Малые предприятия: понятие и значение для экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В сфере экономики СМП функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30 – 50%. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, удовлетворяющие всем следующим критериям: 1. Доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. 2. Доля участия в уставном капитале одного или нескольких юр. лиц не превышает 25%. 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает: а) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел. б) в с/х, научно-технической сфере – 60 чел. в) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.

Вложенные файлы: 1 файл

Uchet_na_predpriyatiyah_malogo_biznesa._SHpargalka. (1).doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)
  1. Малые предприятия: понятие и значение для экономики.

В сфере экономики  СМП функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Малое предпринимательство предоставляет  до 70% рабочих мест, а доля его  участия в ВВП оценивается  в 30 – 50%. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, удовлетворяющие всем следующим критериям: 1. Доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. 2. Доля участия в уставном капитале одного или нескольких юр. лиц не превышает 25%. 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает: а) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел. б) в с/х, научно-технической сфере – 60 чел. в) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел. В остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 чел. Субъектами малого предпринимательства признаются также физические лица – индивидуальные предприниматели. Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

 

  1. Система нормативного регулирования деятельности малых предприятий. Субъекты МП обязаны соблюдать ведение кассовых операций, порядок учета ОС и НМА. Деятельность МП регулируется со стороны налогового законодательства, которое включает НК и принятые в его развитие ФЗ о налогах и сборах. При этом на ряду с ФЗ могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы. Совокупность налогов и сборов устанавливается НК и подлежит к уплате организациями всех форм собственности и физ. лицам.  В соответствии со ст.18 НК специальным налоговым режимом, отличным от обычной системы н/о, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов течении определенного периода. Спец. режимы: УСН; система н/о в свободных экономических зонах; система н/о при выполнении соглашения о разделении продукции; система н/о для сельхоз. товаропроизводителей; система н/о в виде ЕНВД. К специальным налоговым режимам отнесена УСОН, ориентированная на развитие МП-ва в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Деятельность субъектов МП во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие МП не возможно. У гос. поддержки существует широкая нормативная база, основой которой явл. ФЗ 209. в соответствии с 209-ФЗ приняты постановления правительства о поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты и программы о поддержке МП существуют на региональном и местном уровнях. В своей деятельности субъекты МП руководствуются гражданским законодательством о налогах и сборах. Методологическое руководство бух. учетом и отчетностью осуществляет Минфин, но он не обладает полномочиями по  разъяснению налогового законодательства, т.к. его основная задача – выработка единых подходов к отражению фактов хоз. деятельности на счетах БУ. Законодательство о БУ состоит из з-на «О БУ», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, др. федеральных законов, указов президента, постановлений правительства. Обязанность ведения БУ не зависит от применяемого организацией режима н/о, исключения составляют ИП, которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном НК РФ.

 

  1. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства. К особенностям функционирования субъектов МП можно отнести: гос. поддержку МП; основные виды деятельности МП; виды посреднических договоров. Государственная поддержка субъектов МП осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Основными принципами поддержки субъектов малого  и среднего бизнеса являются: 1. Заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки. 2. Доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов бизнеса. 3. оказание поддержки в соблюдении требований, установленных законом «О защите конкуренции». 4. Открытость процедур оказания поддержки. Поддержка не может оказываться кредитным, страховым организациям, инвестиционным фондам. Предпринимательская деятельность классифицируется по признакам: 1. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной (собственность принадлежит одному физ. лицу) и коллективной (собственность принадлежит нескольким субъектам с определением доли (долевая собственность) или без (совместная собственность). 2. По организационно-правовым формам различают товарищества, общества, кооперативы. 3. По виду или назначению предприятия деятельность может быть производственной, финансовой, коммерческой.  Ведущим видом должна стать производственная деятельность. Основным видом деятельности МП является розничная торговля. Осуществляется через магазины, палатки, лотки. Виды посреднических договоров: дог. комиссии, поручения, агентирования. По договору комиссии посредник комиссионер действует только от своего имени при заключении сделок с 3-ми лицами, т.е. предметом договора комиссии явл. узкий круг юридических действий, а именно, заключение сделок. По договору поручения посредник поверенный действует только от имени доверителя и совершает определенные  юр. действия. По договору агентирования посредник агент в своей деятельности имеет возможность действовать как от своего имени, так и от имени принципала при совершении как юридических, так и фактических действий.

 

  1. организация бухгалтерского учета на малом предприятии. Основные правила ведения БУ определены ФЗ «О БУ» и положением по ведению БУ и БО в РФ: 1. Обязательность двойной записи на счетах. 2. Учет ведется в рублях, на русском языке. 3. В БУ текущие затраты на производство осущ. раздельно от затрат на капитальные и финансовые вложения. 4. Обязательное документирование хоз. операций. 5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, используются учетные регистры, содержание которых коммерческая тайна. 6. Объекты подлежат оценке в денежном выражении. 7. Обяз. проведение инвентаризации имущества и обязательств. 8. Для ведения БУ формируется учетная политика в соответствии с требованиями и допущениями. Допущения: 1. неправильность деятельности. 2. имущественная обособленность.  Требования: полноты (полное отражение в учете всех хоз. операций); своевременности (активы учитываются по наименьшей оценке, пассивы по наибольшей, создаются резервы, Д20 К96 – затраты на ремонт, отпуска); осмотрительности (осторожности); приоритет содержания перед формой; рациональность (вести рациональный БУ). Международные принципы. 1. Метод начисления равен временной определенности фактов. 2. непрерывной деятельности. 3. принцип консерватизма равен принципу осмотрительности.

 

  1. методологические элементы учетной политики.

В соответствии с ПБУ 1/2008 учетная политика – это совокупность способов ведения организации БУ: а) первичного наблюдения; б) стоимостного измерения; в) текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности. При формировании учетной политики (УП) необходимо соблюдать требования и допущения: имущественные особенности (наше на балансе, чужое на забалансе); непрерывность деятельности (п/п не собирается ликвидироваться, все обязанности будут выполняться); последовательность применения в УП (что было, то остается); временное определение фактов хоз. деятельности (разрывы в момент оплаты и прихода (принцип начисления)). Требования: 1. полноты (полное отражение в учете всех хоз. операций). 2. осмотрительность (активы учитываются по наименьшей оценке, пассивы по наибольшей, создаются резервы, Д20 К96 – затраты на ремонт, отпуска). 3. приоритет содержания перед формой. 4. требования непротиворечивости (сумма всех по аналитическому учету = сумме одного по синтетическому). 5. рациональности (вести рациональный БУ). Первая УП должна быть составлена в течении 90 дней с момента регистрации. На формирование и выбор УП влияют факторы: 1. форма собственности, организационно-правовая форма (план счетов). 2. отраслевая принадлежность или вид деятельности (разные счета списания). 3. объем деятельности, среднесписочная численность рабочих (разная структура бухгалтерии). 4. соотношение систе6мы н/о. 5. возможность самостоятельных принятий решений (в условиях рынка) по целесообразности выбору партнеров. 6. стратегии финансово-хоз. развития. 7. начисление материальной базы. 8. уровень квалификации бухгалтерских кадров. В составе УП утверждают: а) рабочий план счетов БУ; б) формы первичных документов, по которым отсутствуют типовые формы, а также формы документов для внутренней БО; в) порядок проведения инвентаризации и метода оценки видов имущества и обязательств; г) правила документооборота и технология обработки учетной информации; д) порядок контроля за хоз. операциями. УП предполагает целостность системы БУ и охватывает все ее составляющие: методическую, техническую, организационную стороны. Методический аспект раскрывает сущность отдельных объектов учета: амортизация ОС и НМА; способы группировки и списания затрат на производство; система учета затрат на производство и калькулирование с/с продукции; способы распределения косвенных расходов между объектами калькулирования; учет выпуска ГП; оценка незавершенного производства; учет затрат на ремонт ОС.  Технический аспект предусматривает инструменты реализации методического аспекта, включающие разработку и утверждение: рабочего плана счетов; формы первич. документов; формы документов для внутренней отчетности; формы БУ, порядка проведения инвентаризации, методов оценки отдельных видов имущества и обязательств. Организационный аспект включает выбор организационной формы построения и структуры бухгалтерии, ее место в системе управления организации и взаимодействие с другими службами, состав и соподчинение отдельных подразделений и работников.

6.   Классификация  элементов УП, способы ее формирования. Согласно п. 2 положения по БУ «УП организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н под УП организации понимается принятая ею совокупность способов ведения БУ. На практике, зачастую, возникает вопрос: какие способы ведения БУ должны находить отражение в УП? Для этого необходимо знать и уметь выделять три составляющих части учетной политики:

  • методологическую;
  • методическую;
  • организационную.

Методологическая  часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения БУ.  Например, способ списания сырья и материалов в производство (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость, себестоимость единицы запасов) может оказывать влияние сразу на целую группу показателей БО: оценку остатка сырья и материалов в ББ, величину незавершенного производства, себестоимость продукции и, как следствие, финансовый результата.

7. Разработка форм бухгалтерской  отчетности

В формах бухгалтерской  отчетности приводятся данные по предусмотренным  в них показателям.

В случае незаполнения той  или иной статьи (строки, графы) типовой  формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении  малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом малое предприятие  имеет право представлять формы  бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

При составлении бухгалтерской  отчетности следует руководствоваться  Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

 

8 Бухгалтерская  отчетность субъектов малого  предпринимательства В состав годовой бухгалтерской отчетности входит:

1. Бухгалтерский баланс – форма 1,

2. Отчет о прибылях  и убытках – форма 2,

3. Приложения:

- Отчет о движении  капитала – форма 3,

- Отчет о движении  денежных средств – форма 4,

- Приложение к бухгалтерскому  балансу – форма 5,

- Пояснительная записка. 

4. Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией – форма 2-2 и Справка об остатках средств, которые в данный момент утратили силу. Данные формы предоставляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В соответствии с ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчетность может представляться в сокращенном варианте. Субъекты малого предпринимательства не представляют: отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Однако субъекты малого предпринимательства, которые обязаны проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, годовую бухгалтерскую отчетность представляют в полном объеме.

Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98).

Годовая бухгалтерская  отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

    1. 9  Принципы построения рабочего плана счетов малого предприятия. Компании самостоятельно, исходя из потребностей и разнообразия хозяйственных операций и событий, осуществляют  построение плана счетов. При этом необходимо учитывать, что существуют 2 подхода к тому, как д.б. организован РПС относительно форм БО. 1 подход: РПС должен непосредственно формировать данные БО. 2 подход: Показатели БО должны формироваться путем определенной перегруппировки данных РПС. Выбор конкретного способа организации РПС производится на основании профессионального суждения главного бухгалтера. СМП при разработке РПС необходимо стремиться к снижению количества перегруппировок бухгалтерских данных, отражённых на счетах, которые могут происходить при подготовке БО. При построении   рабочего   плана   счетов  применяются основные  принципы   построения  Концептуально плана   счетов : 1.  план   счетов  должен обеспечить простое  построение  основных финансовых отчетов; 2.  план   счетов  должен быть гибким, для возможности его расширения в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании; 3.  план   счетов  должен обеспечить достаточную детализацию для  построения  основных финансовых и управленческих отчетов. План   счетов  строится таким образом, что позволяет упорядочить  счета  по определенному  принципу, что позволяет легко составлять финансовую отчетность.  Принцип  составления и предоставления финансовых отчетов сохраняется и в  рабочем   плане   счетов. При таком  построении  плана счетов представление о балансе и отчете о прибылях и убытках компании можно будет получить сразу после распечатки оборотно-сальдовой ведомости или пробного баланса. Счета могут быть двух-, трех, четырех- и т.д. -значные. При разработке РПС целесообразно придерживаться следующей последовательности действий: 1. Рассматривается вся совокупность синтетических счетов типового ПС и оценивается необходимость наличия каждого из них у организации. 2. Анализируется целесообразность объединения некоторых используемых счетов в один в рамках, предусмотренных приказом 64н. 3. Выявляются наиболее важные информационные разрезы с целью выделения необходимых субсчетов. 4. Определяются дополнительные информационные потребности, которые будут реализованы в аналитическом учете.

Информация о работе Малые предприятия: понятие и значение для экономики