Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 05:01, курсовая работа

Краткое описание

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЭП малый бизнес.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

       Введение. 

       Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.

       С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

       С другой стороны, в последнее время наблюдается небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

       В виду того, что развитие малого и  среднего бизнеса является одним  из условий перехода России к полноценным  рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

       Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

       В свое время Ленин пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обреченных на гибель «мелких хозяйничках», которые только «развращают пролетариат» и «не  могут быть двигателями нового» (10. – 41, С. 27; 38, С. 133)  Но «хозяинички» оказались важными и полезными элементами для растущих систем.

       Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические  особенности, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и найти пути их решения.

       В первой главе работы я предлагаю  дать определение малому и среднему бизнесу, рассмотреть организационно-правовые формы предприятий и ознакомиться с особенностями и преимуществами предприятий малого и среднего бизнеса. Во второй главе проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в России. В третьей главе данной работы рассмотреть пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса.

  1. Определение малого и среднего бизнеса. Основные черты и преимущества малого предпринимательства.
 
    1.   Понятие малого и среднего бизнеса.
 

       Одной из популярных в 80-х годах в США  была книга Нейзбитта “Megatrends”. В  ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период».

       Западные  экономисты определяют предпринимательство  как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем .

       Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве  особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

              Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям:    «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

       С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный  закон от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

       Сравним положения старого и нового Законов  о малом бизнесе.

       Положения Закона N 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

       внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий);

  • физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

       Ранее к субъектам малого предпринимательства относились только коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

       Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.

       Установлены следующие условия отнесения  к субъектам малого и среднего предпринимательства:

       1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона N 88-ФЗ;

       2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

       а) от 101 до 250 человек включительно - для  средних предприятий;

       б) до 100 человек включительно - для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

       Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

       Ранее численность субъектов малого предприятия  варьировала в зависимости от вида деятельности;

       3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета НДС  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

       Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

       Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

       Предельные  значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости  активов устанавливаются начиная  с 1 января 2010 г., Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с  учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, до 2010 г. данный критерий не применяется. Это новый критерий. В прежнем Законе он отсутствовал, но о его необходимости говорилось неоднократно. В большинстве стран мира, где развита государственная поддержка малого бизнеса, такой критерий предусмотрен.

       Распределение субъектов малого или среднего предпринимательства  по категориям происходит в соответствии с наибольшим по значению условием максимальной численности, выручки или балансовой стоимости активов. Изменение категории субъекта возможно только в случае, если предельные значения указанных условий выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

       Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные законом. 

    1.2. Организационно-правовые  формы предприятия. 

       Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных  Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

  • Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
  • Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
  • Органы местного самоуправления;
  • Общественные объединения (организации);
  • Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
  • Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.

        Первая  часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет  законное право на существование  следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности (1. – ч. 2. ст. 50):

  • Полное товарищество;
  • Товарищество на вере;
  • Общество с ограниченной ответственностью;
  • Общество с дополнительной ответственностью;
  • Производственный кооператив;
  • Акционерное общество;

       Рассмотрим  вышеуказанные формы подробнее.

       В целом необходимо отметить, что  хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (1. – ч. 2. ст. 66).

       Участники обществ и товариществ имеют  право на получение информации о  деятельности этих организаций и  несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну (1. – ч. 2. ст. 67)

       Основное  различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

       Другое  существенное различие состоит в  том, что участники обществ несут  лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники  товариществ – ограниченную ответственность  по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).

Информация о работе Малый бизнес