Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешне- экономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фискальная политика………………………………………………….6
1.Понятие фискальной политики……………………………………………….6
1.2 Модели фискальной политики………………………………………………8
Глава 2. Виды фискальной политики и их значение в регулировании экономики………………………………………………………………………...11
2.1 Дискреционная фискальная политика………………………………..…….12
2.2 Автоматическая фискальная политика (встроенный стабилизатор)……..15
Глава 3. Фискальная политика в государстве………………………………….19
3.1 Эффективность фискальной политики…………………………………….19
3.2 Реализация фискальной политики в России……………………………….23
3.3 Проблемы и противоречия фискальной политики………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (12).docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Фискальная политика………………………………………………….6

1.Понятие фискальной  политики……………………………………………….6

1.2 Модели фискальной  политики………………………………………………8

Глава 2. Виды фискальной политики и их значение в регулировании  экономики………………………………………………………………………...11

2.1 Дискреционная  фискальная политика………………………………..…….12

2.2 Автоматическая  фискальная политика (встроенный  стабилизатор)……..15

Глава 3. Фискальная политика в государстве………………………………….19

3.1 Эффективность  фискальной политики…………………………………….19

3.2 Реализация фискальной политики  в России……………………………….23

3.3 Проблемы  и противоречия фискальной политики………………………...31

Заключение……………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………….36

 

Введение.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Траектория  движения экономики зависит от устремлений  и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих  субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в: широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство проводит экономическую политику.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов и другие нормативные акты.

Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

В зависимости  от области государственного воздействия  на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Единой, общепринятой классификации видов экономической  политики не

существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-

разному формируют  общий перечень составных частей экономической политики государства.

В укрупненном  плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешне- экономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Любое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и  непоследовательной.

Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика  РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Целью данной работы является исследование материалов о Фискальной политике государства: содержание, модели, противоречия. Задачами по достижению цели стали:

- изучение  содержания фискальной политики и ее методов;

- анализ  противоречий в фискальной политике. 

Методами  контрольной работы являются:

- подбор и анализ учебной  и дополнительной литературы  по данной теме;

- сбор и обобщение материалов;

-  составление примерного рабочего плана, раскрывающего основное содержание темы;

- систематизация собранного  материала.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Фискальная политика.

1.1.Понятие фискальной политики.

Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.1 Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными  являются:2

  • устойчивый рост национального дохода,
  • умеренные темпы инфляции,
  • полная занятость,
  • сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

 

1.2 Модели фискальной политики.

Различные модели бюджетно-налоговой  политики характеризуются, прежде всего, уровнем характерной для них  налоговой нагрузки, а также размером расходов государства на реализацию его социально-экономических функций. Макроэкономический показатель налоговых  изъятий определяется при этом как  отношение суммы всех уплачиваемых населением государству (в бюджеты  различного уровня, а также во внебюджетные фонды) налогов к валовому внутреннему  продукту.

Классический и кейнсианский подходы  к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи  инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики.3

Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики государства, которая проводится для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной  гибкостью рынка труда, “жесткостью” заработной платы и неэластичностью  цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика государства всегда пассивна, так как экономика внутренне  стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия на основе рыночного механизма саморегулирования. Инструментами “саморегулирования”  являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное  вмешательство в экономику, по мнению классиков, напротив, усиливает экономическую  нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму.

В кейнсианской модели основным уравнением макроэкономического тождества  является известное уравнение совокупных расходов:

Y = C + I + G + Xn,

С - потребительская функция;

I - инвестиционная функция; 

G - функция государственных закупок;

Xn - функция чистого экспорта;

которое определяет величину номинального ВНП.

В классической модели основным уравнением равновесия экономики выступает  уравнение обмена:

MV=PY,

где величина MV представляет собой  совокупные расходы покупателей, а  РY общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный  ВНП.

Очевидно, что оба уравнения  описывают кругооборот доходов  и расходов в экономике и поэтому  взаимосвязаны.

В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное  средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы  оказывают непосредственное воздействие  на величину совокупного спроса и  сильное мультипликативное воздействие  на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.

В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению  с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и  способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий  эффект.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная  по отношению к фискальной, так  как у денежно-кредитной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВНП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения  непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный  ВНП.

В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются  как абсолютно гибкие. Поэтому  рыночный механизм может автоматически  поддерживать экономику в состоянии  равновесия без какого–либо вмешательства  правительства или Центрального (Национального) банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной  лишь в том случае, если правительство  и Центральный банк лучше информированы  о шоках совокупного спроса и  предложения, чем рядовые экономические  агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или  монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.

Информация о работе Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия