Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 05:23, доклад

Краткое описание

Управление знаниями (англ. knowledge management, КМ) – это методология, направленная на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности компании за счет использования полного набора инструментов охраны, управления и экономики нематериальных активов компании.
В современной информационной экономике такие активы компании, как знания, имеют особую ценность. Довести свою замечательную продукцию до рынка быстрее, с меньшими затратами и более эффективно, чем ваши конкуренты, вы можете, только обладая экспертными знаниями в области процессов проектирования, производства, маркетинга и сбыта. От того, знает ли компания, как работать лучше и быстрее других, иногда даже зависит ее будущее

Вложенные файлы: 1 файл

Управления знаниями.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова»

Улан-Баторский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

по дисциплине «Экономика труда»

На тему: Управление знаниями

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

очной формы обучения

направления Батбаяр Уламбаясах

Научный руководитель:

к.э.н. Березикова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Монголия - 2014

Управление знаниями (англ. knowledge management, КМ) – это методология, направленная на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности компании за счет использования полного набора инструментов охраны, управления и экономики нематериальных активов компании.

В современной информационной экономике такие активы компании, как знания, имеют особую ценность. Довести свою замечательную продукцию до рынка быстрее, с меньшими затратами и более эффективно, чем ваши конкуренты, вы можете, только обладая экспертными знаниями в области процессов проектирования, производства, маркетинга и сбыта. От того, знает ли компания, как работать лучше и быстрее других, иногда даже зависит ее будущее.

Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается, что будущее любой компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания.

 

Что такое знания

Всю свою жизнь мы приобретаем знания и повышаем свой образовательный уровень. При этом знания — это не только то, что дают нам книги, телевидение, школа и университет, но и то, что мы получаем и используем в процессе работы и общения с людьми, накапливая жизненный опыт.

Наши знания помогают нам разбираться в различных ситуациях, решать сложные задачи и выполнять трудные задания, учиться на своем опыте и соответственно корректировать свое поведение. Если мы работаем в какой-либо компании, то наши знания в сочетании со знаниями наших коллег способствуют ее успешной деятельности. Эти знания делятся на две категории:

Формализованные знания – знания, которые можно описать, задокументи – ровать, рассказать другим людям.

Неформализованные знания – продукт личного опыта человека, который отражает его убеждения, моральные ценности и взгляды. Эти знания нельзя увидеть или задокументировать, а передать их можно только посредством личного и непосредственного общения.

Основные группы коммуникаций персонала, в процессе которых происходит обмен знаниями:

  • целевые мероприятия, направленные на передачу знаний и опыта коллегам, взаимное обучение сотрудников;
  • производственные коммуникации, когда обмен знаниями происходит естественным путем в процессе общения по ходу выполнения функциональных обязанностей;
  • непроизводственные коммуникации, когда общение проходит в неформальной обстановке (корпоративные мероприятия вне работы);
  • коммуникации с внешней средой, которую составляет не только бизнес-среда (партнеры, клиенты и т.д.), но другие люди и организации, которые могут оказать влияние на отдельных работников.

 

Где в компаниях находятся знания

Совершенно неочевидно, что ваша компания обладает определенными знаниями. Они могут храниться в самых различных местах и в самом разном виде, или не храниться вообще. Необходимо учесть такие возможные источники знаний, как:

технические спецификации (продукции, материалов), чертежи деталей и т.д.;

отчеты;

  • планы производства;
  • описания внутренних процедур (руководства, схемы протекания процесса, блок-схемы и т.д.);
  • бренды и репутация;
  • внутренние и внешние отношения;
  • базы данных;
  • корпоративная культура;
  • информация о конкурентах;
  • результаты опросов потребителей;
  • учебники или учебные курсы;
  • сотрудники-эксперты или специализированные отделы;
  • статьи, журналы и бюллетени компании;
  • учебные центры или библиотеки.

Работающие в компании люди коллективно хранят ее знания. Но в большинстве компаний есть люди, к которым обращаются другие, когда не знают, как что-то сделать. В компании, где информацией и знаниями управляют неэффективно, единственным способом получить ответ на интересующий вас вопрос может быть возможность посоветоваться со знающим человеком. Но кто-то может решить, что другие знают только то, что необходимо им для выполнения своей работы, хотя на самом деле их знания могут быть значительно шире. К тому же, кто-то переходит на другую работу и получить его совет становится труднее, а если человек вообще уходит из компании, то средства, потраченные на его обучение, оказываются потраченными напрасно.

http://revolution.allbest.ru/management/00240869_0.html


Управление знаниями – итоги опроса

Компанией WebSoft был проведен опрос среди клиентов с целью выявить наиболее используемые инструменты для управления знаниями. В опросе приняли участие специалисты, отвечающие за поддержку HR/учебных порталов из более чем 30 компаний, представляющих разные сферы бизнеса. Результаты опроса показали, что около 95% опрошенных считают процесс управления знаниями необходимым для их компаний.

При этом на вопрос «Есть ли в компании проектная группа или подразделение, реализующее систематическую стратегию управления знаниями?» положительно ответили только 60% респондентов. По их мнению, за стратегию управления знаниями должны отвечать высшее руководство (32% голосов), HR-подразделение (25% голосов) или специально выделенное подразделение (22% голосов).

Самыми важными электронными инструментами обмена знаниями в компании респонденты назвали учебный портал, корпоративный портал, электронную почту, систему электронного документооборота и корпоративную базу знаний. Среди других инструментов опрошенные назвали внутренние стажировки, наставничество, выездные однодневные семинары по выходным, дни качества, нормативную документацию, corporate change management team и др.

Наиболее часто используемыми инструментами коммуникации для управления знаниями оказались форумы (54%), инструменты обмена мгновенными сообщениями (46%), информационные инструменты для работы проектных групп (32%), блоги (16%), wiki (6%) и чаты (6%). Форумы чаще всего используются для обсуждения новых инструкций, для общения между большим количеством сотрудников, для обмена мнениями и обучения персонала. Учебные порталы задействованы в обучении и тестировании сотрудников, хранении отчетов о прохождении обучения и ежегодных оценках персонала, согласовании заявок на подбор персонала. Информационные инструменты для работы проектных групп и Wiki используются в основном IT-подразделениями компаний. ICQ является достаточно популярным средством для обмена мгновенными короткими сообщениями между сотрудниками компаний.

Как показал опрос, основными препятствиями для использования современных технологий для обмена знаниями являются проблемы безопасности, отсутствие удобного формата и необходимость создания специального подразделения, которое бы централизованно занималось управлением знаниями.

http://hrm.ru/db/hrm/5B060E697DE9E7AEC325769300517F1F/print.html


Стратегия 
Наиболее популярны и широко применяемы сегодня следующие стратегии управления знаниями:

1. Стратегия знаний как бизнес – стратегия предусматривает формирование и использование "наилучших" знаний в любой работе. Знания становятся центром всей деятельности компании, именно они создают потребительскую ценность, а в некоторых случаях являются конечным продуктом. Обычно эта стратегия используется консалтинговыми компаниями.

2. Стратегия управления интеллектуальным капиталом предполагает, что все общеорганизационные знания и система управления ими направлены исключительно на создание, поддержание и развитие интеллектуальных активов — патентов, технологий, ноу-хау и т.д.

3. Стратегия формирования знаний предусматривает углубление накопленных и генерирование принципиально новых знаний), способствующих повышению конкурентоспособности компании.

4. Стратегия обмена знаниями особое внимание сосредотачивает на систематическом обмене знаниями — получении, структурировании, хранении, использовании их с целью четкого и своевременного распределения между определенными работниками или их группами. Существует множество тактических подходов к реализации представленных выше стратегий. Наиболее распространенными и действенными являются: внедрение информационных систем (интернет - сети, навигация, базы знаний, фильтры и т.п.), развитие персонала, создание интеллектуального капитала. Эти подходы могут быть реализованы как по отдельности, так и одновременно:

 

Преимущества управления знаниями:

  • Сотрудники лучше представляют себе цели компании, ее процессы и т.д.
  • Более активный обмен информацией способствует улучшению взаимоотношений между сотрудниками.
  • Все сотрудники компании учатся, извлекают уроки из своих и чужих ошибок и используют достижения друг друга.
  • Информационные сети и средства связи позволяют объединить как отдельных сотрудников, так и целые группы, включая и те, что работают в отдаленных регионах.
  • Сотрудники могут быстрее найти или получить необходимую им информацию.
  • Сотрудникам легче составлять отчеты, разрабатывать правила и готовить презентации.
  • Совершенствуется процесс принятия решений.
  • Использование общих знаний и опыта позволяет сократить цикл разработки новой продукции.
  • Улучшается работа с потребителями, поскольку сотрудники получают от них информацию в порядке обратной связи и принимают соответствующие меры.
  • Сотрудники активнее занимаются инновационной деятельностью и используют идеи своих коллег.
  • Сотрудников поощряют к тому, чтобы они повышали свою квалификацию и накапливали опыт.
  • Использование общих знаний позволяет компании быстрее реагировать на изменение запросов рынка.
  • Сотрудники и подразделения компании работают более эффективно (благодаря тому, что не приходится делать двойную работу и т.д.).

 

Заключение

Часто для решения новой задачи приходится обращаться к прошлым знаниям, чтобы узнать или вспомнить историю вопроса, посмотреть, как решалась похожая проблема раньше, или использовать прошлые знания как базу для создания новых знаний. Однако не всегда можно найти (или быстро найти) документ, в котором использовалась информация, пригодная для генерации новой информации. Более того, не всегда можно вспомнить, что когда-то аналогичная информация уже использовалась по данному вопросу. Из этого сотрудники тратят до 50% своего рабочего времени на поиск информации, когда – то уже найденной или обработанной их коллегами.

Часто для решения задачи сотруднику необходимы знания, которыми он не обладает, и ему необходимо определить, существуют ли сотрудники в компании, обладающие данными знаниями.

Создание и использование базы знаний в компании, ее структурном подразделении или даже на персональном компьютере отдельного сотрудника позволяют быстро и эффективно решать эти проблемы, что значительно облегчает жизнь сотрудников компании.

http://revolution.allbest.ru/management/00240869_0.html


http://www.kazedu.kz/referat/65286


Информация о работе Управление знаниями