Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 30.68 Кб (Скачать файл)

Неоклассическая теория фирмы

В основе неоклассической концепции  фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в  качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной  стоимости, с другой стороны как  следствие нарушений в сфере  обмена и участившихся кризисов перепро­изводства.

Неоклассическая теория фирмы, возникнув  в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась измене­ниям. Сторонники этой концепции фирмы унаследовали от классиков XVIII- начала XIX вв. представления А. Смита о фирме как субъекте рынка, который управляется механизмом рыночных цен. От Ж.Б. Сэя заимствованы представления о фирме как субъекте, преобразующем ресурсы и потреби­тельские ценности для продажи на рынке.

Неоклассики разработали математический аппарат, который позволяет выявить  количественные характеристики хозяйственной  деятельности фир­мы и определить возможности повышения ее эффективности путем оптимизации соотношения цен и объемов производства и сбыта, предельных из­держек и предельного дохода фирмы.

Понятие «предельность» — наиболее употребляема для анализа фирмы  в неоклассической теории.

Современный взгляд на фирму сложился под определяющим влиянием неоклассической  теории и теоретического вклада в  ее развитие Дж. Хикса (1904-1989), Дж. Робинсона (1903-1983), Э. Чемберлина (1899-1967), У. Бау-моля и др.

Определяющее влияние на современное  понимание фирмы в ее неоклас­сической концепции оказали работы английского экономиста Дж. Хикса.

Хикс проводит почти полную аналогию между поведением индивида как потребителя и поведением индивида как представителя фирмы. В соответст­вии с этим подходом он заменяет функции потребительской полезности ин­дивида на функции прибыли; цены на товары индивида-потребителя на цены на ресурсы фирмы; предельную норму замещения индивида-потребителя на предельную норму трансформации фирмы. В соответствии с теорией Хикса, если целью индивида как потребителя является максимизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то целью фирмы — мак­симизация прибыли при ограничении на издержки производства.

Все последующие представители  неоклассического направления исполь­зуют предложенный Хиксом параллельный метод анализа фирмы как част­ный случай оптимизационного поведения индивида. Фирма, следовательно, предстает не более, чем индивид или домашнее хозяйство. В поведении фирмы и индивида не вносятся каких-либо дополнительных характеристик, которые бы отличали фирму от домашнего хозяйства в поведении на рынке.

Однозначность трактовки поведения  фирмы и индивида-потребителя, ре­зультатов поведения фирмы и индивида, простота логической конструкции, возможность использования одних и тех же математических методов и графи­ческих конструкций для сравнительного анализа поведения фирмы и индиви­да превратили эту трактовку фирмы в наиболее популярную в западной мак­роэкономической теории. Эта концепция, несколько уточненная и усложнен­ная, развивается в рамках «основного течения» экономической науки.

У А. Смита поведение и равновесие фирмы вытекало из современной конкуренции, которая существовала со времен А. Смита  как реальность. У современных  неоклассиков совершенная конкуренция, в силу ее фактиче­ского отсутствия, понимается как «допущение», необходимое для построе­ния элегантной модели фирмы вне зависимости от связи с реальностью.

Дж. Робинсон и Э. Чемберлин «раздвигают» рамки неоклассической тео­рии фирмы, признавая многообразие поведенческих характеристик фирмы. Они исследуют поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции, вводят в оборот понятия монополистической конкуренции, неценовой кон­куренции и ценовой дискриминации на рынке. Неоклассической теории удалось объяснить роль цены в механизме ценообразования и распределения ресурсов в рыночной среде.

Существенный недостаток неоклассической  теории фирмы состоит в по­нимании фирмы как аналога домашнего хозяйства. В таком случае исчезает различие между производящим и потребляющим субъектами экономики. Кроме того, фирма при таком рассмотрении сводится к одному человеку — владеющему, управляющему и работающему на ней. Как особая, сложная форма организации производства, фирма исчезает из объекта экономическо­го анализа, превращаясь в некую формальную конструкцию, которую можно изъять из анализа с целью обнаружения механизма цен.

Если целью неоклассической  теории является объяснение причин изме­нения рыночных цен, то поведение фирмы и прогноз приобретают второсте­пенное значение. Поведение фирмы оказывается простой реакцией на изме­нение цен производственных ресурсов (формирование цен на рынках факторов производства) и потребительских цен даже в условиях несовер­шенной конкуренции.

Управление фирмой, авторитарное распределение  ресурсов и, как следст­вие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.

 

 

 

Институциональная теория фирмы

Недостатки неоклассической трактовки  фирмы и неудовлетворенность  экономистов неоклассическим подходом к пониманию природы фирмы  в рыночной среде вызвали появление  и развитие институциональных концепций фирмы.

Если в классической и неоклассической  теориях фирмы последняя рассматривалась как неотъемлемая часть рынка, как один из главных его субъектов, то, согласно институциональной концепции, фирма противопоставляется рынку, как внутреннее производство внешнему.

Классическая и неоклассическая  теории не разграничивали фирму и  рынок, полагая, что они — равноправные стороны действительности. В институциональной теории фирма рассматривалась как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка, где взаимосвязи опосредованы относительно краткосрочными контрактами.

Формирование институциональной  теории вызвано обобщением практики — развитием корпоративных структур, усложнением взаимосвязи между ними, увеличением масштаба деловых операций, ростом экономической информации, определяющих эффективность функционирования акционерных объединений. Дальнейшее развитие институциональной теории фирмы связано с уточнением и конкретизацией понятия «трансакционные издержки». Развитие этого направления в институциональной теории фирмы связано с именами Р. Коуза и Ф. Найта.

Пределы расширения фирмы институциональная  теория связывает с запретительным ростом издержек управления и контроля. Если корпорация становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки могут снижаться до нуля. Однако в таком случае резко возрастут внутрифирменные издержки; ослабление контроля над различными участками фирмы и их работниками приведет к снижению общих результатов.

Углубляют теорию трансакционных издержек и институциональную концепцию в целом формирование и развитие теории прав собственности.

Обобщая теоретические взгляды  на природу фирмы в рыночной экономике, необходимо отметить, что, несмотря на наличие разных подходов к пониманию фирмы, все экономисты видят в ней базового субъекта рыночной экономики. Целью фирмы в конечном счете является обеспечение бессрочного получения прибыли; достижение этой цели составляет необходимые условия для ее бессрочного существования и развития; решение проблемы с прибылью обеспечивает фирме долгосрочную конкурентоспособность.

Управление всей деятельностью  фирмы основано на диктате собственника фирмы или ее управляющего. От уровня его профессионализма и степени информированности зависят как принятие экономически эффективных хозяйственных решений, так и результативность их практической реализации.

Фактические результаты деятельности фирмы напрямую зависят от внешней среды, для которой характерна неопределенность, постоянные изменения, неподвластные руководителям фирмы. Здесь главным информатором, как и всегда в условиях рынка, являются цены на производимые фирмой товары. Именно их изменения заставляют снижать издержки, повышать качество продукции, принимать решения о сокращении или увеличении производства, необходимости обновления технологии, сокращении или увеличении наемных работников и т.д. В связи с этим в числе основных дефицитов в современной рыночной экономике называютдефицит управляющих корпоративными объединениями. В России этот дефицит ощущается особенно остро.

 

Вместе с тем мировая практика развития предприятий акционерного типа свидетельствует, с одной стороны, об ограниченности воздействия каждого  из механизмов принуждения к эффективной  работе корпорации, а с другой —  об отсутствии одного какого-либо механизма, гарантирующего достижение цели корпорации. Более того, изменение рыночных условий приводит к отмиранию одних и появлению новых механизмов управления корпорацией.

Кроме сложившихся отношений собственности  в акционерных обшествах, на систему корпоративного управления (на законы о корпорациях и практику их применения в стране) существенное влияние оказывает представление в обществе о том, чьим интересам призвана служить корпорация:

· интересам акционеров (англо-американская модель);

· интересам собственно корпорации (японская модель);

· интересом всех участников корпоративных  объединений (немецкая модель).

Для современной России практически  важно получение достоверного фактического материала об экономической деятельности отечественных предприятий, наработка качественно новых подходов к оценке фактических данных, критическое осмысление западных теорий фирмы, интегрирование их в одну, наиболее приемлемую для переходной экономики теорию предприятия.

При этом практически важное значение для современной России имеют взгляды представителей институциональной концепции в части обоснования зависимости фирмы от внешней среды. Создание равных конкурентных условий для предприятий отрасли, не только принятие законов, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность, но и создание механизмов их практической реализации, эффективная налоговая и социальная политика государства — это те макроэкономические условия, которые обеспечивают эффективную работу предприятий.

Понятие и виды трансакций

Понятие трансакции было впервые  введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция – это  не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности  и свобод созданных обществом[1]. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1) Трансакция сделки  – служит для осуществления  фактического отчуждения и присвоения  прав собственности и свобод  и при ее осуществлении необходимо  обоюдное согласие сторон, основанное  на экономическом интересе каждой  из них.

В трансакции сделки соблюдается  условие симметричности отношений  между контрагентами. Отличительным  признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2) Трансакция управления  – в ней ключевым является  отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие  между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне. В трансакции управления  поведение явно асимметрично, что  является следствием асимметричности  положения сторон и соответственно  асимметричности правовых отношений.

3) Трансакция рационирования  – при ней сохраняется асимметричность   правового положения сторон, но  место управляющей стороны занимает  коллективный орган, выполняющий  функцию спецификации прав. К  трансакциям рационирования можно  отнести: составление бюджета  компании советом директоров, федерального  бюджета правительством и утверждение  органом представительной власти, решение арбитражного суда по  поводу спора, возникающего между  действующими субъектами , посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

2. Понятие трансакционных издержек

Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом  для введения в экономический  анализ нового понятия - трансакционные издержки (transaction cost).

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30­е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"