Уровни общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы общения: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс

Содержание

• Общение – понятие (стр.5)
• Функции общения (стр.6)
• Уровни общения (стр.8):
А) Конвенциональный уровень (стр.11)
Б) Примитивный уровень (стр.11)
В) Манипулятивный уровень (стр.11)
Г) Стандартизированный уровень (Уровень масок) (стр.14)
Д) Игровой уровень (стр.14)
Е) Деловой уровень (стр.15)
Ж) Духовный уровень (стр.16)
З) Уровень общения в критической ситуации (стр.16)
И) Светское общение (стр.16)
• Заключение (стр.18)

Вложенные файлы: 1 файл

Уровни общения.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

1

 

Челябинский Институт Путей Сообщения-

филиал Уральского Государственного Университета Путей  Сообщения

 

Реферат по курсу «Этика и психология делового человека»

«Уровни общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил                                                                                       Выполнил

Задворнова Е.Е.                                                                             Султанаев И.Р.

 

Челябинск

2013 

Содержание

• Общение – понятие (стр.5)

• Функции общения (стр.6)

• Уровни общения (стр.8):

А) Конвенциональный уровень (стр.11)

Б) Примитивный уровень (стр.11) 

В) Манипулятивный уровень (стр.11)

Г) Стандартизированный уровень (Уровень масок) (стр.14)

Д) Игровой уровень (стр.14)

Е) Деловой уровень (стр.15)

Ж) Духовный уровень (стр.16)

З) Уровень общения в  критической ситуации (стр.16) 

И) Светское общение (стр.16)

• Заключение (стр.18)

 

Введение

Актуальность проблемы общения: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс общение деятельность

Если  бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомно-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать  средства их реализации. Разнообразное  по содержанию, цели, средствам общения  так же выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида.

 

Среди многообразия проблем современной  психологии, общение является одной  из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает  в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности  в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении  со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление  человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение

 

Общение - это психологическая  категория. Существует много различных  определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту  проблему. Общение - это и условие  человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это  вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение”  и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс  реализации тех или иных отношений. Итак, общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека. Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных  сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения  заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они  придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

 

 

1-Инструментальная функция  характеризует общение как социальный  механизм управления и передачи  информации, необходимой для исполнения  действия.

 

 

2-Интегративная функция  раскрывает общение как средство  объединения людей.

 

 

3-Функция самовыражения  определяет общение как форму  взаимопонимания психологического  контекста.

 

 

4-Трансляционная функция  выступает как функция передачи  конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

 

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются  значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

 

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно  весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И  знание этих интегральных функций, которые  выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины  отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы  общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом  существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые  встают перед ним сегодня.

 

Уровни общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются  различные взгляды на уровни общения.

Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

 

1) микроуровень  – внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

состоит из самых  мелких элементов межличностного общения  с ближайшим окружением, с которым  человек живет и чаще всего  вступает в контакт (семья, друзья);

 

2) мезоуровень  –общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

общение на уровне школы, производственной бригады и  т. д.;

 

3) макроуровень  общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

включает  такие крупные структуры, как  управление и торговля.

Уровни общения по Э. Берну:

 

1) ритуалы  – это определенный порядок  действий, которым совершается и  закрепляется обычай;

 

2) времяпрепровождения  (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);

 

3) игры –  виды деятельности, результатом  которых не становится производство  какого-либо продукта;

 

4) близость  – интимные отношения;

 

5) деятельность  – специфический вид активности  человека, направленный на познание  и преобразование окружающего  мира.

 

 

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

 

•Конвенциональный уровень

•Примитивный уровень 

•Манипулятивный уровень 

•Стандартизированный уровень(Уровень  масок)

•Игровой уровень

•Деловой уровень

•Духовный уровень

•Уровень общения в  критической ситуации

•Светское общение

 

 

 

 

 

 

 

 

Конвенциональный уровень  общения (конвенция или согласие)

Этот уровень общения  представляет собой полноценное  человеческое общение. Конвенциональный уровень - уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах; На этом уровне общения партнёры выстраиваются в духе равноправия и обострения внимания к друг другу

Примитивный уровень  общения

Этот предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.; Речь ,при этом уровне, бывает очень быстрой, а словарный запас крайне малым.

Манипулятивный уровень  общения

«Манипулятивный» уровень  - для человека, использующего данный уровень общения ("манипулятора") партнер является соперником в игре, которую непременно надо выиграть. Причем выигрыш всегда означает выгоду: если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда движут своекорыстные интересы. Манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера; Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения – неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую вещь). Часто манипуляция характеризуется имитацией – заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.

 

   Манипулятивный уровень  может надевать личину любого  другого из уровней. Распознать  манипуляцию можно по общей  неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом  определяемый как носитель примитивного  типа общения, говорит на духовно-доверительном  уровне.

Американский психолог Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» утверждает, что практически каждый человек  прибегает к манипуляциям в тех  или иных ситуациях своей жизни, чтобы добиться для себя того или  иного блага. Описывая различные  способы манипулирования, автор  выделяет четыре типа манипулятивных систем: активный, пассивный, соревнующийся  и безразличный манипулятор.

•Активного манипулятора отличает использование активных методов воздействия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. Он довольно часто использует атрибуты авторитарного стиля воздействия: приказной тон, строгий голос, сердитый взгляд, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий.

•Пассивный манипулятор – это полная противоположность манипулятору активному. Всем своим видом он дает понять, что у него сейчас очень сложные проблемы, что он несчастен. Демонстрируя свою вялость, пессимизм и пассивность, такой манипулятор подвигает своего более активного партнера (сверстника или взрослого) думать и работать за себя, а следовательно, и на себя.

•Соревнующийся манипулятор выбирает довольно гибкую тактику взаимодействия со своими партнерами. Главное – получить свой выигрыш и добиться желаемого результата, а средства достижения не имеют существенного значения для такого манипулятора.

•Безразличный манипулятор. Всем своим видом он демонстрирует, что его мало волнуют происходящие события. На самом деле это безразличие искусственное. Манипулирование безразличностью как раз и затевается с определенной целью – удержать партнера возле себя, заставить его по-уговаривать себя, подчинить его себе.

Манипуляции отличаются характером выигрыша, получаемого в результате манипулирования, выгодой, извлекаемой манипулятором. На этой основе можно говорить о корыстных, бескорыстных (безобидных) и благородных манипуляциях.

•Корыстные манипуляции направлены на получение манипулятором определенной материальной выгоды для себя. В качестве выигрыша могут выступать какие-либо предметы, значимые для манипулятора, деньги, билеты на то или иное мероприятие и что-то иное.

•Бескорыстные (безобидные) манипуляции – это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели, свое желание получить определенный выигрыш.

•Благородные манипуляции – это действия, осуществляя которые манипулятор преследует благородные цели: защитить слабого, помочь наладить отношения, оградить от негативных поступков, помочь преодолеть какой-либо личностный недостаток.

Информация о работе Уровни общения