Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, шпаргалка
1. Понятие «нац. экономика», ее характерные черты и условия функц-ния.
2. Факторы, опред. функц-ние и развитие нац. экономики
....
47. Экономическая интеграция Беларуси и России.
48.Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года.
Нац. экономика – хоз-ная система страны, отвеч. принципам суверенности, целостности, социальности и нац. ориентации. Предмет исследований нац.экономики - социально- экономич. процессы воспроизводства; закономерности функц-ния и развития хоз. системы, ее структурно-функц-ных элементов, потенциалов и механизмов. Структурные составляющие нац. хоз. системы страны - промышленный, агропромышленный, военно-промышленный, топливно-энергетический, строительный комплексы и др. Организационные подсистемы нац. экономики — орг-ции, учреждения, пред-тия, произ-ва, отрасли, регионы, их взаимосвязи и отношения. Функционально-ресурсные подсистемы нац. экономики — природно-ресурсный, демографический и трудовой, научный и инновационный, произ-ный, экологический потенциалы и др. Институциональные подсистемы нац. экономики - рынки средств произ-ва, товаров и услуг, капитала, земли, ценных бумаг, труда, объектов интеллек. собственности, жилья, фондовый рынок и др. Характерные черты и условия функц-ния нац. экономики - суверенитет нации и гос-ва, террит-ная целостность; единство эконом-го и правового пространства; общность характера хоз. институтов; наличие единого платежного ср-ва – нац. денежной единицы и целостной финансовой системы; развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономич. и геополитич. отношений; использ. и приумножение нац. богатства в интересах повышения благосостояния нации.
5.Макроэкономич. и микроэкономич. системы нац. экономики, их взаимодействие. Экономику страны можно представить как многоуровневую (иерархическую) систему, кот. вкл. микроуровень (пред-тия и орг-ции первичного хоз. звена), мезоуровень (отрасли, регионы) и макроуровень (экономика в целом). Структура макроэкономич- системы вкл. межотраслевые комплексы (промыш-сть, с/х, транспорт и связь, внешнеэкономич. комплекс, финансовая система, строительство и инвестиции в основной капитал, соц. сфера). Целями и ф-ями развития макроструктуры экономики явл. обеспечение эффективности и конкурентоспособности нац. экономики; рост благосостояния народа; поддержание прогрессивных пропорций воспроиз-ва, отраслей, технологич. региональной структур экономики. В рамках институциональных задач макроэкономич. систем решаются вопросы создания общенац. рыночных институтов, совершенствования нац. закон-ва, внесения в экономич. жизнь рыночных и общечеловеч. ценностей. К системе управления макроструктурой экономики относятся высшие органы гос. власти, министерства, ведомства концерны межотраслевого характера.
10. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы РБ Научный потенциал - это сов-ть ресурсов и условий осущ. научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Ключевыми макропараметрами научного потенциала явл. пок-ли наукоемкости ВВП, среднегодовая численность раб-ков науки и научного обслуживания, их доля в общей чис-ти занятых в нац. хоз-ве, кол-во научных орг-ций. Научно-технич. потенциал - это сов-ть ресурсов и условий осущ. прикладных научных исследов. и разработок, в т.ч. опытно-конструкторские и опытно-технологич.работы. Научно-технический потенциал региона, пред-тий, отраслей, ор-ций харак. их способность обеспечивать высокие темпы научно-технич. прогресса, «выживаемость» в условиях конкуренции. Если научная деятельность пред. собой генерацию идей и знаний о природе, человеке и общ-ве, а научно-техническая - опытно-конструкторскую разработку и подготовку промыш. образцов изделий или новых технологий, то инновационная дея-ть - это внедрение рез-тов научно-технич. разработок, коммерциализация нововведений, развитие инновационной инфраструктуры и инновационного менеджмента. Инновационный потенциал - это сов-ть всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения рез-тов научных исследов. и разработок, повышающих эффективность способов и ср-в осущ. конкретных процессов, в т.ч. освоения в пр-ве новой прод-ции и технологии. В зависимости от сферы прим. выделяются след. виды инноваций: технологич., экологич.; организационно-управленческие; институциональные; социально-политические; инновации в духовной сфере. Инновационностъ экономики - способность и стремление пред-тий к постоянному поиску и использ. на практике рез-тов исслед. и разработок, новых концепций, идей и изобретений.
9.Демографический и трудовой потенциалы РБ Демографический потенциал харак. возможности воспроизводства населения, развития человека и след. показатели: численность населения; рождаемость и смертность; ожидаемая продолж. жизни при рождении; половозрастная структура; распределение населения на городское и сельское; уровень грамотности взрослого населения и т. д, Основ.целью политики в области народонаселения явл. создание предпосылок для улуч. демограф. ситуации в стране. Для этого необходимо решить след. задачи: увел. рождаемость; снизить смертность; увел. ожидаемую продолжительность жизни; укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи; оптимизировать миграционные процессы. Основ. задачи демограф. политики: обеспечение социально-экономич. поддержки семьи, материнства и детства; создание условий для рождения трех и более детей; повыш. престижа семьи, уменьш. количеств сирот; пропаганда здорового образа жизни в семье; формирование чувства ответственности у родителей, уменьш. числа соц. сирот; создание условий для принятия на содержание и воспитание детей-сирот. Трудовой потенциал - это трудовые силы, возможности, способности, кот. обладает население применительно к трудовой дея-ти. Численность, динамика, профессион. и образовательный уровень трудовых ресурсов - один и важн. факторов развития хоз-в всей страны и отдельных регионов. Трудовые ресурсы - это та часть населения, кот. благодаря совокупности физич. способностей, спец. знаний и опыта может участв. в процессе воспроиз-ва, создания матер. и нематер. благ и услуг. Экономич. активное население - население, предлаг. свои трудовые услуги на рынке труда для пр-ва товаров и услуг. К такому населению относят две категории людей:
К экономич. неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, кот. не считаются занятыми экономич. дея-тью или безработными. Уровень безработицы опред. как отношение численности безработных, зарегистрир. в органах гос. службы занятости, к численности экономич. активного населения (занятых и безработных). Доля безработных во взрослом населении равна произведению уровня безработицы и уровня участия. Рынок труда как эконом. категория пред. собой сов-сть производств. отношений между наемными работниками, нанимателями и гос-вом по поводу реализации прав граждан на труд. Глав. ф-ция рынка труда - стабилизация равновесия спроса и предложения рабочей силы.
20.Машиностроит. и металлообрабатыв. пром-сть РБ. Роль машиностроения, его отраслевая стр-ра, перспективы развития Машиностроительный комплекс вкл. в себя машиностроение и металлообработку. Машиностроение - одна из глав. отраслей тяжелой пром-сти. Здесь создается наиболее активная часть ОПФ - орудия труда, и поэтому машиностроение оказывает значительное влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях, рост ПТ и другие экономич. пок-ли. Машиностроит. пром-сть и металлообраб. пр-ва явл. ведущими отраслями нац. экономики и служат основ. источниками формирования ВВП и валютных поступлений. Соврем. машиностроение РБ харак. многоотраслевой стр-рой, в составе кот. выделяются автомобильная, станкостроительная, инструментальная, электротехническая, электронная пром-сть, судостроение, радиопром-сть, тракторное и сельскохоз. машиностроение и др. Ведущие позиции в отечеств. машиностроении занимает автомобилестроение. Оно представлено 38 пред-ми и орг-ми, крупнейшими из кот. явл. научно-технич. объединение ОАО «БелавтоМАЗ», РУП «МАЗ», РУПП «БелАЗ», РУН «МоАЗ», и др. Совершен. машиностроит. комплекса будет осущ. путем проведения активной реконструкции и реструктуризации уже существ. пред-тий, создания новых экспорто- ориентированных и импортозамещ. пр-в. Повышение конкурентоспособ. отрасли предусматр. обеспечить за счет финансового оздоровления пред-тий, своевреме.сертификации выпускаемой прод-ции на соотв. международ. стандартам, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов, развития и более эффектив. использ. научно-технич. и технологич. потенциала.
26.Строительный комплекс РБ: состав, особенности функциониров., проблемы и перспективы развития Строительный комплекс основан на интеграционных связях строительства и пром-сти. Он рассматр. как межотраслевая система, вкл. сов-сть пред-тий и орг-ций, дея-сть кот. направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производ. и непроизвод. назначения. Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированые строительные орг-ции; пр-ва строительных материалов, строительной индустрии, механизации и транспорта; проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские орг-ции; строительные биржи; др. формирования, специализирующиеся в области строительства. Республиканским органом гос.управления строительны комплексом явл. Мин-во архитектуры и строительства РБ. Основные задачи строительного комплекса на ближайшую перспективу наиболее полное обеспечение потребностей населения и нац. хоз-ва в высокоэффективной строительно индустрии; сокращение сроков и ст-сти строительства; снижение материало- и энергоемкости; повышение качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка республики строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного пр-ва; увел. экспорта строительных материалов и услуг.
30.Региональные социально-экономич.комплексы РБ Регион (от лат, regio, regionis) - область, местность, т. е. конкретная территория, часть территории страны со специфич. природными, историческими и демографич. условиями, специализацией и комплексным развитием пр-ва, единой производ. и социальной инфраструктурой. Район - это территория (геотория), по сов-сти насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составл.элементов, целостностью причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Экономический район - территориально-целостная часть гос-ва, объединяющая всю сов-сть отраслей и пр-в на опред. территории, имеющая соотв. производств. специализацию, тесные внутренние социально-экономич. связи. Территориальное разделение труда — процесс специализации территорий и обмена между ними специализ. продукцией и услугами. В соотв. со сложившимся в РБ территориальным разделением труда образовалось шесть регионов, границы кот. совпадают с границами областей. В каждом регионе в силу наличия опред. природных и трудовых ресурсов, исторического развития, географического положения сложились свои отрасли специализации пром-сти и с/х.
39Денежно-кредитная система гос-ва Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме меновой самостоятельной стоимости и меры труда; капитал; универсальное ср-во ликвидности, использ. для оценки стоимости (или ценности) и представ. собой единство финансовых активов и обязательств. Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежное обращение – движение денег, опосредующее отношения физ. лиц, субъектов хозяйствования и гос. органов, или кругооборот доходов и продуктов в нац. экономике. Различают две формы денежного обращения: нал. и безнал.. Денежная масса – сов-ть всех денеж. ср-в, кот. находятся в обращении в нал.и безнал. формах, обеспеч. кругооборот товаров и услуг, экономич. связи субъектов хозяйствования и гос-ва. Агрегаты денежной массы, испол. в РБ, – М0, М1, М2, М2*, М3. Кредитная система – сов-ть кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Вкл. три уровня: центральный (нац. банк), коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения. Денежно-кредитная политика – сов-ть гос. мероприятий, регламентирующих дея-ть денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов. Основные направления денежно-кредитной политики РБ на очередной год разрабатываются Правлением НБ РБ для представления совместно с Правительством РБ ежегодно до 1 октября Президенту РБ.
40. Финансово-бюджетная и налоговая системы Беларуси, пути их совершенствования.
Финансы – сов-ть экономич. отношений по формированию, распределению и использ. фондов денеж. средств (или финансовых ресурсов) через особые фонды и учреждения. Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью кот. осущ. все действия с финансовыми ресурсами (оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая дея-ть). Вкл. в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды различных орг-ций, прочие спец. фонды. Финансовая политика – сов-ть целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использ. для выполнения гос-вом своих ф-ций. Бюджет – основной финансовый план формирования и использ. денеж.средств для обеспечения функций гос.органов, экономич. и социального развития страны или соотв. регионов. Доходы бюджета формируются за счет налогов, опред. законодательством РБ, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соотв. с зак-вом РБ. Расходы бюджета опред. программами социально-экономич.
развития РБ и соотв. административно- Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Налог – принудительно взимаемые гос-вом или местными органами власти ср-ва с юр. и физ. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ций. Налоговая система – сов-ть всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на соц.страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, НДС, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги
44.Глобализация
мировой экономики и Глобализация – соврем. этап развития междунар. экономич. интеграции, когда мировой и нац. рынки по многим позициям становятся одним хоз. полем (информационным, финансовым и сетью продвижения товаров и услуг). Глобализация экономич. дея-ти развивается по след. основ. направлениям: · становление глобальных монополий (олигополий); · междунар. торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности; · междунар. движение факторов пр-ва (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы – стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и «утечки умов»); · междунар. финансовые операции – кредиты (частные, гос-ные, междунар. орг-ций), основ. ЦБ (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции; · процессы регионализации экономики. Междунар.экономич. интеграция – переплетение хоз. связей между странами мира, кот. ведет к слиянию нац. рынков, формированию единого мирового экономич. пространства с единым рыночным режимом; вызывает потребность в либерализации нац. рынков. Междунар. экономич. интеграция обусловлена рядом след. факторов: · углублением МРТ, специализации и кооперирования пр-ва; · ускорением НТП, развитием и внедрением информационных технологий; · расширением региональных группировок; · формированием региональных рынков; · интернационализацией хозяйственной жизни; · созданием транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп. Мировая торговля – это сфера междунар. товарно-денежных отношений, представ. собой сов-ть внешней торговли всех стран земного шара. Междунар. региональные группировки (образования) – междунар. хоз. поле, внутри кот. действует региональный хозяйственный режим с единой инфраструктурой. Эти образования могут иметь единую валюту, финансовые фонды, общие наднациональные или межгосудар. органы управления.
16.Индикаторы и
динамика устойчивого Устойчивое развитие – такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста нынешнего и будущих поколений. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. В качестве индикаторов устойчивого развития выбираются главные, которые отражают сущность процесса и без которых невозможно представить экономическую структуру как целостную систему. В зависимости от объекта устойчивого развития индикаторы могут различаться на глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий и населенных пунктов. Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер. Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом: • интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП); • производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. Экономические: индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические – отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные: демографические индикаторы (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторы уровня доходов и бедности, индикаторы состояния общественного здоровья. На более низком уровне общесистемные индикаторы дополняются, раскрываются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития. По ИРЧП Беларусь занимает 68-е место среди 182 стран мира; безработица составляет < 1%; среди стран СНГ по уровню з/пл. Беларусь находится на 3 месте; в РБ один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения; финансирование сферы образования – около 6% ВВП ежегодно; на каждые 10 тыс. населения приходится 50 врачей и 120 специалистов среднего медицинского звена, что соответствует высоким международным стандартам; за последние 15 лет объемы вводимого в стране жилья выросли в 3 раза; РБ стала І-ой среди стран СНГ, восстановившей ВВП уровня 1990 года; в сфере промышленного производства РБ также І-ая достигла уровня, сущ-го до распада СССР, через 10 лет. Данные, свидетельствующие об устойчивости экономического роста в РБ и стабильности развития экономики страны в целом
47.Экономическая интеграция Беларуси и России Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления эконом роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. В развитии интеграционных процессов и формировании единого эконом пространства создаваемого Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости населения. Между Беларусью и Россией заключено более 30 соглашений по различным направлениям военно-технического сотрудничества. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Беларуси. В декабре 2001 года была принята военная доктрина Союзного государства. Важную роль в экономической интеграции РБ и РФ играет региональное сотрудничество. Не в полной мере используются преимущества создания общего эконом и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран. Завершающим этапом в экономической интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты. |
Все факторы, обеспеч. функц-ние нац. экономики, могут быть разделены на внутренние и внешние. Эти категории взаимосвязаны. К внешним факторам относятся эконом. и политич.: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международ. сотрудничества и дипломатич. отношений, международ. разделение труда, доминирование той или иной страны на мировом рынке и др. Внутренние факторы также вкл. политич.и экономич.. В числе политич. - построение и развитие унитарного демократич. гос-ва, формирование современного гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. К экономич. детерминантам относится обеспечение эффективности и конкурентоспособности нац. экономики; перевод экономики на инновационный, высокотехнологичный, наукоемкий тип развития; оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур нац. экономики.
6.Сущность и значение совокупного экономич. потенциала страны, его составляющие Потенциал - это совокупность имеющихся ср-в, возможностей в какой-либо области. Развитие экономики любой страны зависит от величины и эффектив. применения ресурсного потенциала. Применительно к экономике потенциал означает источники, возможности, ср-ва, запасы, кот. могут быть использ. для достижения целей социально-экономич. развития. Совокупный экономич. потенциал можно опред. как обобщающую количественно-качественную харак-ку наличия и использ. всех видов ресурсов, кот. располагает гос-во для своего экономич. и социального развития. Уровень развития совокупного экономич. потенциала страны харак. объемом, структурой, техническим уровнем пр-ва и потребления, качеством товаров и услуг во всех сферах и отраслях нац. экономики, а также накопленными и располагаемыми ею на всей территории и за рубежом матер. и духов. ценностями, трудов. и природ. ресурсами. Основ. факторами, опред. совокупный экономич. потенциал страны, явл. производ. мощности промыш-сти, с/х, строительства, транспорта и связи; производственная, социальная и экологич. инфраструктура; трудовые ресурсы. Совокупный экономич. потенциал РБ вкл. в себя след. потенциалы: природно-ресурсный; демографический и трудовой; научный, научно-технический и инновационный; информационно-технологический; производственный; инвестиционный; внешнеэкономический; экологический. Показателями-индикаторами, использ. для оценки совокупного экономич. потенциала страны, явл. численность, половозрастная структура и движение населения; численность, структура трудовых ресурсов и обеспеченность кадрами; индекс развития человеч. потенциала; ст-сть, структура и показатели воспроизводства основных производ. фондов; ВНП; ВВП; уровень потребления благ и услуг на душу населения; наличие запасов и уровень их использ.; экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды. Нац. богатство в широком смысле слова вкл. в себя не только материальные, но и нематериальные ценности - соответств. уровень подготовки трудоспособного населения, научно-технические достижения, культурные ценности, информационные ресурсы, На соврем. этапе развития значение нематер. ценностей неуклонно возрастает.
13.Инвестиц. потенциал, инвестиц. ресурсы РБ. Основ. пок-ли, харак. инвестиц. потенциал. Инвестирование - вложение ср-в в создание новых произв-ных мощностей. Под инвестициями поним. денеж. ср-ва; целевые банков. вклады; акции и другие ЦБ технологии; машины; оборудование; лицензии, в т.ч. товарные знаки; кредиты; любое др. имущество или имуществ. права интеллект. ценности, вкладываемые в объекты предпринимат. дея-ти в целях получения доходов (прибыли) и снижения значительного соц. эффекта. Инвестиц. потенциал страны - это ее способность освоить необх. объемы инвестиций в строительство новых пред-тий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующ. пред-тий, развитие человеч. потенциала, создание объектов и учреждений производств. и соц. инфраструктуры. Недостаточные объемы инвестиций в основ. капитал оказывают негативное воздействие на развитие пр-ва. Это проявл. в увел. степени изношенности ОС, снижении процесса обновления, приостановке воспроизводств. процесса, что в свою очередь, приводит к росту затрат на пр-во, снижение качества производимой прод-ции, уменьш. объемов пр-ва и реализации прод-ции, потере конкурентных позиций на рынке и т. д. Поэтому основ. задачей гос. инвестиционой политики явл. привлечение инвестиций, в первую очередь, для технич. переоснащения и модернизации ОПФ, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
14.Понятие «внешнеэкономич. потенциал», его важнейшие пок-ли. Оценка внешнеэкономич. потенциала РБ. Внешнеэкономич.потенциал страны - комплексная хар-ка, кот. отражает материальные и интеллект. возможности участия того или иного гос-ва в торговом сотрудничестве с др. странами. Он опред. системой пок-лей, кот. позволяют оценить разные аспекты возможного и фактич. участия страны в торговых связях с др. гос-вами. Основ. из этих пок-лей след.:
Важнейшими экономии. показателями, опред. внешнеэкономич. потенциал страны, явл. объем пр-ва ВВП, в т. ч. на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; пок-ли, харак.е состояние платежного баланса страны. Основу внешнеэкономич. потенциала РБ составляет промыш-ть, и прежде всего машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промыш-ть. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают также черная металлургия; легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш-ть; производство строительных материалов. Экспортным потенциалом Наращивание экспортного потенциала страны явл. одним из важнейших приоритетов социально-экономич. развития РБ.
15.Экономич. рост
нац. хоз. системы и его Экономич. рост — одна из основных целей макроэконом.политики, достижение кот.обеспечивает в целях повыш. жизненного уровня опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом населения. Воспроиз-во - непрерывный процесс произ-ва, возобновляемый на опред. уровне. Виды воспроиз-а - убывающее, простое, расширенное. Типы экономич.роста - интенсивный и экстенсивный. Интенсивный тип - рост произ-ва на базе использ. новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершен. орг-ции произ-ва и труда, повышения квалификации работающих. Экстенсивный тип основан на вовлечении в произ-во допол. ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. К факторам экономич. роста относятся внутренние и внешние. Внутренние факторы - это человеч. капитал, природно-ресурсный фактор, инновационный и производ. потенциалы, инвестиции, емкость внутреннего и внешних рынков, институциональная среда. Внешними факторами явл. международ. разделение труда, политич.факторы. Устойчивый экономич. рост - рост, кот. можно поддерживать в течение достаточно длительного времени. Факторами, сдерживающими экономич. рост в РБ, явл. ограниченность собственных сырьевых и топливно-энергетич. ресурсов; высокая ресурсоемкость экономики; зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России; неразвитость рыночной инфраструктуры.
21.Металлургическая промыш-сть РБ: современное состояние и проблемы дальнейшего развития Металлургический комплекс вкл. черную и цветную металлургию. Черная металлургия РБ специализ.я на выплавке стали; чугунном литье; пр-ве стальных и чугунных труб, металлического корда, метизных и других металлич. изделий. Пр-во прод-ции черной металлургии в основном (82% общего объема отрасли) сконцентрировано на РУП «Белорусский металлургический завод» (г. Жлобин). Продукция РУП «БМЗ» поставляется более чем в 50 стран мира, экспорт превышает 85% объема пр-ва. Из других пред-тий черной металлургии необходимо отметить прод-цию ОАО «Могилевский металлургич. завод» (пр-во стальных и чугунных труб), ИП ЗАО «Молодечненский трубопрокатный завод», РУП «Речицкий метизный завод» (гвозди всех типоразмеров, болты, гайки и др.), ОАО «Минский завод отопительного оборудования» (котлы отопительные, радиаторы, художественно-декоративное литье). В РБ получила развитие малая металлургия – пр-во стали и проката, литейных заготовок на крупных машиностроительных заводах (ПО «Минский тракторный завод»; РУП «Минский автомобильный завод»; ОАО «Минским подшипниковый завод»; ОАО «Мотовело», г. Минск; РУП «Могилевский автомобильный завод им. С. М, Кирова» и др. Пред-тия цветной металлургии РБ осущ. переработку лома цветных металлов, пр-во твердых сплавов, тугоплавких и горячестойких металлов (крупная цветная металлургия в РБ отсутствует).
27.Транспорт и связь РБ: особенности функцион. и перспективы развития Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики, кот. обеспечивает производ. связи пром-сти и с/х, перевозки грузов и пассажиров, явл. основой географич. разделения труда. Транспортный комплекс – сов-сть различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использ. каждого вида. Транспортная сеть – сов-сть всех путей сообщения, связывающих населенные пункты региона. Для оценки работы транспорта использ. ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов - объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны. Перевозки пассажиров – кол-во пассажиров, отправленных всеми видами сообщения. Грузооборот - произведение кол-ва перевезенного груза (в тоннах) и расстояния, на кот. он перевезен (в километрах). Измеряется в тонно-километрах (т*км). Пассажирооборот - произведение кол-ва перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах. Основными показателями, харак. эффективность использ. того или иного вида транспорта, явл. скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта явл. ст-сть перевозок. Связь - отрасль экономики страны, обеспеч. передачу и распространение различных информ. потоков. Связь подразделяется на телефонную и телеграфную, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передачу данных. Управление отраслью осущ. Мин-во связи и информатизации РБ и Мин-во информации РБ
35.Проблемы развития предпринимательства в РБ Ключевыми проблемами в странах с переходной экономикой явл. реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государств., и осущ. как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Гос. предпринимательство осущ. либо полностью гос. предприятиями, либо ор-ями со значительной степенью гос. участия (в капитале и управлении). Частное предпринимательство – экономич. система, в кот. хоз. дея-тью занимаются независимые физ. лица или орг-ции (пред-тия) при миним. вмешательстве гос-ва. Малый бизнес – предприним. дея-ть, дающая прибыль на малых пред-ях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Малое предприним-во явл. важным фактором социально-экономич. развития РБ. ИП - это индивид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, оказывать услуги), Он интегрирует свои и чужие мысли, разные факторы пр-ва (деньги, людей, оборудование, помещения). Предприниматель на свой риск создает уникальную комбинацию факторов пр-ва в данное время в конкретном месте.
31.Проблемы перехода от плановой экономики к рыночной. Перспективная модель нац. экономики РБ Рыночная экономика - социально-экономич. система, развивающаяся на основе частной собственности, опирающаяся на принципы свободы предпринимательства и выбора. Плановая экономика - социально-экономич. система, развивающаяся на основе централизованного планирования и жесткого гос. регулирования эконом. процессов. Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями экономич. дея-ти. Трансформационный процесс - это процесс превращения одной экономич. системы в другую. Продолжительность переходного периода в разных странах различна и зависит от многих факторов: первоначального состояния экономики, обществ. и гос. устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономич. системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период вкл. след. три направления преобразований:
Характер переходных процессов опред. два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем, другой - основан на радикальной перестройке экономики,так называемой «шоковой терапии». Переходный период от административно-командной экономики к рыночной вкл. след. направления преобразований:
Модель нац. экономики - модель, отражающая состояние и развитие нац. экономики как единого целого и как сов-ти взаимодействующих ее частей (отраслей экономики и территорий, на кот. эти отрасли функционируют). Социально ориентированная рыночная экономика - тип экономич. системы, кот. отличается высоким уровнем экономич., политич., соц. развития и обеспечивает достижение существ. уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
45.Виды экономич. объединений нац. хозяйственных систем в условиях глобализации. Зона свободной торговли – междунар. региональное образование, предполагающее отмену торговых ограничений между странами соглашения, и прежде всего таможенных пошлин. Общий рынок – междунар. региональное образование, предполагающее, кроме условий, характерных для таможенного союза, обеспечить свободное перемещение факторов пр-ва (капитала и труда). Таможенный союз – междунар. региональное образование, в рамках кот. наряду с отменой таможенных пошлин устанав. единые внешнеторговые тарифы, проводится единая внешнеторговая политика стран-участниц соглашения в отношении третьих стран. Экономич. и валютный союз – междунар. региональное образование, дополняющее условия общего рынка единой экономич. и валютно-финансовой политикой.
50. Экономич. безопасность, ее уровни, виды, показатели и индикаторы Экономич. безопасность – это такое состояние нац. экономики, кот. позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение обществ. потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац. интересов. Экономич. безопасность страны пред. собой сложную систему, важнейшими составляющими кот. явл. след. виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая. Угрозы экономич. безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономич. условия жизнедея-ти человека. Приоритетность экономич. составляющей в системе нац. безопасности обусловлена тем, что экономика явл. основой жизнедяе-ти общества, гос-ва, личности, а также устойчивого развития страны. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение экономич. безопасности как главного условия эффективной и стабильной жизнедея-ти общества. Производственная безопасность опред. способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей. Финансовая безопасность опред. уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и нац. валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков и т. п. Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохоз. продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного пр-ва. Для обеспечения продовольственной безопасности нац. агропромышленное пр-во должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохоз. продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. Энергетическая безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортны условий проживания населения. Для повышения энергетической безопасности страны планируется выполнить следующее: · диверсифицировать импортные поставки топливно-энергетических ресурсов по видам топлива и его поставщикам; · повысить долю собственных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе до 25–30%; · модернизировать тепловые электростанции; · повсеместно внедрить энергосберегающие оборудование и технологии. Инфраструктурная безопасность предполагает развитие производственной (транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение и др.) и соц. инфраструктуры (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.). Для Беларуси, учитывая ее географ. положение и открытый характер экономики, приоритетное значение имеют транспорт и связь. Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий. Внешнеэкономич. безопасность должна гарантировать сохранение экономич. суверенитета страны, рост конкурентоспособности экономики, защиту интересов белорусских производителей. Система экономич. безопасности харак. сов-тью индикаторов и показателей, кот. опред. угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования экономики. Показатели и индикаторы экономич. безопасности – это наиболее значимые параметры, харак. состояние экономики страны. Пороговые значения экономич.безопасности – предельные величины, несоблюдение кот. способствует дестабилизации экономики, обострению соц. и политич. ситуации.
34.Формирование и развитие институтов рынка: рынок факторов пр-ва, рынок труда, рынок капитала, валютный рынок, фондовый рынок, товарные рынки Рынок - это сов-ть эконом. отношений купли-продажи товаров, в рамках кот. формируются спрос, предложение и цена на них. Рынок труда - многоуровневая система рыночных институтов, орг-ций и учреждений гос. сектора, бизнес-сообщества и обществ.объединений (профсоюзов и др.), решающих всю сов-ть проблем воспр-ва рабочей силы. Рынок капитала - это рынок финансовых ср-в, явл. органичной частью рынка факторов пр-ва, кот. функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ЦБ. Рынок ссудного капитала - это рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, опосредующих соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Рынок ЦБ - часть рынка капитала, где осущ. эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. ЦБ - это платежные док-ты (чеки, вексели, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в нац. и ин. валютах. Валютный рынок - это система эконом. и организ.отношений, возникающих между домохозяйствами, фирмами, коммерческими банками и др. финн. учреждениями по поводу междунар. сделок с валютами. Валютная система пред. собой сов-ть двух элементов - валютного механизма и валютных отношений. Валютные отношения - это повседневные связи, в кот. вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках в целях осущ. междунар. расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм - это правовые нормы, с помощью кот. регулируются валютные отношения как на нац., так и на междунар. уровне. Товарные рынки - это рынки, кот. образуют кругооборот товаров в сфере купли-продажи товаров и услуг.
48.Таможенный союз Беларуси,
России, Казахстана начал действовать
с 1 января 2010 года. Совместное заявление
о формировании Таможенного союза подписали
19 декабря в Алматы главы трех государств
. |
Ключевые макроэкономич.параметры нац.экономики - эффективность и конкурентоспособность, характер. состояние, тенденции, закономерности развития, место и роль нац. хоз-ва в мировой экономике. Для оценки состояния своей экономики большинство стран использует рекомендованную ООН систему нац. счетов (СНС). Это система взаимоувязанных показателей, прим. для описания и анализа макроэкономич. процессов. ВВП харак. ст-ть товаров и услуг, произвед. в стране во всех отраслях экономики и предназ. для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП вкл. продукцию и услуги, произвед.непосредственно внутри страны без использ. факторов пр-ва других стран. ВВП не вкл. поступления от внешней эконом. дея-ти и других операций. ВНП - сумма товаров и услуг, произв. нац. субъектами (предприятиями, организациями, частными лицами) независимо от их территор. расположения (в своей стране или за рубежом). Нац. доход опред. как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т. е, оценивается по факторной ст-сти за вычетом косвенных налогов. Экономику РБ следует рассматр. с 4 основ. позиций – воспроизв-нной, отраслевой, технологической и региональной. Воспроизвод. стр-ра экономики харак. соотношение секторов экономики, производящих различную по своему функцион. назначению продукцию - материальные блага и услуги. Отраслевая стр-ра отражает деление хоз-ва на отдельные отрасли, крупные отраслевые и межотраслевые комплексы. Технологич. стр-ра харак. соотношение способов пр-ва, технологич. укладов и поколений техники в структуре прод-ции обществ. пр-ва. Региональная стр-ра отражает соотношение между территориал. элементами нац. экономики; харак. уровень и направления развития конкретных территорий, их производственно-технический, технологический и социальный потенциал, степень межрегиональных связей, самообеспеченность и комплексность развития регионов. Структурные элементы экономич. системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее дея-сти и развития. Оценка пропорций позволяет судить об эффективности нац. экономики. Главн. пропорции харак. движение ВВП и его элементов - расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроиз-ное соотношение нарушается в пользу конечного потребления, то уменьш. инвестиции в основной капитал, его обновление. Это чревато отставанием в развитии технич. базы пр-ва, а в перспективе - снижением производ. потенциала и, как следствие, конечного потребления. Принципиально важны для
экономики пропорции в
12. Производств. потенциал РБ, его состав и хар-ка Производств. потенциал отражает экономич. развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития. Он опред. возможностью отраслей нац. хоз-ва производить конкурентоспособ. промышлен., с/х продукцию, осущ. капитальное строительство, перевозку грузов, оказывать услуги населению и т. д. Основ. составл.производств. потенциала явл.:
Одним из показателей, харак. производств. потенциал, явл. ст-сть ОФ. К производств. основ.фондам относятся ср-ва труда, кот. функц. в сфере материального пр-ва и участвуют в пр-ве материальных благ (здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные ср-ва инструменты и т. д.).
17.Понятие «отраслевая структура нац. экономики», особенности ее формирования. Соврем. отраслевая структура экономики РБ Для хар-ки хоз-ва страны наиболее часто использ. его отраслевая и территориальная структуры. Отраслевая структура – сов-сть отраслей хоз. комплекса, харак. опред. пропорциями и взаимосвязями. Она отражает деление хоз-ва на отдельные отрасли, крупные отраслевые и межотраслевые комплексы. Отраслью наз. сов-сть пред-тий, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги. Объективное представление о стр-ре хоз-ва дают такие пок-ли, как пр-во отдельных отраслей либо территор. единиц в объеме произвед. продукции (в % соотношении или в стоимостном выражении), удельный вес населения, занятого в сферах и отраслях нац. экономики и ряд других. В хоз. комплексе выделяют:
При изучении отраслевой структуры нац. экономики в развитых странах вычленяют три сектора (сферы) экономики:
Региональная {территориальная) стр-ра опред. размещением производ.сил на территории страны и выражает соотношение между территор. элементами нац. экономики, Она харак. уровень развития конкретных территорий, их природный, социально-экономич., демографический, научно-технич. потенциалы. В РБ к таким территор. единицам можно отнести области, административные районы идр. Нац. экономика РБ пред. собой сложную межотраслевую систему, кот. отличается высоким уровнем интеграции между состав. ее элементами (предприятиями, орг-ями и т. д.) по потокам производимых товаров, энергии, инф-ции и в силу этого обладает высокой энергетич. экономичностью и устойчивостью по отношению к внешним факторам. Межотраслевые комплексы (МОК) представ. собой эффективное сочетание отраслей, подотраслей, видов дея-ти, пред-тий, участвующих в пр-ве определенного вида продукции или услуг. Границы между разными МОК условны, так как все они взаимосвязаны и отдельные виды производств, отрасли, подотрасли могут одновременно входить в несколько МОК. В составе нац. экономики РБ выдел. след. межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, машиностроит., лесопромыш., химич., агропромыш., социальный, строительный.
18. Промыш-сть как ведущий сектор нац. экономики. Отраслевая и региональная стр-ра промыш-сти Промыш-сть - важнейшее звено нац. экономики. Она опред. производ. и научно-технический потенциал, степень эффектив. использ. природных, материальных и трудовых ресурсов; обеспечивает устойчивое функцион. др. отраслей хоз. комплекса, удовлетворение потребностей населения в товарах, развитие экспортного потенциала страны, укрепление экономич. безопасности и обороноспособности. Промыш-сти принадлежит основополагающая роль в повышении конкурентоспособности нац.экономики. Промышленный комплекс РБ вкл. более 100 отраслей и и структурном отношении представ. сложную систему, кот. присущи основ. прогрессивные тенденции мирового хоз-ва.
23.Лесная, деревообрабатыв. и целлюлозно-бумажная пром-сть РБ Лесной комплекс - это интегрированная сов-сть отраслей, выполняющих ф-ии по воспр-ву, охране, защите лесов; заготовке древесины; механической, химико-механич. и химич. переработке древесного сырья. В структурном отношении лесопромыш. комплекс вкл. четыре отрасли - лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую. Основ. кол-во пред-тий находится в сфере управления Бел. производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-сти «Беллесбумпром» и Мин-ва лесного хоз-ва РБ. Для лесопромыш. комплекса РБ актуальной остается проблема более эффективного комплексного лесопольз. и воспр-ва лесных ресурсов. В целом основ. условиями и принципами устойчивого развития лесного комплекса явл. постоянство, непрерывность, неисчерпаемость и относительная равномерность лесопользования, комплексность с учетом эколого-природоохранных и хозяйственно- экономич. функций леса при приоритетности первых.
24.Легкая пром-сть РБ, ее стр-ра. Проблемы роста пр-ва потребит. товаров. Легкая пром-сть обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и др. предметами потребления. Одновременно она выпускает и продукцию производ. назначения (корд, технические ткани и т. д.). В состав легкой промышленности входят три группы отраслей:
В РБ получили развитие все основ. отрасли легкой пром-сти. Они использ. сельскохоз. сырье (лен, шерсть, кожу) и сырье химич. происхождения (химические волокна, искусственную кожу и мех). Значительная часть продукции легкой пром-сти (примерно четверть всего пр-ва) поставляется на экспорт. Перспективы развития легкой пром-сти во многом зависят от условий и результатов конкурентной борьбы на внутреннем рынке отечественных и импортных товаропроизводителей; стабилизации и увеличении платежеспособного спроса на товары легкой пром-сти в рамках республики; возможностей возобновления утраченных позиций на региональных рынках СНГ, и в первую очередь России.
28.Состав и значение комплекса социально-культурных отраслей, особенности функционир. на современном этапе и в перспективе Комплекс социально-культурных отраслей – сов-сть видов дея-ти, задачами кот. явл. оказание населению социально значимых услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Образование - система учреждений, осущ. образовательную дея-ть; процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, подготовку квалифицированных кадров для отраслей нац. экономики. Здравоохранение - система гос-ных, общ-ных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Физическая культура и спорт - самостоятельная отрасль нац. экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализир. физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, орг-ций и учебных заведений. Соц. обслуживание – дея-ть гос-ва, юр. и физ. лиц по оказанию соц. поддержки; предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг; оказанию матер. помощи; созданию условий для соц. адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
36.Структурная трансформация экономики: цель, задачи, основные принципы и механизмы реализации. Основ. задачи и направления инвестиц. политики РБ Структурная трансформация экономики осущ. на базе научно обоснованной инвестиционной политики. К важнейшим инвестиц. проектам относятся след.:
42.Сущность и
содержание соц. императива Соц. политика – это дея-ть гос-ва и обществ. институтов по выработке и достижению комплекса целей соц. развития гос-ва, преобразованию соц. структуры и соц.отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и соц. защите граждан. В соц. политике выделяют ряд след. направлений: · регулирование доходов и политика занятости населения; · соц. защита населения, забота о наиболее социально уязвимых слоях общества; · развитие соц. сферы. Глав. целью соц. политики явл. обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Денежные доходы населения вкл.оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов с/х; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ЦБ, дивидендам; доходы лиц, занятых предпринимательской дея-тью; доходы от продажи ин. валюты и др. Реальные денежные доходы – денеж. доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. Прожиточный минимум – миним. набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ предполагает удовлетворение физиологических потребностей человека на минимальном уровне, пересматривается с учетом роста потребительских цен. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимость набора материальных благ и услуг, кот. необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и соц.потребностей человека опред. пола и возраста. Размер МПБ больше, чем БПМ. Формы оплаты труда пред. собой способы установления зависимости размера ЗП от общественно необходимого затраченного наемным работником труда. Выделяют сдельную и повременную формы ЗП. Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размера ЗП, кот. подлежит выплате работнику за результаты его труда. Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-премиальную, аккордную, косвенную сдельную и сдельно-прогрессивную системы. Повременная форма оплаты труда прим. в основном для руководителей, специалистов или рабочих в отраслях, где нецелесообразно устанавливать номы выработки. Она подразделяется на две системы: простую и повременно-премиальную.
43.Международное
разделение труда и его Междунар. разделение труда (МРТ) – высшая форма регионального разделения труда. Оно основано на устойчивом пр-ве продукции опред.о вида в отдельных странах и предполагает товарный обмен между ними. Наиболее общими основ.условиями формирования МРТ, предпосылками его развития явл. след.: · естественные (географ. различия между странами, климатические условия, запасы полезных ископаемых и неравномерность их распределения, размер территории страны и численность населения, исторические традиции); · экономич. (уровень развития производит. сил, темпы научно-технического прогресса (НТП) и научно-технической революции (НТР)); · социально-политич. (обществ. строй и преобладающая форма собственности на ср-ва пр-ва, внешнеполитическая ориентация и национально-государственные интересы страны). Факторы, опред. участие страны в МРТ, делятся на национальные и международные. Выделяют след. нац. факторы МРТ: 1. Природно-географические различия отдельных стран: · природно-климатические условия; · природные ресурсы; · величину территории; · численность населения; · экономико-географическое положение страны и т. д. 2. Социально-экономич. особенности отдельных стран: · положение страны в мировой экономике; · особенности исторического развития, производств. традиций и традиций внешнеэконом. связей; · достигнутый уровень экономики и научно-технического развития; · тип хозяйствования (рыночное или плановое); · законодательную базу внешних связей и т. д. Различают след. междунар.факторы МРТ: · уровень НТП в мире (чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран); · спрос на мировом рынке; · систему международных расчетов; · экологические проблемы, которые позволяют по-новому рассматривать вопросы стоимости природных ресурсов и качества товаров.
11.Информационно- Информационно-технологический потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества. Основные составляющие информационно-технологического потенциала:
Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятельности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции, мобильной коммерции, телевизионной коммерции, электронной рекламы, электронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и правительства. Информационно-коммуникационные технологии – это лицо любой высокоразвитой страны, поскольку они являются важнейшей составляющей жизни общества и государства. Разработана и утверждена
Государственная программа
33.Промежуточные итоги рыночных преобразований. Этапы трансформации экономики Беларуси: 1991–1995 гг. – период глубокого
затяжного экономического ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики.
1996–2000 гг. – этап выхода
экономики из кризисного 2001–2005 гг. и следующие
пятилетия – переход на
. 41.Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси Валютная система – часть денежной системы страны, связанная с формированием и использованием валютных ресурсов, осуществлением международных валютно-платежных операций. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица государства. Официальной денежной единицей в РБ является белорусский рубль, причем его курс не имеет привязки к золоту или другому драгоценному металлу. В обращении находятся банкноты, электронные денежные средства и другие формы платежа. Курс валюты по отношению к иностранным валютам определяется на валютных биржах посредством открытых торгов и регулируется спросом и предложением валюты на рынке. На легальном валютном рынке РБ были установлены 2 курса: официальный курс НБ и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли-продажи" иностранной валюты. Официальный курс обмена национальной валюты устанавливается Национальным банком с учетом прошедших торгов и ежедневно публикуется в средствах массовой информации, предоставляется банковским учреждениям и т. д. Валютная система РБ связана с плавающим валютным курсом, который может меняться в зависимости от экономической конъюнктуры, желания и возможности НБ по регулированию ее стоимости. Белорусский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Он не является валютой международных расчетов. На сегодняшний день в Беларуси существует жесткая система валютных ограничений – все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки. Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж. В 2003 г. принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который был призван упорядочить законодательство в сфере валютных операций и определить основы регулирования и контроля данных операций. Т.к. Беларусь является экспортоориентированной страной, то возрастает ответственность за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
|
4.Понятие хоз-ных систем, их классификация В современной науке и
практике широко использ. понятие «хозяйственная система», под кот. понимается система
производственно-экономич. В рамках опред. хоз. систем могут существовать различные модели рыночной экономики. Все они широко представ. в современном мире. Исходя из уровня социально-экономич. и технико-технологического развития нац. экономики, страны мира принято подразделять на высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые. По стадиям развития рыночных отношений выделяют нац. экономику свободного капитализма, современного капитализма, централизованно планируемую и управляемую экономику и нац. экономику традиционного типа. По степени вкл. в процессы интеграции в мировую практику хоз-ния нац. экономика может быть открытого и закрытого типа. По стр-ре хоз-ва нац. экономика классиф. на аграрно-индустриальную, индустриально-аграрную и нац. экономику постиндустриального типа.
8.Природно-ресурсный и экологич. потенциалы РБ Темпы экономич. роста и эффективность пр-ва во многом опред. природно-ресурсным потенциалом страны, уровнем его использ., охраны и воспроизводства. В широком понятии природно-ресурсный потенциал — это способность природных систем без потерь для себя (значит и для людей) отдавать необход. человечеству продукцию и выполнять полезную для него работу в границах хоз-ва данного историч. типа. В более узком, экономич., понятии он пред. собой сов-сть природных ресурсов территории, кот.могут быть использ. в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала представ. собой сумму потенциалов отдельных видов (минерально-сырьевых, лесных, земельных, водных и др.) природных ресурсов независимо от характера их использ.. Традиционно в составе природно-ресурсного потенциала выделяют природные условия и природные ресурсы. Природные условия - это тела и силы природы, существ. для жизни и хоз-ной дея-сти общ-ва, но непосредственно не входящие в состав конечного продукта потребления. Природные ресурсы - элементы природы, кот. на данном уровне изученности и развития производит. сил использ. или потенциально могут быть использ. в материальной производств. и непроизводств. дея-сти людей. Современная стратегия ресурсопользования должна быть нацелена на разработку и внедрение в пр-во малоотходной или безотходной технологии, орг-цию оборотного водоснабжения на пред-ях, ресурсо- и энергосбережение. Экологич. потенциал харак. возможность сохранения и функционир. природных систем, рационального использ. всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологич. техноемкостъ территории - обобщенная харак-ка территории, количественно соотв. максим. техногенной нагрузке, кот. может выдерживать и переносить в течение длительного времени совокупность реципиентов и экологич. систем территории без нарушения их структурных и функцион. свойств. В принятой в РБ Национальной стратегии устойчивого социально-экономич. развития на период до 2020 г. опред. след. основ. принципы экологич. политики:
расширение сотрудничества с др. странами с учетом экологич.взаимозависимости
19.Топливно-энергетич. комплекс РБ, его отраслевая стр-ра, особенности развития и функц-ния Топливно-энергетич.комплекс (ТЭК) - это сложная межотраслевая система добычи топливно-энергетич. ресурсов, их преобразования, транспортировки, распределения и использ.. Для ТЭК характерно наличие развитой производ. инфраструктуры в виде трубопроводов и высоковольтных линий электропередачи, образующих единые сети. В состав ТЭК Беларуси входят отрасли топливной промыш-сти (нефтяная, газовая, торфяная, нефтеперерабатыв. и газоперерабатыв.) и электроэнергетика. Ведущее место в составе ТЭК по значению и объему выпускаемой продукции занимает нефтяная промыш-сть, кот. вкл. нефтедобывающую и нефтеперерабатыв. отрасли. В РБ разведаны 65 месторождений нефти, 39 из кот. разрабатываются. Нефтеперерабатывающая промыш-сть представлена Новополоцким производ. объединением ОАО «НАФТАН» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатыв. завод», суммарная мощность кот. составляет 40 млн т в год в пересчете на сырую нефть. Газовая промыш-сть осущ. добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использ.. Торфяная промыш-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, химической переработки; занимается про-вом торфобрикетов. Она представлена 37 пред-ми, где ведется добыча и переработка торфа. Электроэнергетика осущ. выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Основу электроэнергетики РБ составляют тепловые электростанции, кот. вырабатывают 99% всей электроэнергии. В ближайшие 10-15 лет планируется модернизация и расширение всех действующих тепловых электростанций; замена значительной части электрических и тепловых сетей, подстанций; ввод ряда генерирующих мощностей на альтернативных источниках, вкл. гидроэлектростанции (Полоцкая на реке Западная Двина и Гродненская на реке Неман) и теплоэлектроцентрали на древесном и других местных видах топлива.
22.Химическая и нефтехимич. пром-сть РБ: значение отрасли, ее отраслевая структура, проблемы и перспективы развития Химический комплекс образ. сочетанием пред-тий химич. и нефтехимич. пром-сти, вспомогательных и обслуживающих отраслей и учреждений управления, объединяемых сходством технолог. процессов, прим. хим. способов преобразования в-в природы и целевой направленностью на удовлетворение потребностей населения и хоз-ва в продукции химич. пр-ва. Химич. пром-сть явл. ведущей в химическом комплексе и одной из наиболее бурно развивающихся в мире отраслей пром-сти. Она специализируется на выпуске различных видов продукции: кислот, щелочей, солей и др. продуктов неорганического происхождения, а также разнообразных соединений органической химии, в первую очередь углеводородов и их многочисленных производных. В составе химич. пром-сти выделены три группы пр-в: • Горнохимич. пром-сть, вкл. добычу первичного химич. сырья (калийной соли, мела, известняков и т. д.).
Основ. отраслью химич. и нефтехимич. пром-сти РБ явл. пр-во минеральных удобрений. Про-во калийных удобрений сосредоточено на РУП ПО «Беларуськалий». Гродненское ПО «Азот» выпускает азотные удобрения, а ОАО «Гомельский химич. завод» - фосфатные. Основными направлениями развития химич. комплекса РБ в перспективе явл.:
25.Агропромыш. комплекс (АПК), его роль в экономике страны. Структура АПК. Перспективы развития АПК Беларуси Агропромыш. комплекс (АПК) - это сов-сть отраслей нац. экономики, занятых пр-вом продовольствия и промышленной продукции из сельскохоз. сырья, их хранением и реализацией потребителю; пр-вом средств пр-ва для с/х и перерабатывающей пром-сти, их производственно-технич. обслуживанием. Основ.звеном АПК явл. с/х, кот. занимается выращиванием сельскохоз. культур (земледелием или растениеводством) и разведением сельскохоз. животных (животноводством). Переработку сельскохоз. продукции осущ. пищевая пром-сть, а также пред-тия легкой пром-сти, связанные с первичной переработкой сельскохоз. сырья (льна, шерсти). Управление структурными подразделениями АПК осущ. Мин-во с/х и продовольствия РБ, Белорусский гос. концерн пищевой пром-сти «Белгоспищепром», Мин-во пром-сти РБ и др. Согласно Нац. стратегии устойчивого социально-экономич. развития РБ (НСУР-2020), целью развития АПК в долгосрочной перспективе явл. формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного пр-ва, кот.должно соотв. мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны
29. Социально-потребит. комплекс, его состав, тенденции развития важнейших отраслей Социально-потребительский комп Торговля - обособившаяся на основе общ. разделения труда сов-ть пред-тий и орг-ций, реализующих потреб. товары путем купли-продажи. Общественное питание - отрасль экономики по пр-ву и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Бытовое обслуживание населения объединяет пред-тия и орг-ции, выпол. индивид. заказы населения на изготов. изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие др. бытовые услуги. ЖКХ - отрасль, обеспечивающая воспр-во и содержание жилищного фонда, а также доведение жилижно-коммунальныхуслуг до непосредственных потребителей.
38.Система планирования и прогнозирования нац. экономики Планирование нац. экономики – форма гос. воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осущ. планов, опред. будущее состояние экономич. системы, путей, способов и средств его достижения. Прогнозирование нац. экономики – процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономич. и рыночных условий, тенденций их развития, явл. основой для принятия решения гос-вом. Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер. Индикативное планирование – форма гос. планирования макроэкономич. развития, имеющая направляющий и рекомендательный характер. Программно-целевое планирование – форма планирования, в основе кот. лежит ориентация дея-ти на достижение поставленных целей. Программирование социально- В РБ на различные периоды времени разрабатываются след. программные документы: · Нац.стратегия устойчивого социально-экономич. развития РБ на 15 лет; · Основные направления социально-экономич. развития РБ и регионов на 10 лет; · Программа социально-экономического развития РБ на 5 лет; · Прогноз социально-экономического развития РБ и регионов на 1 год.
37. Гос. регулирование, его цели и ф-ции. Стр-ра гос. управления Гос-во - союз народа, объединенный законом в одно юридич. целое, управляемое верховной властью для осущ. общего блага. Государственность – гос. устройство общества. Гос. суверенитет - верховенство, независимость, полнота, всеобщность и исключ. власти гос-ва в ее гос. организованных формах политич.устройства. Гос. власть - высшая воля гос-ва, имеющая право повелевать. Гос. цель – сов-ть задач, кот. стоят перед гос-вом по исполнению его назначения. Гос. управление – дея-ть гос. власти, направленная на осущ. гос. целей. Гос.орган – орг-ция (или учреждение), выполняющая гос. задачи и наделенная соотв. властными правомочиями. Гос. аппарат - система органов гос-ва, через кот. служащие от имени гос-ва обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. Гос. регулирование нац.экономики — система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осущ. правомочными гос.учреждениями и обществ. орг-ми. Бюджетная корректирующая политика гос-ва – использ. гос. расходов и налогов в целях регулирования макроэкономических пропорций. Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика - воздействие гос-ва на объем и структуру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и предотвращения дефицита платежного баланса. Цель гос. регулирования экономики — стабильность социально-экономич. системы и приспособление ее к изменяющимся условиям. Ф-ии гос. регулирования экономики - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осущ. правомочными гос. учреждениями. Методы гос. регулирования экономики — экономич. приемы, формы и способы целесообразного действия для реализации целей гос. регулирования на практике. По критерию «степень непосредственного воздействия гос-ва на процесс принятия субъектами управленческих решений» методы гос. регулирования экономики могут быть прямыми (гос. субсидирование, гос. предприним-во, система гос. управления экономикой) и косвенными (налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины). Система гос. управления РБ вкл. 25 министерств, 5 гос. комитетов, 8 комитетов при Совете Министров РБ и 8 гос. орг-ций, подчиненных Правительству РБ. Мин-во явл. респуб. органом гос. управления, проводящим гос. политику, осущ. регулирование и управление в опред. отрасли и координирующим дея-ть в этой отрасли (сфере) других респуб. органов гос. управления РБ (Мин-во архитектуры и строительства, Мин-во здравоохранения, Мин-во природных ресурсов и охраны окруж. среды, Мин-во торговли РБ и др.). Комитет при Совете Министров РБ - это республиканский орган гос. управления в конкретной сфере дея-ти (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС и др.). На территориальном уровне гос. управление экономикой осущ. также областные исполнительные комитеты.
.49.Нац. безопасность РБ и основные задачи ее обеспечения Нацю безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз. Концепция нац. безопасности РБ – система взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Основ. объекты безопасности – личность, общество, гос-во. Основной субъект обеспечения безопасности – гос-во, действующее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Угрозы нац. безопасности – действия, явления и процессы (или их сов-ть), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва. Структурные составляющие нац.безопасности – безопасность в политич., экономич., военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах
46.Интеграционные
процессы в экономике стран
СНГ. Формирование СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных гос-в (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины), образованное в соотв. с договором между ними в 1991 г. Союз Беларуси и России – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соотв. с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.), с 1997 г. – Договором об образовании Союза, а с 1999 г. – Договором о создании Союзного гос-ва Беларуси и России. Таможенный союз стран СНГ – форма интеграционного сотрудничества, предусмотренная Соглашением о Таможенном союзе (1995 г.), первоначально между Россией и Беларусью. Затем к Соглашению присоединились Казахстан, Кыргызстан, в 1999 г. – Таджикистан. Транснациональные финансово-промышленные группы – разновидность ТНК, создаваемых на пространстве СНГ, включая финансово-банковские структуры. Интеграционные связи РБ со странами
вне СНГ в настоящее время
развиваются в направлении Беларусь сотрудничает с такими междунар. финансовыми и экономич. организациями и учреждениями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.
32.Перспективная модель национальной экономики Беларуси. Основные черты социально ориентированной экономической системы Наша страна выбрала путь построения будущей системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: • общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; • построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; • формирование развитого гражданского общества и самоуправления; • приоритетное развитие человеческого потенциала; • переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; • повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности; • интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; • следование экологическим стандартам. Перспективная модель служит инструментом: • научно обоснованного отражения перспектив преобразования системы; • формирования эффективной структуры экономики и механизмов управления; • выработки целенаправленной на перспективу экономической политики. Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом национального контекста, были выделены три этапа преобразования экономической системы: • стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике (2001–2005 гг.); • структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда (до 2010 г.); • экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах (2011–2020 гг.). |