Калькуляция себестоимости продукции: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 18:46, реферат

Краткое описание

Для характеристики издержек производства, то есть затрат живого и овеществленного труда предприятия на производство и сбыт продукции, применяют термин «затраты производства». Если эти издержки относятся к готовой продукции, то они представляют собой ее себестоимость.
Для исчисления себестоимости продукции составляется калькуляция (от латинского calculation - считать, подсчитать), которая является заключительным этапом учета затрат на производство.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика (2).docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Калькуляция себестоимости продукции: понятие, сущность, виды.

 

Для характеристики издержек производства, то есть затрат живого и овеществленного труда предприятия на производство и сбыт продукции, применяют термин «затраты производства». Если эти издержки относятся к готовой продукции, то они представляют собой ее себестоимость.

Для исчисления себестоимости продукции составляется калькуляция (от латинского calculation - считать, подсчитать), которая является заключительным этапом учета затрат на производство.

Калькуляция - это методический прием (способ) бухгалтерского учета, предназначенный для группировки, распределения затрат и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям расходов, объектам производства (бухгалтерского наблюдения) и учета.

Сущность калькуляции в условиях рынка определяется реальными производственными условиями организации, необходимостью получения показателей себестоимости для соизмерения затрат, назначения цены, контроля и принятия решений, по регулированию производства.

Себестоимость характеризуется величиной затрат в денежном выражении на производство конкретных видов выпущенной (валовой) продукции и на ее калькуляционную единицу.

Затраты – это общая сумма расходов за определенный период. Себестоимость всегда соотносится с конкретной задачей, например, себестоимость выпущенной продукции, законченной работы, услуги.

Себестоимость выпущенной продукции определяется при помощи специальных расчетов.

Калькулирование себестоимости - совокупность методов учета затрат на производство, приемов и способов исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг).

Калькулирование –это расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) как на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат), так и после завершения работ по выпуску продукции (составление отчетных калькуляций).

Отчет о себестоимости называется калькуляцией.

Объект калькулирования – вид продукции данного производства, предприятия, подразделений, технологических фаз, стадий, переделов и т. д. разной степени готовности. Номенклатура объектов калькуляции определяется самой организацией.

На предприятиях и в организациях различных отраслей применяются утвержденные Министерствами и ведомствами Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Методические рекомендации имеют целью обеспечить единообразное определение состава и размеров учтенных фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и применение единых методов планирования и калькулирования себестоимости продукции на всех предприятиях отрасли с учетом особенностей технологических процессов и структуры производства.

Методические рекомендации разрабатывались в соответствии с действующей нормативной и правовой базой и законодательством Российской Федерации. В настоящее время предприятиям и организациям надлежит руководствоваться действующими отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы реформирования нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Согласно Методическим рекомендациям расчет затрат осуществляется на основе калькуляционных единиц.

Калькуляционные единицы - показатели, характеризующие объекты калькуляции, к которым относятся:

- натуральные  единицы объекта (продукта) без учета  его качества;

- натуральные  единицы объекта (продукта) с учетом  его качественных параметров;

- условно-натуральные  единицы;

- условные  единицы;

- стоимостные  единицы;

- единицы  времени;

- единицы  работ;

- эксплуатационные  единицы.

Калькуляция - результат калькулирования, т.е. расчетные процедуры по определению затрат организации, приходящихся на единицу произведенной продукции (работ, услуг).

От структуры калькуляции непосредственно зависят методы и порядок учета, степень раскрытия затрат на производство, система плановых расчетов и характеристика получаемой при этом информации о себестоимости продукции (работ, услуг).

Калькуляция — способ группировки затрат, их обобщения, исчисления себестоимости объектов учета. По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают плановые, нормативные и отчетные калькуляции.

В зависимости от назначения различают следующие виды калькуляций: плановую; сметную; нормативную; проектную; отчетную; хозрасчетную.

Плановую калькуляцию составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполнения работ на плановый период (год, квартал).

Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов.

Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности новых проектов, ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.

Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что плановую, но включают некоторые не предусмотренные обоснованные потери и расходы.

Хозрасчетную калькуляцию разрабатывают на продукцию подразделений предприятия только по тем статьям, на которые они оказывают влияние.

По охватываемому периоду калькуляции делятся на: месячные; квартальные; годовые. Наиболее применяемыми являются квартальные и годовые калькуляции.

Они могут составляться по укрупненным показателям, только по установленной номенклатуре статей в денежном измерении. Калькуляции могут быть и детализированными, когда наряду с денежными измерителями применяются и натуральные измерители.

Учет производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции обособлены в составе бухгалтерского управленческого (производственного) учета. Калькулирование себестоимости продукции и услуг является главной целью управленческого учета. Его информация используется менеджерами, ответственными за достижение конкретных производственных показателей, для установления продажных цен, оценки запасов, исчисления прибыли.

Организация учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) предполагает:

- экономическое  обоснование классификации затрат  и их группировки для исчисления  себестоимости продукции (работ, услуг);

- определение  круга затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), и четкое  разграничение их между производственной  и полной (коммерческой) себестоимостью;

- разработку  и обоснование методов стоимостной  оценки каждого элемента затрат, распределение их между законченной  продукцией и незавершенным производством, распределение косвенных расходов, определение объема калькулируемой  продукции (работ, услуг), их объемов  и калькуляционных единиц, установление  периодичности (сроков) калькулирования;

- распределение  затрат между сопряженными видами  продукции и обоснование оценки  побочной продукции;

- построение  калькуляционных листов и исчисление  себестоимости продукции (работ, услуг).

 

 

 

 

Финансовые ресурсы предприятия: определение, источники получения.

 

 

 

 

В результате производства и реализации товаров (услуг) формируются финансовые ресурсы предприятия, обеспечивающие кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с учреждениями финансово-кредитной системы.

Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям. Значимость финансовых ресурсов обусловлена еще и тем, что преобладающая их часть создается предприятиями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики. В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

 

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов предприятия относятся:

  • финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;
  • финансирование административно-организационных мероприятий;
  • инвестирование средств в основное производство;
  • финансовые вложения;
  • формирование резервов.

 

 

 

Понятие и функции маркетинга.

 

Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.

Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15 – 20 лет он проник и начал активно использоваться и развиваться во многих странах мира.Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:

а) возросший уровень жизни;

б) увеличение части располагаемого дохода;

в) повышение качества предоставляемых услуг социальной сферы;

г) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности);

д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

В связи с этим предприниматели начинают исследовать данные факторы с целью совершенствования своих товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.

Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.

В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.

Информация о работе Калькуляция себестоимости продукции: понятие, сущность, виды