Шпаргалка по "Экономика и управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:26, шпаргалка

Краткое описание

Предмет и задачи экономики природопользования
Российское и региональное природоохранное законодательство и штрафные санкции за его нарушение
Стратегия и экономические механизмы природопользования.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_i_prognoz_1.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи экономики природопользования

 

ЭП – научная дисциплина, разрабатывающая эк механизмы управления природопользованием, сберегающий прир ресурсы в интересах настоящего и будущего поколений

Ежегодно должны выполняться условия: (альфа+бета)*N меньше(равно)Р

Альфа, бета – расход природных ресурсов на 1 чел в год для его личных (альфа) и производственных (бета) нужд на территории страны или отдельного региона. (по данным ООН – 20т/чел)

N – числ-ть населения страны, отдельного региона.(ор.обл-ть – 2.1 млн)

Р – воспроизводство за год прир ресурсов на этой территории.

Существует неск-ко видов прир ресурсов:

- возобновляемые (биоресурсы);

- невозобновляемые.

Стоимость возобновляемых прир ресурсов равна затратам на их воспроизводство. Но в условиях рыночной экономики истинная стоимость увеличивается на величину ренты (прибыль), необходимая собственнику этого ресурса на продолжение производства.

Невозобновляемые прир ресурсы сущ-ет несколько путей:

- стоимость геолого –  разведочных работ на открытие  новых месторождений или в отдаленной местности или более глубоко залегающих;

- затраты на разработку  технологий для замены одних  прир ресурсов другими. Н –  р, детали из Ме заменяют на  пластик.

Задачи ЭП:

- разработка мероприятий  по эк воспитанию и образованию населения и предпринимателей (СМИ, школы, ВУЗы);

- разработка законов, регламентирующих  действие собственников по эк  давлению ОС и прир ресурсам;

- эконом поддержка эк  чистых и малоотходных технологий (субсидии, налоговые льготы, кредиты);

- разработка мероприятий по эконом давлению на предприятия, ухудшающие ОС.

Классификации прир ресурсов

  1. По месту положения (постановление правительства РФ, в каждой обл-ти разработать кадастры прир ресурсов, всех видов с указанием количества и качества):

- полезные ископаемые – ТВ, ж, где находятся и какого качества;

- пов водные ресурсы  – сколько, где;

- подземные воды;

- земельные ресурсы (с/х  земли, земли населенных пунктов);

- биоресурсы;

- градостроительные ресурсы (земли, пригодные для строительства);

- рекреационные ресурсы (зоны отдыха, санатории и тд);

- ресурсы природно –  заповедного фонда (Бузулукский  бор, заповедник «Оренбургский»).

2. Возобновляемые, невозобновляемые

3.  - Заменимые (энергоресурсы);

- незаменимые (вода).

  1. Российское и региональное природоохранное законодательство и штрафные санкции за его нарушение

 

В ГД есть комитет по экологии (12 чел). Готовят проекты з-нов РФ по вопросам природопользования и поравки к з-нам. По Конституции каждая обл-ть имеет право принимать свои з-ны. Областные законы не могут противоречить федеральным, только дополнять.

В наст время ФЗ – 30; ОЗ – 15.

ФЗ: 1.Конституция РФ, 1993; 2. Кодекс «Об административных правонарушениях»; 3.Уголовный кодекс, в 2011 перевели в административный; 4.Налоговый кодекс; 5.Земельный кодекс;

6. Градостроительный кодекс; 7. Водный; 8.Лесной; 9.О Недрах;

10.О животном мире; 11. Об ООПТ; 12.О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного хар-ра; 13.Об общих принципах организации местного самоуправления; 14. Об ЭЭ; 15. О радиационной безопасности;

16. О мелиорации земель; 17. Об уничтожении хим оружия; 18. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами; 19. О безоп-ти гидротехнич сооружений; 20.Об отходах произв-ва и потребления; 21.О гос регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения; 22. О сан – эпид благополучии населения; 23.Об охране АВ; 24.О спец эк программах реабилитации радиационно загрязненных территорий; 25. Об ООС; 26.Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ; 27. Об обороте земель с/х назначения; 28. О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов; 29. Постановление правительства «О правилах предоставления из фед бюджета субсидий в бюджеты обл-тей РФ на осущ-е ремонта гидротехнич сооружений, находящихся в собственности обл-тей РФ и безхозных гидротехнич сооружений»; 30. О фед бюджете на очередной год.

ОЗ: 1. Об ООПТ Оренб обл-ти; 2.О радиационной безоп-ти Орен обл-ти;

3. О программе обеспечения Орен обл-ти питьевой водой; 4. О порядке управления земельными ресурсами на терр-рии Орен обл-ти; 5. Об обороте земель с/х назначения в Орен обл-ти; 6. Об административных правонарушениях в Орен обл-ти; 7. Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Орен обл-ти; 8. О резервировании земель в Орен обл-ти; 9. О предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождение общераспр прир ископаемых; 10. О защите населения Орен обл-ти от ЧС техногенногои природного характера; 11. Об ООС Орен обл-ти; 12. Об областной программе оздоровления эк обстановки Орен обл-ти на 5лет; 13. О программе сохранения и восстановления почв земель с/х назначения и агроландшафтов Орен обл-ти на 5 лет; 14. О гос регулировании обеспечения плодородия почв на землях с/х назначения Ор обл-ти; 15. Об областном бюджете на очередной год.

Система управления нацелена на выполнение ПО законов. Административные системы управления состоят из 3 мин-в и 2 фед служб.

1.МПР РФ (росприроднадзор, роснедра, росводресурс, рослесхоз, территориальный  фонд информации);

2. Мин-во с/х РФ (Ффед служба по веет и фитосанит надзору, фед агентство по рыболовству);

3. Мин-во здравоохранения  и соц развития РФ. В Оренбурге  – упр-е фед службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека в  Орен обл-ти;

4. Ростехнадзор – фед  служба по эк, технолог и атомному надзору;

5. Росгидромет – фед  служба по гидрометеорологии  и мониторингу ОС.

В правительстве Орен обл-ти существует: управление лесными и охотничьими ресурсами и гос инспекция по ООС.

Административный кодекс: Статья 8.1 – несоблюдение эк требований при планировании, технико-эконом обосновании проектов, проектировании, размещении, стр-ве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В случае реконструкции предприятия без проекта, понесет наказание в виде штрафа до 100 тыс. руб.

Статья 8.2 – несоблюдение эк и сан-эпидемиолог требований при обращении с отходами произ-ва и потребления или иными опасными веществами. Классическая статья, под которую подпадают многие организации. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, неправильная организация мест временного хранения отходов, несвоевременный вывоз отходов на переработку или обезвреживание- все это карается штрафом в размере до 100 тыс. руб. приостановлением деятельности на срок до 90 сут.т.

Статья 8.5 – сокрытие или искажение эк инф-и. Наиболее распространенной ситуацией является несвоевременная сдача или ошибки в документах госстатотчетности. Штраф – до 20 тыс. руб.

Статья 8.21 –нарушение правил охраны АВ. Пункт 1 –отсутствие разрешения на выброс ЗВ – штраф 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 сут. Пункт 2- нарушение условий разрешения на выброс. Распространенное нарушение – не проведен контроль выбросов ЗВ. Штраф – до 40 тыс.руб. Пункт 3 нарушение правил эксплуатации очистных сооружений. Нарушения влекут наложение штрафа по экологии до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 сут.

Статья 8.41.  Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Штраф –до 100 тыс. руб.

    Утверждены штрафные  санкции за повреждение зеленых  насаждений, причем за вред, нанесенный  природе с применением различных  механизмов, штраф будет выше. Так, за повреждение зеленых насаждений  граждане могут заплатить от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица будут оштрафованы на 100 МРОТ, юридические лица — на тысячу МРОТ. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автотранспортных средств, другой техники, повлекут наложение административного штрафа на граждан — в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц — 150 МРОТ, на юридических лиц — 1 500 МРОТ.

В з-не «Об ООС» отмечено 16 видов правонарушений (загрязнение ВО; АВ; морской среды; порча земли; уничтожение лесов и гор скверов; уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу; незаконная охота; незаконная добыча рыбы и др водных биоресурсов; нарушение правил ООС при произ-ве работ; нарушение правил обращения с эк опасными в-ми и отходами; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых в-в; нарушение правил охраны и исп-я недр; нарушение режима ООПТ; сокрытие и искажение инф-и о фактах представляющих оп-ть; незаконное обращение с радиоактивными материалами без лицензии; нарушение правил безоп-ти при обращении с микробиолог реагентами).

  1. Стратегия и экономические механизмы природопользования.

 

1 з-н – 1992г; редакция – 2002г. Предусматривается платное  ПП с целью предотвращения  загр-я ОС и истощения прир  ресурсов. Во всех странах около 200 эконом мех-мов ООС.

Ст.15 Задачи эк мех-ма ООС:

- планирование и финансирование  ПОМ;

- установление лимитов  исп-мых прир ресурсов, на выбросы  и сбросы и размещение отходов (ПДВ, ПДС);

- установление нормативов  платы и р-ров платежей за  исп-е прир ресурсов, нормативы  платы и р-ров платежей за выбросы, сбросы и размещение отход;

- предоставление предпр-ям, а также гражданам кредитных  или иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных  видов энергии;

- возмещение вреда, причиненного ОС и человеку.

Ст.17  Планирование и финансирование ПОМ:

 Финансирование проводится  за счет: фед бюджет РФ, областной  и муниципальный бюджеты; ср-ва  предприятий; фонды эк страхования  на случай аварий; кредиты банков; добровольные взносы населения  и др.

Ст.18 Лицензия на ПП (договор)

Закл-ся м/у ПП и органом власти. После «+» решения ЭЭ разрешение на ПП выдают природопользователю с указанием лимитов, эк требований и последствий несоблюдения требований.

Ст.19 Лимиты и ПП

Лимиты выдаются на опр срок. Вкл предельное исп-е выбросов, сбросов и размещения отходов произ-ва.

Ст.20 Платность использования прир ресурсов (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир)

Плата за загр-е ОС взимается за выбросы, сбросы и размещение отходов. Порядок опр-я платы осущ-ся правительством РФ. Внесение платы не освобождает от выполнения ПОМ и возмещение вреда, причиненного эк правонарушение.

Ст.24 Эк стимулирование ООС

- установление налоговых  и иных льгот при внедрении  малоотходных произ-в, исп-е вторичных  ресурсов;

- применение поощрительных  цен на эк чистую продукцию;

- введение спец налогообложения  эк вредной продукции, а также  продукции, выпускаемой с применением  эк опасной продукции;

- применение льготного  кредитования орг-ий, эф-но осущ-щих  ООС.

Ст.32 Эк требования к продукции

В стандартах на новую технику, технологии, материалы, в-ва и др продукцию способную оказать вредное возд-е на ОС устанавливаются эк требования для предупреждения вреда ООС, здоровью человека.

Ст.84 Административная ответственность за эк правонарушения

Эк правонарушением признается: - невыполнение обязанностей по выполнению ГЭЭ, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

- загр-я ОС (превышение  лимитов на сбросы, выбросы и  отходы);

- порча, повреждение, уничтожение прир объектов;

- нарушение эк требований  при проектировании и эксплуатации  предпр-ий.

За свершение правонарушения должностные лица, граждане подвергаются штрафу, к-рый взимается в административном порядке: с граждан 1-10МРОТ; с должностных лиц – 3-20МРОТ. Штрафы налагаются спец уполномоченными гос органами (МПР, роспотребнадзор, ростехнадзор). Конкретный р-р опр-ся этими органами в зависимости от хар-ра правонарушения, степени вины и причиненного вреда.

Прогнозы совершенствования эк мех-мов ПП

- необходимо совершенствовать  механизмы платы за выбросы  и сбросы ЗВ; разработать эк  мех-мы взаиморасчетов м/у отдельными  обл-ми РФ и м/у государствами  за ущерб, наносимый трансграничным  переносом ЗВ; поддержка эк предпринимательства  и создания рынка эк услуг; создать рынок купли – продажи на выброс ЗВ в пределах установленного лимита; разработать прогрессивные стандарты на ПДВ и ПДС по основным технологиям и видам производства; сформировать систему эк ограничений, режимов природопольз-я для реализации статей з-на «Об ООС»;

- внедрять мех-мы платы  за эк ущерб шумовых загр-ий, тепловых, ЭМ и др видов вредного  возд-я;

- требуется разработка  обл кадастров прир ресурсов, включающие стоимостную оценку  прир ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономический ущерб от загрязнения земельных ресурсов и платежи за размещение отходов.

 

- земли с/х назначения  – 23.3%; земли поселений – 1.1%; земли  пром, транспорта, связи – 1%; земли  ООПТ – 2%; земли лесного фонда  – 64.5%; земли водного фонда – 1.6%; земли гос запаса – 6.5%.

Качественное состояние земельных ресурсов

Наблюдаются процессы деградации почв и раст покрова, это ухудшает с/х продуктивность. Для урбанизированных терр-рий хар-но загрязнение и захламление земель пром и бытовых отходов. Основные отрицательные процессы -  эрозия ветровая и водная, разрушают почву и снижают плодородие. Эрозионно – опасные – 60% почв в РФ, в Оренбурге – 50%. Ветровая эрозия в засушливых районах.

Наиб опасные Поволжский р-н, Центрально – Черноземный, Сев – Кавказский

- загрязнение земель токсическими веществами;

- загрязнение ТМ, вокруг  объектов металлургии, хим, нефтехим, машиностроения, энергетики;

- загр-е нефтью и нефтепродуктами  в западной Сибири;

- загрязнение земель радионуклидами (Брянская, тульская, Калужская и  Челябинская обл-ти).

Распространение земель по формам собственности

В соответствии с Конституцией земля может находиться в частной, гос и муниципальной собственности. Гос собственность включает т.н «фед земли» РФ и отдельных регионов. Муниципальные земли – собст-ть городских и сельских поселений.

Землепольз-е опр-ся земельным кодексом и рядом земельных постановлений. Частная собственность (7.5%) – 129.1 млн га.

Считается, что передача в собственность усилит проведение мероприятий по борьбе с негативными явлениями.

В соответствии с Земельным кодексом устанавливается эконом показатели земли как товара. Нормативная цена земли устанавливается правительством для приватизации земельных уч-ков – 200 кратная ставка земельного налога на единицу площади. Администрация города или сельского р-на может повышать или понижать нормативную цену земли на 25%.

Земельный налог. Цель – стимулировать рац исп-е земель, охрану земель, повышение плодородия земель.

Подразделяются на 2 группы:

- земли с/х назначения (пашня, пастбища, сенокосы, виноградники, сады)

Учитывается качество земель, площадь уч-ка, местоположение

Нзем = S*n*Кбонитета = руб/год

n – нормативная ставка, руб/м2

- земли не с/х назначения

Ннес/х = S*n*К1*К2*К3*К4

К1 – коэф-т увеличения ставки налога в курортных зонах;

К2 - коэф-т увеличения с учетом исторической застройки;

К3 - коэф-т увеличения за счет статуса города и развития соц-культурного потенциала;

К4 – все землепользователи поселений делятся на 14 видов функц исп-я.

1.земли под жилыми домами  многоэтажной застройки;

2. земли под домами индивид  жилой застройки;

3. земли дачных и садоводческих  объединений;

4. земли гаражей и автостоянок;

5. земли под объектами торговли, автосервиса;

6. земли учреждений образования  и здравоохранения, культуры и  искусства, физ-ры и спорта, религ объекты;

7. земли под пром объектами, объектами  коммунального хоз-ва, под объектами  транспорта, связи;

8. под административно – управленческими  объектами, учреждениями финансирования  и др;

9. земли под военными объектами;

10. земли под строениями отдыха;

11.земли под с/х зданиями и  с/х угодья;

12. земли под лесами в поселениях (парки, скверы, бульвары);

13. Земли под ВО, находящимся  в муниципальной собственности;

14. Прочие земли поселений и  земли резервов.

Земельный налог полностью поступает в обл и муницип бюджет.

Стоимостная оценка участков гор земель (применяется при приватизации участка в собст-ть).

Учитывается 7 факторов, каждому из них присваивается весовой коэф-т. Сумма факторов = 1. (Положение в транспортной системе города; эк факторы, загрязненность АВ, наличие инфраструктуры; наличие ограничения деят-ти; потребительский потенциал уч-ка; факторы особой привлекательности). Собирают группу экспертов 6 чел и каждому фактору присваивают балл (мах-10).

Ц = S*Cбаз*СуммаКвес*Fрент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Платежи за использование лесных ресурсов

 

Общая площадь лесов – 38млн км2. из них в РФ – 8 млн км2; Бразилия – 3.2 млн км2; Канада – 2.6 млн км2. Общий запас древесины – 360 млрд м3. годовой прирост около 1%, вырубка 3.3 млрд м3.

Главная особенность – длительный период лесовыращивания до возраста спелости леса. Сосна, ель – 100 лет; кедр – 160 – 240 лет; дуб – 240-360 лет.

Требуется соразмерность возраста и вырубки.

- хвойные породы –  сосны, ели, кедры, пихты – 38.2%; лиственницы 41%;

береза, осина – 18%; дубравы – 2.5%.

0.9% расположено в Сибири  на Дальнем Востоке и на  Северо – Западе. Снижается эконом  доступность леса.

Основные виды лесопродукции: вывоз древесины – 81 млн м3; пиломатериалы – 18 млн м3; целлюлоза – 5 млрд 700тыс т; производство ДВП – 315 млн м2.

Произ-во продукции в 10 раз меньше, чем в пром развитых странах на единицу продукции.

Основы лесопользования в РФ

Производится на основе лесного кадастра РФ. Для управления лесным хоз-вом разрабатывают лесоустроительные проекты для каждого участка.

Леса делятся на 3 группы по целесообразности заготовки древесины.

Леса 1 группы – пром заготовка крайне ограничена, в основном санит рубки –ПО леса. (запретные лесополосы по берегам, вдоль ж/д и автодорог обл и фед назначения; противоэрозионные леса по берегам оврагов; леса зеленых зон поселений, имеющих рекреационное значение; орехово – промысловые зоны; леса прир заповедников и нац парков; сан охрана курортов). Самые запрещенные прир заповедники, вода, дорога, орехи.

Леса 2 группы – ограничено, кроме местных потребностей;

Леса 3 группы – база крупной  пром подготовки древесины.

Экономические проблемы: согласно лесному кодексу лесные земли в частное пользование не выдаются. Леспромхозам выдается на основе лесоустроительного проекта. Лесной налог выплачивают леспромхозы, осущ-щие вырубку и заготовку древесины. Р-р налога устанавливают обл власти. Обычно 7-8% от стоимости реализации. Деньги должны тратиться на лесоустр-во и борьбу с пожарами.

Лесные подати за побочное лесопольз-е, руб м2 терр-рии устанавливают местные власти.

  1. Платежи за использование ресурсов полезных ископаемых

 

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы кол-во кот.снижается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Не возобновимые  - ресурсы кот.невостанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее чем используются чел. К ним относят: ископаемые топлива; метал. минеральное сырье; не метал. минеральное сырье. 

Под недрами понимается часть земной коры располагающая  ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной пов-ти, и дна водоемов, простирающих до глубин доступных для геолог.изучения и пром.освоения. во всем мире за год извлекается около 3 т на чел минерального сырья. Запасы полезных ископаемых по странам распространен не равномерно. Одна из самых богатых стран – РФ. Разведанные запасы делят на уровень годового потребления: медь на 45 лет, алюминий на 20 лет, магний 60 лет.   Запасы полезных ископаемых в РФ делят на 4 категории по степени разведанности:

А- детально разведаны месторождения, точно определены границы залегания.

В- разведаны месторождения и примерно определены границы залегания.

С1- разведаны в общих чертах месторождения.

С2- предварительно оценены запасы.

Эти категории балансовые использование кот.экономич.целесообразно.

Эксплуатация мосторождений связана с изъятием с/х земель, уничтожением растительности, загрязнением земельных ресурсов на очень больших территориях. ГОК явл лидерами по загрязнению атмосферы и воды.

Активно развивается новые методы добычи и обогощения полезных ископаемых: подземное выщелачивание и микробное выщелачивание металлов.

Налог НДПИ- налог добычи полезных ископаемых. Плата делится 60% в федеральный бюджет, 40% в областной. С января 2002 года введена гл.26 налогового кодекса РФ, взимается 1 налог-НДПИ. Для целей налогообложения под полным использованием понимается продукция горнодобыв.пром-ти, соединяется в фактич.добычи сырья. К пользователям недр относят субъектов предприятия и деятельности, которая  передается в пользование участка недр на тер-ии РФ для добычи полезных ископаемых. Участок оформляется со спец.гос.разрешением (лицензия). Лицензия – документ удостоверяющий права ее владельцев на пользование участком недр в определен.границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователи недр подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения участка недр, кол-во добытого ископаемого определяется по средствам.

  1. Экономический ущерб и платежи за выбросы ЗВ а втмосферу

 

Эконом.ущерб от загрязнения АВ. Применяется при проектировании новых зданий, заводов, цехов для выбора наиб чистой технологии и участка территории, где ущерб будет мin. Методика разработана в 1987 г. применяется с 1992 г.

С 2003 г платежи осущ-ся по др методике, согласно постановлению прав-ва РФ, а для проектных работ оставили методики  эк ущерба.

 Уi атм= Уi здоровье +Аi  + У i л/х+ Уi с/х 

Аi =1/ПДКi   - коэффициент токсичности, т/год.

Расчет годовых величин эконом. ущерба от  загрязнения атмосферных возд.опред.

 Zатм (t)= γt* σ * f* ∑Ai*mit

 

γt - Денежная оценка единицы выбросов в условных т. Руб/усл.т.

σ - коэф. Позволяющий учесть региональные особенности тер-ии.

f - поправка учитывающая хар-р рассеяния примеси в атмосфере

Ai - коэф  приведения примеси вида к монозагрязнителю  усл т.

mit- объем выбросов примеси загрязнителя.

Нормативы платы за выбросы в АВ ЗВ стац источниками (постановление прав-ва от 12.06.03 №344 «О нормативах платы за выбросы в АВ ЗВ стац и передвижными источниками источниками, сбросы ЗВ в пов и подземные ВО, размещение отходов произ-ва и потребления»)

2005г – дополнение к  постановлению 1.07.05 №410.

П л атм i= Кэс * Кгорода *К инд(Б i н * М i факт + 5* Б i н * (М факт – ПДВ i  ) + 25* Б i н * (М i факт – ВСВ i  ))= руб/год

Кэс - коэф эколог состояния атмосферы  в зав-ти от эконом р-на рФ.

ВСВ – т/год; М – т/год; ПДВ- т/год; Кгорода – коэф-т города (1.2); Кэс – на 12 районов делится.

За превышение нормативов ПДВ – 5кратный шраф, ВСВ – 25 кратный.

Методика определения платы за загрязнение АВ передвижными источниками. Утверждена постановлением прав-ва РФ в 2005 г.

Пл атм = Mi*Бн*Кэс*Кгорода*Киндекс = руб/год

  1. Экономический ущерб и платежи за сбросы ЗВ в водные объекты

 

Необходимо знать запасы воды, кач-во воды и методы эконом оценки. Каждый человек в течение жизни потребляет 25 т воды. Без пищи может 40 дней, без воды – 8. жизнь на земле возникла в воде.

Предназначение воды: поддержание жизненных потребностей, произв-хоз нужды, охлаждение и мытье оборудования, полив растений, гидротранспорт, выработка эл энергии на ГЭС.

97% - океаны и моря. Ледники  – 2%, подземные-7%.

Круговорот воды на земле обеспечивает ч/з атмосферу постоянное возобновление пресной воды, к-рой мы можем пользоваться, в то же время ограничивает запасы воды.

Пов сток – те запасы воды, к-ми может пользоваться человечество.

Наиболее обеспечены водой – Бразилия (9230 км3/год) и РФ (4тыс км3/год).

Недостаточная водообеспеченность тормозит развитие произв сил пром-ти и с/х и водное хоз-во нуждается в мн-ве технич и эконом решений: колебания сезонного стока (дорого и сложно); водоемкость экономики страны в наст время очень высокая.

Нормы водопотребления на единицу продукции: на 1 т бумаги – 900м3; 1 т хлопка – 8тыс м3.

Качество воды и эк ущерб от ее загрязнения

Качество ВО ухудшается. За год 55 млрд м3 сбрасывают в ВО, из них 38% загрязненные воды. За год ущерб от загр-я и вредного возд-я воды – 50млрд руб. наибольшая доля ущерба – с/х (47%). Водная эрозия увеличивает кол-во оврагов на 100 тыс га. Более 50% населения потребляет воду, не соответствующую СанПину. Собственником водных ресурсов явл гос-во. Согласно водному кодексу с водопотребителей взимается водный налог – 2%, в Европе – 8%.

Задачи: - планирование и финансирование водоохранных мероприятий в виде целевых программ;

- установление нормативов  платы за исп-е  водных ресурсов.

Виды водопользования:

- за забор воды из  ВО в пределах установленных лимитов (пов – 154 руб/тыс м3; подз – 183 руб/тыс м3 );

- за сброс сточных вод  в ВО (в пределах лимита – 22 руб/тыс м3);

- за исп-е акваторий - 14 руб/тыс км3;

- 14 руб за 1 тыс кВт/ч  для ГЭС;

- 1000руб за тыс м3 сплавляемой  древесины на каждые 100 км сплава;

- плата за выбросы зв  в во (постановление правительства  РФ «Нормативы платы, руб/т»);

- установление лимитов  использования водных ресурсов  для нужд произв-ва

Постановление прав-ва от 12.06.03 №344 «О нормативах платы за выбросы в АВ ЗВ стац и передвижными источниками источниками, сбросы ЗВ в пов и подземные ВО, размещение отходов произ-ва и потребления», с 2002 г новая методика, старая для проектов.

Уi вод= Уi здоровье  + У i рыб.хоз+ Уi с/х 

Эконом.оценка ущерба водоемов пров.по формуле:

Zвод (t)= ρt* β *  ∑Дi*Vit

ρt - Денежная оценка единицы выбросов в условных т. Руб/усл.т.

β - коэф. Позволяющий учесть региональные особенности тер-ии.

- поправка учитывающая  хар-р рассеяния примеси в атмосфере 

Дi - коэф  приведения примеси вида к монозагрязнителю  усл т.

Vit     - объем сброса вида примеси загрязнителя.

С 1992 г по 2003 г плата за сбросы загр.в-в взималось и рассчитывалось по методике определения эконом.ущерба. Бi н – базовый норматив платы, руб/т.

НДС – лимит на сброс вида загр.в-ва, т/год

ВСС-временно согласованный сброс, т/год.

П л вод i= Кэс * К инд(Б i н * М i факт + 5* Б i н * (М факт – НДС i  ) + 25* Б i н * (М i факт – ВСС i  ))= руб/год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ эколого – экономической эффективности капитальных вложений в разработку и внедрение новой ПО техники и в осущ-е ПОМ

 

Анализ необходим: на стадии проектирования каждого ПОМ, чтобы выбрать самый лучший в-т; на стадии строительно - монтажных работ; на стадии эксплуатации и его реконструкции.

Цель: обеспечить достижение эк нормативов (пдв, пдс, пноолр) – эк эф-ть;

 Эк эф-ть: прибыль по итогам года, руб/год = доход – затраты.

Доход ПОМ = уменьшение платежей за загрязнение + утилизация отходов + оборотное водоснабжение + уменьшить плату за сырье + уменьшение годовой ЗП персонала.

Приведенные затраты к 1г, руб/год = текущие + капитальные*0.12 (коэф-т амортизации).

Капитальные затраты на ПОМ – сов-ть затрат на создание новых или реконструкцию действующих основных фондов ПО назначения, затраты на проведение проектных работ; затраты на монтажные работы; затраты на аппараты; налоги; стоимость транспортировки; расходы на отвод земельного участка.

Источники инф-и о затратах – акт приемки строит работ, акты о приобретения оборудования, акты о проведении реконструкции.

Ежегодно каждое предприятие подает в обл статистич управление форму №4-ОС за год.

Текущие затраты на ПОМ – связанные с исп-ем топлива, эл энергии, трудовые затраты, затраты на сбыт продукции, затраты на капремонт, услуги по ООС. Все вместе – себестоимость. Платежи за загр-е ОС взимаются не из себестоимости продукции, а из прибыли от продажи продукции.

При составлении формы №4-ОС учитываются только те затраты, к-рые проведены действительно для ПО фондов. Есть инструкция по заполнению формы гос стат наблюдения №4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану ОПС эк платежей и природоресурсных платежах».

К основным фондам водоохранного назначения: станции биолог, физ-хим, мех очистки, производственные и коммунальные СВ, сооружения по доочистке, вкл земледельческие поля орошения кормовых культур, опытные установки, связанные с разработкой новых методов очистки сточных вод; береговые очистные сооружения для приема с кораблей хоз-быт сточных вод и мусора для утилизации, канализац сети в населенных пунктах, подводимые к сооружениям по очистке сточных вод.

АВ назначения: установки для улавливания т обезвреживания вредных в-в из газов отходящих от технолог агрегатов из вент воздуха перед выбросом в АВ; опытно пром установки; автоматизир системы контроля за загр-ем АВ, спец лаборатории по контролю за АВ; контрольно – регулировочные пункты по проверке на токсичность ОГ.

Отходы произ-ва и потребления: для размещения отходов, полигоны, отвалы, шламохранилища, накопители, включая все оборуд-е и машины, обемпечивающих работу этих сооружений, установки для обезвреживания и использования отходов; комплексы по закладке выработанных производств при добыче мин сырья.

  1. Оценка экологического риска и эк страхование

 

Один из мех-мов ООС, предусмотренный з-ми РФ: О страховании «Эк страхование и его условия»; и ФЗ «Об ООС».

Финансовый ущерб ОС, населению, хоз-ву при авариях на пром предприятиях достигает 30% от суммарного ущерба ОС. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осущ-ся за счет владельца предпр-я ч/з систему эк страхования, на основании страхового договора предпр-я со страховой компанией. Предприятие платит ежегодно страховые взносы, договор закл-ся на 5-15 лет. Взносы накапливаются и в случае аварии, страховая компания сама выплачивает за этот завод сумму эк ущерба. Такая система делает невыгодным аварийные случаи на застрахованном заводе, как для завода, так и для страховщика. Это заставляет привлекать мн-во экспертов для определения величины эк риска, усиливает контроль над технолог процессом.

Эк риск — вероятность возникновения «-» изменений в ОПС, или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие «-» воздействия на ОС.

Эк риск мб вызван ЧС природного и антропогенного, техногенного характера.

Риск является вероятностной хар-кой той угрозы, к-рая возникает в рассматриваемом случае для ОПС при возможных антропогенных воздействиях или др явлениях или событиях. В системе оценки эк риска любое воздействие, называется стрессором. В этом смысле любой экотоксикант – несомненно стрессор.

Концепция оценки риска включает в себя два элемента: оценку риска  и управление риском

Оценка риска –научный анализ его происхождения, включая его выявление, определение степени опасности в конкретной ситуации. В прикладной экологии понятие риска связано с источниками опасности для эк систем и процессов, в них протекающих. К эк показателям ущерба  в этом случае относятся: разрушение биоты, вредное, порой необратимое воздействие на экосистемы, ухудшение качества ОС, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, озер, рек, морей и т.п.

Управление риском –анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, как правило, в форме нормативного акта, направленного на уменьшение риска, поиск путей сокращения риска.

Предприятия разделяют на 3 группы по степени эк риска: 1. Особоопасные, по з-ну подлежат обязательному страхованию (нефть, газ, шахты);

2. Опасные, региональные  ПО органы; 3. Малоопасные – предприятия  страхуются на добровольной основе.

Добровольное страхование встречается редко. Самым трудным явл опр-е величины ущерба здоровью и жизни населения.

В США широкое распространение получила страхование эк риска здоровью и жизни населения, проживающего на территории и в зоне возможного влияния полигонов ТБО и токсичных пром отходов. При авариях на таких полигонах в выбросах из печей сжигания. Бывают аварии очистных аппаратов, при нарушении герметичности резервуаров для захоронения отходов, интенсивно загрязняющиеся воды.

   
     

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономика и управление"