Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:26, шпаргалка
Предмет и задачи экономики природопользования
Российское и региональное природоохранное законодательство и штрафные санкции за его нарушение
Стратегия и экономические механизмы природопользования.
ЭП – научная дисциплина, разрабатывающая эк механизмы управления природопользованием, сберегающий прир ресурсы в интересах настоящего и будущего поколений Ежегодно должны выполняться условия: (альфа+бета)*N меньше(равно)Р Альфа, бета – расход природных ресурсов на 1 чел в год для его личных (альфа) и производственных (бета) нужд на территории страны или отдельного региона. (по данным ООН – 20т/чел) N – числ-ть населения страны, отдельного региона.(ор.обл-ть – 2.1 млн) Р – воспроизводство за год прир ресурсов на этой территории. Существует неск-ко видов прир ресурсов: - возобновляемые (биоресурсы); - невозобновляемые. Стоимость возобновляемых прир ресурсов равна затратам на их воспроизводство. Но в условиях рыночной экономики истинная стоимость увеличивается на величину ренты (прибыль), необходимая собственнику этого ресурса на продолжение производства. Невозобновляемые прир ресурсы сущ-ет несколько путей: - стоимость геолого – разведочных работ на открытие новых месторождений или в отдаленной местности или более глубоко залегающих; - затраты на разработку технологий для замены одних прир ресурсов другими. Н – р, детали из Ме заменяют на пластик. Задачи ЭП: - разработка мероприятий по эк воспитанию и образованию населения и предпринимателей (СМИ, школы, ВУЗы); - разработка законов, регламентирующих действие собственников по эк давлению ОС и прир ресурсам; - эконом поддержка эк
чистых и малоотходных - разработка мероприятий по эконом давлению на предприятия, ухудшающие ОС. Классификации прир ресурсов
- полезные ископаемые – ТВ, ж, где находятся и какого качества; - пов водные ресурсы – сколько, где; - подземные воды; - земельные ресурсы (с/х земли, земли населенных пунктов); - биоресурсы; - градостроительные ресурсы (земли, пригодные для строительства); - рекреационные ресурсы (зоны отдыха, санатории и тд); - ресурсы природно – заповедного фонда (Бузулукский бор, заповедник «Оренбургский»). 2. Возобновляемые, невозобновляемые 3. - Заменимые (энергоресурсы); - незаменимые (вода). |
В ГД есть комитет по экологии (12 чел). Готовят проекты з-нов РФ по вопросам природопользования и поравки к з-нам. По Конституции каждая обл-ть имеет право принимать свои з-ны. Областные законы не могут противоречить федеральным, только дополнять. В наст время ФЗ – 30; ОЗ – 15. ФЗ: 1.Конституция РФ, 1993; 2. Кодекс «Об административных правонарушениях»; 3.Уголовный кодекс, в 2011 перевели в административный; 4.Налоговый кодекс; 5.Земельный кодекс; 6. Градостроительный кодекс; 7. Водный; 8.Лесной; 9.О Недрах; 10.О животном мире; 11. Об ООПТ; 12.О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного хар-ра; 13.Об общих принципах организации местного самоуправления; 14. Об ЭЭ; 15. О радиационной безопасности; 16. О мелиорации земель; 17. Об уничтожении хим оружия; 18. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами; 19. О безоп-ти гидротехнич сооружений; 20.Об отходах произв-ва и потребления; 21.О гос регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения; 22. О сан – эпид благополучии населения; 23.Об охране АВ; 24.О спец эк программах реабилитации радиационно загрязненных территорий; 25. Об ООС; 26.Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ; 27. Об обороте земель с/х назначения; 28. О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов; 29. Постановление правительства «О правилах предоставления из фед бюджета субсидий в бюджеты обл-тей РФ на осущ-е ремонта гидротехнич сооружений, находящихся в собственности обл-тей РФ и безхозных гидротехнич сооружений»; 30. О фед бюджете на очередной год. ОЗ: 1. Об ООПТ Оренб обл-ти; 2.О радиационной безоп-ти Орен обл-ти; 3. О программе обеспечения Орен обл-ти питьевой водой; 4. О порядке управления земельными ресурсами на терр-рии Орен обл-ти; 5. Об обороте земель с/х назначения в Орен обл-ти; 6. Об административных правонарушениях в Орен обл-ти; 7. Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) Орен обл-ти; 8. О резервировании земель в Орен обл-ти; 9. О предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождение общераспр прир ископаемых; 10. О защите населения Орен обл-ти от ЧС техногенногои природного характера; 11. Об ООС Орен обл-ти; 12. Об областной программе оздоровления эк обстановки Орен обл-ти на 5лет; 13. О программе сохранения и восстановления почв земель с/х назначения и агроландшафтов Орен обл-ти на 5 лет; 14. О гос регулировании обеспечения плодородия почв на землях с/х назначения Ор обл-ти; 15. Об областном бюджете на очередной год. Система управления нацелена на выполнение ПО законов. Административные системы управления состоят из 3 мин-в и 2 фед служб. 1.МПР РФ (росприроднадзор, роснедра, росводресурс, рослесхоз, территориальный фонд информации); 2. Мин-во с/х РФ (Ффед служба по веет и фитосанит надзору, фед агентство по рыболовству); 3. Мин-во здравоохранения
и соц развития РФ. В Оренбурге
– упр-е фед службы по надзору
в сфере защиты прав 4. Ростехнадзор – фед служба по эк, технолог и атомному надзору; 5. Росгидромет – фед служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС. В правительстве Орен обл-ти существует: управление лесными и охотничьими ресурсами и гос инспекция по ООС. Административный кодекс: Статья 8.1 – несоблюдение эк требований при планировании, технико-эконом обосновании проектов, проектировании, размещении, стр-ве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В случае реконструкции предприятия без проекта, понесет наказание в виде штрафа до 100 тыс. руб. Статья 8.2 – несоблюдение эк и сан-эпидемиолог требований при обращении с отходами произ-ва и потребления или иными опасными веществами. Классическая статья, под которую подпадают многие организации. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, неправильная организация мест временного хранения отходов, несвоевременный вывоз отходов на переработку или обезвреживание- все это карается штрафом в размере до 100 тыс. руб. приостановлением деятельности на срок до 90 сут.т. Статья 8.5 – сокрытие или искажение эк инф-и. Наиболее распространенной ситуацией является несвоевременная сдача или ошибки в документах госстатотчетности. Штраф – до 20 тыс. руб. Статья 8.21 –нарушение правил охраны АВ. Пункт 1 –отсутствие разрешения на выброс ЗВ – штраф 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 сут. Пункт 2- нарушение условий разрешения на выброс. Распространенное нарушение – не проведен контроль выбросов ЗВ. Штраф – до 40 тыс.руб. Пункт 3 нарушение правил эксплуатации очистных сооружений. Нарушения влекут наложение штрафа по экологии до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 сут. Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Штраф –до 100 тыс. руб. Утверждены штрафные
санкции за повреждение В з-не «Об ООС» отмечено 16 видов правонарушений (загрязнение ВО; АВ; морской среды; порча земли; уничтожение лесов и гор скверов; уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу; незаконная охота; незаконная добыча рыбы и др водных биоресурсов; нарушение правил ООС при произ-ве работ; нарушение правил обращения с эк опасными в-ми и отходами; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых в-в; нарушение правил охраны и исп-я недр; нарушение режима ООПТ; сокрытие и искажение инф-и о фактах представляющих оп-ть; незаконное обращение с радиоактивными материалами без лицензии; нарушение правил безоп-ти при обращении с микробиолог реагентами). |
1 з-н – 1992г; редакция – 2002г. Предусматривается платное ПП с целью предотвращения загр-я ОС и истощения прир ресурсов. Во всех странах около 200 эконом мех-мов ООС. Ст.15 Задачи эк мех-ма ООС: - планирование и финансирование ПОМ; - установление лимитов исп-мых прир ресурсов, на выбросы и сбросы и размещение отходов (ПДВ, ПДС); - установление нормативов платы и р-ров платежей за исп-е прир ресурсов, нормативы платы и р-ров платежей за выбросы, сбросы и размещение отход; - предоставление предпр-ям,
а также гражданам кредитных
или иных льгот при внедрении
ими малоотходных и - возмещение вреда, причиненного ОС и человеку. Ст.17 Планирование и финансирование ПОМ: Финансирование проводится за счет: фед бюджет РФ, областной и муниципальный бюджеты; ср-ва предприятий; фонды эк страхования на случай аварий; кредиты банков; добровольные взносы населения и др. Ст.18 Лицензия на ПП (договор) Закл-ся м/у ПП и органом власти. После «+» решения ЭЭ разрешение на ПП выдают природопользователю с указанием лимитов, эк требований и последствий несоблюдения требований. Ст.19 Лимиты и ПП Лимиты выдаются на опр срок. Вкл предельное исп-е выбросов, сбросов и размещения отходов произ-ва. Ст.20 Платность использования прир ресурсов (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир) Плата за загр-е ОС взимается за выбросы, сбросы и размещение отходов. Порядок опр-я платы осущ-ся правительством РФ. Внесение платы не освобождает от выполнения ПОМ и возмещение вреда, причиненного эк правонарушение. Ст.24 Эк стимулирование ООС - установление налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных произ-в, исп-е вторичных ресурсов; - применение поощрительных цен на эк чистую продукцию; - введение спец налогообложения эк вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением эк опасной продукции; - применение льготного кредитования орг-ий, эф-но осущ-щих ООС. Ст.32 Эк требования к продукции В стандартах на новую технику, технологии, материалы, в-ва и др продукцию способную оказать вредное возд-е на ОС устанавливаются эк требования для предупреждения вреда ООС, здоровью человека. Ст.84 Административная ответственность за эк правонарушения Эк правонарушением признается: - невыполнение обязанностей по выполнению ГЭЭ, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; - загр-я ОС (превышение лимитов на сбросы, выбросы и отходы); - порча, повреждение, уничтожение прир объектов; - нарушение эк требований
при проектировании и За свершение правонарушения должностные лица, граждане подвергаются штрафу, к-рый взимается в административном порядке: с граждан 1-10МРОТ; с должностных лиц – 3-20МРОТ. Штрафы налагаются спец уполномоченными гос органами (МПР, роспотребнадзор, ростехнадзор). Конкретный р-р опр-ся этими органами в зависимости от хар-ра правонарушения, степени вины и причиненного вреда. Прогнозы совершенствования эк мех-мов ПП - необходимо совершенствовать
механизмы платы за выбросы
и сбросы ЗВ; разработать эк
мех-мы взаиморасчетов м/у - внедрять мех-мы платы за эк ущерб шумовых загр-ий, тепловых, ЭМ и др видов вредного возд-я; - требуется разработка обл кадастров прир ресурсов, включающие стоимостную оценку прир ресурсов.
|
- земли с/х назначения – 23.3%; земли поселений – 1.1%; земли пром, транспорта, связи – 1%; земли ООПТ – 2%; земли лесного фонда – 64.5%; земли водного фонда – 1.6%; земли гос запаса – 6.5%. Качественное состояние земельных ресурсов Наблюдаются процессы деградации почв и раст покрова, это ухудшает с/х продуктивность. Для урбанизированных терр-рий хар-но загрязнение и захламление земель пром и бытовых отходов. Основные отрицательные процессы - эрозия ветровая и водная, разрушают почву и снижают плодородие. Эрозионно – опасные – 60% почв в РФ, в Оренбурге – 50%. Ветровая эрозия в засушливых районах. Наиб опасные Поволжский р-н, Центрально – Черноземный, Сев – Кавказский - загрязнение земель токсическими веществами; - загрязнение ТМ, вокруг объектов металлургии, хим, нефтехим, машиностроения, энергетики; - загр-е нефтью и - загрязнение земель Распространение земель по формам собственности В соответствии с Конституцией земля может находиться в частной, гос и муниципальной собственности. Гос собственность включает т.н «фед земли» РФ и отдельных регионов. Муниципальные земли – собст-ть городских и сельских поселений. Землепольз-е опр-ся земельным кодексом и рядом земельных постановлений. Частная собственность (7.5%) – 129.1 млн га. Считается, что передача в собственность усилит проведение мероприятий по борьбе с негативными явлениями. В соответствии с Земельным кодексом устанавливается эконом показатели земли как товара. Нормативная цена земли устанавливается правительством для приватизации земельных уч-ков – 200 кратная ставка земельного налога на единицу площади. Администрация города или сельского р-на может повышать или понижать нормативную цену земли на 25%. Земельный налог. Цель – стимулировать рац исп-е земель, охрану земель, повышение плодородия земель. Подразделяются на 2 группы: - земли с/х назначения (пашня, пастбища, сенокосы, виноградники, сады) Учитывается качество земель, площадь уч-ка, местоположение Нзем = S*n*Кбонитета = руб/год n – нормативная ставка, руб/м2 - земли не с/х назначения Ннес/х = S*n*К1*К2*К3*К4 К1 – коэф-т увеличения ставки налога в курортных зонах; К2 - коэф-т увеличения с учетом исторической застройки; К3 - коэф-т увеличения за счет статуса города и развития соц-культурного потенциала; К4 – все землепользователи поселений делятся на 14 видов функц исп-я. 1.земли под жилыми домами многоэтажной застройки; 2. земли под домами индивид жилой застройки; 3. земли дачных и садоводческих объединений; 4. земли гаражей и автостоянок; 5. земли под объектами торговли, автосервиса; 6. земли учреждений образования и здравоохранения, культуры и искусства, физ-ры и спорта, религ объекты; 7. земли под пром объектами, объектами коммунального хоз-ва, под объектами транспорта, связи; 8. под административно – 9. земли под военными объектами; 10. земли под строениями отдыха; 11.земли под с/х зданиями и с/х угодья; 12. земли под лесами в поселениях (парки, скверы, бульвары); 13. Земли под ВО, находящимся в муниципальной собственности; 14. Прочие земли поселений и земли резервов. Земельный налог полностью поступает в обл и муницип бюджет. Стоимостная оценка участков гор земель (применяется при приватизации участка в собст-ть). Учитывается 7 факторов, каждому из них присваивается весовой коэф-т. Сумма факторов = 1. (Положение в транспортной системе города; эк факторы, загрязненность АВ, наличие инфраструктуры; наличие ограничения деят-ти; потребительский потенциал уч-ка; факторы особой привлекательности). Собирают группу экспертов 6 чел и каждому фактору присваивают балл (мах-10). Ц = S*Cбаз*СуммаКвес*Fрент
|
Общая площадь лесов – 38млн км2. из них в РФ – 8 млн км2; Бразилия – 3.2 млн км2; Канада – 2.6 млн км2. Общий запас древесины – 360 млрд м3. годовой прирост около 1%, вырубка 3.3 млрд м3. Главная особенность – длительный период лесовыращивания до возраста спелости леса. Сосна, ель – 100 лет; кедр – 160 – 240 лет; дуб – 240-360 лет. Требуется соразмерность возраста и вырубки. - хвойные породы – сосны, ели, кедры, пихты – 38.2%; лиственницы 41%; береза, осина – 18%; дубравы – 2.5%. 0.9% расположено в Сибири на Дальнем Востоке и на Северо – Западе. Снижается эконом доступность леса. Основные виды лесопродукции: вывоз древесины – 81 млн м3; пиломатериалы – 18 млн м3; целлюлоза – 5 млрд 700тыс т; производство ДВП – 315 млн м2. Произ-во продукции в 10 раз меньше, чем в пром развитых странах на единицу продукции. Основы лесопользования в РФ Производится на основе лесного кадастра РФ. Для управления лесным хоз-вом разрабатывают лесоустроительные проекты для каждого участка. Леса делятся на 3 группы по целесообразности заготовки древесины. Леса 1 группы – пром заготовка крайне ограничена, в основном санит рубки –ПО леса. (запретные лесополосы по берегам, вдоль ж/д и автодорог обл и фед назначения; противоэрозионные леса по берегам оврагов; леса зеленых зон поселений, имеющих рекреационное значение; орехово – промысловые зоны; леса прир заповедников и нац парков; сан охрана курортов). Самые запрещенные прир заповедники, вода, дорога, орехи. Леса 2 группы – ограничено, кроме местных потребностей; Леса 3 группы – база крупной пром подготовки древесины. Экономические проблемы: согласно лесному кодексу лесные земли в частное пользование не выдаются. Леспромхозам выдается на основе лесоустроительного проекта. Лесной налог выплачивают леспромхозы, осущ-щие вырубку и заготовку древесины. Р-р налога устанавливают обл власти. Обычно 7-8% от стоимости реализации. Деньги должны тратиться на лесоустр-во и борьбу с пожарами. Лесные подати за побочное лесопольз-е, руб м2 терр-рии устанавливают местные власти. |
Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы кол-во кот.снижается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Не возобновимые - ресурсы кот.невостанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее чем используются чел. К ним относят: ископаемые топлива; метал. минеральное сырье; не метал. минеральное сырье. Под недрами понимается часть земной коры располагающая ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной пов-ти, и дна водоемов, простирающих до глубин доступных для геолог.изучения и пром.освоения. во всем мире за год извлекается около 3 т на чел минерального сырья. Запасы полезных ископаемых по странам распространен не равномерно. Одна из самых богатых стран – РФ. Разведанные запасы делят на уровень годового потребления: медь на 45 лет, алюминий на 20 лет, магний 60 лет. Запасы полезных ископаемых в РФ делят на 4 категории по степени разведанности: А- детально разведаны месторождения, точно определены границы залегания. В- разведаны месторождения и примерно определены границы залегания. С1- разведаны в общих чертах месторождения. С2- предварительно оценены запасы. Эти категории балансовые использование кот.экономич.целесообразно. Эксплуатация мосторождений связана с изъятием с/х земель, уничтожением растительности, загрязнением земельных ресурсов на очень больших территориях. ГОК явл лидерами по загрязнению атмосферы и воды. Активно развивается новые методы добычи и обогощения полезных ископаемых: подземное выщелачивание и микробное выщелачивание металлов. Налог НДПИ- налог добычи полезных ископаемых. Плата делится 60% в федеральный бюджет, 40% в областной. С января 2002 года введена гл.26 налогового кодекса РФ, взимается 1 налог-НДПИ. Для целей налогообложения под полным использованием понимается продукция горнодобыв.пром-ти, соединяется в фактич.добычи сырья. К пользователям недр относят субъектов предприятия и деятельности, которая передается в пользование участка недр на тер-ии РФ для добычи полезных ископаемых. Участок оформляется со спец.гос.разрешением (лицензия). Лицензия – документ удостоверяющий права ее владельцев на пользование участком недр в определен.границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователи недр подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения участка недр, кол-во добытого ископаемого определяется по средствам. |
Эконом.ущерб от загрязнения АВ. Применяется при проектировании новых зданий, заводов, цехов для выбора наиб чистой технологии и участка территории, где ущерб будет мin. Методика разработана в 1987 г. применяется с 1992 г. С 2003 г платежи осущ-ся по др методике, согласно постановлению прав-ва РФ, а для проектных работ оставили методики эк ущерба. Уi атм= Уi здоровье +Аi + У i л/х+ Уi с/х Аi =1/ПДКi - коэффициент токсичности, т/год. Расчет годовых величин эконом. ущерба от загрязнения атмосферных возд.опред. Zатм (t)= γt* σ * f* ∑Ai*mit
γt - Денежная оценка единицы выбросов в условных т. Руб/усл.т. σ - коэф. Позволяющий учесть региональные особенности тер-ии. f - поправка учитывающая хар-р рассеяния примеси в атмосфере Ai - коэф приведения примеси вида к монозагрязнителю усл т. mit- объем выбросов примеси загрязнителя. Нормативы платы за выбросы в АВ ЗВ стац источниками (постановление прав-ва от 12.06.03 №344 «О нормативах платы за выбросы в АВ ЗВ стац и передвижными источниками источниками, сбросы ЗВ в пов и подземные ВО, размещение отходов произ-ва и потребления») 2005г – дополнение к постановлению 1.07.05 №410. П л атм i= Кэс * Кгорода *К инд(Б i н * М i факт + 5* Б i н * (М факт – ПДВ i ) + 25* Б i н * (М i факт – ВСВ i ))= руб/год Кэс - коэф эколог состояния атмосферы в зав-ти от эконом р-на рФ. ВСВ – т/год; М – т/год; ПДВ- т/год; Кгорода – коэф-т города (1.2); Кэс – на 12 районов делится. За превышение нормативов ПДВ – 5кратный шраф, ВСВ – 25 кратный. Методика определения платы за загрязнение АВ передвижными источниками. Утверждена постановлением прав-ва РФ в 2005 г. Пл атм = Mi*Бн*Кэс*Кгорода*Киндекс = руб/год |
Необходимо знать запасы воды, кач-во воды и методы эконом оценки. Каждый человек в течение жизни потребляет 25 т воды. Без пищи может 40 дней, без воды – 8. жизнь на земле возникла в воде. Предназначение воды: поддержание жизненных потребностей, произв-хоз нужды, охлаждение и мытье оборудования, полив растений, гидротранспорт, выработка эл энергии на ГЭС. 97% - океаны и моря. Ледники – 2%, подземные-7%. Круговорот воды на земле обеспечивает ч/з атмосферу постоянное возобновление пресной воды, к-рой мы можем пользоваться, в то же время ограничивает запасы воды. Пов сток – те запасы воды, к-ми может пользоваться человечество. Наиболее обеспечены водой – Бразилия (9230 км3/год) и РФ (4тыс км3/год). Недостаточная водообеспеченность тормозит развитие произв сил пром-ти и с/х и водное хоз-во нуждается в мн-ве технич и эконом решений: колебания сезонного стока (дорого и сложно); водоемкость экономики страны в наст время очень высокая. Нормы водопотребления на единицу продукции: на 1 т бумаги – 900м3; 1 т хлопка – 8тыс м3. Качество воды и эк ущерб от ее загрязнения Качество ВО ухудшается. За год 55 млрд м3 сбрасывают в ВО, из них 38% загрязненные воды. За год ущерб от загр-я и вредного возд-я воды – 50млрд руб. наибольшая доля ущерба – с/х (47%). Водная эрозия увеличивает кол-во оврагов на 100 тыс га. Более 50% населения потребляет воду, не соответствующую СанПину. Собственником водных ресурсов явл гос-во. Согласно водному кодексу с водопотребителей взимается водный налог – 2%, в Европе – 8%. Задачи: - планирование и финансирование водоохранных мероприятий в виде целевых программ; - установление нормативов платы за исп-е водных ресурсов. Виды водопользования: - за забор воды из ВО в пределах установленных лимитов (пов – 154 руб/тыс м3; подз – 183 руб/тыс м3 ); - за сброс сточных вод в ВО (в пределах лимита – 22 руб/тыс м3); - за исп-е акваторий - 14 руб/тыс км3; - 14 руб за 1 тыс кВт/ч для ГЭС; - 1000руб за тыс м3 сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава; - плата за выбросы зв в во (постановление правительства РФ «Нормативы платы, руб/т»); - установление лимитов использования водных ресурсов для нужд произв-ва Постановление прав-ва от 12.06.03 №344 «О нормативах платы за выбросы в АВ ЗВ стац и передвижными источниками источниками, сбросы ЗВ в пов и подземные ВО, размещение отходов произ-ва и потребления», с 2002 г новая методика, старая для проектов. Уi вод= Уi здоровье + У i рыб.хоз+ Уi с/х Эконом.оценка ущерба водоемов пров.по формуле: Zвод (t)= ρt* β * ∑Дi*Vit ρt - Денежная оценка единицы выбросов в условных т. Руб/усл.т. β - коэф. Позволяющий учесть региональные особенности тер-ии. - поправка учитывающая
хар-р рассеяния примеси в Дi - коэф приведения примеси вида к монозагрязнителю усл т. Vit - объем сброса вида примеси загрязнителя. С 1992 г по 2003 г плата за сбросы загр.в-в взималось и рассчитывалось по методике определения эконом.ущерба. Бi н – базовый норматив платы, руб/т. НДС – лимит на сброс вида загр.в-ва, т/год ВСС-временно согласованный сброс, т/год. П л вод i= Кэс * К инд(Б i н * М i факт + 5* Б i н * (М факт – НДС i ) + 25* Б i н * (М i факт – ВСС i ))= руб/год
|
Анализ необходим: на стадии проектирования каждого ПОМ, чтобы выбрать самый лучший в-т; на стадии строительно - монтажных работ; на стадии эксплуатации и его реконструкции. Цель: обеспечить достижение эк нормативов (пдв, пдс, пноолр) – эк эф-ть; Эк эф-ть: прибыль по итогам года, руб/год = доход – затраты. Доход ПОМ = уменьшение платежей за загрязнение + утилизация отходов + оборотное водоснабжение + уменьшить плату за сырье + уменьшение годовой ЗП персонала. Приведенные затраты к 1г, руб/год = текущие + капитальные*0.12 (коэф-т амортизации). Капитальные затраты на ПОМ – сов-ть затрат на создание новых или реконструкцию действующих основных фондов ПО назначения, затраты на проведение проектных работ; затраты на монтажные работы; затраты на аппараты; налоги; стоимость транспортировки; расходы на отвод земельного участка. Источники инф-и о затратах – акт приемки строит работ, акты о приобретения оборудования, акты о проведении реконструкции. Ежегодно каждое предприятие подает в обл статистич управление форму №4-ОС за год. Текущие затраты на ПОМ – связанные с исп-ем топлива, эл энергии, трудовые затраты, затраты на сбыт продукции, затраты на капремонт, услуги по ООС. Все вместе – себестоимость. Платежи за загр-е ОС взимаются не из себестоимости продукции, а из прибыли от продажи продукции. При составлении формы №4-ОС учитываются только те затраты, к-рые проведены действительно для ПО фондов. Есть инструкция по заполнению формы гос стат наблюдения №4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану ОПС эк платежей и природоресурсных платежах». К основным фондам водоохранного назначения: станции биолог, физ-хим, мех очистки, производственные и коммунальные СВ, сооружения по доочистке, вкл земледельческие поля орошения кормовых культур, опытные установки, связанные с разработкой новых методов очистки сточных вод; береговые очистные сооружения для приема с кораблей хоз-быт сточных вод и мусора для утилизации, канализац сети в населенных пунктах, подводимые к сооружениям по очистке сточных вод. АВ назначения: установки для улавливания т обезвреживания вредных в-в из газов отходящих от технолог агрегатов из вент воздуха перед выбросом в АВ; опытно пром установки; автоматизир системы контроля за загр-ем АВ, спец лаборатории по контролю за АВ; контрольно – регулировочные пункты по проверке на токсичность ОГ. Отходы произ-ва и потребления: для размещения отходов, полигоны, отвалы, шламохранилища, накопители, включая все оборуд-е и машины, обемпечивающих работу этих сооружений, установки для обезвреживания и использования отходов; комплексы по закладке выработанных производств при добыче мин сырья. |
Один из мех-мов ООС, предусмотренный з-ми РФ: О страховании «Эк страхование и его условия»; и ФЗ «Об ООС». Финансовый ущерб ОС, населению, хоз-ву при авариях на пром предприятиях достигает 30% от суммарного ущерба ОС. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осущ-ся за счет владельца предпр-я ч/з систему эк страхования, на основании страхового договора предпр-я со страховой компанией. Предприятие платит ежегодно страховые взносы, договор закл-ся на 5-15 лет. Взносы накапливаются и в случае аварии, страховая компания сама выплачивает за этот завод сумму эк ущерба. Такая система делает невыгодным аварийные случаи на застрахованном заводе, как для завода, так и для страховщика. Это заставляет привлекать мн-во экспертов для определения величины эк риска, усиливает контроль над технолог процессом. Эк риск — вероятность возникновения «-» изменений в ОПС, или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие «-» воздействия на ОС. Эк риск мб вызван ЧС природного и антропогенного, техногенного характера. Риск является вероятностной хар-кой той угрозы, к-рая возникает в рассматриваемом случае для ОПС при возможных антропогенных воздействиях или др явлениях или событиях. В системе оценки эк риска любое воздействие, называется стрессором. В этом смысле любой экотоксикант – несомненно стрессор. Концепция оценки риска включает в себя два элемента: оценку риска и управление риском Оценка риска –научный анализ его происхождения, включая его выявление, определение степени опасности в конкретной ситуации. В прикладной экологии понятие риска связано с источниками опасности для эк систем и процессов, в них протекающих. К эк показателям ущерба в этом случае относятся: разрушение биоты, вредное, порой необратимое воздействие на экосистемы, ухудшение качества ОС, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, озер, рек, морей и т.п. Управление риском –анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, как правило, в форме нормативного акта, направленного на уменьшение риска, поиск путей сокращения риска. Предприятия разделяют на 3 группы по степени эк риска: 1. Особоопасные, по з-ну подлежат обязательному страхованию (нефть, газ, шахты); 2. Опасные, региональные ПО органы; 3. Малоопасные – предприятия страхуются на добровольной основе. Добровольное страхование встречается редко. Самым трудным явл опр-е величины ущерба здоровью и жизни населения. В США широкое распространение получила страхование эк риска здоровью и жизни населения, проживающего на территории и в зоне возможного влияния полигонов ТБО и токсичных пром отходов. При авариях на таких полигонах в выбросах из печей сжигания. Бывают аварии очистных аппаратов, при нарушении герметичности резервуаров для захоронения отходов, интенсивно загрязняющиеся воды. |
||