Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:00, реферат
Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.
Реферат
на тему: «Финансирование образования в Республике Беларусь»
Введение.
Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.
Решение этой стратегической задачи предполагается обеспечить
за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных
организаций всех уровней, внедрения механизмов, способствующих
развитию экономической
самостоятельности
низаций и учреждений, за счет повышения инвестиционной привле-
кательности сферы образования, способствующей притоку инвести-
ций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных
ресурсов в систему образования. Каждое из этих направлений пред-
ставляет собой серьезную экономическую проблему, имеющую не
только самостоятельное значение. Вырабатываемые решения оказы-
вают, очевидно, влияние друг на друга и, кроме того, требуют соот-
ветствующих изменений в системе управления образованием.
Каждая из указанных проблем может рассматриваться как са-
мостоятельная задача создания в образовании нового организаци-
онно-экономического механизма функционирования, включающе-
го в себя новые модели финансирования, основанного на большей
автономности образовательных организаций и создающего необхо-
димые условия для привлечения в сферу образования дополнитель-
ных ресурсов.
Проблема финансирования
системы образования
в последние годы на передний план и связывается в первую очередь
с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансиро-
вания образования в бюджетах различных уровней. Обеспечиваемый бюджетами уровень финансирования образования существен-
но ниже реальных потребностей.
В этих условиях все большую актуальность приобретают воп-
росы повышения эффективности
использования бюджетных
что в большинстве случаев
связывается с усилением
сти образования за счет повышения его качества и доступности для
населения. Таким образом, проблема недостатка финансовых ресур-
сов в отрасли, с одной стороны, и особая роль образования в разви-
тии инновационной экономики, с другой стороны, поставили воп-
рос о соотнесении затрат с получаемыми результатами, потребова-
ли совершенствования механизма финансирования образовательных
учреждений.
1. Современное состояние белорусской системы образования.
По оценкам авторитетных экспертов, Республика Беларусь всту-
пила в третье тысячелетие с развитой системой образования. Прак-
тически все взрослое население (99,8 %) грамотно. Той или иной
формой образования охвачены 98 % занятого населения.
На протяжении последних лет в Беларуси наблюдается рост аб-
солютного значения индекса человеческого развития (ИЧР). В 2005 г.
по данному показателю наша страна находилась впереди всех стра-
ны СНГ (Россия занимала 63-е место, Украина –75-е место, Казах-
стан – 76-е, Грузия – 88-е). При сохранении такой тенденции у Рес-
публики Беларусь есть все шансы в ближайшие годы по данному по-
казателю вплотную приблизиться к европейским государствам [12].
Определенные успехи образовательной сферы Республики Бе-
ларусь являются закономерными. Расчеты независимых экспертов по-
казывают, что Беларусь в большей степени, нежели другие страны
СНГ, заботится о своих гражданах, расходуя на образование более 6 %
ВВП (для сравнения: Россия расходует соответственно 4,4 %, Украи-
на – 4,4 %, Азербайджан – 4,2%) [12]. В Законе «Об образовании»
закреплены нормы, обеспечивающие повышение к 2010 г. уровня
финансирования отрасли до 10 % от валового внутреннего продукта.
Управление национальной системой образования имеет три
уровня:
1 уровень – Министерство образования, другие министерства
и ведомства, под юрисдикцией которых находятся отдельные обра-
зовательные учреждения;
2 уровень – управления образования областных исполнитель-
ных органов и Минское городское управление образования;
3 уровень – отделы образования районных, городских испол-
нительных и распорядительных органов.
2. Модели финансирования образования.
Модель, ориентированная на свободный рынок. Разные фор-
мы этой модели используются в основном в государствах континен-
тальной Европы и на островах. Эта модель побуждает государствен-
ные и частные учебные заведения соответствовать способам финан-
сирования, принятым на рынке. Модель предполагает повышение
качества учебы студентов, рост прибыли учебного заведения и приве-
дение «рвения к образованию» в соответствие с финансовыми издер-
жками на образование со стороны государства и отдельных лиц со-
гласно потребностям в рабочих местах и стабильности общества.
Учебное заведе-
ние представляется более децентрализованным автономным произ-
водством, производителем образовательных услуг, действующим на
рынке так же, как и предприятие. В качестве производителя образо-
вательных услуг в условиях рынка учебное заведение должно само
нести ответственность за продажу образовательного и прочего про-
дукта и функционировать на открытом рынке для всех видов продук-
ции, используемых для продажи в учебных заведениях. Автономные
учебные заведения сами несут ответственность за их действия на
рынке в условиях конкурентной борьбы и за продажу их образова-
тельного продукта пользователям с максимальной прибылью (это оз-
начает продажу образовательного продукта обучаемым, предприяти-
ям, а также тем пользователям, которые хотят продолжить свое фор-
мальное образование на следующем уровне). Неолиберальные моде-
ли финансирования поддерживают политику повышения юридичес-
кой независимости учебных заведений от государства.
Модель финансирования образования, ориентированная на
общественный рынок. Последователи этого вида финансирования
образования в большей степени заинтересованы в стратегии, про-
двигающей индивидуума и стимулирующей активное успешное обу-
чение в течение определенного периода времени. Эта система фи-
нансирования, выбранная современными социал-демократически-
ми партиями Западной Европы,
характеризуется равновесием
ду личной ответственностью обучаемого и активной помощью го-
сударственных и, в большей степени, негосударственных учебных
заведений индивидуумам в их учебе и построении карьеры. Теоре-
тической базой является концепция так называемого «гуманного
капитализма» и активного государства
Антирыночная модель социального финансирования обра-
зования, ориентированная на альтернативное интегрированное
общество. В наши дни представители профсоюзов и альтернатив-
но мыслящих научных кругов отдают предпочтение данной модели финансирования образования. Их позиции таковы: для дальнейше-
го развития благосостояния государства оно должно взять на себя
всю ответственность за финансирование образования.
Такая стратегия определяется политикой повышения расходов
государства на образование в соответствии с направлением так на-
зываемых «длинных волн» в образовании и наряду с изменением
социальных, технологических и культурных условий. Государство
должно увеличить
зование должно развивать индивидуумов во всесторонне развитых
граждан, должно являться заботой всего общества и быть свобод-
ным от доминирующего влияния большого бизнеса.
3. Источники финансирования образования в Республике Беларусь.
Вхождение Республики Беларусь в систему рыночной эконо-
мики, развитие процессов экономической интеграции и глобализа-
ции требуют от национальной системы образования учитывать ми-
ровые тенденции развития отрасли.
В настоящее время Республика Беларусь проводит реформу об-
разования, направленную на создание образовательной системы, со-
ответствующей мировым стандартам. Одним из направлений рефор-
мы является совершенствование финансирования отрасли. Вопросы
финансирования образования имеют первостепенное значение для
Республики Беларусь. При переходе к рыночным отношениям значи-
тельно возросли потребности Беларуси в образовательных услугах,
ужесточились требования к качеству подготовки специалистов.
В настоящее время в Республике Беларусь основным источни-
ком финансирования образования выступает государственный бюд-
жет. На финансирование образования государство направляет око-
ло 6 % ВВП (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Расходы консолидированного бюджета Республики
Беларусь на образование, % к ВВП.
Альтернативными источниками финансирования образования
выступают внебюджетные средства, прежде всего от оказания плат-
ных услуг по основному профилю деятельности учреждения.
В качестве основных видов платных образовательных услуг
можно назвать следующие:
- обучение на подготовительных курсах,
- обучение с возмещением затрат,
- платное консультирование по учебным дисциплинам,
- переподготовка и повышение квалификации специалистов,
- предоставление второго высшего образования,
- углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки распи-
сания,
- дополнительные дисциплины по заявкам студентов за рамка-
ми учебного плана и некоторые другие.
Достаточно широкое
вательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, зе-
мельных участков, а также такие платные услуги населению и орга-
низациям, как автотранспортные, оздоровительные, рекреационные,
телекоммуникационные, аудиторские, экспертные услуги, ремонтные
работы, множительные и типографские работы, консалтинг, НИОКР.
Кроме того, могут использоваться образовательными учрежде-
ниями и такие источники внебюджетных средств, как операции с
ценными бумагами, спонсорская помощь и взносы попечительско-
го совета, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих про-
ектах с иными организациями и др.
Диверсификация источников финансирования стимулировалась
сокращением государственного финансирования образования. Ожи-
дается, что процесс расширения источников финансирования про-
должится и в будущем. Наряду с государственными субсидиями в
качестве источников финансирования образования все больше ис-
пользуются плата за обучение и другие услуги образовательного уч-
реждения, финансовая поддержка промышленности, коммерческих
структур и других представителей частного сектора. Во всем мире более 60 % расходов на образование осуществ-
ляется за счет государства. За счет бюджетных средств финансиру-
ется деятельность государственных учреждений, предоставляющих
базовое образование.
Страны с рыночной экономикой, страны Восточной и Цент-
ральной Европы установили обязательное среднее образование для
своих граждан. В странах Восточной Азии, Латинской Америки
начальное образование является почти универсальным. Практичес-
ки повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение
базового образования, используя для этого систему государствен-
ных школ или общественных школ, созданных местными сообще-
ствами. Во многих случаях государство финансирует также част-
ные школы наравне с государственными, обеспечивая, таким обра-
зом, гарантии получения базового образования вне зависимости от
принадлежности
Таблица 1.3 – Финансирование образования в странах СНГ и
некоторых других странах мира, 2004 г.
Анализ данных табл. 1.3 показывает, что уровень государствен-
ных расходов на образование в большинстве стран СНГ в 2004 г.
был значительно ниже, чем в развитых странах мира [28].
Так, в 2004 г. лишь Республика Беларусь финансировала обра-
зование на уровне развитых стран мира, для остальных же стран
уровень финансирования образования государством был существен-
но ниже, чем в среднем по миру (4,3 %). Особенно низка была доля
государственных расходов в Таджикистане (2,8 %).
Беларусь, как свидетельствуют данные таблицы 1.3, отста-
ет от развитых стран мира по уровню затрат на одного студен-
Информация о работе Финансирование образования в Республике Беларусь