Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:07, контрольная работа
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Внебюджетные фонды — это форма
перераспределения и использования финансовых
ресурсов, привлекаемых государством
для финансирования некоторых общественных
потребностей и комплексно расходуемых
на основе оперативной самостоятельности.
Они выступают одним из звеньев общественных
финансов. Материальным источником внебюджетных
фондов является национальный доход, в
процессе перераспределения которого
создается преобладающая часть фондов.
Основными методами, используемыми при
мобилизации национального дохода в процессе
его перераспределения при формировании
фондов, являются специальные налоги и
сборы, средства из бюджета и займы.
Первоначально
внебюджетные фонды появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго до возникновения
единого центрального денежного фонда
государства — бюджета.
Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные
фонды в основном за счет обязательных
отчислений, уплачиваемых юридическими
и физическими лицами. Средства государственных
внебюджетных фондов находятся в государственной
собственности. Внебюджетные фонды образуются
двумя путями:
• выделением из бюджета определенных
расходов, имеющих особо важное значение;
• формированием внебюджетного фонда
с собственными источниками доходов для
определенных целей (к последним, в частности,
относятся созданные во многих странах
фонды социального страхования, которые
предназначены для социальной поддержки
определенных групп населения).
Специальные внебюджетные фонды предназначены
для целевого использования. Обычно в
названии фонда указывается цель расходования
средств.
Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.
Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Бюджетный кодекс РФ включает
в число государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации: Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования. С 1 января 2010 года введен
новый порядок уплаты страховых взносов
во внебюджетные фонды, который регулирует
Федеральный закон от 24 июля 2009 года №
212-ФЗ.
Данный закон не распространяется на уплату
взносов "по травме".
Доходы, начисленные
работникам организации в виде выплат
и вознаграждений в рамках трудовых отношений
и по гражданско-правовым договорам, облагают
взносами во внебюджетные фонды.
При этом
имеются в виду гражданско-правовые договоры,
заключенные с физическими лицами, которые
не являются индивидуальными предпринимателями.
Это могут быть договоры на выполнение
работ, оказание услуг, а также лицензионные
договоры, договоры авторского заказа
и прочие, связанные с интеллектуальной
собственностью.
С
1 января 2011 года обложению взносами подлежат
выплаты в рамках трудовых отношений,
а не по трудовым договорам как было ранее.
Это значит, что на все выплаты, произведенные
в рамках трудовых отношений, за исключением
тех, что входят в перечень необлагаемых
взносами выплат, необходимо начислять
взносы. Чиновники и раньше высказывали
такую точку зрения (письмо Минздравсоцразвития
от 5 августа 2010 г. № 2519-19), теперь эта норма
есть в законе.
Пенсионный фонд является самым крупным
из социальных внебюджетных фондов. На
его долю приходится 75% средств внебюджетных
социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет
примерно 1/3 федерального бюджета Российской
Федерации. Его средства формируются
за счет следующих основных источников:
- страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);
- ассигнований из бюджета на
выплату пенсий военнослужащим,
социальных пенсий, пособий и компенсаций
(5-6%);
- добровольных взносов физических и юридических
лиц (1-2%);
- доходов от капитализации средств ПФ
и других поступлений (2-3%);
- пеней, штрафов, финансовых санкций, а
также банковских начислений по остаткам
средств на счетах региональных ПФ (1%).
С введением
единого социального налога с 1 января
2001 г. размер страховых взносов изменился.
Перестали платить страховые взносы работники.
Для работодателей размер страхового
взноса составил 28%; для фермерских хозяйств
и организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, родовых
семейных общин малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, - до 20,6%; для индивидуальных
предпринимателей – 9,6%; для адвокатов
– 7%. Причем существует регрессивная шкала
налогообложения. Уплата начисленных взносов
производится путем безналичных расчетов
со своих расчетных или текущих счетов
на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве
плательщиков взносов.
Фонд социального страхования РФ является
вторым по объему аккумулируемых средств
государственным внебюджетным фондом.
- страховых взносов предприятий, учреждений,
а также иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности;
- доходов от инвестирования части временно
свободных средств фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады в пределах
средств, предусмотренных бюджетом фонда
на соответствующий год;
-добровольных взносов физических и юридических
лиц;
- ассигнований из федерального бюджета
РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот лицам, пострадавшим от радиации,
а также на другие цели;
- прочих доходов (не принятые к зачету
расходы на выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие трудового
увечья или профессионального заболевания;
недоимки по обязательным платежам и т.п.).
Основную
долю доходов ФСС составляют страховые
взносы – 92% от общей суммы доходов. С введением
с 1 января 2001 г. единого социального налога
ставка отчислений в ФСС была снижена
с 5,4 до 4%. Причем эта ставка является регрессивной.
Сегодня по ставке 4% производят отчисления
в ФСС организации, предприятия. Организации,
занятые производством сельскохозяйственной
продукции; родовые, малочисленные общины
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования; фермерские
хозяйства отчисляют в ФСС 2,9% от фонда
оплаты труда. Эта ставка также является
регрессивной.
Основная
часть средств социального страхования
поступает работникам непосредственно
от работодателей, а меньшая (примерно
22%) перечисляется в Фонд социального страхования
для перераспределения между отдельными
предприятиями, учреждениями, организациями.
Из рисунка также видно, что часть поступлений
в ФСС осуществляется из федерального
бюджета. Это компенсационные выплаты
по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное
лечение и оздоровление, компенсации гражданам,
пострадавшим от радиации, и т.п. Часть
средств ФСС направляется в Пенсионный
Фонд для компенсаций семьям военнослужащих
и иных компенсационных выплат.
Система обязательного
медицинского страхования основана на
стабильном источнике финансирования
здравоохранения посредством целевого
взноса. В этой система оплата медицинской
помощи должна осуществляться в зависимости
от объема и качества проделанной работы
с одновременным контролем за целевым
использованием средств, что должно привести
к рационализации инфраструктуры системы
здравоохранения и повышению эффективности
использования ресурсов.
Для
сбора обязательных страховых взносов
в системе обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
– ФФОМС и ТФОМС. Финансовые средства
ФФОМС являются государственной собственностью.
Страхователи передают взносы в ФФОМС
и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки
страховых медицинских организаций (СМО).
Страховые медицинские организации –
это организации, имеющие государственное
разрешение на право заниматься медицинским
страхованием.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около 3/4 средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Средства ПФР формируются за
счет: страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью,
в том числе фермеров и адвокатов; страховых
взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований
из республиканского бюджета Российской
Федерации на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным
к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
их семьям социальных пенсий, пособий
на детей в возрасте старше полутора лет,
на индексацию указанных пенсий и пособий,
а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы,
на расходы по доставке и пересылке пенсий
и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным
фондом занятости населения Российской
Федерации в связи с назначением досрочных
пенсий безработным; средств, взыскиваемых
с работодателей и граждан в результате
предъявления регрессных требований; добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств ПФР
и других поступлений.
Средства
ПФР направляются на: выплату в соответствии
с действующим на территории Российской
Федерации законодательством, межгосударственными
и международными договорами государственных
пенсий, в том числе гражданам, выезжающим
за пределы Российской Федерации; выплату
пособий по уходу за ребенком в возрасте
старше полутора лет; оказание органами
социальной защиты населения материальной
помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам; финансовое и материально -
техническое обеспечение текущей деятельности
ПФР и его органов; другие мероприятия,
связанные с деятельностью ПФР.
Предприятия, учреждения и организации,
независимо от форм собственности, в том
числе и банки, обязаны представлять уполномоченным
ПФР в районах и городах, сотрудникам контрольно-ревизионной
службы ПФР необходимые документы и сведения,
относящиеся к деятельности Фонда.
В системе индивидуального
(персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано
более 62 млн. застрахованных работников
и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом
сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.
Фонд осуществляет ежегодную рассылку
извещений об объеме пенсионных прав граждан
и обязательствах государства перед ними
более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим
в структуре пенсии накопительную часть,
и более 20 млн., имеющим только страховую
часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
ПФР был создан для государственного
управления средствами пенсионной системы.
При этом решались две принципиальной
важности задачи.
Первая - средства
пенсионной системы выводились из ранее
консолидированного государственного
бюджета и становились сферой самостоятельного
бюджетного процесса. Поэтому изначально
ПФР приобрел статус самостоятельного
государственного внебюджетного фонда,
сохраняя его по сей день. И вторая - основным
источником финансирования пенсионных
выплат стали страховые взносы и платежи,
которые уплачивались за застрахованных
работодателями. В результате источником
выполнения государством его обязательств
перед пенсионерами стал не государственный
бюджет, а страховой платеж. И хотя средства
ПФР сохраняют статус федеральных средств,
они в то же время являются по своей природе
и средствами обязательного пенсионного
страхования.
Управление
системой обязательного социального страхования
осуществляется Правительством Российской
Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации (пункт 1 статьи 13
федерального закона «Об основах обязательного
социального страхования» от 16 июля 1999
г. №165-ФЗ.
Средства фонда
образуются за счет:
- страховых взносов работодателей
(администрации предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью
и обязанных уплачивать взносы на социальное
страхование
- страховых взносов граждан, осуществляющих
трудовую деятельность на иных условиях
и имеющих право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно
свободных средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады.
- добровольных взносов граждан и юридических
лиц; поступления иных финансовых средств,
не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета
на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим
вследствие чернобыльской катастрофы
или радиационных аварий на других атомных
объектах гражданского или военного назначения
и их последствий, а также в других установленных
законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем
расходов, не принятых к зачету в счет
страховых взносов, и не принятых расходов
на выплату пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других). Средства Фонда
направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам, вставшим
на учет в ранние сроки беременности, при
рождении ребенка, при усыновлении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг;
• оплату дополнительных выходных дней
по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом
с детства до достижения им возраста 18
лет; оплату путевок для работников и их
детей в санаторно-курортные учреждения,
расположенные на территории Российской
Федерации и в санаторно-курортные учреждения
в государствах - участниках СНГ, аналогичных
которым нет в Российской Федерации, а
также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на
балансе страхователей санаториев-профилакториев,
имеющих лицензии на право занятия этим
видом деятельности (оплата расходов на
питание, лечение и медикаменты, заработную
плату работников, культурно - массовое
обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные
оздоровительные лагеря, находящиеся
на территории Российской Федерации, для
детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских
спортивных школ (оплата расходов на оплату
труда тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой
устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок
формирования резерва и предоставления
из него средств (на возвратной основе
или безвозмездно) определяется инструкцией
о порядке начисления, уплаты, расходования
и учета средств государственного социального
страхования (далее именуется - инструкция),
утвержденной Фондом совместно с Министерством
труда и социального развития Российской
Федерации, Министерством финансов Российской
Федерации, Государственной налоговой
службой Российской Федерации и с участием
Центрального банка Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности, содержание
аппарата управления Фонда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии
с задачами Фонда, включая разъяснительную
работу среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию.
Фонд
обязательного медицинского страхования
Российской Федерации (ФОМС РФ) — один
из государственных внебюджетных фондов,
созданный для финансирования медицинского
обслуживания граждан России.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом
Российской Федерации и федеральным законом
«О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации», а также иными
законодательными и нормативными актами. Обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи. Для реализации
государственной политики в области медицинского
страхования создаются федеральный и
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Доходы бюджета
Фонда формируются за счет следующих источников:
налогов, подлежащих зачислению в бюджет
Фонда в соответствии с законодательством
Российской Федерации; сумм недоимки,
пеней и иных финансовых санкций по взносам
в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет
Фонда в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
3) средств федерального бюджета, передаваемых
в бюджет Фонда в соответствии с законодательством
Российской Федерации, в размере, установленном
Федеральным законом "О федеральном
бюджете".
Они направлены
на: а) обязательное медицинское страхование
неработающего населения (детей); б)
реализацию мероприятий в рамках базовой
программы обязательного медицинского
страхования; в) проведение пилотного проекта
в субъектах Российской Федерации, направленного
на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
г) дополнительную диспансеризацию работающих
граждан; д) диспансеризацию находящихся
в стационарных учреждениях детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) финансовое обеспечение государственного
задания на оказание дополнительной медицинской
помощи; ж) оказание государственной социальной
помощи отдельным категориям граждан
по обеспечению лекарственными средствами.
Основная
функция Федерального фонда обязательного
медицинского страхования состоит в выравнивании
условий деятельности территориальных
фондов по финансированию программ обязательного
медицинского страхования.
Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
создаются по решению органов государственной
власти субъекта Федерации. Положение
о территориальных фондах обязательного
медицинского страхования утверждено
Постановлением Правительства РФ от 24
февраля 1993 года. В регионах (областях,
краях, республиках) могут создаваться
филиалы.
Медицинское
страхование – одна из форм социальной
защиты населения в случае потери здоровья
по любой причине и гарантирует гражданам
при возникновении страхового случая
(заболевания) получение медицинской помощи
за счет накопленных средств и финансирование
профилактических мероприятий.