Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:04, курсовая работа
Тенденции развития мировой экономики и международного финансового рынка свидетельствуют о том, что современная жизнь приобретает выраженный международный характер. Это нашло свое отражение в активизации международных экономических и торговых отношений, как на уровне индивидуума, так и на государственном уровне, которые стали технически возможными благодаря деятельности банков и предоставляемым ими международным банковским услугам. Таким образом, одной из основных тенденций развития банковского бизнеса становится увеличение роли международных банковских услуг.
В условиях МФС первостепенное значение имеет организация расчетов. Для организации международных расчетов разработаны различные платежные системы, начиная от глобальных, таких как Visa, СВИФТ, и заканчивая системами, основанными на корреспондентской сети отдельных банков.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Актуальность и значимость мировых платёжных систем…………….4
1.1 Общие принципы функционирования платежной системы…………4
1.2 Международные стандарты и требования платежных систем….…9
2 Анализ структуры и назначения международных платёжных систем…………………………………………………………………………….10
2.1 Visa……………………………………………………………………..10
3 Характеристика платежных систем России…………………….……..13
3.1.Особенности национальной и частной платежных систем России..13
3.2.Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………
Основным назначением платежной системы, построенной на основе платежных карт, является выполнение расчетов между поставщиком услуги/товара (продавцом) и потребителем услуги/товара (покупателем), который предъявил к оплате платежную карту. При этом важно подчеркнуть, что эти расчеты производятся в безналичной форме.
Кроме того, платежная система обеспечивает получение наличных денег держателем карты как в специальных устройствах - банкоматах, так и в операционных кассах, предоставляющих такие услуги.
В самом общем виде инфраструктура, поддерживающая работу с платежными картами, выглядит следующим образом1.:
- центральный административный орган;
- эмиссионный центр (далее - эмитент);
- эквайринговый центр (далее - эквайрер);
- процессинговый центр;
пункты приема карт:
- торгово-сервисные предприятия;
- пункты выдачи наличных;
- физические лица - держатели карт.
Центральный административный орган обеспечивает общее руководство платежной системой как в плане текущей деятельности, так и в плане развития системы, а именно:
- определяет и развивает единую
концепцию построения
- поддерживает организационно-
- организует технико-
- разработку и модификацию
- проводит выбор перспективных
направлений развития бизнеса
платежной системы - по подготовке
новых и модификации
- выполняет мониторинг и аудит
деятельности участников
- проводит арбитраж конфликтных
ситуаций, налагает санкции за
нарушения правил платежной
Эмитентом в данном случае (поскольку рассматриваются платежные карты) является кредитное учреждение - банк. Основной задачей эмитента является организация обслуживания клиентов - держателей карт, а именно:
- регистрация и ведение досье держателей карт (клиентов);
- выпуск карт для клиентов и их ведение - персонализация, перевыпуск, блокировка операций и т.п.;
- открытие специальных
- ведение специального
- проведение операций по картам
- обработка авторизационных
- разбор конфликтных ситуаций
в соответствии с
- технологическое
Эквайрер 2обеспечивает зачисление средств предприятиям торговли и сервиса по операциям, оплата которых выполнена с помощью платежной карты, а также обслуживает пункты выдачи наличности при предъявлении карты. Приведем типовой перечень функциональности банка-эквайрера:
- регистрация и ведение пунктов приема карт в своей учетной системе;
- регистрация пунктов приема карт в процессинговом центре;
- ведение банковских счетов
предприятий торговли и
- обслуживание банкоматов и
других пунктов выдачи
- разбор конфликтных ситуаций
в соответствии с
- технологическое
между всеми участниками платежной системы играет процессинговый центр, который:
- регистрирует эмитентов и
- ведет стоп-листы с номерами
платежных карт, операции по которым
запрещены по различным
- маршрутизирует
- получает от эквайреров файлы
финансовых подтверждений по
совершенным операциям и
- участвует в разборе
Торгово-сервисные предприятия (мечанты) - это предприятия, принимающие карты в качестве платежного инструмента для расчетов за реализуемые держателям карт товары/услуги. В части операций с картами функции таких предприятий следующие:
- обслуживание клиентов - прием
от покупателя карты и ее
контроль, формирование запроса
авторизации на сумму
- организационно-
- разбор конфликтных ситуаций
в соответствии с
Пункты выдачи наличных - структурные подразделения эквайреров (касса кредитной организации, касса филиала кредитной организации, касса дополнительного офиса кредитной организации, операционная касса вне кассового узла кредитной организации, обменный пункт, банкоматы и т.п.), выдающие наличные денежные средства по платежной карте.
Держатели карт - это физические лица, клиенты банка-эмитента, получившие от него платежные карты на основании заключенных соглашений (договоров). При этом оговаривается, что сама карта является собственностью эмитента, а держатель карты не имеет права передавать ее третьему лицу и обязан хранить в тайне карточный ПИН-код.3
Между всеми участниками платежной системы существуют договорные отношения, детали взаимодействия определяются в соответствующих регламентах и правилах системы, при этом в договорах имеются пункты об обязательности выполнения этих регламентов и правил.
Можно отметить, что приведенная на рис. 1 схема подразумевает выполнение расчетов за пределами платежной системы любым доступным способом. Например, эмитент, получив от платежной системы информацию о совершенных его клиентами операциях по картам, сам списывает средства со специального карточного счета и перечисляет их по банковским реквизитам получателя - пункта приема карт. Или эквайрер выставляет эмитенту требование к оплате. Для сокращения времени платежей и повышения их гарантированности практически любая платежная система в настоящее время имеет свой расчетный банк, связанный с процессинговым центром. Расчетный банк платежой системы устанавливает с эмитентами и эквайрерами корреспондентские отношения, ведет их счета и переводит средства между ними на основе полученной от процессингового центра информации об операциях по платежной карте. Таким образом, время расчетов может быть сокращено до одного-двух банковских дней.
Кроме того, большинство процессинговых центров предоставляют услуги по ведению платежных лимитов карт эмитентов непосредственно в учетной системе процессингового центра. Такой прием позволяет избавиться от маршрутизации авторизационного запроса к эмитенту, что значительно повышает быстродействие системы и ее надежность (что особенно важно при онлайновой авторизации).
Принципы функционирования платежной системы можно рассмотреть на примере обслуживания такого клиента предприятием торговли и сервиса, проследив последовательность действий, а также движение информационных и денежных потоков между участниками системы.4
1. Клиент после подсчета
2. Кассир осуществляет проверку принадлежности карты клиенту, например по образцу подписи на ней или по фотографии держателя, помещенной на карте.
3. Кассир формирует