Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:58, курсовая работа
Институт функций государства является одним из основных в доктрине государства и права.
Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования.
При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.
Современный этап социально-экономического развития является достаточно сложным и неопределенным, так как идет ломка общественных, экономических отношений. Демонтируется старый хозяйственный механизм и создается структура и инфраструктура рынка.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Институт функций государства является одним из основных в доктрине государства и права.
Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования.
При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.
Современный этап социально-экономического развития является достаточно сложным и неопределенным, так как идет ломка общественных, экономических отношений. Демонтируется старый хозяйственный механизм и создается структура и инфраструктура рынка.
Специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации – создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.
В связи с этим актуальность исследования определяется тем, что в условиях перехода от системы планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются целенаправленные действия со стороны государства. Оно должно при этом выполнять, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.
Объект исследования – роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем, а также деятельность государства в экономике.
Предмет исследования – социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.
Цель исследования состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период радикальной трансформации российской хозяйственной системы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства, являясь при этом сложным.
Многие вопросы, связанные определением и реализацией функций государства являются нерешенными или их решение вызывает сомнения.
Собственно, даже само определение функции государства в науке теории государства не получило единообразного толкования, хотя и рассматривается в основном как необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.1
Любое государство имеет различную степень активности, но постоянно действует, так как пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Поэтому государство может и должно быть изучено с функциональной, деятельностной стороны.
Функциональный подход помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.2
Как свидетельствует история, с развитием, изменением раннеклассового государства, переходом к другим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческому, феодальному) одни функции утрачивали свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполнялись новым содержанием, становились основными.
Многоплановое изменение функций происходит и при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции.
В экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни – от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации.
То есть, очевидно, что в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, а также действует и механизм обновления функций.
При этом на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.
Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.
Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Подавляющее большинство мнений в отношении понятия данного института сводятся к тому, что функции государства – это основные направления его деятельности.
Н.И.Матузов и А.В.Малько определяют функции государства как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.3
В.А.Ржевский считает, что функции государства – это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение.4
В.М.Корельский и В.Д.Перевалов устанавливают функции государства, как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущих ему методами.5 Такой же подход к пониманию функций государства существовал и в советский период времени.
То есть, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
В то же время, есть и противники теории того, что функции государства – это основные направления его деятельности.
Очевидно, что при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью.
Вышеизложенное позволяет говорить о двух подходах к пониманию функций государства: как направлений деятельности государства или как содержания его деятельности.
Итак, функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.
Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
По объектам воздействия функции подразделяются на внутренние и внешние, где внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны.
Как считают В.М.Корельский и В.Д.Перевалов, внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности государства на данное общество.6
В настоящее время доктрина права и государства не имеет конкретного перечня внутренних, так и внешних функций. Проанализировав имеющиеся правовые мнения можно выделить наиболее общие внутренние функции, встречающиеся в научных трудах наиболее часто. Таковыми являются:
- экономическая;
- охрана правопорядка;
- политическая;
- социальная;
- экологическая.
Рассмотрим эти функции подробнее.
Экономическая. Нельзя не отметить, что почти все авторы выделяют экономическую функцию как одну из основных функций государства, причем, подчеркивают, что таковой она стала именно в ХХ веке.
При этом экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
Охрана правопорядка. Это – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.
Данная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Она направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, государственного и общественного имущества, частной собственности.
Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.
Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т.д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
Политическая функция. Эту функцию выделяют не все авторы, но, с учетом политических преобразований в России, следует обозначить ее как одну из основных.
Основное содержание политической функции связано с регулированием отношений классов и социальных слоев, групп давления с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным государством (законами) правилам «политической игры».7
Формулировки о социальной солидарности присутствуют и в конституциях некоторых стран.
Осуществляя политическую функцию, государство действует, прежде всего, в интересах доминирующих социальных слоев, их групп давления, но, чтобы не допускать противостояния классов до опасной черты, оно вынуждено учитывать интересы других слоев населения и иногда в какой-то мере ограничивать неуемные аппетиты господствующих слоев, правящей элиты.
Социальная функция. Практически все авторы тесно связывают социальную функцию с экономической, что неудивительно, так как социальная функция в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она является проявлением патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.8
Социальная функция призвана устранить или смягчить возможную социальную напряженность в общества, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует в той или иной мере размеры заработной платы и т.д.
Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В развитых в этом отношении странах существуют Социальные кодексы, в которых сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства – обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.
Информация о работе Экономическая роль и функции государства