Управление государственным сектором экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, при помощи которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Содержание

Введение
1.Понятие государственного сектора экономики.
1.1 Экономические функции и роль государства
1.2.Экономические взаимосвязи государственного сектора
2. Управление государственным сектором экономики
3.Методы государственного регулирования государственного сектора
4.Инструмент государственного управления сектором
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

1.Понятие государственного  сектора экономики.

1.1 Экономические функции и роль государства

1.2.Экономические взаимосвязи  государственного сектора

2. Управление государственным  сектором экономики

3.Методы государственного регулирования государственного сектора

4.Инструмент государственного управления сектором

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

Введение 

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество понимало необходимость государственного вмешательства. Многие  экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности граждан. На сегодняшний день  централизация государственной власти находит свое проявление в поведении государственных корпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будут происходить изменения и государственное регулирование экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость усовершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

 

1. Понятие и сущность государственного сектора экономики.

 

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся  в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики  включает в себя все экономические  ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, при помощи которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

 

1.1 Подходы к  определению госсектора и его  структура.

 

Современная действительность дает много поводов для анализа  места и роли государства в  экономике. Рыночная экономика и  экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно, т.е. как полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной организации. Этот принцип говорит об собой хозяйственной государственности, который позволяет существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос .

Поэтому основной функцией государства в современной экономике  становится обеспечение условий  хозяйственной деятельности для  экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими процессами; управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

В современных условиях особо  следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, выступающих в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны .

Государственный сектор экономики  представляет собой,  системно-структурированное  множество взаимосвязанных элементов, которые выполняют определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

 Можно сделать вывод о том ,что государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических и правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

 

1.2 Экономические  функции государства.

 

Экономические функции государства  интересовали исследователей, еще с  давних пор. Великие экономисты признавали необходимость государственного вмешательства, определяли его границы и принципы.

Адам Смит выделял три  задачи, которые, как он считал, должно было решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы и покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других индивидов. В-третьих, он указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо  занимался проблемами налогообложения. Дж.С. Милль пытался изучить то,что впоследствии получило название изъяны рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал варианты перемещения налогового бремени.

Все же в наибольшей степени  предшественниками современной  экономики государственного сектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен полноценный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления, , а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. Этот подход был существенно развит учеником Викселя Эриком Лиидалем.

При изучении экономики государственного сектора,  необходимо сконцентрироваться на экономических функциях государства, реализующихся с помощью ресурсов, которые сосредоточены в этом секторе.

Стоит отметить, что все  экономические функции государства  реализуются через главную особенность государства - способность к узаконенному принуждению (другими словами, власть, право налагать обязательства). Так, государство обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства. Гарантии соблюдения условий сделки - частный случай выполнения государством функций по обеспечению прав собственности. Если права собственности четко не определены и не защищены принуждающей силой государства, то регулярная экономическая деятельность невозможна.

Государство представляет собой  форму организации принуждения. Принуждение - это прежде всего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способных приносить выгоды тем или иным индивидам.

Использование принуждения  оправданно, только тогда , когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать.

Переходя к функциям государства, следует начать с нейтрализацией провалов рынка.

Провал (несовершенство, изъян) рынка - это некая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке  не является эффективным по Парето.

Авторы классической экономической  школы, сформулировавшие принципы свободного рынка, доказали его эффективность.

 

Традиционная классификация  провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также  внешние эффекты.

В условиях монополии фирма  не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а  выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). При прочих равных условиях монопольная цена превышает цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия. Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором - в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем - в запретах, которые накладывает государство.

При наличии этого, как  и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: или смириться  с потерями эффективности, или принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия, что  также может вызывать потери.

Имея дело с монополизированными  рынками, в том числе и с  естественными монополиями, государство  обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию  цен. Также возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации. В результате этого запрета государство может само принимать участие в производстве.

Вместе с тем существуют случаи, когда государство целенаправленно  способствует установлению монополии. Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Асимметрия информации возникает тогда, когда потребитель вынужден доверять производителю, не имея полной информации о продукте или услуге.

Другими словами, потребитель  услуги не имеет возможности контролировать производителя. Асимметрия информации дает о себе знать и во многих других областях экономической деятельности. Потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, не представляется возможной. Оценка строится на основе предположений, которые основываются на прежнем опыте.  Одна из форм - лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно необходимо документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнение других условий. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг. Неэффективность порождает не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок. Отсутствие необходимой информации может блокировать взаимодействие, результатом чего станет неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере.

Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Все же оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать прочие действия, которые,  способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей .

При наличии внешних эффектов - экстремалей часть выгод или  издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия  влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

Информация о работе Управление государственным сектором экономики