Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики
1.1. Организация (предприятие) – понятие и значение
1.2. Классификация по виду и характеру деятельности
1.3. Классификация по размерам предприятия
1.4. Классификация по формам собственности
1.5. Классификация по принадлежности капитала
1.6. Классификация по организационно-правовым формам собственности
1.7. Объединения предприятий
2. Расчетная часть
2.1 Расчет приведенных затрат на транспортировку металлошихты
2.2 Расчет приведенных затрат на производство литья
2.3 Расчет суммы приведенных затрат
2.4 Расчет валовой прибыли
2.5 Расчет чистой прибыли
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР Куканова.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Мытищинский машиностроительный колледж»

 

 

Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»

специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ФГБОУ СПО «ММК» КР. 080114

 

 

Выполнила:

студентка группы 23б-10

Куканова А. И.

Руководитель:

Алексеева Л. Р.

Нормоконтролер:

Свечникова В. П.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики

1.1. Организация (предприятие) – понятие  и значение

1.2. Классификация по виду  и характеру деятельности

1.3. Классификация по размерам  предприятия

1.4. Классификация по формам собственности

1.5. Классификация по принадлежности  капитала

1.6. Классификация по организационно-правовым  формам собственности

1.7. Объединения предприятий

2. Расчетная часть

2.1 Расчет приведенных  затрат на транспортировку металлошихты

2.2 Расчет приведенных затрат на производство литья

2.3 Расчет суммы приведенных  затрат

2.4 Расчет валовой прибыли

2.5 Расчет чистой прибыли

Заключение

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Здесь происходит инновационная и инвестиционная деятельность, принимаются меры по экономному использованию финансовых ресурсов. Тем не менее, любое предприятие является сложной системой, объединяющей производственные ресурсы.

В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поставленные задачи, возможно, выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики  предприятия.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, – складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Все вышесказанное и обусловило актуальность моего курсового исследования.

Главной целью курсовой работы на тему: «Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики» является ознакомление с основами предприятия в рыночной экономике.

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается общая характеристика организации (предприятия), его сущность, признаки, классификации, организационно-правовые формы собственности и т.д. Второй раздел посвящен определению оптимального варианта размещения завода «Центролит» по минимуму приведенных затрат на транспортировку сырья, производство отливок и доставку литья на машиностроительные заводы  и чистую прибыль, которую завод планирует получать в следующем году.

 

1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики

1.1. Организация (предприятие) – понятие  и значение

Основой любой экономической системы является производственная деятельность, т.е. производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.

Производство создает необходимую базу для потребления, непосредственно определяет его уровень и обеспечивает благосостояние, как отдельных работников, так и общества в целом.

В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.

Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.

В общем случае под определением предприятие подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

С этой позиции любое предприятие представляет собой организацию.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Представление о предприятии, как об организации позволяет сделать выводы о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. Т.е. предприятие – это социальная единица.

Чтобы считаться организацией (предприятием), трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:

  1. наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;
  2. наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного результата, к которому стремится данная организация);
  3. члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации разделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие (предпринимательские) – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие (непредпринимательские) – это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение  рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение  работ и оказание услуг, разработка  номенклатуры и ассортимента  адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность  предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность  предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ  хозяйственной деятельности и  т.п.);

7) послепродажный сервис  продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне  условий труда и жизни трудового  коллектива, создание социальной  инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

Предприятие, как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.

Первая стадия – создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.

На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства:

  1. избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;
  2. разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями;
  3. систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
  4. идти в ногу с потребностями рынка;
  5. своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.

Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.

Наименее жесткая альтернатива банкротству – реорганизация предприятия, цель которой – оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.

Информация о работе Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики