Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Микроэкономике".
1)Предмет микроэк-ки. Принятие решений субъектами рынка в усл. экономич выбора.
Основные проблемы микроэк.:
-цены и объёмы выпуска
Предметом МЭ явл. экономич отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов принятием решения отдельными субъектами экономики в условиях экономич. выбора.
В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения след. вопросов: -что про-ть, как произв, -для кого?
МЭ базируется на предпосылках:
-Экономич атомизм (мэ сосредотачивает внимание на поведение отдельных экономич субъектах, принимающих решение)
-Экономич рационализм (оценка экономич субъектами своих выгод и затрат в процессе принятия решений).
Рациональное поведение людей лежит в основе модели человека экономичнского.
При испозовании рационального поведения субъектов различают: -полную рациональноть(сильня), ограниченная(полусильная), органическая р.
2)Методы мэ анализа: общенаучные и специфические.
Общенаучные методы: -1)анализ, 2) синтез (соедение отдельных частей в одно целое),
3)индукция(метод познания, основ-й на умозаключ от частного к общему ), 3) дедукция (оумозаключ от общего к част-му),4)выдвиж гипотез и их проверка на практике, 5)единство историч. И логич-го, 6)диалектический (использ основн законов диалектики).
Специфические: 1)предельный
анализ (исслед-е экономич явл не только
в закончен-м виде, но и в постоянно-изменяющ-ся),2)
3)Спрос как экономич. модель и способы его отобр-я. Роль нецен-х факторов в измен. спроса.
Спрос отражает объем продукции, который
потребитель хочет и в
- наличие потенциальных
- потребность в товаре;
- возможность приобретения
- цена предлагаемой продукции;
- время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
- направления, рынки сбыта продукции.
Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях. Его можно представить одним из трех способов:
1)табличный, 2)графический, 3)аналитический.
Табличный и графический способы отображения спроса являются инструментами его предварительного и оперативного анализа. В таблице можно представить ряд значений цены продукции в порядке ее возрастания или убывания и соответствующее ей число единиц товара, на которое предъявлен спрос.
Аналитический метод позволяет проанализировать сложившуюся тенденцию спроса на основные товары и спрогнозировать ситуацию на перспективу. Он применяется в качестве инструмента предварительного и последующего анализа.
Неценровые факторы: - денежные доходы покупателей.
- изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий».
- наличия ие отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
- субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров.
4)Предлож как экономич модель, способы отображения. Воздействие неценовых фыкторов на изменение предложения.
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.
Функция предложения от цены может быть представлена тремя способами:: 1) табличным, 2) 2) аналитическим, 3) 3) графическим.
Неценовые факторы предложения- факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
Факторы: - Уровень технологии., - Цены ресурсов., - Величина налогов., Количество производителей., - Ожидания производителя., - Цены на другие товары.
5) Подход Маршала, Вальраса. Изменение равновесия.
Рыночное равновесие-когда
Изменение равновесия на рынке может происходить под влиянием изменения спроса или изменения предлож. Или одновременно изменения м спроса и предлож. Способность рынков двигаться к новому равновесному состоянию под влиянием изменен спроса/предлож. – это процесс стихийной рыночной координации.
Подход Вальраса. Возникновение излишка приведёт к конкуренции продавцов, что заставит их понизить цену. Главным в подходе Валь-са явл разница в объёме спроса и предл.
Подход более применим для краткосрочного периода.
Подход Маршала. Главным в подходе Марш.явл разность между ценой спроса и предлож, если при объёме товара Q цена спроса превысит цену предлож, то у производителей больше стимулов повышать цену и увелич-ть объём прелож.
Для долгоср. периода.
6) Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потреби-ля и произв-ля.
Равновесная цена, или цена равновесия,
- это такая цена, при которой
объем спроса равен объему предложения.
Ей соответствует равновесное
При более низкой цене, чем цена равновесия, будет наблюдаться дефицит товара, и повышенный спрос на нее окажет влияние на цену в сторону повышения. При цене выше равновесной будет излишек товара, возросшее предложение станет воздействовать на снижение цены к точке равновесия.
Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.
Излишек производителя-это излишек, получаемый производителями, представляющий собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.
7) Устойчивость рыночного равновесия: локальное и глобальное. Паутинообр. модель
Устойчивость рыночного равновесия – способность рынка с помощью изменений спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние. Анализ устойчивости равновесия предполагает анализ изменения цен во времени, т.е. рыночная ситуация должна рассматриваться в динамике. Рыночное равновесие: 1устойчивое 2неустойчивое 3локальное 4глобальное.
Если равновесие достигается лишь
в определенных пределах колебания
цены, то говорят о локальной
Введение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени преобразует ее в динамическую модель(паутинообразную модель).
Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний цены. Если колебания носят затухающий х-р, то в этом случае равновесие восстанавливается с течением времени. Если колебания носят равный х-р, то цена равновесия не формируется. Простейшей моделью, показ. затухающие колебания, является паутинообразная модель. При ее анализе разрешаются допущения:-проиводители не могут корректировать ранее принятые решения об объемах пр-ва,-не допускается возможность формирования запасов с последующей реализацией, -потребители принимают решения об объемах закупок, ориентируясь на цену товара в данном переиоде, -производители принимают решения об объеме, ориентируясь на цену предшествующего периода
8).ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ(дуговая, точечнвя). ФАКТОРЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА.
Эл. спроса по цене – это чувствительность спроса к изменению цены. Она показывает степень воздействия изменения цены на изменение к-ва продукции, на кот. предъявлен спрос. Базовые значения Q и P принимаются как средние.
Если относительные изменения объема
Q < относительного изменения P, то спрос называется неэластичным (e<1). Если относит. изменения объема спроса > относит. изменения цены, то спрос эластичен (e>1). Если e=1, то спрос с единичной эластичностью, т.е. относ. изм. в цене компенсируется относ. изм. объема спроса. При этом доход продавца остается неизменным (единичная эластичность).
Если e=0, то линия спроса параллельна оси ординат. Спрос абсолютно неэластичен и ΔQ=0. Если e=¥, то линия спроса параллельна оси абсцисс. Спрос называют абсолютно эластичным с ΔP=0. Точечная эластичность – характеризует чувствительность спроса на бесконечные изменения цены, может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке определяется значением тангенса угла касательной с осью Х. Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1 D2. Факторы эластичности: 1) Доступность товаров-субститутов; 2) Место продуктов в бюджете покупателя; 3) Принадлежность предмета к предмета первой необходимости или к предметам роскоши; 4) Фактор времени; 5) Размеры запаса продукта; 6) Степень интенсивности потребности в данном продукте.
9) ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЁСНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Эластичность спроса по доходу определяется
как отношение процентного
E=(Q2-Q1):(Q2+Q1)/(R2-R1):(R2+
Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:
1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
2 ) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
3 ) нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.
Перекрестная эластичность - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В. Е АВ=(%)А / (%)В. Это понятие относится к товарам-субститутам и комплементарным. Если Е>0, то товары субституты. Если Е<0, то товары комплементарные. При Е=0, товары – независимы.
10) Эластичность предложения. Мгновенное, долгосрочное, краткосрочное равновесие.
Эластичность предложения – показывает относительное изменение под влиянием изменения цены на один процент. Для понятия эластичности важное значение имеет фактор времени. E=(%)dQs / (%)dР
Эл. предложения зависит от способности товара к хранению и затрат по хранению; от особенностей производственного процесса; от временного фактора, т.к. производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены и ему требуется время, чтобы расширить или сократить п-во. Если Е>1, то предложение эластично, т.е. относит. изменение объема предложения > относит. изменения цены. Если Е<1 – неэластично, т.е. относит. изменение объема предложения < относит. изменения цены.
Мгновенное равновесие – очень короткий период времени после изменения спроса, при котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, а объем производства не может быть изменен. В мгновенном периоде производители никак не могут повлиять на объем предложения в сторону увеличения. Поэтому кривая предложения имеет фактически вертикальную форму .
Долгосрочное равновесие –уровень совокупного спроса, уровень совокупного предложения, а также уровень долгосрочного совокупного предложения выравниваются в одной точке равновесия
Краткосрочное равновесие - предприниматели имеют возможность увеличить объем предложения за счет более интенсивного использования имеющихся факторов производства.
11)Полезность. Кардиналистский и ординалистский подходы.
Полезность – цель потребления, свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие потребителю.
Рациональный потребитель – рыночный субъект, который стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей путем потребления полезных свойств благ при ограничениях в доходе и ценах.
Для измерения и сопоставления полезности применяют два подхода:
-Количественный (кардиналистский) подход .
-Порядковый (ординалистский) подход.
Кардиналистский подход основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах. Кардиналистский подход опирается на два закона Госсена:
-правило максимизации полезности. (такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара приносила бы одинаковую предельную полезность). - Закон убывающей предельной полезности (а) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.).
Ординалистский подход ( В.Парето) - не требует измерения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег, от потребителя требуется только разделять наборы благ по степени предпочтения.