Мировые тенденции экономического развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 06:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономист обязан точно и четко обозначить (хотя бы для себя), где в экономических понятиях мы имеем дело с собственно экономической «материей», а где начинается ее подмена политиканствующей идеологией. В частности, недопустимо отождествление таких понятий, как «рынок» и «демократия», «частная собственность» и «плюрализм». В таких построениях смешивается два качественно разных уровня предмета реальной жизни, далеких один от другого и не связанных между собой. В Древнем Риме в условиях рабовладельческих отношений была предельно развита и классифицирована система отношений частной собственности и соответствующим образом закреплена в гражданском праве, ставшем классическим для современников в XIX в.

Содержание

Введение
Взаимоотношения государства и экономики в современной смешанной экономике
Современная мировая экономика – система смешанной экономики
Мировые тенденции экономического развития Казахстана
Предпосылки и теоретическая база смешанной экономики
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сем.раб№1.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение

Взаимоотношения государства и экономики в  современной смешанной экономике

Современная мировая  экономика – система смешанной экономики

Мировые тенденции  экономического развития Казахстана

Предпосылки и  теоретическая база смешанной экономики

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Экономист обязан точно  и четко обозначить (хотя бы для  себя), где в экономических понятиях мы имеем дело с собственно экономической «материей», а где начинается ее подмена политиканствующей идеологией. В частности, недопустимо отождествление таких понятий, как «рынок» и «демократия», «частная собственность» и «плюрализм». В таких построениях смешивается два качественно разных уровня предмета реальной жизни, далеких один от другого и не связанных между собой. В Древнем Риме в условиях рабовладельческих отношений была предельно развита и классифицирована система отношений частной собственности и соответствующим образом закреплена в гражданском праве, ставшем классическим для современников в XIX в. Но где «была» демократия? Другой более показательный пример (не будем приводить в качестве примера образ Пиночета – любимчика российских«либералов») – гитлеровская Германия, в которой никогда не ставились под сомнение принципы частной собственности. Что касается представлений Гитлера о демократии – это, кажется, известно всем, кто хотя бы минимально усвоил исторические знания о XX в.

Это – всего лишь иллюстрация к легкомысленным толкованиям того тезиса, что «частная собственность и рынок — это путь к демократии», вводящего в заблуждение множество людей. Профессиональный экономист не вправе заниматься такими упражнениями, он должен заниматься именно экономической разновидностью анализа независимо от того, какой политический строй существует в стране как объект его анализа и каким бы пристрастиям он ни был подвержен. Вполне возможны (и существуют) ситуации, когда при самой свирепой диктатуре и подавлении прав гражданина общество в целом имеет какой-то материальный достаток, удовлетворительную систему здравоохранения и физического воспитания, просвещения и т.д. В то же время множество фактов свидетельствует, что при полном признании принципа частной собственности часто народ прозябает в нищете, в обществе царят бесправие и произвол, господствуют бюрократия и местная олигархия. Это подтверждается и многими историческими фактами, и современной реальностью, и ничего противоестественного в этом не усматривается. Актуальность этой проблемы, анализу которой лучшие экономисты-теоретики всегда уделяли большое внимание, не исчезла вместе с исчезновением мировой экономической системы социализма. Будущее всегда таит неожиданности, а в условиях, когда система капитализма, экономические отношения которой ныне охватывают весь мир, показывает неспособность решать реально существующие социально-экономические проблемы большинства населения мира, трудно предполагать восходящее развитие этой системы отношений. Поэтому профессиональный экономист, прежде всего должен глубоко изучать не только теоретические и практические стороны действующих экономических систем, но и опыт альтернативных систем, в том числе на недавних примерах стран, подвергая анализу те их стороны, которые могли бы стать не только приемлемыми, но и перспективными, и выявлять те из них, которые оказались губительными и привели к роковому концу.

Взаимоотношения государства и экономики в современной смешанной экономике

Современный период жизни  западного общества характеризуется как смешанная экономика. Ее возникновение было подготовлено всем ходом развития экономики предыдущего этапа – экономики индустриального типа. Нарастающие процессы концентрации приводят к созданию транснациональных компаний, оперирующих в глобальных масштабах. Милитаризация экономики и создание мощного ВПК, в котором концентрируется подавляющая часть научно-технических ресурсов, значительная часть квалифицированного труда и финансовых ресурсов отражает возросшую роль государственного сектора в экономике. Углубляется международное разделение труда и создаются обширные интеграционные группировки. Эти процессы подготовили необходимую материальную почву для более активного участия государства в развитии ключевых отраслей промышленности, создании производственной инфраструктуры.

Одновременно возрастала роль социальной сферы - образования, здравоохранения, что также вызывало необходимость государственного регулирования развития этой сферы. Неравномерное распределение доходов в обществе еще более усиливало эту необходимость.

Характерной особенностью этого периода является изменение  роли человеческого фактора в  экономике, возрастает роль его творческих способностей, квалификации, предприимчивости. Устанавливается своеобразное равновесие сил различных социальных групп, представленных в обществе, которые посредством представительной демократии получили возможность выдвигать и отстаивать свои экономические интересы.

В этих условиях государство  способствует достижению общественного  компромисса, смягчения и снятия социальных противоречий, что находит  свое проявление и в экономических  функциях государства.

Современная смешанная  экономика характеризуется следующими чертами:

  • органическое сосуществование крупной монополистической и корпоративной собственности, государственной, мелкой частной и других видов собственности. Это сосуществование обеспечивают созданная высокоразвитая технологическая и производственно-техническая база экономики, функционирующие развитые институциональные и социальные структуры;
  • экономика носит социально-рыночный характер. С одной стороны, здесь сохраняется простор для действия рыночных механизмов, конкуренции, стремления к прибыли, предприимчивости. С другой стороны, существует значительный сектор нерыночных услуг, где государство берет на себя заботу о развитии фундаментальной науки, охране окружающей среды, социальной поддержке детей, больных, инвалидов, развитии образования, здравоохранения, культуры;
  • прогрессирует процесс экологизации экономики, предполагающий относительное уменьшение объема природных ресурсов, вовлекаемых в производство, сокращение вредных выбросов в окружающую среду, использование экологически безопасных технологий. Осуществляются национальные и международные меры по уменьшению теплового загрязнения планеты, мирового океана, предотвращению экологических катастроф и преодолению их последствий;
  • происходит ускоренное развитие интеграционных процессов, что привело к глобализации экономики, тесному партнерству стран в решении общих задач. Мировой рынок все в большей мере регулируется над национальными нормами и совместными ограничениями.

Все эти процессы, в  особенности прогрессирующая глобализация, с неизбежностью меняют роль государства в экономике.

Известно, что глобализация оказывает большое влияние на экономику всех стран, воздействуя  одновременно и положительно, и отрицательно. Существует мнение, что выигрывают, в основном, развитые страны, так называемые супердержавы, а остальной мир, в особенности периферийные государства, все более отдаляются от лидирующих государств по жизненным стандартам. Они становятся более уязвимыми от внешней среды и неспособны противостоять негативным последствиям глоболизации. Какой должна быть роль государств в деле защиты своих национальных экономик? Каких экономических стратегий они должны придерживаться, чтобы обеспечить собственную экономическую безопасность? По-видимому, в этих условиях роль государства еще более усиливается, однако, модифицируется ряд его экономических функций, изменяются формы, методы и направления его деятельности.

Экономическая история  отрицает детерминированность демократии отношениями собственности. Одно не следует автоматически за другим и непосредственно не связано. Попытки же увязать демократию с отношениями собственности всегда имели и имеют под собой задачи политико-идеологического характера.

Смешанная экономика – это совокупность разных исторически детерминированных форм собственности и их остаточных явлений, существующих в конкретной национально-государственной экономической системе. К ним относились (и относятся сегодня), помимо современных форм собственности, таких, как частнокапиталистические, включая акционерные, и общинная форма (общественные выпасы скота, водоемы и пр.), которая распространена и в развитых странах мира; индивидуальная и семейная, коллективная и т.п., сочетающиеся с первоначально-коммунистическими (дофеодальными), феодальными, классически капиталистическими, социалистическими и прочими формами, укладами и элементами как собственности, так и иных проявлений отношений собственности прошлых эпох. Всем этим формам и укладам свойственны высокая степень устойчивости, цепкости, консервации традиций. А само их сохранение вовсе не свидетельствует лишь об отсталости и консерватизме, определяющей чертой здесь выступает масштаб наличия прошлых остаточных форм собственности; они вполне мирно могут уживаться с современными формами капиталистических отношений и «встраиваться» в систему последних. Собственно, вся современная экономическая история стран Западной Европы и отчасти Северной Америки служит подтверждением такого позитивного сотрудничества самых разных укладов и форм собственности, когда государство не стремится насильственно «похоронить» их остаточные явления, начиная от общинной или дворянской (феодальной) собственности, равно как и мелкого ремесленнического труда, корни которого уходят в раннее средневековье, если не в рабовладение.

«Идеологические войны» со смешанной экономикой. Иная ситуация возникла в странах, ускоренно пытающихся реставрировать капитализм. Пришедшие к власти в ряде этих стран не особенно образованные представители из былого партийно-идеологического чиновничества, в том числе из «придворной» экономической науки, на протяжении целого ряда лет вели идеологические сражения с колхозами, крупными государственными предприятиями и т.д., полагая, что все эти «искусственные» образования якобы противоречат «духу капитализма» и соответственно требуется их «полное» насильственное уничтожение. Таким образом, новые идеологические построения оказали мощное давление на естественную трансформацию экономической системы в направлении практической конвергенции, когда в качественно новых условиях был предан забвению эволюционный путь реформирования. Реставрация в целом осуществилась, но с крупнейшими экономическими и социально-культурными, нравственными поражениями, с внедрением в экономическую систему ложных идеологических и политических постулатов, когда к той или иной форме собственности прочно прикрепился идеологический ярлык. Все это, к примеру, привело к одному странному явлению – в России оказалась «вымытой» кооперативная собственность, которая бурно развивалась в СССР со второй половины 80-х годов.

Современная мировая  экономика – система смешанной экономики

Более сложным представляется генезис самой собственности – ее эволюция на протяжении последних 200 лет: от доминирования государственной к частной форме собственности и от частной собственности – к смешанным и социализированным ее формам на всем протяжении прошлого столетия.

Конец XX в. оставил для грядущих поколений еще один результат – мировую экономическую систему, состоящую из национальных смешанных (многоукладных) экономик. После поворота в сторону капиталистической реставрации (трансформации) стран Восточной и Центральной Европы и всех без исключения новых стран, образовавшихся на обломках СССР, а также выбора Китаем модели рыночного социализма мировая экономическая система представляет собой совокупность национальных смешанных экономик. Это вовсе не означает, что все эти экономики однотипны, что к ним подходят одни и те же качественные характеристики. Разница между ними огромная, но их объединяет, тем не менее, нечто еще более важное, а именно: признание принципа частной собственности и соответственно законов рынка и конкуренции. Степень государственного регулирования при этом в каждой из этих стран разная, так же как и приоритетные методы и инструменты, используемые в процессе регулирования (модели). В одних странах (и не только в Китае) существует крупный государственный сектор в материальных отраслях национальной экономики, посредством которого осуществляются прямые и непосредственные формы государственного регулирования, прежде всего объемов инвестиций и их структуры. В других странах используются формы перераспределения национального дохода с целью обеспечить определенный уровень жизни для той части населения, которая без такой помощи со стороны общества не смогла бы достойно существовать. «5 смешанной экономике и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы «что», «как» и «для кого» для общества в целом. Экономические системы всех стран являются смешанными, хотя одни тяготеют больше к командным, в то время как другие опираются в основном на рыночные», - эта точка зрения стала своего рода аксиомой для профессиональных экономистов-ученых.

В экономике свободного рынка государство не играет никакой  роли в распределении ресурсов: «В экономике свободного рынка все  решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашними хозяйствами и предприятиями в процессе их взаимодействия на рынках, свободных от какого бы то ни было государственного вмешательства».

Теория А. Смита, явившаяся базой  почти всех концептуальных положений «свободного капитализма» и «либеральной экономики», уже с конца XIX – начала XX вв. стала давать «сбои», посылать своего рода сигналы в экономику, указывая на то, что капитализм свободной конкуренции уже не справляется с расширившимся кругом проблем экономического роста и усложнением действия факторов производства (производительных сил общества). «Несмотря на силу и элегантность аргументов Адама Смита, не существует чисто рыночных экономик... Государство вмешивается в деятельность рынков многими способами и по разным причинам. Почти все государства играют важную роль в решении, например, вопроса «для кого», обеспечивая едой тех, кто иначе бы умер от голода, а также в попытке решения таких общеэкономических проблем, как инфляция и безработица. Государство, как правило, производит некоторые товары и услуги (такие, как образование или национальная оборона) и регулирует деятельность многих рынков (контролируя, например, и цены на электричество, и качество мяса для гамбургеров). Налоги вводятся как для того, чтобы оплачивать государственные покупки, так и для того, чтобы влиять на функционирование рынка».

Это одна из иллюстраций, свидетельствующая  о заблуждении тех, кто убежден  в том, что «свободный капитализм»  может обходиться без государства  и без его регулирующего вмешательства в экономический процесс. В не меньшей степени нуждаются во властном регулировании мирохозяйственные процессы, усложнение которых приводит к трагическим сбоям институты частного регулирования, особенно потоков финансового капитала. Мы отмечали, что современная мировая экономика – это сложная система национальных экономик, связанных между собой экономическими, производственными, финансовыми, организационными и прочими взаимозависимостями, а сами национальные экономики – это смешанные экономики, где действуют свободные рынки. Но государство, играя важную роль, не влияет существенно на распределение ресурсов; соответственно классическая рыночная экономика – это типично капиталистическая экономика. Однако и социалистические экономические системы могут обладать хорошо функционирующими рынками, примерами которых могут быть Югославия (50-80-е годы), Венгрия и Китай, эмпирически доказавшие возможность успешного развития такой модели экономики. Они характеризуются следующими ключевыми особенностями:

Информация о работе Мировые тенденции экономического развития Казахстана