Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:33, шпаргалка
Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Труд как социально-экономическая категория.( Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика и социология труда»
Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Труд как социально-экономическая категория.( Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономические категории. Социологические категории. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудового коллектива не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Теоретические концепции трудовой деятельности: экономическая, классическая, неоклассическая, австрийская школы, теория полезности (Австрийская школа пренебрегала количественным анализом, т.е. не затрагивала вопросы соизмерения и сравнения полезности. Она использовала словесное изложение, что в то время, сделало ее популярной по сравнению с работами У.Джевонса и Л.Вальраса. Главная особенность подхода, предложенного австрийской школой, состоит в следующем: сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Бем-Баверк, измеряется ее предельной пользой, т.е. ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, — тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, — тем ниже предельная полезность. Теория предельной полезности стала основой современной теории потребительского выбора, позволила выявить мотивировку микроэкономического поведения отдельных личностей. Она предопределила подход не только к решению проблемы индивидуальной полезности, но и оценку общественных полезностей и предпочтений Классическая экономическая теория как особая область научных знаний возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Эта теория формировалась и утверждалась под названием политической экономии, хотя нередко крупные экономисты использовали и иную терминологию. Англичанин Уильям Петти (1623—1687), Колумб политической экономии, основатель экономической статистики, именовал свою науку политической арифметикой. Создатель первой макроэкономической модели француз Франсуа Кенэ (1694—1774) называл себя экономистом. Основной труд шотландца Адама Смита (1723—1790), классика политической экономии, получил название «Исследование о природе и причинах богатства народов». Главная его идея состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо, завершивший создание классической экономической теории, оставил нам «Начала политической экономии». Труд теоретика и систематика англичанина Джона Стюарта Милля (1806—1873) назывался «Основания политической экономии». Неокласическая Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — Альфреда Маршалла, Артура Пигу (1877—1959) и др., — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
Трудовая деятельность и другие виды деятельности.( Виды трудовой деятельности человека различаются по содержанию процессов, выполняемым функциям, формам организации, затратам способностей, получаемым результатам, методам измерения и многим другим своим признакам. Трудовые процессы или виды трудовой деятельности по определяющим их название главным признакам бывают простые и сложные, основные и вспомогательные, умственные и физические, ручные и автоматизированные, механические и аппаратурные, регламентированные и творческие, научные и практические, управленческие и исполнительские, производительные и обслуживающие, непрерывные и дискретные, свободные и принудительные, технические и экономические, линейные и функциональные и т.п. Для организации трудовой деятельности следует выделять общие управленческие и исполнительские функции: обоснование цели, планирование работы, координация работы персонала, контроль процессов, оценка результатов
Теории разделения труда: А. Смит, К. Маркс, Э. Дюркегейм ермин «Р. т.» употребляется в обществ. науках в неодинаковом значении. Обществ. Р. т. обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определ. труппами людей (проф. Р. т., разделение занятий, специализация), и выделение в связи с этим различных сфер (пром-сть, с. хозяйство, наука, образование, армия, управление и т. дК. Маркс характеризовал также разделение обществ. производства на его крупные роды (земледелие, пром-сть, транспорт и т. д.) как общее Р. т., распадение этих производств на виды и подвиды — как частное Р. т., разделение труда внутри мастерской — как единичной Р. т.). Р. т. находит выражение во взаимозависимости и обмене деятельностью между людьми. В ходе историч. развития Р. т. приобретает различные формы в зависимости от уровня производит. сил и производств. отношений, порождает необходимость в кооперации и координации деятельности, тесно связано с социальной структурой, оказывает значит. влияние на развитие личности. А. Смит (ему принадлежит сам термин «Р. т.») начинает кн. «Исследование о природе и причинах богатства народов» апофеозом Р. т., приводящему к «величайшему прогрессу» производит. сил труда, умения и сообразительности работника, а заканчивает признанием, что Р. т. превращает работника в огранич. существо.
Понятия «трудовые
ресурсы», «трудовой потенциал общества, организации, человека».( В современных условиях именно трудовые
ресурсы рассматривают как наиважнейшие
ресурсы организации. Они являются главной
производительной силой общества.В это
понятие «трудовой потенциал» включаются
не только собственно кадры, но и определенный
уровень совместных возможностей кадров
для достижения заданных целей. Трудовой
потенциал организации зависит от потенциалов
трудовых ресурсов этой организации, но
не является их суммой. Он обладает свойством
целостности, принципиально отличным
от свойств, присущих потенциалу каждого
работника в отдельности.Сущность кадрового
потенциала отражает качественную и частично
количественную характеристики трудового
потенциала работников предприятия.По
мнению ряда авторов, кадровый потенциал
- это совокупные способности кадровых
работников предприятия, которые необходимы
для того, чтобы выбирать, выполнять и
координировать действия, обеспечивающие
предприятию стратегические преимущества
на рынках товаров, услуг и знаний.Для
определения возможностей участия человека
в экономических процессах обычно используются
понятия «рабочая сила» и «человеческий
капитал». Под рабочей силой принято понимать
способность человека к труду, т.е. совокупность
его физических и интеллектуальных данных,
которые могут быть применены в производстве.
Практически рабочая сила характеризуется,
как правило, показателями здоровья, образования
и профессионализма.Человеческий капитал
рассматривается как совокупность качеств,
которые определяют производительность
и могут стать источниками дохода для
человека, семьи, предприятия и общества.
Такими качествами обычно считают здоровье,
природные способности, образование, профессионализм,
мобильность [2, c. 52].Набор характеристик,
которые используются литературе для
определения возможностей эффективности
труда, не в полной мере соответствует
реалиям современной экономики. Этот набор
целесообразно расширить на основе понятия
трудового потенциала. Его компоненты
должны характеризовать:
6.Эволюция представлений о роли человека в экономике: от рабочей силы до «человеческого капитала»
Воспроизводство трудовых ресурсов. Факторы, влияющие на воспроизводство трудовых ресурсов на макро- и микроэкономическом уровне.( Процесс производства несёт не одноразовый характер, а непрерывно возобновляемый, т.е. этот непрерывный процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении потребляемых товаров, называется воспроизводством
Безработица как социально-экономическое явление. Структура безработицы. Виды безработицы(Безработица является типичным социально-экономическим явлением для
рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что
часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не
имеет работы и заработка.
Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым
в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и
отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов
безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу,
которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления
капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры,
отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно
избыточными. Виды безработицы представлены 2 группами, которые в свою очередь
охватывают многочисленные ее разновидности:
1.Естественная безработица характеризует наилучший для экономики
резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и
межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и
обусловленных ими потребностей производства. К ней относятся:
- институциональная безработица,
механизмами, институтами
влияющими на спрос и
(чрезмерные выплаты по линии социального бюджета,
ведущие к смещению предпочтени
населения в сторону
зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов
работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о
свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей
производства в изменении
т.д.)
- фрикционная (текучая)
ожиданием работы.
- добровольная безработица
которое по тем или иным причинам не хочет работать.
2. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица
превышает естественную норму. Существует немало ее разновидностей:
- технологическая безработица
малолюдной и безлюдной
электронной техники.
занятых. В современных условиях ведет к безработице среди
специалистов, работающих на компьютерах первых
поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так
как персональные компьютеры легко включаются в
коммуникационные системы.
- структурная безработица идет
рука об руку с
активной рабочей силы высвобождается в результате масштабных
структурных преобразований
закрытие предприятий, сокращение объема производства старой
продукции и развитие новых отраслей. Эта безработица протекает
особенно болезненно, так как означает не просто потерю мест, а
необходимость изменения образа жизни и своей профессии.
- региональная безработица
формируется под
комбинации исторических, демографических, социально-экономических,
психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью
средств экономики.
- скрытая безработица.
формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день,
рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и
незарегистрированные на бирже;
большинство работников
своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или
им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень
этого вида безработицы