Характер и содержание управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:52, доклад

Краткое описание

Линейные руководители несут прямую ответственность за выполнение поставленных перед организацией задач, уполномочены принимать решения об использовании находящихся в их распоряжении ресурсов; обязаны заботиться о персонале, о производстве и продаже продукции. Функциональные службы и их руководители лишены таких полномочий. Их роль заключается в поддержке деятельности линейных руководителей, они могут выступать экспертами в той или иной сфере деятельности. К числу таких руководителей относится директор по персоналу, начальник отдела снабжения и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

3.ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)
Характер  и содержание управленческого  труда
   85

   изводством  обуви на обувной  фабрике, обучением  студентов в университете). Эти подразделения  и их руководителей  называют линейными. К их числу относят, например, на промышленном предприятии генерального директора, директора, начальника цеха, мастеров и бригадиров.

   Линейные  руководители несут  прямую ответственность  за выполнение поставленных перед организацией задач, уполномочены принимать решения  об использовании  находящихся в  их распоряжении ресурсов; обязаны заботиться о персонале, о производстве и продаже продукции. Функциональные службы и их руководители лишены таких полномочий. Их роль заключается в поддержке деятельности линейных руководителей, они могут выступать экспертами в той или иной сфере деятельности. К числу таких руководителей относится директор по персоналу, начальник отдела снабжения и т. п.

   Независимо  от занимаемой должности  всем им постоянно  приходится решать множество  вопросов, касающихся управления деятельностью  подчиненных. Решения  в области управления персоналом — о приеме на работу и увольнении, о назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т. п. — принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь. Поэтому каждый руководитель должен хорошо ориентироваться в структуре и системе управления персоналом, действующей в данной организации. В настоящей главе мы также рассмотрим некоторые приемы и методы воздействия на уровне «руководитель — подчиненные». Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования.

   86

   Навыки  руководства. Роль руководителя претерпела много  изменений. Деятельность его стала сложнее и напряженнее. Фундаментальные изменения произошли в отношении людей к работе (человек «экономический» и человек «социальный»), в их образовании, в личных ожиданиях; люди лучше образованы и менее склонны к чинопочитанию.

   Приведем  перечень наиболее необходимых  менеджеру умений и навыков:

   1) понимание своей  роли;

   2) разумное использование  власти;

   3) определение заданий  для исполнителей;

   4) передача полномочий  и ответственности; 

   5) вознаграждение эффективной  работы;

   6) умение работать с трудными людьми;

   7) внедрение группового  подхода в управлении, умение формировать  команду. 

   Мы  редко задумываемся над тем, что на работе проходит большая, мало того, лучшая часть  нашей жизни, и  важно организовать свой труд так, чтобы  работа, не будучи в тягость, была постоянной жизненной школой.

   Эффективность работы руководителя зависит в значительной мере от организации  его труда, а организовать свой труд он должен сам. Надо научиться работать рационально, и производительно. По этому поводу известный русский физиолог Н. Е. Введенский заметил: «мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем. Изматывает нас не дело, а в значительной мере незнание самих себя». Эти слова были сказаны в начале XX века, но за прошедшие десятилетия ситуация, увы, не изменилась к лучшему, скорее наоборот, несмотря на современные технологии, ис

   87

   пользование технических средств  в управлении. Управленческий труд, по определению  Международной организации труда, относится к числу наиболее сложных интеллектуальных видов труда.

   Мы  как-то привыкли связывать  охрану труда с особыми профессиональными условиями: вредные вещества, излучения, вибрация и др. Но ничуть не в меньшей степени в охране нуждается и умственный труд, в том числе управленческий. Велики сейчас нагрузки, высоко интеллектуальное и эмоциональное напряжение, свойственное управленческой деятельности. Говоря об умственном труде, мы прежде всего имеем в виду правильную его организацию и использование различных форм отдыха. Нельзя забывать, что здоровье и творческая работоспособность человека — одно из главных благ жизни.

   Необходимость выделить этот вопрос для отдельного рассмотрения назрела давно. Отношение  руководителя к организации управленческого труда вообще и лично своего труда, стиль его отношений с сотрудниками и руководства ими порождает целый ряд проблем в управлении персоналом на уровне «руководитель — подчиненные», в целом сказывается на эффективности управления.

   Интенсивное развитие систем управления в условиях реформирования экономики предполагает переход к качественно новым организационным структурам и технологиям процессов управления, к широкому применению научных методов, преодолению многих догм, предрассудков и психологических барьеров в сознании некоторой части хозяйственных руководителей, т. е. к резкому подъему качества всей управленческой деятельности.

   На  первый взгляд управленческий труд выступает как труд упорядоченный, регламентированный, а поэто

   88

   му охарактеризовать его вроде бы не составляет особых трудностей. На деле же управленческий труд чрезвычайно многообразен и сложен, причем и в этой сфере деятельности происходит непрерывный процесс дифференциации, специализации, выделения новых видов и форм управленческой работы. И все-таки очертить, хотя бы в самом общем виде, рамки управленческого труда не только необходимо, но и возможно. Этот труд находит свое конкретное выражение, точнее воплощение, в действиях, операциях, совершаемых человеком в процессе управления, осуществления управленческих функций.

   Непосредственным  предметом управленческого труда является информация, характеризующая состояние управляемого объекта в, данный момент, а продуктом, результатом труда — соответствующие решения и действия, необходимые для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных перед ним целей и задач.

   Попытаемся  выделить наиболее характерные признаки, отражающие специфику управленческого труда, особенно менеджеров, руководителей:

   • информационный характер труда, предполагающий значительные интеллектуальные усилия;

   • высокая ответственность  за принимаемые решения;

   • ненормированный  рабочий день;

   • высокие нервные  и эмоциональные  нагрузки, обусловленные  постоянным общением с людьми.

   В управленческой деятельности можно выделить значительно различающиеся виды умственного труда: эвристический и административный.

   Эвристический труд (руководителей  и специалистов) в  наиболее полной степени  отражает природу  твор

   89

   ческой  умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и ''разработке различных вопросов. Он заключается:

   • в разработке перспективных  и текущих планов деятельности;

   • в анализе их выполнения;

   • в совершенствовании  конструкций или  выпускаемой продукции, технологических  процессов, форм организации  производства, труда и управления.

   Результатами  этой деятельности являются выработка и принятие решений, направленных на постановку целей и задач, на определение путей и методов их осуществления.

   По  своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных:

   • аналитические операции заключаются в  получении и восприятии информации, необходимой для принятия решений. К числу таких операций относятся: рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов, непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (докладах, аналитических обзорах, справках); определение или уточнение положения, сложившегося в организации или ее подразделении;

   • конструктивные операции связаны с подготовкой  и принятием разного  рода решений.

Эти операции различаются  в зависимости  от содержания, характера и сложности решений, а также от методов их индивидуального поиска.

   90

   Административный  трид (труд руководителей  и тех работников, на которых помимо исполнительских  функций возложены  некоторые функции  руководства) — это  специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением других людей в процессе их трудовой деятельности. Он совмещает функции командира — начальника и педагога — воспитателя. Непосредственным результатом этого труда является целенаправленная, скоординированная деятельность как отдельных участников процесса труда, так и трудовых коллективов по решению стоящих перед ними задач.

   Процесс административного  труда складывается из выполнения следующих организационно-административных операций:

   • служебно-коммуникационные операции — передача и прием устной информации путем  телефонных переговоров, обхода рабочих мест, приема в кабинете, передвижения в пределах предприятия;

   • распорядительные —  доведение решений до исполнителей путем отдачи устных распоряжений или письменных указаний, установления заданий исполнителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий, составления и утверждения письменных инструкций;

   • координационные  — взаимная увязка работы подразделений  и служб путем  проведения совещаний  и заседаний, составления  плана-графика выполнения работ с указанием  исполнителей и сроков;

   • контрольно-оценочные  — контроль исполнения приказов, решений, планов, заданий, поручений, оценка работы коллективов подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания.

   91

   Эффективность труда персонала во многом зависит от того, как выполняет руководитель эти операции, какие использует методы и приемы.

   В деятельности руководителя много сил и времени уходит на повседневные рутинные дела: просмотр корреспонденции, разговоры с подчиненными и коллегами, встречи с клиентами или поставщиками, участие в производственных совещаниях, подготовка отчетов и обсуждение с другими руководителями возникших проблем, новых идей.

   Примерный перечень обязанностей руководителя включает:

   — участие в совещаниях;

   — проведение совещаний;

   — инструктаж подчиненных;

   — распределение заданий;

   — консультирование других сотрудников;

   — подготовка отчетов;

   — чтение отчетов;

   — ознакомление с техническими новинками;

   — выдвижение идей и  предложений;

   — рассмотрение предложений;

   — разработка и контроль исполнения сметы  доходов и расходов;

   — проверка и оценка результатов работы;

   — распределение времени на выполнение производственных заданий;

   — рассмотрение вопросов, находящихся за пределами  полномочий подчиненных;

   — ответы на телефонные звонки;

   — просмотр текущей  корреспонденции;

   92

   — заполнение форм отчетности;

   — представительство на совещаниях и конференциях от имени своей организации или ее руководства;

   — разработка и обсуждение различных планов;

   — повышение квалификации.

   В зависимости от уровня в управленческой иерархии (высшее, среднее и низовое звено) в повседневной работе руководителей четко выделяется набор основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль) и доля времени, затрачиваемая на их выполнение, диапазон и формы контактов, объем полномочий и возможностей и т. д.

   Для руководителей высшего  уровня характерно преобладание в их деятельности «безличных» форм контактов с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), а также систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки), эпизодические встречи (беседы по вызову, прием посетителей). Основная их деятельность ориентирована в основном на внешнюю среду — формулировка миссии своей фирмы, ее ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительство на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Функции и обязанности чрезвычайно сложны, многоплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний и навыков.

   Работа  руководителей среднего звена, возглавляющих  основные подразделения  данной организации, в значительной мере варьируется и больше зависит от особенностей данного подразделения, чем от общих задач фирмы. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне, и передают принятые решения после трансформации в технологически удобную форму низовым руководителям, которые работают

   93

   непосредственно с исполнителями. Руководители среднего звена- управляют  текущей деятельностью: устанавливают задания  исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию  организации и  технологии производства, условий труда, соблюдению производственной и трудовой дисциплины, решают кадровые вопросы в пределах своей компетенции.

   Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную  работу персонала  — рабочих и  других неуправленческих работников. Работа руководителей на этом уровне характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач. Например, мастера решают проблемы в среднем в течение нескольких минут, и эти решения охватывают срок не более двух недель. В работе преобладают личные контакты с исполнителями.

   Таким образом, в сфере  управления одни руководители обладают значительными  полномочиями и несут  ответственность  за содержание принятых решений, их реализацию; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.

   Помимо  официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих  документах, руководители по отношению к  своим подчиненным  выполняют и неофициальные  обязанности. Суть их состоит в справедливом и уважительном отношении  к работникам: забота об их личных интересах, о здоровье, содействие их успехам, создание доверительных отношений в коллективе; оказание всесторонней помощи, при необходимости вплоть до принятия на себя иногда их вины.

   Выполнение  этих многообразных  и сложных обязанностей требует от руководителя высокой работоспособности и устойчивости к стрессовым ситуациям.

   94

   Под работоспособностью понимают способность  организма к мобилизации  его потенциальных, возможностей для  выполнения работы, интенсивность которой  может меняться на протяжении дня. Необходимо иметь представление о характере этих изменений. Рабочий день каждого человека неизбежно состоит из трех фаз, две из которых повторяются в течение дня.

   Первая  — это фаза вхождения  в рабочий ритм, или «врабатываемости». Ее продолжительность  для работников умственного  труда сугубо индивидуальна и может колебаться в пределах от 30—40 мин до 1,5—2,0 часов. Медицинские исследования показывают, что длительность этого периода «врабатываемости» зависит как от характера труда, его сложности и уровня квалификации человека, так и от взаимоотношений в трудовом коллективе, сложившегося в нем психологического климата. В этот период происходит своеобразная настройка организма, физиологическая и психическая.

   Затем наступает вторая фаза — устойчивое рабочее состояние, длящееся 3—4 часа, т. е. практически до обеденного перерыва. Эта фаза продолжается и после обеда (снова, но уже с более  короткой фазой вра-батывания) и длится в зависимости от работоспособности почти до конца рабочего дня. В течение этого времени продолжается и поддерживается активность на уровне возможностей человека, производительность труда оказывается наиболее высокой.

Людям до 23 лет - не нажимать! В 2012 году три знака  ЗОДИАКА ждет страшная потеря..

 
Тест: Какая прическа подходит именно ВАМ?

 
СРОЧНАЯ НОВОСТЬ: Досье на всех жителей попали в интернет... (Читать дальше)

 
Загрузи ФОТО, НАЖМИ ПОИСК и найди знаменитость похожую на тебя!

 
Как избавиться от ЦЕЛЛЮЛИТА  за месяц ДОМА?

 
Эта игра получила премию "Лучшая браузерная игра года" Онлайн RPG (2012) с нами уже тысячи.

 

 

   Перед концом рабочего дня  наступает третья фаза — частичное  утомление как  нормальный результат  труда, когда производительность труда снижается, но еще некоторое время поддерживается волевым усилием. Работоспособность начинает угасать.

   Современная жизнь предъявляет  повышенные требования к психическому здоровью работников управле 

   95

   ния. Частичное утомление  заставляет организм перестраиваться, в результате вырабатывается профессиональная выносливость. Однако, оно обладает коварной способностью при неправильном режиме работы переходить в переутомление, которое физиологи определяют как промежуточное состояние, пограничное между нормальным и патологическим, болезненным, характеризующееся иногда как «предболезнь». При переутомлении в первую очередь страдает центральная нервная система, что приводит к нарушениям высшей нервной деятельности и вегетативных реакций человека.

   Основные  причины переутомления:

   • высокий уровень  утомления как  следствие чрезмерной физической или умственной нагрузки, которое, постепенно накапливаясь, не снимается  не только после ночного  сна, но и после  выходного дня;

   • сопутствующие неблагоприятные  в первую очередь  санитарно-гигиенические условия труда;

   • плохо организованный отдых в нерабочее  время в домашней обстановке;

   • продолжение профессиональной работы дома или в  библиотеке, особенно это касается умственного  труда (работа с литературой, решение производственных вопросов и т. д.);

   • занятия в вечерних и заочных учебных  заведениях;

   • перенесенные острые заболевания или  наличие хронического заболевания, снижающее  сопротивляемость и  выносливость организма.

   Здесь уместно сопоставить  некоторые точки  зрения и, соответственно, рекомендации по режиму рабочего дня в зависимости от изменений суточного биологического ритма.

   96

   Организм  человека приспособился  к ритмическим  изменениям природной  среды и выработал  свой биологический  ритм, соответствующий  этим изменениям. Все  физические, физиологические, биохимические и психические процессы в организме протекают ритмично. Ритм является своеобразным счетчиком времени жизни и деятельности организма — его биологическими часами. Продуктивность умственного труда, в том числе в управленческой деятельности, во многом зависит от знания биологических ритмов организма, от умения строить работу с учетом изменения этих ритмов в течение суток. В целом принято считать, и во многих рекомендациях отмечается, что наибольшая работоспособность присуща человеку умственного труда дважды в сутки с 9 до 12 час и с 14 до 16 час. По другим данным наибольшая работоспособность наблюдается утром от 8 до 13 час и во второй половине дня от 16 до 19 час. В пределах рабочей недели она повышается от понедельника до среды. Это в среднем.

   Проведенные в 70—80-х годах  исследования производительности умственного труда, управленческого труда показали, что ритмичность и устойчивость производительности труда руководящего работника — понятие весьма приближенное. Для различных видов умственного труда были получены кривые производительности. Однако они имеют лишь ориентировочное значение. В умственном труде наблюдаются большие индивидуальные различия, зависящие, главным образом, от характера выполняемой работы, личных качеств работника и от внешних причин. На кривую производительности значительное влияние оказывает уверенность в себе, оптимизм, объективные условия (например, организация рабочего места), а также поощрения как материального, так и нематериального характера, например одобрение.

   4 3ак. 1713

   97

   Можно выделить три типа работников:

   одни  достигают максимальной производительности в начале работы, а затем их производительность постепенно снижается;

   другие  достигают максимума  лишь после некоторых  предварительных  колебаний производительности;

   третьи  достигают максимума  только к концу  работы.

   Таким образом, у некоторых  людей работа идет ус-1ешней утром, у  других — вечером. И с этим необходимо считаться. Производительность труда может в течение дня колебаться и на протяжении более длительных 1ериодов времени.

   В процессе умственной работы чередуются периоды :бора сведений, их обработки  и творческого  осмыслива-1и„. Даже перерывы в умственной работе не всегда озна-1ают  бездеятельность. Напротив, иногда они становятся >тапами доработки и завершения ранее накопленных ворческих импульсов и идей. Нормальный рабочий день )уководителя может продолжаться помимо его воли.

   Кроме того, особенность  профессии менеджера  та-:ова, что ему  в погоне за успехом  приходится больше, |ем другим социальным категориям людей, преодолеть стрессы. По данным социологического опроса, пройденного фирмой «Прайорити менеджмент систем»

   анкувер) и охватившего 1000 деловых людей, пред-:т: ляющих управленческую элиту Австралии, США, Великобритании, Ирландии, четверо из пяти платят дань » • иму «перенакаливания» еженедельно, половина — спмтывает стресс ежедневно. Это вызывает головные юли, утомляемость, сонливость или бессонницу. К

   мессам  приводят и профессиональные риски, связан-ые с  административно-управленческой деятельностью. >то происходит на всех уровнях управления и в любой кономической системе.

   Менеджер  среднего звена как  представитель наиболее многочисленной категории  управляющих обязан уметь регулировать не только свой личный уровень стрессовых нагрузок, но и своих подчиненных, понимая, что чрезмерные эмоциональные перегрузки в производственных условиях снижают производительность труда.

   В исследованиях социологов называются основные источники стресса:

   • трудовая роль —  несоответствие работника  производственным требованиям; конфликты между притязаниями работника и возможностями их удовлетворения; отсутствие четкости в определении функциональных обязанностей;

   • трудовая задача —  степень удовлетворенности  своим трудом, характеристики результатов труда и их оценка; .

   • трудовая обстановка — личные отношения  с руководителями и подчиненными, смежными предприятиями; физические условия на рабочем  месте; функциональные обязанности;

   • условия работы фирмы  — характер отношений с поставщиками и потребителями.

   Таким образом, следует  учитывать, с одной  стороны, что в  процессе управления человек подвержен  сильному воздействию  разнообразных факторов, обусловливающих  высокую умственную нагрузку, эмоциональное, нервное напряжение. С другой стороны, необходимо считаться с динамикой работоспособности человека в течение дня, поскольку в управленческой деятельности границы рабочего времени не являются достаточно четкими и работа нередко продолжается дома. Данные многочисленных публикаций, отечественных и зарубежных, свидетельствуют, что за последние 20—30 лет существенных изменений в части продолжительности рабочего времени не произошло.



Информация о работе Характер и содержание управленческого труда