Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 00:51, контрольная работа

Краткое описание

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Содержание

Экономический кризис…………………………………………………………3
Конкуренция …………………………………………………………………...8
Экономический конфликт……………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Эк.кризис,конкуреция и эк.конфликт.docx

— 43.10 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Экономический кризис…………………………………………………………3

 Конкуренция …………………………………………………………………...8

Экономический конфликт……………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………………….15

 

Экономический кризис

 

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами  и связан с нарушением нормального  хода (экономического) воспроизводства  под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)

Кризис перепроизводства характеризуется  наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.

С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.

Следствием экономического кризиса  является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства  и безработица, снижение жизненного уровня населения.

Среди причин и факторов, приводящих к экономическим кризисам, особое место занимают психологические  факторы, так как поведение субъектов  экономической деятельности может  оказаться "спусковым крючком" для кризиса. Так уже в XIX в. Дж. Миллс отмечал, что объяснение кризисов следует искать в душевных особенностях человека, так как кредит, колебания которого составляют самую характерную черту кризисов, есть явление духовного порядка. Он подчеркивал, что паника уничтожает кредит и соответственно, вредит экономике.

А. Гринспен пишет:

«как определить, в какой момент иррациональный оптимизм завышает стоимость активов настолько, что резко возрастает риск внезапных и продолжительных падений»

В условиях экономического дисбаланса психологический настрой общества оказывает влияние на длительность и формы протекания кризиса, его  последствия. Поэтому некоторые  ученые считают, что для понимания  происхождения и особенностей кризиса  учет психологического фактора важен  едва ли не в той же степени, как  и для понимания причин военных  побед и поражений или причин революций.

Австрийская школа

Кризис в рыночной экономике  происходит в результате конъюнктуры  на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.

 

 

Марксизм

Карл Маркс отмечал, что до промышленной революции конца XVIII века не существовало никаких регулярно повторяющихся бумов и депрессий. Поскольку эти циклы возникают на исторической сцене примерно в то же самое время, что и современная промышленность, Маркс заключил, что кризисы являются неотъемлемой чертой капиталистической экономики. Причину кризисов Маркс видел в производстве товаров сверх платёжеспособного спроса. И дело не в ошибках оценки ёмкости рынка и даже не в желании владельцев капитала получить максимальную прибыль, а в самой природе и законах развития экономики, нацеленной на получение прибыли (Карл Маркс, «Капитал», т. 1. 1867 год).

Владелец капитала (бизнесмен, капиталист, корпорация) стремится к получению прибыли, которая является формой прибавочной стоимости. Прибыль отдельный владелец капитала получит только распродав (обменяв) произведённые товары. И каждый из владельцев не видит принципиальных препятствий для этого. Значит, чтобы прибыль получили все владельцы нужно распродать все произведённые товары. Но при этом работники в форме заработной платы получают стоимость своей рабочей силы, которая суммарно всегда меньше, чем стоимость произведённых товаров. Работники тратят зарплату преимущественно на потребительские товары. Вторую часть совокупного спроса составит замещение выбывших средств производства. Но часть из произведённого в эквиваленте прибавочной стоимости так и останется не раскупленной. Она должна будет распределиться на личное потребление самих капиталистов и на расширение их бизнеса. При этом прибыль в денежной форме появляется в руках капиталиста лишь для того, чтобы воплотиться в новом товаре.

Таким образом, с точки  зрения движения стоимости, баланс может  быть сведён, то есть все произведённые  товары распределены и оплачены. Это  отличает теорию Маркса от теорий «недопотребления рабочим классом».

Однако конкуренция для  снижения затрат на единицу продукции  вынуждает капиталиста наращивать объём производства, что создаёт  спрос на дополнительные средства производства. Расширение производства неизбежно  сталкивается с ограниченным размером спроса.

Из-за общего хаотичного характера  экономики (несогласованности действий производителей) какой-то товар окажется в избытке, какой-то в дефиците. При  этом каждый капиталист стремится максимизировать прибыль. Для этого предпринимаются специальные меры, чтобы искусственно расширить рамки ограниченного спроса: предлагаются всевозможные формы кредита, скидок, бонусов и т. п. Всё это создаёт дисбаланс между суммой зарплат (которая тратится преимущественно на потребление) и суммарной стоимостью потребительских товаров. Следствием этого является нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и последующий резкий спад товарного производства, цепные банкротства и массовая безработица — то есть экономический кризис.

В представлении капиталистов дело принимает форму нехватки денежных средств. Предпринимаются попытки  увеличить денежную массу, которая  лишь материализует прибыль, но не увеличивает  совокупный спрос. Кризис растягивается  в фазу депрессии, которая продолжается до тех пор, пока не будет распродан  «избыток» товаров. Ситуация усугубляется тем, что предприятия производят дополнительные товары, хотя и в  меньшем объёме, чем в период экономического роста.

Общую сумму долгов формирует  разрыв между общей стоимостью товаров  и общей суммой зарплат, затрат на восстановление/расширение производства и личного потребления капиталистов. Но стремление капиталистов к прибыли  диктует необходимость снижения затрат (прежде всего зарплат) и ограничение  их личного потребления. Создаётся  разрыв платёжного баланса, спрос начинает снижаться. Для стимулирования совокупного  спроса активно применяется кредитование (в том числе — потребительское кредитование). Владельцы капитала вынуждены отпускать товар в долг или в кредит. Через несколько циклов производства долги накапливаются. Неизбежно наступает фаза, когда товары перестают отпускать в долг, поскольку размер долговых обязательств превышает разумные возможности их погашения. Кредитование прекращается и спрос начинает уменьшаться очень быстрыми темпами.

Однако не следует кредит считать причиной кризиса. Кредитная  пирамида является вынужденной мерой  для смягчения платёжного и производственного  кризиса, то есть последующий кредитный (финансовый) кризис сам является следствием общего кризиса.

«Банкротства достигли страшных масштабов. Каждый спрашивает себя, что его ждёт в будущем. Множество состояний исчезло, множество уменьшилось наполовину, множество семей, прежде зажиточных, сейчас находится в крайней нужде, множество рабочих сидит без работы».

Это цитата не из свежих новостей 2008—2009 годов, а приведённая Карлом Марксом выдержка из миланской газеты Opinione, описывающая кризис, охвативший Европу и Северную Америку в 1857 году.

 

Конкуренция

 

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки  зрения, конкуренция рассматривается  в 3 основных аспектах:

  1. Как степень состязательности на рынке;
  2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции  не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут  лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

  1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
  2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;
  3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  4. свободные цены;
  5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку  совершенной конкуренции, может  служить сельское хозяйство.

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. 

Монополистическая конкуренция,   олигополия  и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация  которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Информация о работе Экономический кризис