Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:36, реферат
Актуальность проблемы общения: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс
• Общение – понятие (стр.5)
• Функции общения (стр.6)
• Уровни общения (стр.8):
А) Конвенциональный уровень (стр.11)
Б) Примитивный уровень (стр.11)
В) Манипулятивный уровень (стр.11)
Г) Стандартизированный уровень (Уровень масок) (стр.14)
Д) Игровой уровень (стр.14)
Е) Деловой уровень (стр.15)
Ж) Духовный уровень (стр.16)
З) Уровень общения в критической ситуации (стр.16)
И) Светское общение (стр.16)
• Заключение (стр.18)
1
Челябинский Институт Путей Сообщения-
филиал Уральского Государственного Университета Путей Сообщения
Проверил
Задворнова Е.Е.
Челябинск
2013
• Общение – понятие (стр.5)
• Функции общения (стр.6)
• Уровни общения (стр.8):
А) Конвенциональный уровень (стр.11)
Б) Примитивный уровень (стр.11)
В) Манипулятивный уровень (стр.11)
Г) Стандартизированный уровень (Уровень масок) (стр.14)
Д) Игровой уровень (стр.14)
Е) Деловой уровень (стр.15)
Ж) Духовный уровень (стр.16)
З) Уровень общения в критической ситуации (стр.16)
И) Светское общение (стр.16)
• Заключение (стр.18)
Актуальность проблемы общения: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс общение деятельность
Если
бы с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение
формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определённые черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы
и формы нравственного
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Общение - это психологическая
категория. Существует много различных
определений и понятий “
Функции общения выделяются
в соответствии с содержанием
общения. Различают четыре основные
функции общения. Сочетаясь, они
придают процессам общения
1-Инструментальная функция
характеризует общение как
2-Интегративная функция
раскрывает общение как
3-Функция самовыражения
определяет общение как форму
взаимопонимания
4-Трансляционная функция
выступает как функция
Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
Перечисленные функции, учитывая
их интегральный характер, являются теми
факторами, которые показывают существенно
весомее роль общения для человека,
чем просто передача информации. И
знание этих интегральных функций, которые
выполняет общение в процессе
индивидуального развития человека,
дает возможность выявить причины
отклонений, нарушений процесса взаимодействия,
неполноценной структуры и
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
1) микроуровень – внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).
состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);
2) мезоуровень –общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;
3) макроуровень общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
включает такие крупные структуры, как управление и торговля.
1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);
3) игры –
виды деятельности, результатом
которых не становится
4) близость – интимные отношения;
5) деятельность
– специфический вид
•Конвенциональный уровень
•Примитивный уровень
•Манипулятивный уровень
•Стандартизированный уровень(
•Игровой уровень
•Деловой уровень
•Духовный уровень
•Уровень общения в критической ситуации
•Светское общение
Этот уровень общения представляет собой полноценное человеческое общение. Конвенциональный уровень - уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах; На этом уровне общения партнёры выстраиваются в духе равноправия и обострения внимания к друг другу
Этот предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.; Речь ,при этом уровне, бывает очень быстрой, а словарный запас крайне малым.
«Манипулятивный» уровень - для человека, использующего данный уровень общения ("манипулятора") партнер является соперником в игре, которую непременно надо выиграть. Причем выигрыш всегда означает выгоду: если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда движут своекорыстные интересы. Манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера; Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения – неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую вещь). Часто манипуляция характеризуется имитацией – заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.
Манипулятивный уровень
может надевать личину любого
другого из уровней.
Американский психолог Э.
Шостром в своей книге «Анти-
•Активного манипулятора отличает использование активных методов воздействия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. Он довольно часто использует атрибуты авторитарного стиля воздействия: приказной тон, строгий голос, сердитый взгляд, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий.
•Пассивный манипулятор – это полная противоположность манипулятору активному. Всем своим видом он дает понять, что у него сейчас очень сложные проблемы, что он несчастен. Демонстрируя свою вялость, пессимизм и пассивность, такой манипулятор подвигает своего более активного партнера (сверстника или взрослого) думать и работать за себя, а следовательно, и на себя.
•Соревнующийся манипулятор выбирает довольно гибкую тактику взаимодействия со своими партнерами. Главное – получить свой выигрыш и добиться желаемого результата, а средства достижения не имеют существенного значения для такого манипулятора.
•Безразличный манипулятор. Всем своим видом он демонстрирует, что его мало волнуют происходящие события. На самом деле это безразличие искусственное. Манипулирование безразличностью как раз и затевается с определенной целью – удержать партнера возле себя, заставить его по-уговаривать себя, подчинить его себе.
Манипуляции отличаются характером выигрыша, получаемого в результате манипулирования, выгодой, извлекаемой манипулятором. На этой основе можно говорить о корыстных, бескорыстных (безобидных) и благородных манипуляциях.
•Корыстные манипуляции направлены на получение манипулятором определенной материальной выгоды для себя. В качестве выигрыша могут выступать какие-либо предметы, значимые для манипулятора, деньги, билеты на то или иное мероприятие и что-то иное.
•Бескорыстные (безобидные) манипуляции – это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели, свое желание получить определенный выигрыш.
•Благородные манипуляции – это действия, осуществляя которые манипулятор преследует благородные цели: защитить слабого, помочь наладить отношения, оградить от негативных поступков, помочь преодолеть какой-либо личностный недостаток.