных и трансформационных издержек ,а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
дать понятие и общую сущность трансакционных и трансформационных издержек;
проанализировать классификацию трансакционных и трансформационных издержек;

Содержание

Введение………………………………………………...…………………...…2
1 Теория трансакционных издержек…………………………………..…..4
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек………...…..……4
1.2 Виды трансакционных издержек…………..………………...……..7
1.3 Трансакционные издержки и их характеристики………………..13
1.4 Стратегия снижения трансакционных издержек…………………16
2 Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности……...………………………………………………………19
3 Трансакционные издержки и контрактные отношения……......…….23
4 Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций…..…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………...…………………...…2

1 Теория трансакционных издержек…………………………………..…..4

1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек………...…..……4

1.2 Виды трансакционных издержек…………..………………...……..7

1.3 Трансакционные издержки  и их характеристики………………..13

1.4 Стратегия снижения трансакционных издержек…………………16

2 Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности……...………………………………………………………19

3   Трансакционные издержки и контрактные отношения……......…….23

4 Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций…..…………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.

В традиционной экономической  теории предполагалось, что взаимоотношения  между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы  сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются трансакционными.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в  настоящее время для мировой  экономики особенно важна проблема снижения трансакционных издержек. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие. Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных и трансформационных издержек ,а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.

Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость  решения следующих основных задач:

    • дать понятие и общую сущность трансакционных и трансформационных издержек;
    • проанализировать классификацию трансакционных и трансформационных издержек;

Предметом исследования является определение значимости трансакционных и трансформационных издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об трансакционных издержках с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Объектом курсовой работы является целостная экономическая  система России, а также сфера  материального производства и отдельные  предприятия в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория трансакционных издержек

 

1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек

 

Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом  для введения в экономический  анализ нового понятия – трансакционные издержки (transaction cost).

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье "Природа фирмы". Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих "островков сознательности" с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

 О возможности существования  издержек обмена и об их  влиянии на решения обменивающихся субъектов, писал еще Менгер в своих “Основаниях политической экономии”.

В рамках современной  экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот[4].

В трактовке Д. Норта  трансакционные издержки "состоят  из издержек оценки полезных свойств  объекта обмена и издержек обеспечения  прав и принуждения к их соблюдению". Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых  экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, и определяет ее неэффективность.

Для выполнения производственной деятельности фирма несет производственные затраты. Однако, помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, исключение и реализацию сделок. Они получили название трансакционных издержек (от лат. transactio — договор). Действительно, для того чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

1)  выбрать потенциальных  партнеров, собрать о них сведения (информационная составляющая издержек);

2)  убедить их в  выгодности совершения сделки (сюда  входит весь комплекс маркетинговых  и рекламных усилий);

3)  провести переговоры, составить договор (затраты на  само заключение сделки);

4)  обеспечить гарантии  выполнения соглашения (издержки  недолжного выполнения сделки).

Практически все перечисленные  трансакционные издержки могут быть связаны как с совершенно легальными платежами (например, уплатой государственных  пошлин), так и с нелегальными выплатами (комиссия за операции, позволяющие  уйти от налогов), как с приобретением обычных прав, так и с получением индивидуальных льгот и привилегий. Они могут выступать как дополнительные безвозвратные расходы, а могут экономить производственные или совокупные издержки.

Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Исследуя обмен, нельзя не остановиться на пределах обмена. Обмен  будет происходить до тех пор, пока ценность благ в распоряжении каждого участника обмена будет, по его оценкам, меньше ценности тех благ, которые могут быть получены в результате обмена. Этот тезис верен для всех контрагентов обмена.

В рамках институциональной  теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики.

В примитивном обществе; где почти все участники экономических  отношений знают, что ожидать  друг от друга, трансакционные издержки сравнительно малы. Но, чем сложнее экономическая система, чем большее количество участников действует на рынке, тем более значительным становится уровень данного типа издержек.

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.

В рыночной экономике  издержки фирмы можно разделить  на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

Трансформационные издержки – это издержки по трансформации  физических свойств продукции в  процессе использования факторов производства.

Организационные издержки – это издержки по обеспечению  контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

Трансакционные и организационные  издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

В современном экономическом  анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых  исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение  аналогично введению налогов.

Также использование  трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов “на институциональном рынке” выступают издержки коллективного действия (CAC).

САС – это предельные издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек[8].

 

1.2 Виды трансакционных издержек

 

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология включающая пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска  информации. Перед тем, как будет  совершена сделка, нужно располагать  информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

Поиск может вестись  на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители - на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.

Мы также можем выделить два вида издержек поиска информации. Например, целью агента может являться ознакомление с как можно большим числом имеющихся вариантов, или как можно более углубленное изучение какого-то одного варианта.

2. Издержки ведения  переговоров. Рынок требует отвлечения  значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. . В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

Информация о работе Трансакционный анализ как фактор повышения эффективности бизнес коммуникаций