Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:19, контрольная работа
Цель данной работы – разобраться что представляют собой формальные институты, какова их структура, в чем их отличие от неформальных институтов, а также узнать о трансформации данных институтов в России в 1990-е годы.
Введение…………………………………………………………………3
Институциональная экономика………………………………………...4
Формальные институты, их отличие от неформальных……………...5
Трансформация формальных институтов в России………………….8
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Кафедра мировой экономики и экономической теории
Контрольная работа по
на тему: «Трансформация формальных институтов в России в 1990-е годы»
Выполнила: Ст. гр.:
Проверила:
Под институтами в современной теории понимаются "правила игры" в обществе или "созданные человеком" ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Социальные институты
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское "телефонное право"). Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.
Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными людьми (государственными чиновниками). Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.
Цель данной работы – разобраться что представляют собой формальные институты, какова их структура, в чем их отличие от неформальных институтов, а также узнать о трансформации данных институтов в России в 1990-е годы.
Институциональная структура.
Институт - это своеобразная
форма человеческой
Институты неоднородны. Их
можно разбить на две большие
группы - неформальные и формальные.
Неформальные институты
1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
2) социально санкционированными нормами поведения;
3) внутренними, обязательными
Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.
Если существующие в обществе этические
нормы позволяют субъектам
По мере становления более сложных обществ, происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. Первые писаные кодексы коммерческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития.
Формальные институты, их отличие от неформальных.
В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) системы контрактации (способы
и порядок заключения
Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.
Совокупность
этих правил организована в
виде многоуровневой пирамиды. На
самом верху иерархии
Трансформация формальных
Рассмотрим политические институты. В СССР существовала унифицированная структура управления с четкой системой межведомственного согласования при выработке решений. Сами решения принимались в Политбюро и ЦК КПСС. Механизм восхождения в эти высшие органы политической власти базировался на принципе личной преданности, на бюрократической интриге и представительстве интересов субъективно важнейших союзных республик и регионов. Но в 70-х - первой половине 80-х гг. политические и управленческие решения принимались медленно. Правящий класс СССР, существуя в условиях заниженной конкурентности, провинциализировался. Наметился разрыв между статусом и, главное, проблемами мировой сверхдержавы, с одной стороны, и интеллектуальным потенциалом ее правящего класса с другой. Советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, в значительной степени он противостоял ее догматам. Глубоко укоренившаяся потребительская ориентация общества усугублялась отсутствием нормального интеллектуального анализа действительности. Революция потребителей, имела в качестве своего компонента смутное стремление советской интеллигенции к более эффективному и справедливому управлению. Но к созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено. Для профессионального осмысления путей переустройства советского общества условия так и не сложились. Ненадолго ставшие властителями дум «прорабы перестройки» решали почти исключительно проблему быстрого и полного слома прежней государственно-хозяйственной организации. Реформу системы хотел осуществить М.С.Горбачев с небольшой группой единомышленников. Но им не удалось справиться с невероятным грузом проблем, обрушившихся на них. КПСС были противопоставлены Советы, которые через свободные выборы были наделены обновленной легитимностью и реальной властью. Далее М.С.Горбачев быстро превратился в первую жертву начатого им же изменения партийной власти. Деградация партийно-государственной системы вела к освобождению пространства для деятельности сил, ориентированных либо на быстрое обогащение, либо на захват власти под национал-демократическими лозунгами.
Развал СССР не явился следствием национально-освободительной борьбы. Это был продукт кумулятивного эффекта структурного экономического кризиса. Крах 1991 года и гайдаровская реформа 1992-го явили собой победу запоздавшей на семьдесят лет контрреволюции. Апогей анарходемократии на постсоветском пространстве приходится на 1991-1993 гг. Обретя в горбачевский период реальную власть и легитимность, Верховные Советы претендовали на нечто большее, чем законодательные полномочия и одновременно вели бои с президентами, добивавшимися установления жесткого контроля над всей государственной машиной.
Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, тем не менее векторная направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.
Специфические способы борьбы
при переходе от анархо-демократии
к авторитарной демократии, использовавшиеся
в России, были взяты на вооружение многими
лидерами стран СНГ. Наиболее очевидный
пример -использование референдумов для
укрепления режимов личной власти. Вслед
за российским 1993 года, который подводил
к смене конституционного устройства
страны во второй половине того же года,
прошли референдумы в Туркменистане, Узбекистане,
Казахстане. Наступила пора стабилизации
власти. Успех на референдуме обеспечивал
легитимность действиям исполнительной
власти. Б.Н.Ельцин, использовал в борьбе
с Верховным Советом неконституционный
орган - Конституционное совещание, в
котором принимали участие представители
различных политических и общественных
организаций, местного самоуправления,
государственных институтов. Неизбежная
инерционность политической культуры
просматривается в странах СНГ и в столь
значимом феномене, как наличие двух центров
в рамках системы исполнительной власти.
Почти во всех пост-советских государствах
значительными властными полномочиями
располагают администрации президентов,
которые нередко осуществляют контрольные
функции по отношению к правительству.
Администрации лишь помогают президентам
отправлять их функции. Формально они
ни за что не отвечают, а реально именно
в их руках кадровая политика, контроль
над правительством и региональными властями,
нередко и хозяйственное обеспечение
функционирования правительства и парламента.
Идеология экономического либерализма применительно к России оказалась неадекватной прежде всего потому, что новых экономических агентов не устраивает ее умеренность, а последователей социализма - ее радикальность. Установленные реформаторами границы государственного регулирования экономики оттолкнули от них людей, занятых приватизацией государственного имущества, и спровоцировали ненависть госбюджетников всех видов, лишив последних уверенности в завтрашнем дне и гарантированного государством потребительского статуса.
Информация о работе Трансформация формальных институтов в России в 1990-е годы