Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 05:01, курсовая работа
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
Введение.
Для
современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время наблюдается небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В свое время Ленин пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обреченных на гибель «мелких хозяйничках», которые только «развращают пролетариат» и «не могут быть двигателями нового» (10. – 41, С. 27; 38, С. 133) Но «хозяинички» оказались важными и полезными элементами для растущих систем.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и найти пути их решения.
В
первой главе работы я предлагаю
дать определение малому и среднему
бизнесу, рассмотреть организационно-
Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период».
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем .
Отечественные
психологи усматривают в
Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям: «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Сравним положения старого и нового Законов о малом бизнесе.
Положения Закона N 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
внесенные
в единый государственный реестр
юридических лиц
Ранее к субъектам малого предпринимательства относились только коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.
Установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
1)
для юридических лиц - суммарная
доля участия Российской
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Ранее численность субъектов малого предприятия варьировала в зависимости от вида деятельности;
3)
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета НДС
или балансовая стоимость
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Предельные
значения выручки от реализации товаров
(работ, услуг) и балансовой стоимости
активов устанавливаются
Распределение субъектов малого или среднего предпринимательства по категориям происходит в соответствии с наибольшим по значению условием максимальной численности, выручки или балансовой стоимости активов. Изменение категории субъекта возможно только в случае, если предельные значения указанных условий выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь
созданные организации или вновь зарегистрированные
индивидуальные предприниматели и крестьянские
(фермерские) хозяйства в течение того
года, в котором они зарегистрированы,
могут быть отнесены к субъектам малого
и среднего предпринимательства, если
их показатели средней численности работников,
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) или балансовой стоимости активов
(остаточной стоимости основных средств
и нематериальных активов) за период, прошедший
со дня их государственной регистрации,
не превышают предельные значения, установленные
законом.
1.2.
Организационно-правовые
формы предприятия.
Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности (1. – ч. 2. ст. 50):
Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее.
В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (1. – ч. 2. ст. 66).
Участники обществ и товариществ имеют право на получение информации о деятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну (1. – ч. 2. ст. 67)
Основное различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.
Другое существенное различие состоит в том, что участники обществ несут лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники товариществ – ограниченную ответственность по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).