Эволюция международных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений.

Вложенные файлы: 1 файл

международные корпорации.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

Эволюция международных  корпораций.  
  
     Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.  
  
      С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:  
  
1) обеспечение своего производства иностранным сырьем;  
  
2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;  
  
3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;  
  
4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.  
  
     С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.  
Субъектами мировой экономики  являются национальные хозяйства (экономики отдельных стран), региональные экономические объединения (объединения стран, возникающие на базе межгосударственных соглашений, согласованно регулируемые национальными или межгосударственными органами в целях создания преференций  друг другу и в процессах внутрирегионального перемещения факторов и результатов производства), международные корпорации , международные экономические организации, отдельные фирмы.

Основными субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства  — исторически сложившиеся в определенных территориальных (национальных) границах системы общественного воспроизводства. В настоящее время в мире существует 210 государственных территориальных образований, т.е. стран и территорий.

Национальные  хозяйства можно классифицировать по различным признакам: уровню экономического развития (наиболее распространенный показатель — объем ВВП  на душу населения); типу экономического роста (экстенсивный , интенсивный ); уровню и характеру внешнеэкономических связей ; величине экономического потенциала  (уровень развития, масштабы производительных сил, численность населения, размер территории, наделенность природными ресурсами ).

По уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования страны подразделяются на:

развитые  страны с рыночной экономикой, или  передовые страны (США , Канада , Западная Европа , Япония , Австралия , Новая Зеландия ); среди них особое значение имеют страны «Большой семерки»  (США , Канада , ФРГ , Великобритания , Франция , Италия , Япония );

развивающиеся страны с рыночной экономикой (большинство  стран Африки , Латинской Америки , Азии , Океании ); в этой группе стран наиболее динамично развиваются новые индустриальные страны (НИС)  — группа развивающихся государств, которые отказались от аграрно-сырьевой специализации, добившись значительных успехов в индустриализации, создании отдельных видов современных наукоемких отраслей, и существенно расширили экспорт продукции обрабатывающей промышленности и по ряду показателей социально-экономического развития приближаются к развитым странам;

страны  с переходной  (от командно-административной к рыночной) экономикой (Центральная  и Восточная Европа , СНГ ).

Среди других показателей, характеризующих уровень экономики той или иной страны, можно выделить:

уровень и качество жизни населения, которые  обычно отражают такие взаимосвязанные  показатели, как потребительская  корзина и прожиточный минимум, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях;

состояние трудовых ресурсов  (средняя продолжительность жизни, уровень образования и т.д.);

структура ВВП  страны (для развитых стран характерна высокая доля сферы услуг, низкая доля сельскохозяйственного производства, в промышленности — преобладание обрабатывающих отраслей над добывающими);

развитие  социальной сферы (число врачей на 100000 населения, число больничных коек на 1000 населения, обеспеченность жильем);

показатели  экономической эффективности (производительность труда, капиталоемкость и материалоемкость единицы ВВП или конкретного  вида продукции, фондоотдача единицы  основных фондов);

активность  в мировой торговле , основными показателями которой служат экспортная квота ; структура экспорта  и импорта (особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой продукции, что наиболее ясно показывает зависимость экономики страны от внешнего рынка); доля страны в мировом производстве ВВП, ВНП  и в мировой торговле.

5.1.

Сущность, этапы эволюции и формы современных  международных корпораций

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики  и МЭО , с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс  интернационализации  производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных  корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК)  рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции  в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент  владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору .

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК)  — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК)  — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно  рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН  по ТНК рассматривает МК как компанию:

имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную  политику и осуществляющую общую  стратегию через один руководящий  центр;

отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международной корпорацией (МК)  понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:

годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;

от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

доля  зарубежных активов  не менее 25%;

филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

ТНК  возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

интернационализации  производства и капитала на основе развития производительных сил;

экспансии  капитала за границей, создания собственных отделений;

стремления  к получению сверхприбылей;

жесткой конкуренции , ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;

снижения  значения геоэкономических границ.

При этом следует  учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской  деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек  наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау ) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

развития  системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

обмена  финансовыми, кадровыми, информационными  ресурсами в рамках общей стратегии  развития и системы управления;

гармонизации  внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях  разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента  наличие зарубежного производства способствует:

экономии  за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

экономии  за счет эффекта масштаба;

увеличению  возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных  подразделений;

диверсификации  производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических  обоснованиях зарубежной предпринимательской  деятельности МК  особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные  цены  — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса  и предложения ), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

поддержание монополистической позиции на рынке;

завоевание  новых рынков сбыта;

минимизация налогов и таможенных пошлин ;

уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

использование различий в темпах инфляции ;

воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

сокрытие  реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Характеристика  этапов эволюции международных  корпораций

I этап (конец  XIX — начало XX в.).

Транснациональная деятельность промышленных монополий  метрополии .

Вовлечение  в орбиту экономических интересов  сырьевой базы колоний .

II этап (между  двумя мировыми войнами).

Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК , производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.).

Развиваются МК  интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы ), так и по сфере деятельности.

Создан  не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для  потребителей с высоким жизненным  стандартом в промышленно развитых странах .

Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

Информация о работе Эволюция международных корпораций