Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика"Экономика".
В.4 ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Промышленно
развитые капиталистические В.9 ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ. Из совершенно другой предпосылки (по сравнению с меркантилистской теорией) исходила теория абсолютных преимуществ. Ее создатель, Адам Смит, начинает первую главу своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) словами о том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда», и далее приходит к выводу, что «если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом». Теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экон–й школой физиократов принцип невмешательства государства в экономику. К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ нужно отнести то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, к слабой стороне — что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.
В.13 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ДОВОДЫ ЗА И ПРОТИВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА. Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты. Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств. Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
В. 29 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ. ПРИНЦИПЫ ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. Международные расчеты по операциям внешней торговли и движению капитала опосредствуются валютными отношениями. Все эти операции отражаются в ПБ страны, который представляет собой систематическую запись всех сделок с внешним миром. ПБ - объем и соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей, и сумм поступающих из-за границы за определенный период времени (год, квартал и т.д.). Превышение поступлений над платежами - активное сальдо ПБ, а превышение платежей над поступлениями - пассивное сальдо. ПБ , как и любой другой , имеет две стороны: статьи кредита и статьи дебета. Статьи кредита - плюсовые статьи - отражают операции «экспортного типа», по которым страна получает иностранную валюту. Статьи дебета -минусовые статьи - отражают операции «импортного типа», по которым иностранная валюта расходуется. Кредит показывает приток иностранной валюты, т.е. ее предложение, дебет - расход иностранной валюты, т.е. спрос на нее. ПБ состоит из трех частей: «счет текущих операций»; «счет движения капитала»; «счет официальных резервов». Первая часть ПБ - «счет текущих операций» - включает такие статьи: на стороне кредита - товарный экспорт, экспорт услуг, чистые доходы от инвестиций; на стороне дебета - товарный импорт, импорт услуг, чистые денежные переводы. Вторая часть - «счет движения капитала» - отражает на стороне кредита приток капитала в страну (поступления: получение займов, иностранные инвестиции), а на стороне дебета - отток капитала (платежа: покупка иностранных материальных и финансовых активов). Третья часть - «счет официальных резервов» - служит для урегулируемости «несбалансированности» ПБ по текущим операциям и движению капитала, а также для поддержания необходимого курса национальной валюты. ПБ говорит о состоянии, официальных резервов иностранной валюты, позициях национальной валюты и способности страны платить по своим обязательствам. В конечном счете в ПБ отражается состояние национальной экономики и ее место в системе мирохозяйственных связей.
|
В. 10 ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ. Бывший лондонский дилер Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817) посвятил этой теории главу, в которой доказал, что в международной торговле выгодно участвовать всем странам. В своем знаменитом условном примере с производством вина и сукна в Португалии и Англии Рикардо математически доказал, что хотя в Португалии производство этих двух товаров обходится дешевле, чем в Англии (т.е. у Португалии есть абсолютные преимущества по обоим товарам), тем не менее ей выгодно специализироваться на производстве и экспорте вина, по которому у нее издержки по сравнению с сукном ниже. В свою очередь, Англии целесообразно специализироваться на производстве и экспорте сукна, потому что по нему издержки сравнительно ниже, чем по вину, которое ей выгоднее ввозить из Португалии в обмен на английское сукно. Таким образом, теория относительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров. Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды В этом — огромное достижение рикардианской теории, которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита о выгодности разделения труда для всех его участников. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества. В.11 ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА. Теория Хекшера-Олина разделяется большинством современных экономистов. Однако она не всегда дает прямой ответ на вопрос, почему именно тот или иной набор товаров преобладает в экспорте и импорте страны. Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьева объясняли по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших .объемах импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства (опять же из США). Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина, которая, как показало последующее ее тестирование, срабатывает в большинстве, но не во всех случаях. Россию можно отнести скорее к типичному для теории Хекшера—Олина случаю: изобилием природных ресурсов, наличием больших производственных мощностей (т.е. реального капитала) по переработке сырья (металлургия, химия) и ряда передовых технологий (преимущественно в производстве вооружения и товаров двойного назначения) объясним больший экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции, военной техники и товаров дойного назначения. В то же время теория Хекшера-Олина не дает ответа на вопрос, почему из современной России с ее огромными сельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственной продукции, а наоборот, она импортируется в огромных количествах; почему при наличии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна мало экспортирует, но много импортирует гражданской машиностроительной продукции. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.
В.30 СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕГО СЧЕТОВ. Платёжный баланс – это сумма всех международных денежных платежей, которые осуществляются между резидентами определённых стран.
Если результат «-»,
то это будет дефицит В.18 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СДЕЛОК НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ. Обмен валютами происходит на валютном рынке. Валютный рынок - это рынок, на котором сталкиваются спрос и предложение иностранных валют, оцениваемых в национальной валюте. Этот ры нок: 1) нематериален; 2) не имеет конкретного местонахождения; 3) является межбанковским рынком; 4) благодаря процессу телекоммуникации и информатики является глобальным. Современный валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой. За характером операций валютный рынок делится на срочный и рынок СПОТ. СПОТ – это валютные операции с немедленной поставкой. Это операции по курсу, зафиксированным в момент их заключения. Срочные валютные соглашения – это соглашения, за которые договариваются о поставках обусловленной суммы иностранной валюты после окончания соглашения по курсу, заранее зафиксированной в момент его заключения. Рынки бывают: мировые и региональные. Различают: 1) валютные рынки: продажа и купля валюты в стране ее происхождения; 2) еврорынок: операции по закупке и продажи валюты вне страны ее происхождения. Еврорынки - это рынки, на которых осуществляются операции по кредитам и займам, выраженные в валютах, отличных от валют стран нахождения банков, осуществляющих эти операции. Они ускользают от валютного регулирования и от налогового законодательства данной страны. Это побуждает крупные международные банки всемерно содействовать развитию еврорынков. Особое место занимает рынок евродолларов. Его образование вызвано тем, что в ходе развития мировой системы сложились особые обстоятельства формирования предложения и спроса на доллары вне США. Возникнув из потребностей внешней торговли, валютные рынки сегодня развиваются независимо от международной торговли. Объем операций на них не сопоставим с объемом мирового обмена товарами и услугами. | ||||||||||||||||||||||||||
В.19 КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТ. ВАЛЮТНЫЙ КУРС, ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. Цена валюты одной страны в денежных единицах другой страны называется валютным курсом. Каждая валюта выступает на валютном рынке со своей ценой, отражающей ее интернациональную стоимость. Определение курса иностранной валюты называется котировкой. Котировка валют в условиях свободы валютных операций происходит на бирже, а при наличии валютных ограничений, курсы валют устанавливаются соответствующими правительственными органами. Помимо официальной котировки существует и неофициальная котировка на «черных рынках». Существует два основных метода котировки иностранной валюты - прямой и косвенный. При прямой котировке единица иностранной валюты выражается в национальной валюте. При косвенной котировке, единица национальной валюты выражается в иностранной валюте. Существует две цены на валюту: цена покупки и цена продажи. Разница между курсом покупки и продажи называется «маржа». Валютный курс валют при международных расчетах, играет важную роль в мировом хозяйстве. Он необходим для: взаимного обмена валютами при торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов, сравнения цен мировых и национальных рынков и т.д. Факторами, определяющими движение валютных курсов являются процессы, происходящие в сфере национального производства и обращения. Это сравнительная производительность труда и издержки производства, долгосрочные темпы роста ВНП, место и роль страны в мировой торговле и вывозе капитала. Относительно более быстрый рост производительности труда в отдельной стране в долговременном плане ведет к повышению покупательной способности национальных денег по отношению к товарам и соответственно к увеличению валютного курса этой страны. Чем выше издержки производства и цены в стране по сравнению с мировыми, тем больше возрастает импорт по сравнению с экспортом, что ведет к обесцениванию национальной валюты, и наоборот. В. 34 ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АМЕРИКИ. На сегодняшний день в мире насчитывается около 40 международных экономических объединений. На их долю приходится более 2/3 ВВП планеты, основная часть товарооборота и инвестиций. Однако из них можно выделить три основных центра интеграции: Западную Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион. Вторым по значению центром международной интеграции является североамериканский регион. Здесь с 1.01.94 г. вступило в силу соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации (зоне) свободной торговли (НАФТА). Согласно соглашению на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается. В настоящий момент соглашение распространяется на огромную территорию с населением 430 млн. чел. и очень мощным экономическим потенциалом. Хотя еще рано говорить об эффективности деятельности НАФТА, т.к. структура организации находится в процессе становления, но следует отметить, что соглашение предусматривает отмену ограничений в торговле товарами и услугами, выработку механизма урегулирования конфликтов, либерализацию инвестиционного климата в отношении друг друга. Отличительной особенностью НАФТА по сравнению с европейской моделью является асимметричность интеграционных процессов в Северной Америке: Канада, и Мексика ориентируются преимущественно на США, и при этом слабо интегрированы между собой.
В. 25 МИРОВОЙ КРИЗИС ЗАДОЛЖЕННОСТИ. Международный кредитный рынок часто выходит из состояния равновесия. Главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу платежей по долгу суверенными задолжниками. Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средств по обслуживанию накопленной суммы долга (т.е. выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей. У страны должника существует стимул отказаться от возврата долга, когда приток капитала меньше суммы платежей по обязательствам. Нельзя заставить суверенных должников заплатить по долгам, если у них нет такого желания. Даже если правительства откажутся платить в срок по долгам, кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы должников. Причины отказов: -страны должники плохо управляли своей экономикой; -большой дефицит государственного бюджета; -ухудшение условий торговли; -завышенный курс национальной валюты, постоянное ожидание девальвации; -массовый вывоз капитала за границу; -снижение в начале 80-х на мировых рынках цен на сырьевые ресурсы; -стихийные бедствия, войны и т.д. Отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это выгодно странам-должникам, а не строго в тех случаях, когда страна не имеет средств. Желание отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, когда твои активы не могут быть заморожены. Наиболее надежным способом разрешения кризиса задолженности является введение залога или обеспечения активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком. В качестве обеспечения (залога) могут выступать: активы страны-должника в стране-кредиторе; крупные вложения страны-должника в банки и предприятия на территории страны-кредитора; широкое участие страны-должника в торговле со страной-кредитором. Залоговый механизм отлажен далеко не идеально. И все же взаимная зависимость дает стране-должнику серьезные основания строго придерживаться обязательств по долгу, а стране-кредитору – основания предоставлять кредит под более низкий процент.
В .21 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Валютная политика - комплекс мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями, и юридически оформленных валютными законодательствами и соглашениями. Инструменты валютной политики:
В. 20 ВАЛЮТНЫЙ РЕЖИМ. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФИКСИРУЮЩИХ И ПЛАВАЮЩИХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ. Валютный режим – механизм, лежащий в основе определения обменного курса валюты. Существуют две полярно противоположные системы установления валютных курсов: гибкая (плавающая) и жесткая (фиксированная). Для плавающего курса характерно определение равновесной цены валюты в результате свободных колебаний спроса и предложения на рынке. При фиксированном курсе соответствующие государственные органы (обычно ЦБ) официально устанавливают соотношение между национальной денежной единицей и валютами других стран. По способу установления и содержания валютные курсы делятся на:
Достоинства и недостатки плавающих курсов: Достоинства:
Недостатки:
В международной валютной практике известно также сочетание режимов фиксации (для коммерческого сектора экономики) и плавания (для финансового курса), характерное для определенных периодов хозяйственного развития отдельных стран (например, Бельгии, Италии, Франции) с целью экономии ликвидных средств. Валютный курс является важным инструментом внешнеэкономической политики. Его состояние и динамика оказывают значительное воздействие на объем и структуру промышленного производства, внешней торговли, структуру занятости в стране, состояние экспортных и импортных цен, конкурентоспособность и прибыль фирм.
В.26 ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЕЕ ВИДЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Международная миграция рабочей силы – перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы. Миграция может быть:
Существует два вида миграции: принудительная и добровольная. Международная миграция делиться на:
Каждая страна подсчитывает миграционное сальдо - это разница между иммиграцией и эмиграцией. А их сумма дает объем валовой миграции. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Последствия миграции рабочей силы для принимающей страны: Положительные:
Отрицательные:
В. 31СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами. Предпосылки международной экономической интеграции:
Цели международной интеграции:
Экономика государства, вступающего в интеграционное объединение, начинает испытывать воздействие общих процессов, характерных для взаимодействующих партнеров. Во многом эти процессы имеют позитивный характер, однако наблюдаются и некоторые отрицательные тенденции.
В. 32 ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
В.36 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Основным направлением сотрудничества в Содружестве сегодня является формирование зоны свободной торговли, Соглашение о создании которой было подписано 15 апреля 1994 года. В развитие Соглашения 2 апреля 1999 года был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение. В настоящее время в данном направлении ведется активная работа по подготовке правовой базы режима свободной торговли, позволяющей добиваться, прежде всего, добросовестной конкуренции и динамичности рынков отечественных товаров, с учетом общепринятых в мировом сообществе правил ВТО. Создание ЕврАзЭС является переходом на следующий, более высокий уровень интеграции. Ближайшей целью новой организации является формирование полноценного таможенного союза. При этом Евразийское экономическое сообщество - есть открытая организация, участники которой поставили перед собой цель реального повышения уровня жизни своих народов при эффективном использовании экономических потенциалов государств-участников Превращение Таможенного союза в ЕврАзЭС позволило государствам-участникам ЕврАзЭС ставить перед собой еще более масштабные задачи на пути интеграции: ускоренное формирование единого экономического пространства; общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; формирование единых транспортных, энергетических и информационных систем; координация внешней политики; совместная охрана внешних границ. Главной целью создания Евразийского экономического сообщества является повышение эффективности продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства через активизацию проведения в жизнь согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств-членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление на международной арене от лица Сообщества и прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики в пределах тех полномочий, которые будут представлены соответствующим органам управления государствами-членами. Значительным преимуществом ЕврАзЭС перед его предшественником Таможенным союзом является общепринятая в современной международной интеграции система принятия решений путем “взвешенного голосования”, при котором государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. Это свидетельствует о начале нового этапа во взаимоотношениях этих государств, основанного на реальной оценке ситуации.
|
В.5 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Общая характеристика современного состояния развивающихся стран.Резкое повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран-нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса. В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке. Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки. К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет увеличится. Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся. В.15 ВИДЫ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ. Нетарифные методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными, так как не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения, скрытые методы торговой политики, финансовые методы и неэкономические методы регулирования. Количественные ограничения — форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту (квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта). Скрытые методы торговой политики (скрытый протекционизм) — разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе: 1. Технические барьеры — требования соблюдения национальных стандартов, получения сертификатов качества импортной продукции,соблюдения санитарно-гигиенических норм и т. д. 2. Внутренние налоги и сборы — направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. 3. Политика в рамках государственных закупок — требования государственных органов к предприятиям покупать товары только у национальных фирм, даже если эти товары дороже импортных. 4. Требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, чтобы поддержать занятость в национальной экономике и ограничить импорт. Финансовые методы торговой политики - например, субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта; экспортное кредитование; демпинг — продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Неэкономические методы регулирования — правовые инструменты, изучаемые международным правом. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли.
В. 16 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ. МЭО (такие как международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое сотрудничество, международная миграция капитала) ведут к возникновению взаимных денежных требований и обязательств субъектов различных стран. По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы. Мировая валютная система – это совокупность денежно-кредитных отношений, исторически сложившихся на базе развития мирового рынка и получивших государственно-правовую форму организации в рамках всемирного хозяйства. Основные элементы мировой валютной системы:
Резервной валютой называется особая категория свободно конвертируемой валюты, которая выполняет функцию международного платежного средства и служит базой определения валютного курса для остальных стран. Международной счетной денежной единицей считается условная валютная единица, используемая как масштаб для соизмерения международных платежных требований и обязательств (СДР, ЭКЮ в ЕС до 1999 г.).
Валютный паритет - законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса;
МВС прежде всего решает мирохозяйственные задачи, что отражается на ее функциях. В качестве основных функций МВС выделяют следующие: -опосредование международных экономических связей; -обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;-обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров; -регламентация и координирование режимов национальных валютных систем; -унификация и стандартизация принципов валютных отношений. Современная МВС не выступает как нечто обособленное, а формируется исходя из взаимосвязи и взаимодействия национальных валютных систем. С ростом интернационализации хозяйственной жизни грани между этими валютными системами постепенной стираются. Сбой отдельной национальной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютные системы (например, валютный кризис в конце 90-х годов).
В. 17 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ. Мировая валютная системы как упорядоченная система международных валютных отношений существует немногим более 100 лет. За этот период выделились три отчетливые системы валютных отношений: 1. Система золотого стандарта (Парижско-Генуэзская система) 1.1. Парижская валютная система (золотомонетный стандарт) – (с 1867 г. – по 1-ю Мировую войну). Основные черты: -стоимость всех валют определялась количественным содержанием золота; -каждая страна выпускала бумажных денег ровно столько, сколько у нее было золота, т.е. существовало 100% золотое покрытие; -дефицит платежных балансов покрывался золотом. 1.2. Генуэзская валютная система (золотодевизный стандарт) – (1922-нач. 30-х г.г.). Для преодоления кризисных явлений правительства основных стран мира собрались на Генуэзскую конференцию 1922 года, на которой были воссозданы принципы валютных отношений, основанных на размене банковских билетов на золото. Второй этап системы золотого стандарта просуществовал совсем недолго (1922-36 гг.) и носил крайне неустойчивый характер. Основные принципы Генуэзской валютной системы были аналогичны принципам Парижской системы. Золото сохраняло роль окончательных мировых денег, оставались золотые паритеты. 2) Бреттон-Вудская система (золотодолларовый (золотовалютный) стандарт) (1944г. - 1976г.). Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943г.), т.к. страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после 1-й Мировой войны и в 30-х годах. Разработкой руководили Дж.М. Кейнс и Г.Д. Уайт. В 1944г. лидеры крупнейших стран мира собрались на международную конференцию в г. Бреттон-Вудс (США) и заложили основы новой международной валютной системы. 3) Ямайская система (с 1976г. по настоящее время). В 1976г. в г. Кингстон на о. Ямайка прошла конференция, на которой были выработаны принципы новой валютной системы. У каждой страны-члена МВФ есть своя резервная позиция в МВФ, т.е. каждая страна имеет квоту. 25% своей квоты любая страна может в любой момент взять в кредит без всяких условий. В экономической литературе все чаще говорится о необходимости совершенствования мировой валютной системы. Сторонники одной концепции говорят о целесообразности постепенного переход к коллективной резервной валюте, эмиссия которой могла бы осуществляться исходя из потребностей международного экономического оборота и интересов всех стран. Сторонники другой ратуют за усиление в международной валютной сфере роли ряда ведущих национальных валют и некоторых региональных расчетных единиц в противовес практически монопольному положению USD, т.е. доказывается целесообразность перехода к «многовалютному» стандарту. Однако продолжающееся соперничество трех основных центров современного экономического развития продолжает оставаться причиной нынешних валютных противоречий. В.35 ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУПИРОВКИ АЗИАТСКО- ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. Формально в 1989 г. была создана организация, получившая название: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяет 21 страну, которые имеют различный уровень экономического развития и соответственно неодинаковый вес в МЭО. (Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам; Перу, Бруней, Чили, Мексика, Россия). Россия стала челом в 1997 г., обозначив тем самым свои интересы на Тихом океане. Сейчас АТЭС находится в самом начале пути, поскольку согласованные документы носят декларативный характер, а странам-участницам предстоит серьезно потрудиться над выработкой взаимоприемлемых подходов к решению таможенно-тарифных, транспортных и иных проблем. АТЭС представляет собой межправительственный форум региона, имеющий формально консультативный статус, не оформленный юридическими документами. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. АТЭС предусматривает создание зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов внутри нее и либерализации инвестиционной сферы к 2020 году (для ПРС – к 2010 г.). Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей и проявляется, прежде всего, на микроуровне в форме образования МНК и ТНК. В. 27 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕНТРЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Основные особенности современной миграции:
Основные центры миграции рабочей силы: -Северная Америка (США и Канада) – по данным американской статистики в США ежегодно въезжает более 1 млн. иммигрантов;-страны Западной Европы – странами, принимающими основную часть иммигрантов являются: Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Австрия, Швейцария. -Австралия – правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре китайского этноса. -Израиль – который прилагает все усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. -нефтедобывающие страны Ближнего Востока – для них значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;-страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИСы (Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань Индонезия), а также Япония и Бруней; а основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и др. соседние государства;-страны Латинской Америки, где наиболее распространенной формой является сезонная с/х миграция и кратковременная на работу в машиносборочных цехах филиалов автомобилестроительных ТНК («Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ»). -страны Африки, для этих стран характерна внутриконтинентальная миграция. Основные принимающие страны этого региона – страны Северной Африки и ЮАР; -Россия (основной центр на постсоветском пространстве), в настоящий момент переживает демографический кризис. Она выступает экспортером рабочей силы для стран «дальнего зарубежья» и одновременно импортером из стран СНГ (особенно Украины, Молдовы, Беларуси, Казахстана).
В. 28 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. Проблемы, связанные с регулированием процессов миграции, решаются в строгом соответствии с национальным законодательством. На сегодняшний день в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Государство с целью регламентации процессов трудовой миграции проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в неё. В каждой стране существует ряд органов, занимающихся этими вопросами:
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
Если страна заинтересована в отъезде своих работников в другие страны, то она проводит мягкую интерполитику, предусматривающую различные льготы отъезжающим. В противном случае проводится жесткая фильтрация. Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.Большинство стран регулируют иммиграцию. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране. В большинстве стран разрешение на въезд выдается после подписания контракта с нанимателем и на основании заключения министерства труда, что данная работа не может быть выполнена местными рабочими. В ряде случаев необходимо согласие профсоюзов данной отрасли.
В. 33 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ РАЗВИТОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. Европейский союз (European Union – EU) (ЕС; именуется так официально с 1 ноября 1993 г.) – крупнейшее интеграционное объединение 27 государств: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Португалии, Финляндии, Швеции, Греции, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Кипра, Мальты, Болгарии и Румынии. Объединяет страны с населением почти 500 млн. чел. Превосходит по совокупному валовому продукту и объему внешней торговли США и Японию. ЕС представляет собой высшую ступень экономической и политической интеграции. История образования и развития ЕС начинается с апреля 1951 г., когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества (объединения) по атомной энергии (ЕВРАТОМ). В рамках ЕС функционируют таможенный союз и единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Осуществляется совместная политика сближения экономик и формирования экономического и валютного союза, включая введение единой валюты евро (в безналичной форме с 1.01.1999 г., в наличной – с 1.01.2002 г.). Целью ЕС в области экономического сотрудничества является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, создания экономического и валютного союза и введения единой валюты. Основой политики ЕС является 5 принципов:
|