Условия возникновения и развития товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Товарное производство - такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Система товарного производства имеет три важнейших специфические признаки:
открытое хозяйство;
разделение труда;
косвенные связи.

Содержание

1.Условия возникновения и развития товарного производства. Простое и капиталистическое товарное производство. 3
1.2. Простое и капиталистическое товарное производство 5
2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара 6
2.1.Величина стоимости товара 8
3. Полезность товара и концепция предельных величин. Теория предельной полезности 9
4. Деньги: эволюция, сущность, функции 12
4.1Сущность и роль денег 12
4.2.Функции денег. Деньги как мера стоимости 13
4.3.Мировые деньги 16
4.4. Бумажные деньги 18
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

4 ТГВ.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСИЙ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА Общественно – научных дисциплин

 

Экономика

 

 

Контрольная работа

 

Тема 4 Товар, Деньги, Цена

Исполнитель:                                                                          Срок исполнения:

студент (ка) гр.                                                                        начало:

                                                                                 окончание: 

 ________            ____________

    подпись                      Ф. И. О.

 

Руководитель             (консультант):

__________              ________

         Ф. И. О.                        подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТРАХАНЬ 2011-2012гг.

 

ПЛАН

1.Условия возникновения и развития товарного производства. Простое и капиталистическое товарное производство. 3

1.2. Простое и капиталистическое товарное производство 5

2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара 6

2.1.Величина стоимости товара 8

3. Полезность товара и концепция предельных величин. Теория предельной полезности 9

4. Деньги: эволюция, сущность, функции 12

4.1Сущность и роль денег 12

4.2.Функции денег. Деньги как мера стоимости 13

4.3.Мировые деньги 16

4.4. Бумажные деньги 18

Литература 20

 

 

1.Условия возникновения и развития товарного производства. Простое и капиталистическое товарное производство.

Товарное  производство - такая система организационно-экономических  отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи  на рынке. Система товарного производства имеет три важнейших специфические  признаки:

    • открытое хозяйство;
    • разделение труда;
    • косвенные связи.

Эти признаки определяют ответы на вопросы любой  экономической системы: что создавать, как применять для этого факторы  производства и для кого предназначаются  произведенные продукты.

Рассмотрим  подробнее каждую из вышеназванных  основных черт товарного хозяйства.

Во-первых, товарное производство основано на общественном разделении труда, сложившийся между отдельными хозяйственными единицами. Развитие разделения труда предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, облегчающих и сокращающих труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение производства благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать их избыток на массу полезных вещей, созданных на другом производстве.

Один  из классиков политической экономии Адам Смит высоко оценивал значение разделения труда для роста благосостояния всех единоличных владельцев: «Каждый  сотрудник может иметь значительное количество продуктов своего труда  сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных  потребностей; и поскольку все  остальные работники оказываются  в таком же положении, он оказывается  способным обменять большее количество своих продуктов на большее количество изготовленных ими продуктов... ».

Таким образом, можно заключить, что товарное хозяйство  дает широкий простор всеобщему  экономическому закону разделения труда. Согласно этим законом экономика  прогрессирует вследствие все более  качественной дифференциации трудовой деятельности. Наконец возникает  несколько форм разделения труда:

  • международное разделение труда (между странами);
  • общий (между крупными секторами национальной экономики: промышленностью, сельским хозяйством и т.п.);
  • особый (деление внутри секторов на отдельные отрасли и виды производства);
  • единичное (внутри предприятий на отдельные подразделения).

Конечно, единичная дифференциация труда  на предприятии, связанная с незаконченным  изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного  обмена. Такой обмен возникает  вследствие других видов разделения труда. Международное разделение труда  порождает внешнюю торговлю, общий и особый - внутреннюю торговлю.

Во-вторых, товарное хозяйство представляет собой  открытую систему организационно-экономических  отношений. В условиях товарного  производства работники создают  полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи другим людям. Весь объем вновь вещей  обычно выходит за пределы каждой производственной единицы и поступает  на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

В-третьих, товарному хозяйству присущи  косвенные, опосредованные связи между  производством и потреблением. Они  развиваются по формуле: производство - обмен - потребление. Изготовленная  продукция сначала поступает  на рынок для обмена на другие изделия  или на деньги и только потом попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает (или не подтверждает) необходимость  изготовления данного вида продукции. Именно с помощью рыночного обмена устанавливаются экономические  отношения между производителями  и потребителями товаров.1

Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных  связей сняли те преграды для прогресса  экономики, на которые обрекало ее натуральное  хозяйство. Потенциальные возможности  противоположного ему товарного  производства такие, что ему присущ закон расширенного воспроизводства.

Современная рыночноая экономика – результат длительного функционирования товарного хозяйства. Товарное производство – это производство благ для продажи. Под товарным хозяйством понимается форма ведения хозяйства, когда продукты производятся отдельными производителями, причем каждый из них производит один продукт, поэтому для удовлетворение общественных потребностей необходима купля-продажа, в ходе чего становится товарным. Вся производимая продукция предназначена для продажи и обмена. Условия возникновения и существования.

1. Общественное  разделение труда – это ограничение  сферы пр-ва одного или нескольких  видов продукции. Общественное  разделение труда возникает на  определённом этапе развития  общества (I – появление скотоводческих  племён, II – появление ремесла, III – появление купцов). Товарное  производство зародилось с появлением ремесла, т.к. ремесло порождает необходимость обмена деятельностью, человек может специализироваться на пр-ве одного продукта, если он от других получает сырьё и если он обменивает свою продукцию на продукцию других.

1.2. Простое  и капиталистическое товарное  производство

2. Наличие  частной собственности. Только  тогда, когда производитель блага  становится его собственником,  он обменивает свою продукцию  в форме купли-продажи, пр-во  обретает товарный характер. Исторически  различают простое и капиталистическое  товарное производство.

Простое – производство ремесленника, основанное на разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде собственника средств производства.

Капиталистическое – высшая форма товарного производства, основано на разделении труда, частной собственности, найме рабочих. Товар – продукт, предназначенный для продажи. Он должен обладать потребительской стоимостью – это свойство товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя; и стоимостью – это овеществлённый в товаре труд. Разные товары на рынке обмениваются в определённых пропорциях (1 ед. товара Х на 2 ед. товара Y). Эта пропорция называется меновой стоимостью – это количественное соотношение, в котором обмениваются 2 товара. В основе меновой стоимости лежат одинаковые затраты труда на производство2х товаров. Меновая стоимость – внешнее проявление стоимости.

2. Товар и его  свойства. Величина стоимости товара

Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а  не для собственного потребления.

Любому  товару свойственны натурально—вещественная форма, а также обладание социально—экономической характеристикой. Предназначение товара заключается в удовлетворении потребностей общества, а не самого производителя, т. о., товар обладает общественной потребительской стоимостью. Свойство товара, способное удовлетворить любую потребность человека, формирует потребительскую стоимость. В основном она находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара. В процессе постоянного развития общество открывает более новые свойства товаров, что формирует существование потребительской стоимости во все времена по их производству. В случае, если товар не будет обладать потребительской стоимостью, он не будет реализован. Для того чтобы потребительская стоимость обрела форму товара, ей необходимо стать продуктом труда с целью производства для других людей либо она должна поступать в процессе обмена. Для полного становления потребительского товара обладания данной стоимостью недостаточно, необходимо иметь меновую стоимость.

 

Меновая стоимость  представляет собой товар, который  способен обмениваться в фиксированной  количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, соотношение известного количества потребительских стоимостей определенного  вида товара на количество потребительских  стоимостей другого вида образует меновую  стоимость.

При осуществлении  обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей  в среднем притягиваются к  определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей  не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны  между собой. Общей основой для  всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный  труд на их изготовление, поскольку  он делает их количество соизмеряемым.

Создание  стоимости товара возникает в  производстве, а ее обнаружение –  только в процессе обмена посредством  сравнения различных вещей по отношению друг к другу меновой  стоимостью. Свойство товара, лежащее  у него внутри, является его стоимостью, а внешнее проявление путем обмена – меновой стоимостью.

Товар обладает двойственностью: потребительской  стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется  двойственным характером труда, т. к. труд является и абстрактным, и конкретным. Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов и т. д.

Конкретный  труд – это трудовые затраты, выраженные в целесообразной форме. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя  различен по виду труда, характеру выполняемых  операций, а также по использованию  средств производства.

Труд любого производителя товара является составной  частью общественно необходимого труда. Однако товаропроизводители, которые  основываются на частной собственности, во многих случаях заблаговременно  не знают о потребностях общества, т. о., они работают на собственном  риске, и их труд является частным.

 

Противоречивость  характера между общественным и  частным трудом исключается путем  продажи товаров, но может возникнуть такое обстоятельство, что на товар  не будет спроса и он станет невостребованным, в результате труд товаропроизводителя  становится независимым от общественного и теряет свою стоимость.

2.1.Величина  стоимости товара

       Величина стоимости товара определяется  количеством труда, общественно  необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем. Различные товаропроизводители  затрачивают на производство  одного и того же товара  неодинаковое количество времени,  в результате чего товары имеют  различную индивидуальную стоимость.  Но поскольку стоимость воплощает  в себе общественный труд, величина  общественной стоимости не может  определяться индивидуальными затратами  труда. Общественная стоимость  товара определяется общественно  необходимым временем, требуемым  для его производства. Общественно  необходимое рабочее время —  это время, затрачиваемое на  изготовление товара при данных  общественно нормальных условиях  производства и среднем в данном  обществе уровне умелости и  интенсивности труда.

       Величина стоимости товаров изменяется  в зависимости от производительности  труда, которая определяется количеством  продуктов, произведенных в единицу  рабочего времени.

       Производительность труда зависит  от ряда факторов, и прежде  всего от уровня развития орудий  труда, их эффективности. Огромное  значение имеет степень квалификации  рабочего, уровень развития науки  и техники и применения [2]их достижений в производстве, степень концентрации производства, природные условия.

       Поскольку производительность труда  выражается в большем или меньшем  количестве потребительных стоимостей, производимых в единицу рабочего  времени, она относится к конкретному  труду. Последний, по выражению К. Маркса, может быть то более богатым, то более скудным источником создания продуктов. Абстрактный же труд (одинаковый по сложности и интенсивности) производит в единицу времени одну и ту же стоимость. Поэтому величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству затрачиваемого на него труда и обратно пропорционально его производительной силе.

Информация о работе Условия возникновения и развития товарного производства