Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 06:04, контрольная работа
Сочинение-эссе на тему: «Наиболее удачный и неудачный вариант смешанной экономики».
Мы знаем, что все современные реально функционирующие экономические системы (США, страны Западной Европы и Япония) –действуют по типу смешанной экономики. В то же время современные развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению экономической роли государства (правительства) и рынка в управлении экономикой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет Экономики и управления
Кафедра Менеджмента
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «История экономики и экономических учений»
на тему «Формирование современного мирового хозяйства»
Выполнил: студент гр. МНб-14-1
1 курс, очное отделение
Черепанова А.В.
Проверил: профессор кафедры антикризисного
управления, кандидат исторических наук,
доцент по кафедре политической экономии
Ханчук Надежда Николаевна
2014
Мы знаем, что все современные реально функционирующие экономические системы (США, страны Западной Европы и Япония) –действуют по типу смешанной экономики. В то же время современные развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению экономической роли государства (правительства) и рынка в управлении экономикой.
В общем, смешанная экономика - система взаимодействия частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения фундаментальных проблем рыночной экономики.
Развиваться эта система начала в капиталистических странах после «Великой депрессии». В это время государства нуждались новой концепции которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству “экономический” механизм своего вмешательства в экономику, а не “административный”. Именно это и позволял новый тип экономики- «косвенное» вмешательство в рыночные отношения, через регулирование денежной сферы. Идеи смешанной экономики получили в XX веке широкое распространение. Они отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, интенсивно протекавшие с конца прошлого века (особенно в послевоенные годы) и связанные прежде всего с усилением роли государства в экономике, усложнениям форм взаимодействия рынка и экономического регулирования, предпринимательства и социализации, а также все большим проникновением в общественные системы пост-экономических начал.
Современная экономика развитых стран представляет собой преимущественно смешанную (гибридную) систему, где частный и государственный секторы взаимодействуют. Смешанная экономика характеризуется наличием двух типов отношений: чисто рыночных и сознательно регулируемых. Сознательно регулируемые отношения представлены как на уровне отдельной фирмы, т. е. на микроуровне, так и в виде государственного регулирования, или макроуровне.
Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой государство не ограничивается осуществлением контроля за поддержанием правопорядка, установлением прав собственности, правомочностью контрактов, а само выступает одним из активны участников экономических процессов.
Смешанная экономика
в Японии развивалась с 60-70 гг.
прошлого века, во многом из-за
влияния правительства США. Планирование
в ней носит индикативный
Стратегию развития
экономики определяют
Детальные планы
для всех отраслей
Несмотря на то, что Бельгия является высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным промышленным производством и сельским хозяйством, хорошо развитой транспортной инфраструктурой, большими городами и портами европейского и международного значения, крупными промышленными предприятиями и заводами, уровень её экономического развития ниже, чем в Японии. Бельгийская экономика обладает устойчивостью диверсифицированных экономических отраслей. Бельгийские власти, как правило, занимают непротестную позицию и пытаются поддержать гостеприимную и открытую торговую, инвестиционную среду. Основной тезис во внутренней политике — государственная федеративная структура страны может быть эффективной только тогда, когда она опирается на принцип нахождения необходимого баланса между солидарностью и финансовой автономностью её трёх основных регионов. Сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью, но не играет существенной роли в экономике страны. Экономика этой страны в начале 21 в. находится в фазе сложнейшей структурной перестройки, процессе поиска новой промышленной специализации в мировой экономике.
Сравнивая эти страны, можно отметить, что Бельгия сейчас имеет ряд проблем, более выраженных по сравнению с Японией:
В завершении могу сказать, что обе этих страны в 19 веке сделали верный выбор в сторону смешанной экономики. Благодаря ей они смогли выйти на новый уровень развития, поднять уровень жизни в стране, увеличить ВВП. Но естественно, предстоит еще долгая работа, направленная на развитие экономической и социальной сферы, а также путях их государственного регулирования.
Список используемой литературы:
В процессе поиска своего пути Китай превратился в экономически мощное государство, имеющее современную промышленность, проводящее независимую внешнюю политику и имеющее высокий международный авторитет. Большинство экономистов считает, что Китай сохранит высокие темпы социально-экономического развития, однако перед китайской экономикой по-прежнему стоит большое количество проблем. Одной из главных является относительная неразвитость китайской экономики и неравномерность в экономическом развитии различных районов Китая, которая вряд ли будет преодолена в ближайшие 20 лет. Кроме этого, существуют и другие проблемы, сдерживающие экономическое развитие страны. К ним относятся: нехватка инвестиционных ресурсов для развития, недостаточное развитие капитало- и наукоёмких отраслей, низкая экономическая эффективность предприятий государственного сектора, необходимость модернизации функций местного управления и обостряющаяся экологическая ситуация.
Одной из наиболее болезненных экономических проблем Китая является низкая эффективность работы государственных предприятий. Хотя на XV съезде КПК в 1997 году реформа государственных предприятий была признана одной из важнейших задач, стоящих перед китайским обществом, тем не менее, предприятия государственного сектора остаются в наименьшей степени затронуты реформами. Стратегическая задача Китая до 2020 года состоит в глубокой научно-технической реконструкции народного хозяйства, однако решить её можно только на базе крупных государственных предприятий. Поэтому руководство КНР не спешит с реформированием предприятий государственного сектора по российскому образцу.
Не менее важным для Китая является вопрос о будущей модели экономического развития общества. Многие участники конференции считают, что развитие китайской реформы приведёт к становлению в Китае "конфуцианского" капитализма, как в Японии, Сингапуре, на Тайване и в Южной Корее. Однако другие участники не рассматривали конфуцианство в качестве стимула для осуществления реформ. Отмечалось, что в Китае всё большее неприятие общества встречают попытки экономистов либерально-рыночной ориентации вывести проблемы социальной справедливости в налогообложении, распределении доходов, за рамки исследований экономической науки. Таким образом, чисто рыночная модель экономической реформ, нацеленная на получение прибыли любой ценой в ходе её реализации, приводит к неприятию многих аспектов реформы населением, воспитанным на конфуцианской морали, с заложенным в её основу принципом социальной справедливости.
Основные рационалистические положения и концепции китайской классической философии будут жить и развиваться и в XXI веке, поскольку они несут в себе общечеловеческое, гуманистическое содержание, которое должно получить своё развитие в будущем. В период реформ, открытости и модернизации Китая продолжает сохраняться механизм генетической преемственности в развитии национальной культуры, что неизбежно влияет на подготовку и формирование нынешней политической элиты страны. Так что, с одной стороны, происходит процесс адаптации западных культурных ценностей к социальной и политической жизни Китая, а с другой — западные теории оказывают определённое влияние на внутреннюю жизнь Китая. Однако в Китае, в силу большого влияния древних конфуцианских традиций на общественное мнение, западные теории подвергаются сильной корректировке и не имеют заметного воздействия на китайское общество в целом. Поэтому Китай не стал проводить экономическую реформу по рецептам западной монетаристской школы Фридмана-Сакса и осуществлять безудержную либерализацию цен и приватизацию крупных государственных предприятий как в России, странах СНГ и Восточной Европы. Это обеспечило Китаю в 80 — 90-е годы быстрые темпы экономического развития и заметный рост жизненного уровня населения.
Вместе с тем, политические реформы в Китае не получили такого же развития как экономические реформы. Необходимость поддержания социально-политической стабильности ограничивает политическую реформу в КНР некоторым её усовершенствованием в рамках партократического режима. Реформа в основном направлена на совершенствование административного аппарата и развитие законодательства. При этом особое значение придаётся укреплению правящей партии — КПК — и приспособлению форм и методов её деятельности и идеологической платформы к требованиям времени. По сути дела, Китай остался привержен социалистическому выбору в ходе осуществления экономической реформы. Только проведение реформы на социалистической основе позволило свести к минимуму её издержки и получить хорошие экономические результаты. Если бы Китай стал осуществлять реформы по западным рецептам, то он был бы отброшен в первую половину XX столетия, получив симбиоз бюрократического капитала и первоначального накопления капитала. Реформы привели к распространению коррупции в Китае, однако существующие факты взяточничества были преданы широкой огласке, многие коррупционеры подверглись различным наказаниям, однако борьба с мздоимством пока ведётся лишь в определённых пределах. Тем не менее, в отличие от КПСС, КПК смогла отойти от многих коммунистических догм, возглавить процесс реформирования общества и повести массы за собой.
Экономические успехи привели к заметному росту международного авторитета Китая, который получил большие возможности для осуществления независимой внешней политики. КНР в настоящее время оценивает современную международную ситуацию (расширение НАТО на Восток, война в Югославии) как "холодный мир". Под лозунгами глобальной демократизации США развязывает "новую войну против непослушных им стран, превратив НАТО в "полицию мира". Китай выступает против этого миропорядка, против создания однополюсного мира с США во главе. В КНР считают: необходимо строить многополюсный мир, ориентированный на обеспечение развития всех стран и создание стабильной международной обстановки, а в международных делах необходимо поднимать ведущую роль ООН. В целом, с учётом всех факторов, возврат к биполярной системе практически неизбежен, считают в Китае. Но он произойдёт на новой основе — на основе объединения испытывающих давление со стороны США стран для противодействия этому давлению.
Информация о работе Формирование современного мирового хозяйства