Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 01:37, лекция

Краткое описание

Понятие финансов и финансовой системы. Фискальная и бюджетная политика.
Государственный бюджет и его функции.
Понятие налогов и налоговой системы.
Основные принципы построения налоговой системы. Кривая Лаффера.

Вложенные файлы: 1 файл

makro_7.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Финансовая система и финансовая политика государства.

 

План:

  1. Понятие финансов и финансовой системы. Фискальная и бюджетная политика.
  2. Государственный бюджет и его функции.
  3. Понятие налогов и налоговой системы.
  4. Основные принципы построения налоговой системы. Кривая Лаффера.

 

  1. Понятие финансов и финансовой системы. Фискальная и бюджетная политика.

Понятие финансов можно  определить, во первых, как совокупность стоимостных потоков, и, во вторых, как  сложившуюся в обществе систему  экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Субъекты финансовых отношений: потоки денежных ресурсов осуществляются между  государством и его институтами, предприятиями (фирмами) и населением.

    Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств составляет финансовую систему.

Структурные элементы финансовой системы: 
- совокупность бюджетов всех уровней: федерации, административных единиц, местных органов власти; 
- внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования); 
- валютные резервы государства; 
- денежные фонды предприятий и организаций.

Функции финансов: 
-          аккумулирующая, которая состоит в концентрации средств и создании материальной базы государства; 
-          регулирующая, состоящая в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов; 
-          распределительная, заключающаяся в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т.д.; 
-          контрольная функция заключается в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Различают три составные  части финансов: 
- финансы населения; 
- децентрализованные финансы, т.е. финансы фирм и прочих организаций; 
- централизованные финансы, т.е. общегосударственные, включающие в себя госбюджет, с помощью которого осуществляется распределение и перераспределение ВНП. 
 
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определённых целей на уровне государства представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика включает в себя фискальную и бюджетную. Регулирование экономики с помощью доходов и расходов называется фискальной политикой. Достижение бюджетного равновесия, то есть, регулирование бюджетных процессов, называется бюджетной политикой.

 

 

2.Государственный бюджет и его  функции.

 

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между  совокупным спросом и совокупным предложением. Основную роль в этом играют расходы и доходы государственного бюджета.

Государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

           Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.

Основные функции государственного бюджета:

  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • стимулирование научно-технического прогресса посредством прямого бюджетного финансирования приоритетных программ;

 

  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Расходы государственного бюджета:

  • Военные и внешнеполитические расходы;
  • Социально-экономические расходы;
  • Расходы на государственное управление и охрану правопорядка;
  • Проценты по государственному долгу.

 Масштаб расходования государственных  средств (называемый «государственной  квотой») представляет собой важный  макроэкономический показатель. Его  уровень позволяет сравнивать  государственные расходы с размером  ВВП и, соответственно, судить  о роли государства в экономике.

 

Главная роль в мобилизации  средств в государственный бюджет принадлежит налогам. В результате поступления налогов создаётся  финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

 

Под налогами следует  понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

 

      Виды  налогов, обеспечивающие наибольшие  поступления в бюджет:

  • Подоходный налог с населения;
  • Налог на прибыль корпораций;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы и таможенные пошлины.

 

Существует три состояния  государственного бюджета:

- нормальное (доходы равны расходам)

- профицитное (доходы больше  расходов)

- дефицитное  (доходы меньше  расходов)

Природа возникновения дефицита госбюджета различна:

  1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
  2. Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств ( войн, стихийных бедствий).
  3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её несбалансированность, неэффективность кредитно-финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Существуют три традиционных способа покрытия дефицита государственного бюджета: 
1. выпуск государственных займов; 
2. ужесточение налогообложения; 
3. денежная эмиссия. 
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.  
Государственный долг – это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. 
Государственный долг может быть внутренним и внешним: внешний – долг иностранным государствам, организациям и пр., внутренний – это задолженность государства своим гражданам. 
Когда страна прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. 
Дефолт – это банкротство государства-должника.

 

3. Понятие налогов и налоговой системы. Основные виды налогов.

 

 Сущность налогов проявляется в том, что они представляют собой денежные взносы граждан, необходимые для содержания государственной власти.

          Размер  налогового бремени определяется  суммой расходов государства  на выполнение его основных  функций: управление, оборона, суд,  охрана порядка. Следовательно,  чем больше функций возложено  на государство, тем больше  оно должно собирать налогов. Сейчас за счёт налоговых поступлений формируется порядка 90% средств государственного бюджета.

               Функции налогов:

 

  1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;
  2. Регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
  3. Социальная – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Налог – это изъятие  в пользу государства заранее определённой и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Элементы налога:

  • Объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению;
  • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • Источник налога – доход, с которого уплачивается налог;
  • Единица обложения – единица измерения объекта;
  • Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (%);
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум);
  • Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта, определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Виды налогов:

Прямые налоги (налоги на доходы и  имущество), взимаются с конкретного  физического или юридического лица.

         Основные виды прямых налогов:

  • Подоходный налог;

                -    Налог на прибыль фирм;

  • Социальные налоги: на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу;
  • Поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность (землю, недвижимость);
  • Налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж.

 

Косвенные налоги (налоги на товары и  услуги), частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги.

Основные виды косвенных  налогов:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги);
  • Налог на наследство;
  • На сделки с недвижимостью и ценными бумагами.

Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые  ставки.

Твёрдые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Вывод: 
    Налоги – это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. 
    В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные проявления рынка.

 

  1. Основные принципы построения налоговой системы. Кривая Лаффера.

 

Основной принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца»

то есть, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Налогообложение – это  способ регулирования доходов и  источников пополнения государственных  средств.

Существуют две основные концепции налогообложения:

  1. налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги;
  2. зависимость налога от размера получаемого дохода.

Принципы налогообложения:

  1. всеобщность;
  2. стабильность;
  3. равнонапряженность (идентичность ставок для всех налогоплательщиков);
  4. социальная справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Кривая Лаффера

ВВП

 

 

Виды федеральных налогов:

 

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. федеральные платежи за пользование природными ресурсами;
  3. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  4. подоходный налог;
  5. налог на доходы банков;
  6. единый социальный налог;
  7. налог на доходы от страховой деятельности;
  8. налог на образование дорожных фондов;
  9. налог на операции с ценными бумагами;
  10. таможенные пошлины;
  11. государственные пошлины;
  12. отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;
  13. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  14. налог с биржевой деятельности.

Виды республиканских  налогов:

  1. республиканские платежи за пользование природными ресурсами;
  2. лесной налог;
  3. налог на имущество организаций;
  4. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Виды местных налогов:

  1. земельный налог;
  2. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  3. налог на имущество физических лиц;
  4. сбор за право торговли;
  5. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  6. целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на благоусьройство и другие цели;
  7. курортный сбор;
  8. налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ;
  9. налог на рекламу;
  10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  11. сбор с владельцев собак;
  12. сбор за выдачу ордера на квартиру;
  13. сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  14. сбор за право использования местной символики;
  15. сбор за парковку автотранспорта;
  16. сбор со сделок на бирже;
  17. сбор за право проведения теле-и киносъёмок;

          и другие  местные налоги.

 

В условиях рыночной экономики государственное  регулирование осуществляется как  денежно-кредитной, так и фискальной политикой.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства