Учение Ф.Аквинского. Основные экономические вопросы в его трудах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 11:27, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Вложенные файлы: 1 файл

Срс№2.docx

— 18.76 Кб (Скачать файл)

                              

 

 

 

 

 

Самостоятельная

Работа

Студента

 

 

 

 

                                    

                              

                                               Выполнила: Таалайбекова Айперим

                                                                                        Группы Эз2-14

                                               Проверила: Баисова Кундуз Кенешбековна                                                                                                                          

 

 

 

     Учение Ф.Аквинского. Основные экономические вопросы в его трудах

      Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

      Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом.

     Аквинский рассматривал  такие экономические  проблемы, как  собственность торговля, «справедливая  цена»», процент.

     Общественное  разделение  труда он характеризовал как  естественное природное явление  и считал, что оно лежит в  основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются  разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для  физического труда, а привилегированные  сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического  и трактовал последний как  рабское занятие.

     Много внимания Ф. Аквинский уделял частной  собственности. В ней он видел  основу хозяйства  и полагал, что  человек от природы  имеет право  на присвоение  богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

     Важное  место в  учении Аквинского занимает теория "справедливой цены". Идею справедливой  цены каноническая теория унаследовала  от античности. В средние  века  как крестьянин, так и ремесленник  имели более или менее точное  представление о затратах труда  на производство своих товаров  и  при обмене определяли их  цены в  зависимости от труда, затраченного на производство. Закон  стоимости  действовал задолго  до возникновения  капиталистического  способа производства. Цена, которая  основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась  справедливой ценой.

     В средневековье дискуссия  о справедливой цене включала  две точки зрения:

первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).

     Фома  Аквинский в  теории о справедливой цене  вобрал оба эти положения, различая  два вида справедливости в  обмене:

один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и расходам (эквивалентность трактуется в терминах издержек);

второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена.

     Защита  привилегий  правящих классов обнаруживается  в трудах Фомы Аквинского и  в оправдании правомерности получения  земельной  ренты, которую он рассматривает  как продукт, созданный силами  природы, и потому присваиваемый  земельным  собственником. Именно  получение ренты  дает возможность  избранным заниматься духовным  трудом “во имя спасения остальных”.

     С одной стороны  Аквинский считает "справедливой  ценой" правильные цены, соответствующие  трудовым затратам, а с другой  — доказывает правомерность  отступления от этой цены, если  она  не гарантирует каждому  участнику  обмена приличное его  рангу существование.

     Следовательно, с точки  зрения Аквинского, справедливой  считалась не одинаковая, а разная  для различных сословий цена  на один и тот же товар.

     С теорией «справедливой  цены»  тесно связаны рассуждения  Аквинского о прибыли и проценте. Безоговорочно  оправдывая получение  земельной  ренты, он по отношению  к прибыли  и проценту занимал  двойственную позицию. Аквинский  был сторонником  натурализации  хозяйственной жизни  и подобно  своим предшественникам, враждебно  относился к крупной  торговле, ростовщичеству. Один из вопросов  своего основного сочинения он  посвятил проблеме греховности  взимания процента.

     Прибыль получаемая  купцами, не противоречит, по его  мнению христианской добродетели  и ее следует рассматривать как  плату за труд. Уровень прибыли  является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной  иерархии общества.

     Таким образом, отдавая  дань времени, Аквинский  делает  попытки найти компромиссное  решение вопроса о взимании  процента, которое в середине XIII в. было запрещено  и осуждалось  церковью. Он трактует его как  вознаграждение кредитору  за  риск неуплаты, за предоставление  отсрочки должнику в платеже  его долга  или как получение  от должника бескорыстных подарков, а также в  случае использования  должником  ссуженных денег с  целью извлечения прибыли.

Список использованной литературы

1. Алле М. Современная экономическая  наука и факты //THESIS. 1994. Т.П. Вып.4.1. Кузнецов В.Э. Философия права в России.М., 1989

2. Нерсесянц В.С. Философия права.М., 2007

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права.М., 1998

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

5. Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по по­воду предмета экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

 


Информация о работе Учение Ф.Аквинского. Основные экономические вопросы в его трудах