Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Содержание и задачи переходной экономики
2.Понятие переходной экономики.
....
35. Государственная промышленная политика

Вложенные файлы: 1 файл

бил.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

1. Содержание и задачи переходной  экономики

Современная переходная экономика  России - это переход от «чистой» экономической системы к смешанной. Этот переход носит всеобщий, системный  характер, поскольку полностью изменяются все элементы экономической системы  и важнейшие институты общества, т.е. весь общественный строй. Прежняя, социалистическая экономическая система  имела только огосударствленные  социалистические отношения. И негосударственные  формы собственности - колхозная  и кооперативная, по сути, тоже были огосударствлены. Это проявлялось  в регулировании государством воспроизводства  во всех типах и формах хозяйств. Содержание переходной экономики России в значительной мере определяется содержанием  прежней экономической системы  и исходными условиями преобразований. В СССР была создана целостная  система экономических отношений, которая явилась попыткой воплощения в жизнь модели социалистического  общества, разработанной классиками марксизма. В этой модели особое значение имели следующие исходные положения. 1. Социализм - это общество, основанное на базе общественной собственности  на средства производства. 2. Социалистическое общество - это планомерно организованное общество, где плановость является основной формой связи между субъектами экономики, а товарно-денежные отношения  играют второстепенную роль. Причём с  развитием общества эта роль снижается. 3. Основным принципом распределения  благ при социализме является распределение  по труду. 4. Целью социализма является достижение полного благосостояния и всестороннего развития личности (распределение по потребностям). Теоретическое  обоснование социалистической экономической  системы исходило из того, что в  ходе социалистических преобразований формируется непосредственно общественное производство, которое, создав мощные производительные силы, достигает высших целей системы без рыночных отношений  на основе планомерной организации. Перед современной переходной экономикой России стоят практически противоположные  задачи: 1) восстановить присущие любой  экономике реальное многообразие форм собственности и форм хозяйствования; 2) свести к минимуму роль государственного планирования и создать условия  для расширения товарно-денежных (рыночных) отношений; 3) прежняя социалистическая экономическая система отмечалась всеобщей системой социальных гарантий. Современная переходная экономика  России практически отказывается от каких-либо форм социально-гарантированного общества. Преобразование экономики  России имеет свои специфические  особенности. Во-первых, в России, как  и в других государствах, возникших  на территории бывшего СССР, реформирование экономики осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как  единого государства. Это имело  серьёзные экономические последствия. Во-вторых, следует учитывать геополитический  характер современной переходной экономики. Он не только затрагивает отношения  между новыми государствами, но и  ведёт к изменению расстановки  сил в мире. Происходит формирование новых международных связей и  отношений, новых центров влияния  в мире, что непосредственно сказывается  на процессе перехода страны к другой социально-экономической системе.

2.Понятие переходной экономики. Транзитология (экономика переходного периода) — экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом — экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения  характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты  как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы  экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика — промежуточное  состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной  социально-экономической системы  к другой.

Экономика переходного периода  обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся  в относительно стационарном состоянии  и развивающейся на собственной  основе. Во-первых, переходная экономика  многоукладна. Экономический уклад  — особый тип экономических отношений. Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся  различными формами производства. Главной  особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих  экономических систем — и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и  является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических  форм и отношений. Поэтому она  объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика  предполагает поиск новых более  эф-фективных форм экономических  отношений. На этом пути допускаются  и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда  применение той или иной хозяйственной  инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут  и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы  к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые  представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические  противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми  элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного  отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого  развития экономической системы. Длитель-ность  преобразований в переходной экономике  объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из-менить технологический  базис и структуру народного  хозяйства, создать новые экономические

институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически  непродолжительный срок, во время  которого происходит ликвидация или  коренное преобразование одной экономической  системы и формирование другой.

3.Содержание рыночных реформ 
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие. 
1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках. 
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм. 
3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства. 
4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках. 
5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д. 
6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. 
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

4. Задачи в переходный  к рыночной системе период  
Создание рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач: 
1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования). 
2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах - инфляцит (Пол Колодко, Макмахон); т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита). 
3. Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнаи) - финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений. 
4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции. 
5. Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции. 
6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

__________________________________________________________

5. Особенности переходных  процессов в современной российской  экономике 
 
Россия относится к числу этих стран, поэтому специфика ее переходного процесса в значительной мере характеризует черты переходного состояния во всех бывших социалистических странах. Во-первых, это особенное исходное состояние, предшествующее переходному процессу, - плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в «обычной» индустриально-рыночной системе. Поэтому развитие рыночных отношений начинается здесь в известном смысле с нулевой отметки. Во-вторых, переходные процессы проявляются здесь не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений. 
В данном смысле это не эволюционный, а революционный процесс. В-третьих, необходимость ломки существовавшей структуры производства, экономической структуры (отношений собственности) общества, форм хозяйствования («от плана к рынку») означает неизбежность значительных социально-экономических издержек в процессе этих преобразований (трансформационный спад производства, ухудшение жизни населения, изменение менталитета и т.п.). В-четвертых, особенности переходной экономики в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза, Совета Экономической Взаимопомощи. В-пятых, уникальность России проявляется в том, что в ней, по сравнению с другими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы, особенно долго существовала социалистическая (плановая) экономика. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе.

41. Основные задачи реформы  социальной сферы 
 
В КРФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7): охраны труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственной пенсии, пособий и иные гарантии социальной защиты. 
 
^ Социальная защита - государственная гарантия компенсации рисков, в т, ч. рисков потери или снижения доходов. Социальная защита делится на социальное обеспечение (прямая форма) и социальную поддержку (косвенная форма). Социальное обеспечение: Страхование (ПФР ФОМС, ФСС, ЦЗН, страховые взносы, коммерческие страховые компании); Помощь (денежное обеспечение – социальное пособие по бедности, пособие на оплату жилища и коммунальных услуг, дотации на диетическое питание и лечение, натуральное обеспечение - предметы первой необходимости, лекарственные препараты, бесплатное питание). Социальная поддержка: Гарантии (пособия по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, пособие по безработице и др.); Льготы (малоимущие ветераны труда.) 
 
Социальные права регламентируют статус человека как объект заботы со стороны государства. 
 
^ К основным социальным правам в РФ КРФ относит: право на социальное обеспечение; защиту материнства и семьи; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинской помощи; право на благоприятную окружающую среду. 
 
^ Социальное обеспечение - предоставление государством достаточных средств к существованию граждан, полностью или частично лишённым возможности трудиться и получать доход от труда, а также помощи семье в связи с рождением ребёнка и воспитанием детей. 
 
Социальное обеспечение предусмотрено в случаях: болезни; старости; инвалидности; потери кормильца; воспитании детей. 
 
Наиболее распространённый вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение: регулярная выплата гражданам части заработной платы по достижению определённого возраста. 
 
Пенсионный возраст в России установлен с 60 лет у мужчин и 55 для женщин. 
 
Помимо указанных форм социальной поддержки, в России предусмотрена помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий. 
 
Принципы социальной защиты отражены в Основном законе РФ - КРФ (ст.39, ст. 40), в которой закрепляется, прежде всего, государственный характер социальной защиты всех граждан. Тем самым государство берет на себя функцию основного гаранта прав нетрудоспособной личности. 
 
Материальные: пенсия по возрасту, инвалидности, социальные, компенсация, пособия социальные и по бедности, дотации, материальная помощь, натуральная помощь. 
Организационные: социальные услуги, обслуживание на дому, помещения в дома интернаты, создание управления социальной защиты, ночлежки, приюты, центры реабилитации. 
Правовые: принятие правовых актов по данному вопросу.

8. Теневая экономика: понятие,  оценка масштабов, особенности 
Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни. Имеет три формы: 
^ 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность: 
-уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования 
-неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях 
2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда)  
3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д. 
^ Теневая экономика: методы оценки масштабов 
1. Монетарный метод – допущение: в неформальной экономике оплата и расчеты ведутся наличными. Главное внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, удельному весу банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения, рост доли наличных денег в денежном агрегате М2. 
2.Метод «Палермо» («итальянский метод») сравнение величины заявленного в налоговую службу дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в стране 
3. Анализ занятости 
4. Метод технологических коэффициентов – производство и потребление электроэнергии. 
Причины развития теневой экономики: 
1. Роль и величина государственного ектора в экономике 
2. Размеры налогового бремени  
3. Официальные процедуры регистрации и ведения бизнеса 
4. Масштабы безработицы и бедности в стране 
5. Уровень этики (общественной морали) в стране 
6. Уровень социально-экономического развития страны

10. Роль и функции государства  в переходной экономике.С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

В последнее время возникли и  качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с  постепенным становлением постиндустриального  общества. К ним можно отнести  принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной  науки, создания специальных зон  для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических  вопросов. В качестве примеров положительной  роли государства за последнее десятилетие  приведем преодоление трагедии Великих  озер в Соединенных Штатах Америки  или очистку Рейна, который еще  несколько десятилетий назад  был сточной канавой Европы. Рынок  привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с  помощью государства. Концепция  вытеснения государства из сферы  экономики, уменьшения числа его  функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление  развития нашей страны не соответствует  глобальным мировым тенденциям и  не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно  различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и  в условиях функционирования уже  сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок-классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно  иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации  принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики в прежнее  состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в  период трансформации ведет к  неизбежному нарастанию хаотических  процессов. Кстати, и тенденция к  консервации сложившихся структур, и нарастание хаотических процессов  четко видны в современной  России. О каких же задачах государства  идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько  таких задач.

Это прежде всего формирование новой  системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной  экономике. Самостийно данный процесс  в исторически обозримой перспективе  в принципе не может произойти.

Далее. Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского  хозяйства, невозможно без поддержки  и государственного регулирования. В последнем нуждаются и современные  высоко-организованные структуры типа финансово-промышленных групп и  аналогичных им. Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует  чёткого инициирования, регулирования  и поддержки со стороны государства.

Наконец в переходный период стоит  задача формирования основных элементов  рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования  рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые  вряд ли могут сложиться без активного  регулирующего участия государства.

После создания основ рыночной экономики  опять-таки нельзя говорить об уходе  государства из этой сферы. Перед  ним на этапе регулирования сложившейся, отлаженной системы экономических  от-ношений возникают новые задачи.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые

схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного  нахождения ответов на возникающие  вопросы. Думается, что в принципе поиск таких ответов в рамках парного соотношения "государство-рынок" не отражает реальной ситуации в обществе и непродуктивен ни для науки, ни для практической деятельности. Эти категории вообще вряд ли можно  рассматривать как парные.

Нельзя согласиться с теми экономистами, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем не совсем корректны  и те, кто преувеличивает возможности  современного государства, не признавая  роль рыночной саморегуляции, стимулирования и т.д. Абсолютно правильный ответ  в том, что надо искать взвешенное, рациональное их соотношение.

 

 

 

 

 

 

15. Стабилизационная политика государства  1. Цели и методы проведения  стабилизационной политики. Стабилизационная  политика – система государственных  мер, осуществляемая с целью  обеспечения устойчивого экономического  развития страны.

Соответственно вырабатывается как  активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки  экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики  в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева –  «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые  рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки  проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в  окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит  от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в  экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная  политика оказывает воздействие  на развитие экономики по истечении  какого-то промежутка времени,  причем стабилизационная политика  проходит в два этапа:

1) этап осознания необходимости  принятия мер в отношении экономики.  Подобный промежуток времени  принято называтьвнутренним лагом  стабилизационной политики;

2) этап претворения в жизнь  принятых решений. Период времени  между принятием мер стабилизационной  политики и получением первых  результатов принято называть  внешним лагом.

Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом  решений

Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые  позволяют замедлять или стимулировать  экономическое развитие страны без  специальных активных мер по изменению  экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики  выступают:

1. Система налогов на личные  доходы населения. В период  экономического спада по мере  сокращения доходов граждан и  фирм налоги автоматически сокращаются  без специальных законодательных  актов, а в период «бума»  инфляция толкает доходы вверх,  и они автоматически облагаются  по более высокой ставке.

2. Правительственные расходы по  социальному страхованию. При  экономическом спаде большое  количество людей обращается  за помощью по безработице,  социальной поддержкой к государству.  К тем же результатам приводит  развитие инфляции, так как все  больше людей оказывается за  чертой бедности и может на  законных основаниях претендовать  на помощь от государства. В  периоды подъема эти процессы  ослабевают, что автоматически ведет  к сокращению государственных  расходов.

Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет  избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.


31. Инструменты структурной  перестройки экономики(частично) 
 
Одним из основных инструментов структурной перестройки является увеличение инвестиций (особенно в реальный сектор экономики), повышение их эффективности и отдачи, т. е. главным средством структурных преобразований является инвестиционное обеспечение перестройки экономики.

12. Методы государственного  регулирования в переходный период 
 
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли. 
 
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта). 
 
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

 

_______________________________________________________________

16. Фискальная и денежно-кредитная  политика государства 
 
Фискальная политика – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми инструментами. 
Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую актив ность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. 
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

17. Бюджетная политика государства

Бюджетная политика государства - главная  составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия  и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления  бюджетных расходов, при организации  межбюджетных отношений. Бюджетная  политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и  определяет не только текущую структуру  расходов бюджетов, но и перспективы  использования бюджетных средств  для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления  налоговой политики, проведения государственной  инвестиционной политики, при выработке  бюджетной политики в отношении  приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной  политики на текущий финансовый год  и среднесрочную перспективу  определяются в ежегодном Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию. При выработке целей  и задач социальной политики государства  важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство  оценивает возможную степень  участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные  финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации  и формы расходования средств  государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет  сгладить воздействие неблагоприятных  факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное  воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

_______________________________________________________________

22.Технологическая структура экономики.  Технологическая структура экономики — взаимосвязанная совокупность технологий и продуктов, ориентированных в направлении от добычи первичных ресурсов и энергоносителей до производства конечных продуктов, товаров и услуг. Она образует полный технологический цикл, последовательные стадии которого представлены комплексами отраслей: 1) добычи первичных ресурсов и энергоносителей, 2) переработки первичных ресурсов и их компонент, 3) обрабатывающей промышленности, 4) производства конечной продукции, товаров и услуг. Технологическая структура экономики каждой страны характеризуется распределением технологий, продуктов и услуг в пределах полного технологического цикла.

42.Социальная защита населения

Социа́льная защи́та — система  мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями  по обеспечению гарантированных  минимальных достаточных условий  жизни, поддержанию жизни и деятельного  существования человека.

Государственные формы: * Доступное  здравоохранение * Льготы * Доступное  образование * Пенсионное обеспечение (Пенсия)

* Система социального обслуживания  и предоставления социальных  услуг * Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

* Добровольное социальное страхование

* Благотворительность

* Частные системы здравоохранения  и др.

Социальная защита включает три  основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь. [править]Социальная защита в  России В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Глава  министерства на данный момент: Максим Анатольевич Топилин .

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Государственные  внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ: * Пенсионный фонд Российской Федерации * Фонд социального страхования  Российской Федерации * Фонд обязательного  медицинского страхования [править]Награды

Гражданам России, работающим в области  социальной защиты населения не менее 15 лет, может быть присвоено почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».


30. Консервативная модель  структурных преобразований 
 
Еще две модели («шоковая терапия» и консервативная модель) характерны для стран, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной системе хозяйствования. Для «шоковой терапии» характерен более глубокий спад с массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. Этот путь обычно сопровождается серьезными социальными конфликтами. Но время спада в целом более короткое, новая рыночная структура формируется сравнительно быстро, так как в полной мере используются ресурсы старого сектора. Такой путь характерен, например, для Польши. Консервативная модель несколько смягчает переходные процессы, но производство поддерживается благодаря более высокой инфляции, проведению более мягкой бюджетной политики. Однако доступ к ресурсам в этой модели ограничен как для нового сектора (нехватка высвобождаемых ресурсов), так и для старого (ресурсы переходят в новый сектор). Этот путь более медленный, с длительным спадом производства и утратой научно-технического потенциала. По мнению экономистов, технического потенциала. По мнению экономистов, российская экономика в 1994-1998 гг. ближе всего находилась к консервативной модели.

18. Структурная перестройка  и инвестиционная политика 
Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. 
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций. 
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. 
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора. 
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных). 
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство). 
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства. 
Концепция структурной перестройки экономики России 
В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры. 
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей: 
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции; 
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках; 
3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

21.Отраслевая структура экономики

В отраслевой структуре экономики  принято выделять две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социально-культурной сферы или нематериального производства, которые в советской экономической  науке принято было именовать  отраслями непроизводственной сферы. Термин «непроизводственная сфера» крайне неудачен. Если трактовать его  буквально, то создается впечатление, что в отраслях социально-культурной сферы ничего не производится, а  такое мнение в корне ошибочно. Если в отраслях материального производства создается материально-вещественный продукт, то в отраслях социально-культурной сферы производится духовный, интеллектуальный, информационный продукт. В этом и  состоит их различие.

Как сфера материального производства, так и социально-культурная сфера  расчленяется на ряд отраслей.

Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В развитых индустриальных странах на ее долю приходится до 50 % производимой продукции, тогда как на долю сельского хозяйства  в таких странах приходится от 10 до 20 % стоимости производимого  продукта, а строительство составляет 10—15 % общего объема материального  производства.

К промышленной деятельности относят  добычу, первичную обработку, переработку  сырья, производство материалов, энергии, продукции конечного потребления.

Промышленность, будучи суперотраслью, в свою очередь делится на ряд  отраслей, включая добывающую (угольная, нефтяная, газовая, горнорудная), перерабатывающую (металлургическая, химическая, нефтехимическая, энергетическая, пищевая), машиностроительную, легкую. Эти отрасли, и в первую очередь машиностроение, разделяются  на меньшие отрасли. Так, в составе  машиностроения, где обычно сосредоточено  от четверти до трети промышленного  производства, выделяются станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиационная  промышленность, электротехническая и  радиотехническая промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, оборонная  промышленность и ряд других отраслей.

ЭКОНОМИКА (ХОЗЯЙСТВО)

При структуризации экономики по отраслям следует иметь в виду, что понятие  «отрасль народного хозяйства» может  иметь три значения:

а) «чистая» отрасль — совокупность всех производств одного вида продукта

монопродукта (уголь, нефть,

газ);

б) хозяйственная отрасль — предприятия, на которых производство отраслевого  продукта составляет большую, превалирующую  часть их выпуска;

в) административная отрасль —  совокупность предприятий, находящихся  в ведении одного министерства (или  другого административного органа).

38. Основные направления  социальной политики и социальные  реформы в переходной экономике  России 
Российское государство по своим конституционным характеристикам ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые характеристики определяют их весомое экономическое и политическое значение в современном мире. 
В соответствии с Конституцией Российская Федерация (РФ) - социальное государство (ст. 7 ч. I). Его конституционные функции: создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. I); с помощью экономической политики достигать социальные цели (ст. 7 ч. II); обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 ч. I) и др. В Конституции РФ подробно определена компетенция высших исполнителей экономической политики РФ - Президента РФ (ст. 80 ч. II-IV, 83, 84); Федерального Собрания (ст. 102-106); Правительства РФ (ст. 114). 
 
Таким образом, по своим конституционным целям, задачам и масштабам воздействия на производственные отношения российское государство призвано играть видную роль. "Характеристика государства как социального предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности: сюда же можно отнести конституционный принцип экономического планирования:"*(14). 
Между тем, основываясь на анализе конституций государств Европы, нельзя не увидеть, что российское государство лишено сейчас основного инструмента преодоления "расхождения между частной и общественными выгодами" в рыночной экономике - функции планирования. 
Планирование - это не воскрешение прошлого, а проектирование желаемого будущего общества и изыскание путей его достижения. В этом смысл и конституционное назначение государства. Все органы государственной власти, и прежде всего органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики и социальных процессов в обществе. Но инструмента "систематизации и концентрации" этих мероприятий и организации их целенаправленной реализации у Российского государства нет. Поэтому все эти решения оказываются частными паллиативными мерами, с помощью которых мы надеемся поправить "пошатнувшееся здоровье" нашей экономики. 
 
В Конституции РФ нет каких-либо положений о государственно-правовых инструментах регулирования социально-экономического развития страны. Развитие экономики и социальной сферы основывается на "законах" рыночного хозяйствования. Постоянное расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов сопровождается адекватным сужением областей государственного регулирования и увеличением удельного веса их саморегуляции. Все это ведет к дезорганизации экономических связей и к большим экономическим потерям. 
 
Чрезмерно вырос удельный вес средств частноправового регулирования, теневых неформальных "регуляторов", закулисных договоренностей олигархов с властью, обычаев криминалитета и т.д. В этих условиях слабой компенсацией служат прогнозы, оперативно-распорядительные акты и "ситуационные" меры Правительства. В ряду этих "регуляторов" наиболее важное значение имеют прогнозы, программы, которых, самих по себе, недостаточно для исполнения основной функции государства в экономике - планирования национального развития. Но и прогнозирование, и программирование не имеют конституционных основ. 
 
В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической поли

23.Региональная структура экономики

Региональная (территориальная) структура  проявляется в разделении экономики  страны на части по территориальному признаку. Так чторегиональная экономика  — это экономические объекты, расположенные в данном регионе.

Хотя связь экономики с территорией  и территориальными ресурсами, прежде всего природными (включая землю), носит самый непосредственный характер, неправомерно целиком отождествлять  региональную экономику с принятым, действующим в данный период в  стране административно-территориальным  делением. Ведь подобное деление изменчиво, способно трансформироваться, тогда  как собственно экономикаот этого  не меняется. Даже расположение объектов остается тем же, хотя они в результате трансформаций будут, возможно, относиться к другим по названию и границам регионам.

Определение «региональная экономика» не следует понимать упрощенно, лишь как связь экономики с наименованием  и границами района.

«Региональная» означает одновременно и историю, и национальные традиции, и обусловленность природными ресурсами  района, и связь с населением и  трудовыми ресурсами, с государственностью, частично с общественно-политической системой. Так что территориальностьэкономики надо понимать и подразумевать не только в чисто географическом, но и в государственно-национальном и природном смыслах.

Однако было бы ошибочным считать, что региональная экономика как  экономика отдельной территории целиком замкнута, изолирована «железным  занавесом» границ ее территории, за пределы  которых она не выходит. Перемещение  людей, рабочей силы через границы  региона, использование региональной экономикой

экстерриториальных ресурсов, потоки грузов из региона в регион, иные межрегиональные связи разрушают  замкнутость экономики,превращают ее из закрытой в полуоткрытую или  даже открытую. Кроме того, остаются еще, образно говоря, «свободные экономические  зоны» в виде Мирового океана и  космического пространства, которые  не разделены между государствами, используются ими совместно, представляя  тем самым часть экономики  другого региона.

И наконец, в интересах взаимовыгодного  разделения труда, эффективного ведения  хозяйства сами регионы, их народы и  правительства приходят к выводу, что «прозрачность» экономических  границ выгоднее экономического изоляционизма. Это ярко видно на примерах создания многих экономических союзов и сообществ, свободных экономических зон. К  сожалению, во многих случаях в основу региональной экономической политики, проводимой отдельными странами и территориальными образованиями, положены национально-сепаратистские тенденции, опирающиеся на доктрину «порознь лучше и выгодней, чем  вместе». Курс на разделение, выделение, отделение, политика «закрытых границ», создание таможенных барьеров противоречат тенденции интеграции мирового хозяйства.

25. Структурная перестройка

Экономическая структура представляет существующее соотношение (пропорции) между макроэкономическими элементами входящими в систему народного  хозяйства. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и  иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства  не является постоянной: одни отрасли  и виды производств характеризуются  бурным развитием, другие, напротив, замедляют  темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике  могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления  структурной политики, являющейся составной  частью макроэкономической политики. Основными методами государственной  структурной политики являются государственные  целевые программы, государственные  инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным  предприятиям, регионам или группам  отраслей.

Осуществление структурной перестройки  экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой  устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной  перестройки в России

В России структурная перестройка  экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной  хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной  системы, которая характеризуется  глубокими преобразованиями системы  социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая  формирование частного сектора и  приватизацию преобладающей или  значительной части государственного сектора экономики. Необходимость  структурной перестройкиобъясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя  структура народнохозяйственного  комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в  условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась  крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией  производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса  со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский  рынок.

Специфика структурной перестройки  в России заключается в том, что  она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход  от одной экономической системы  к другой, который в условиях нашей  страны наложился на структурный  кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная  перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного  сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной  перестройки являются свертывание  и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска  продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический  потенциал страны.

13. Прямые методы регулирования  в переходный период 
 
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Объектами прямого воздействия являются, прежде всего, государственные предприятия, учреждения и другие органи зации, финансируемые из государственного бюджета, ресурсы бюджета, а также ими могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследо вательских центрах. К методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми опера циями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; уста новление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (военные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капи тала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобре тение пакетов акций или целых предприятий.

14. Косвенные методы регулирования  в переходный период 
 
Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия госу дарства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических про порций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает пред посылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. 
Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами приня тия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных резуль татах. 
Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами эконо мики самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, зато предоставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов. 
По организационно-институционному критерию принято различать административные и эко номические методы государственного регулирования экономики.

29. «Шоковая терапия» 
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка. 
 
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает: 
 
одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования; 
скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии; 
ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю; 
либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала. 
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Основные направления  структурных преобразований 
 
Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. 
 
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздейс 
твие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций. 
 
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. 
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора. 
 
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

34.Инвестиционная политика государства

Инвестиции являются способом выражения  интересов широкого круга экономических  отношений. Они могут принимать  самые разнообразные формы. Это  и денежные средства, и банковские вклады, и ценные бумаги, и технологии, и т.д.

Чтобы произошел экономический  подъем, необходимо обеспечивать воспроизводство  основного капитала. Из-за этого  части инвестиции рассматриваются  в более узком смысле как форма  капитальных вложений.

Что касается государственных инвестиций, то они имеют свою классификацию. Прежде всего, это прямые инвестиции, при которых инвестор может получить полный контроль над предприятием, или же принимать активное участие  в его управлении.

Портфельные инвестиции – это вложения инвестиционных средств, которое не предоставляет контроль над деятельностью  предприятия.

Важно отметить, что существуют особые источники финансирования инвестиционной деятельности. Они бывают собственные, то есть являются суммой средств, которые  включают амортизационные отчисления и акционерный капитал.

Так же одним из источников финансирования инвестиционной деятельности можно  назвать привлеченные источники. Они  формируются из банковских кредитов, средств внебюджетных фондов, средства населения, инвестиции из-за границы, инвестиции, которые были получены по лизингу.

Существует особая структура капитальных  вложений. Первой является воспроизводственная  структура, которая характеризуется  соотношением между затратами на простое и расширенное производство. Вторая ступень структуры капитальных  вложений - отраслевая.

При ней происходит распределение  инвестиций по отраслям народного хозяйства. И последняя – это технологическая  структура.В ней заключено соотношение  между денежными затратами на строительство, оборудования и т.д.

Основными принципами государственной  инвестиционной политики является то, что это система мер, которая  направлена к стимулированию инвестиционной активности и включает формирование благоприятного для инвестирования климата. Привлекаются дополнительные источники инвестирования и создаются  единые государственные стандарты  для большего эффекта от инвестиций.

Модернизация экономики является основной стратегической целью государственной  инвестиционной политики. Государство  может принимать как прямое, так  и непрямое участие в инвестиционной политике.

36. Социальная политика  в переходной экономике 
 
Социальной политикой государства называется комплекс осуществляемых им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. В социальной политике государства своё отражение находит уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения личных и общественных потребностей, которые постоянно растут, и социально-политической стабильности в обществе.  
Задачи социальной политики: 
1. Осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально-экономических прав. 
2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом. 
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества. 
4. Развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения. 
5. Создание условий для всестороннего развития человека. 
В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между средствами и целями. Так, с одной стороны, обострение социальных проблем, возникших перед государством, требует увеличение государственного бюджета на расширение социальных программ, а с другой стороны – решение этой задачи наталкивается на очень скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. 
Для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов, то есть различие в уровне доходов на душу населения. Помимо различия в степени адаптации государства к рыночным условиям, а именно различных групп населения, неравенство в доходах усиливается высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, что приводит к значительному снижению уровня жизни преобладающей части населения. Особенно это наблюдается в самом начале переходного периода. 
В таких условиях государство вынуждено активно участвовать в перераспределении доходов. В этом случае главными средствами перераспределения доходов населения являются система трансфертных платежей и налогообложение личных доходов граждан. Однако возможности государства в переходный период весьма ограничены. Во-первых, в ходе приватизации происходит сокращение доходов государства. Во-вторых, значительный рост налоговых ставок ведет к ослаблению стимула к получению более высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов тоже ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в период переходной экономики направлена на сокращение разрыва в доходах различных категориях населения, не подорвав при этом заинтересованности людей в труде, включая предпринимательскую деятельность. 
При переходе к рынку приоритетными в социальной политике становятся защитная и распределительная функции, которые постепенно замещают экономическую и идеологическую направленность дореформенной социальной политики, что становится одной из основных особенностей социальной политики в переходный период. 
Особенность социальной политики переходного периода состоит в высокой степени ее зависимости от субъективных факторов (политического выбора и идеологических предпочтений) и объективно заданных ограничений. 
К объективным ограничениям, влияющим на выбор целевой функции социальной политики и механизм ее осуществления относят: 
- социальные издержки реформ, которые возникли в первые годы реформ и приняли в дальнейшем устойчивый трудно поддающийся регулированию характер; 
- финансовые ограничения, вызванные налогово-бюджетным кризисом, связанным с резким сужением налоговой базы в результате падения реальной заработной платы и прибыли, при одновременном увеличении социальной нагрузки на бюджет в связи с ростом малообеспеченных групп населения, остро нуждающихся в поддержке государства; 
- институциональные ограничения: отсутствие профессионального аппарата, который бы мог разрабатывать программы и мероприятия будущей социальной политики на основе обширной и достоверно

 

35. Государственная промышленная  политика 
 
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. 
Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. 
Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии): 
1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию); 
2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей); 
3) занятость и производительность; 
4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь); 
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики); 
6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли); 
7) международные инвестиции; 
8) экологическая политика, промышленная экология; 
9) промышленные аспекты энергетической политики; 
10) политика регионального развития; 
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе; 
12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе. 
Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике. 
Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы. 
В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур. 
Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга. 
Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов.

 

 

 

 

33. Основные причины инвестиционного  кризиса в России. Инвестиционный кризис обусловлен изменениями, которые произошли в годы реформ в сфере капитального строительства: 1. В СССР управление инвестиционным процессом осуществлялось централизованно. За годы реформ произошла децентрализация управления инвестициями, директивная система планирования была заменена системой управления на основе рыночных отношений. Но при внедрении рыночного механизма саморегулирования инвестиционными процессами не были учтены особенности переходного периода: сложность институциональных преобразований; становление новой системы взаимосвязей между хозяйствующими субъектами; разработка и освоение новой законодательной базы, адекватной рыночной экономике. В результате начались сбои в инвестиционной сфере, нарушение движения потоков сырьевых ресурсов, неуправляемые действия хозяйствующих субъектов в ущерб общих интересов и как итог - резкий спад инвестиций на всех уровнях хозяйственной системы. 2. Моноорганизованная система в строительстве, основанная на использовании преимущественно государственных предприятий и организаций, была заменена многосекторной системой капитального строительства. В 1995 г. доля государственных капитальных вложений снизилась до 31 %, при этом вложения муниципальных предприятий и организаций составили 6 %, частных - 14 %, смешанных - 49 %. Все это многократно усложнило взаимосвязи, а нестабильность рыночного механизма регулирования этих взаимоотношений привела к разбалансировке в строительстве и спаду инвестиционных вложений. 3. До экономических реформ в России преобладали гиганты строительной индустрии, сравнимые с зарубежными корпоративно-строительными структурами. Управление строительством осуществлялось специализированными главками и управлениями. В процессе реформ произошла ликвидация министерств и ведомств и разукрупнение строительных организаций. В 1995 г. в России насчитывалось 127,5 тыс. таких организаций. Из них 87 % составляли малые, с численностью работающих до 50 человек. Таким организациям было не под силу осуществление крупных проектов. Следует отметить, что в зарубежных странах на долю крупных транснациональных корпораций приходится больше половины мировых инвестиций. В странах СНГ следовало не разрушать гиганты строительной индустрии, а использовать их в качестве основы для формирования крупных строительных корпораций при соответствующей трансформации на новой технической основе, преобразовании производственной инфраструктуры и организации управления на рыночных принципах хозяйствования. 4. Важнейшим положением, ограничивающим объемы инвестиций, стало сокращение источников финансирования в виде резкого уменьшения заказов промышленности и других отраслей народного хозяйства. Это во многом обусловлено повышением стоимости факторов производства (рабочая сила, оборудование и конструкционные материалы, проектно-техническая документация). Их предложение превысило размеры платежеспособности спроса. В результате строительство большого числа объектов было прекращено или приостановлено. Опыт показал, что в переходный период инвестиционный процесс без государственной поддержки невозможен. По расчетам Минэкономики России, для создания конкурентоспособной экономики нужно $140 млрд. Следует иметь в виду, что в условиях двухсекторной экономики, предлагающей равноправное функционирование государственных и негосударственных структур, во всех индустриально развитых странах мира крупнейшим инвестором на рынке капиталов является государство. Поэтому крупномасштабные инвестиционные программы, являющиеся сферой стратегических государственных интересов, должны осуществляться инвестиционными консорциумами, в которых преобладающая доля активов принадлежит федеральным органам власти.



Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"