Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена дисциплине "Микроэкономика".
Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: количественный подход (кардинализм) и порядковый подход (ординализм). В основе теории поведения потребителя лежит предпосылка о том, что потребитель обладает суверенитетом или свободой выбора на рынке и ведет себя рационально с позиций общего критерия «затраты-выгоды». Потребителя окружает огромное количество товаров. Каждое решение о покупке - это не только прирост выгод, но и определенные потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем, делая покупку. Так, например, приобретая телевизор «Горизонт», потребитель в силу ограниченности располагаемого денежного дохода одновременно вынужден отказаться от приобретения, например, микроволновой печи «Bosh». С позиции рационального потребителя это означает, что прирост его выгод от приобретения телевизора больше прироста его неудовлетворенности от недоступности микроволновой печи.
Конечно, концепция рационального потребителя не означает, что всякий раз делая покупку, конкретный потребитель не ошибается при сопоставлении выгод и затрат. Никто сознательно не ведет себя иррационально, т.е. никто не задается целью получить разочарование от потребления товаров. Кроме того, нельзя путать иррациональность с неведением, возникающим из-за нехватки информации.
Другими предпосылками являются: предпосылка «при прочих равных условиях» (ceteris paribus); предполагается, что потребитель имеет всю полноту информации, относящейся к принятию им решений; отсутствует риск и отсроченность потребления. Моделируя потребительский выбор, учитываются только те факторы, которые подлежат количественному сопоставлению, а прочие (психологическое восприятие, личный опыт, внешняя культурная среда и др.) условия считаем заданными и неизвестными. При построении модели поведения потребителя будем исходить из рассмотренных предпосылок, считая, что потребитель выбирает «лучшее из доступного».
Потребитель стремиться получить наибольшее удовлетворение своих потребностей при заданном доходе, или если назвать это удовлетворение словом «полезность», максимизирует полезность при ограниченном доходе. Потребительский выбор – это выбор максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).
Кардиналистскую (количественную) теорию полезности предложили экономисты ХIХ в. У.Джевонс (1835–1882), К.Менгер (1840–1921), Л.Вальрас (1834–1910), в основе которой лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Согласно этой теории, ценность (стоимость) блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Ординалистскую (порядковую) теорию предложили Ф.Эджуорт (1845–1926), В.Парето (1848–1923), И.Фишер (1867–1947). В 30-х г. ХХ в. после работ Р.Аллена и Дж.Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной. Ординалистский подход к анализу полезности основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности». |
Аксиомы ординалистского подхода 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений (аксиома сравнимости). Для любой пары наборов А и В или А > В (А предпочтительнее В), или В > А (В предпочтительнее А), или А ~ В (А и В равноценны). Потребитель, совершающий покупку, всегда может назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их равноценными. 2. Аксиома транзитивности предпочтений. Для любых трех наборов А, В и С, если А > В и В > С, то А > С. Для потребителя эта аксиома означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений, однако она нарушается в условиях неопределенности и неполноты информации. 3. Аксиома рефлексивности. Каждый набор, по меньшей мере, не хуже себя самого. А ~ А. 4. Аксиома ненасыщения, именуемая «чем больше, тем лучше» состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя (например, загрязнение воздуха). 5. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. При анализе процессов потребления сопровождающихся внешними эффектами от этой аксиомы можно отказаться.
|
Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях.3 Следует отметить, что количественные оценки товара, имеют исключительно индивидуальный характер. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютили, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности. В ординалистской теории полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия (впервые они были использованы в 1881 г. Ф.Эджуортом).
Кривая безразличия – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора A к набору B. Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя называются картой кривых безразличия. Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
1. К ривая безразличия расположенная правее и выше другой кривой является более предпочтительной для потребителя. Из представленных комбинаций потребитель выберет А, что будет соответствовать аксиоме ненасыщения. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис.2.3 А > В > С > D. 2.Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 3.Кривые безразличия не пересекаются. Данное свойство вытекает из аксиом сравнимости и транзитивности отношений предпочтения. 4.Через любую точку пространства товаров можно провести лишь одну кривую безразличия. 5.Кривые безразличия имеют вогнутую форму, это свойство означает принцип диверсификации потребления. Основным понятием ординалистской теории полезности считается предельная норма замещения MPS – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено) чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. |
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю. Свойства: 1. Бюджетная линия имеет
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах. 2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рисунок б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.
3. коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к иене блага, отсчитываемого по вертикали, т.е. крутизна наклона равна (– Px/Py) Знак «–» указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y. 4. Изменение цен продуктов |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"