Шпаргалка по экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора экономика предприятия.docx

— 113.97 Кб (Скачать файл)

1. Цель и задачи  курса «экономика предприятия»

Целью курса «Экономика предприятия» является формирование у будущих  специалистов целостного представления  о функционировании предприятий  в условиях современного рынка.

К основным задачам курса  можно отнести следующие:

–     знакомство с нормативными документами, регулирующими  деятельность предприятия;

–     знакомство с составом производственных фондов предприятия и приобретение навыков  определения их эффективного использования;

–     приобретение навыков расчета потребности  в оборотных средствах предприятия  и их эффективного использования;

–     знакомство с расчетом и анализом снижения трудоемкости продукции и роста производительности труда;

целом.

3. Факторы влияющие на эффективность функционирования предприятия

Экономика предприятия зависит  от внеш и внутр факторов:

К внешним факторам относятся:

1. факторы связанные с  изменением конъектуры внутр и мирового рынка

2. факторы связанные с  изменением политической обстановки  как внутри страны как в  глобальном масштабе

3. факторы связанные с инфляционными процессами

4. факторы связанные с деятельностью государства

К внутренним факторам относятся:

1. факторы ресурсного  обеспечения производства

2. факторы обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития (нтр, организация производства и труда, качество и конкурентоспособность)

3. факторы обеспечивающие коммерческую эффективность деятельности предприятия (маркетинг)

4. Классификация  предприятия по формам собственности

По формам собственности  предприятия подразделяются на:

· частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

· государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управле­нии.

· смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

7. Сущность, формы  и показатели уровня концентрации

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии т.е. сосредоточение производства на более крупных предприятий. 
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: 
• увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия); 
• увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); 
• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты); 
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем: 
• увеличения количества машин  на прежнем техническом уровне; 
• применения машин и оборудования с большей единиц мощности; 
• развития комбинирования взаимосвязанных производств. 
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию. 
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели:

-объем выпуска продукции(основной показатель!!!);

-среднегодовая стоимость  ОПФ; 

-среднесписочная численность  работающих.  
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

8. Экономические аспекты концентрации  производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться. 
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем: 
• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование; 
• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства; 
• больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда; 
• достигается большой эффект от применения АСУ (автоматизированная система управления).

К недостаткам  крупных предприятий следует прежде всего отнести: 
• увеличение транспортных расходов 
• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства; 
• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны; 
• возможность монополизации производства и др.  
В отечественной практике известны 2 подхода к определению оптимального размера предприятия.

1) связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е. 
 
где С— себестоимость продукции по i-му варианту; 
E— нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; 
К— капитальные вложения по i-му варианту; 
ЗTPi, — транспортные расходы по i-му варианту. 
2) Графический метод – сопоставление положительного и отрицательного эффекта. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция min размера предприятия. Представляется с собой наименьший объем производства при котором предприятие может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на ед продукции.

9. Концентрация и монополизация и их взаимосвязь

Государство регулирует процесс  концентрации с целью не допущения  появления предприятий монополистов.

В отечественной экономике  оценка концентрации определяется 2 основными  показателями:

1. CR – доля на товарном рынке или отрасли 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов

2. HHI – индекс Херфенделя-Хиршмана, показывает влияние крупных компаний на состояние рынка, он рассчитывается, как сумма квадратов долей всей действующих на рынке хозяйствующих субъектов.

,  - доля 1-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализо­ванной продукции на рынке (в отрасли).

 

Величина HHI варьируется  в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).

1. Нормальная концентрация CR 3 < 45%;    HHI < 1000.

2. Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70%;  1000 < HHI < 2000.

3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000.

10.Концентрация  и диверсификация производства

Диверсификация  производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расшире­ние номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация производства способствует:

• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

• более полному использованию  ресурсов предприятия;

• наиболее полному насыщению  рынка необходимыми то­варами и  услугами;

• проведению антимонопольной  политики.

,  Vобщ – общий объем, Кд – коэффициент диверсификации, Vн – объем новой продукции

11. Сущность, формы и показатели  уровня специализации

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышлен­ности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выпол­нения отдельных технологических операций.

3 формы специализации:

- предметная специализация – когда предприятие выпускает однородную продукцию в объемах обусловленных эффективной границы концентрации производства

- подетальная специализация – основано на производстве отдельных частей готовой продукции с их последующей

- технологическая специализация – предусматривается сосредоточение объекта на выполнение одной операции или стадии технологического процесса

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

• коэффициент специализации, который характеризует долю основной продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции предприятия;

• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

12. Кооперирование производства, его  формы, показатели уровня кооперирования

Кооперирование  — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

В соответствии с формами  специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

- предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

- подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

- технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Уровень кооперирования определяется следующими показателями:

1. удельным весом с/с продукции комплектующих изделий получаемым по кооперированным связям

2. удельным весом полуфабрикатов  изготавливаемых предприятием на  сторону в общем их выпуске.

3. количество предприятий  кооперирующих  с данным предприятием

13. Экономическая эффективность специализации  и кооперирования производства

Развитие специализации и кооперирования оказывает воздействие на эффективность предприятия в силу следующих обстоятельств:

• специализация является основой  для механизации и автоматизации производства;

• на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;

• специализация позволяет снизить  издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда

Экономический эффект (Э)                                                  

,

где С1, С—себестоимость единицы продукции до и после специализации;

ЗтрЗтр— транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;

V— объем выпуска продукции после специализации;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

DК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства;

DП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.

14. Сущность, формы и показатели  комбинирования производства

Комбинирование  – форма организации производства, которая позволяет увеличивать выпуск продукции за счет использования одного исходного сырья многих видов товара.

В практике применяется 3 формы комбинирования:

- горизонтальная

- вертикальная

- смешанная

Горизонтальная – предполагает параллельное получение нескольких продуктов из одного вида сырья

Вертикальная – предполагает объединение предприятий по технологическому принципу более глубокую переработку продукта

Для определения уровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующие показатели:

• доля продукции, полученной в результате комбинирования производства, в общем объеме выпускаемой продукции по предприятию;

• степень извлечения полезных компонентов  из исходного сырья;

• степень использования отходов  производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству;

• количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства.

Для анализа уровня комбинирования могут быть использованы и другие показатели.

15. Экономическая оценка комбинирования  производства

Комбинирование с экономических позиций представляет одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций комбинирование производства позволяет:

• расширить сырьевую базу промышленности;

• снизить материалоемкость продукции  за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса;

Информация о работе Шпаргалка по экономике предприятия