Основные проблемы макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

Макроэкономика— наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег»

Основные проблемы макроэкономики

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти  на микроэкономическом уровне: изучаемые  макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно  назвать:

-Экономический рост, экономические  циклы: Что такое экономический  рост? Как определить темпы экономического  роста? Какие факторы могут  влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет  на развитие рассматриваемой  страны?

Экономический рост определяют как  долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска  в научной литературе обычно относятся  к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для  теории экономического роста. В отличие  от экономического развития, экономический  рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно  связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности  рабочего дня и т. д.

Экономические циклы — циклические  изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой  активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).

-Безработица: Кто такие безработные?  Является ли безработица положительным  или губительным фактором для  экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные  уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

Безработица — социально-экономическое  явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

-Общий уровень цен: Что подразумевают  под общим уровнем цен? Как  изменения в ценовом уровне  влияют на состояние экономики?  Что такое инфляция? Какая инфляция  полезна, а какая вредна?

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

-Денежное обращение, уровень  ставки процента: Какова роль  денег в макроэкономике? Что влияет  на общую ставку процента и  на что она влияет в экономике?

Деньги — специфический товар, который является универсальным  эквивалентом стоимости других товаров  или услуг.

Процентная ставка— это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

-Государственный бюджет: Как государство  регулирует свои доходы и расходы?  Как зависят такие критерии  как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

Государственный бюджет — важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

-Торговый баланс: Как страна  осуществляет международную торговлю  с другими странами? Как изменения  в экспорте и импорте влияют  на валютный курс, развитие рассматриваемой  страны, состояние мировой экономики?

Внешнеторговый баланс страны́  — соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных  в течение определённого промежутка времени (например, за один календарный  год). Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам  и по группам государств.

 

 

 

 

 

 

 

История макроэкономической мысли

Макроэкономика как наука зародилась относительно недавно. До 30-х годов  двадцатого века самого термина «макроэкономика» просто не существовало как такового. С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и  позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики. Несмотря на это, ещё с более ранних времен развивались все новые и новые макроэкономические идеи, объясняющие поведение экономики, причины, по которым стоит или нет использовать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике и другие факторы. Некоторые из них противоречили друг другу. Таким образом, появилось немало сторонников разных макроэкономических идей; появились целые школы макроэкономической мысли.

Ранние представления о макроэкономике

От меркантилизма до марксизма

 Карл Маркс

Несмотря на относительную молодость  макроэкономики, изучение экономики  на макроуровне началось задолго до «Кейнсианской революции».

 Жан Батист Кольбер

В XV веке зародился меркантилизм, первая экономическая школа, на развитие которой  особо заметно повлияли Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд, Томас Ман, Жан Батист Кольбер. Обсуждались такие проблемы, как увеличение денежного обеспечения путем вмешательства законодательной власти в экономику, поддержка торгового баланса (за счет поддержки экспорта произведенных в данной стране товаров и ограничения импорта); большое внимание меркантилисты уделяли сфере денежного обращения.

В середине XVIII века образуется школа  физиократов (Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго, Виктор Мирабо и Пьер Поль Мерсье де Ла Ривьер). Развивая свои идеи, физиократы основывались на главенствующей роли сельского хозяйства. Так, одна из самых ранних и известных экономических моделей, таблица Кенэ, объясняет обращение «чистого продукта» только с точки зрения сельского производства, подразделяя все общество на производительный, «бесплодный» классы и на собственников.

В XIX веке зарождаются марксизм и  марксистская политическая экономия, основателями которых являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Экономическое учение Маркса значительно повлияло на развитие макроэкономической теории. Вводятся и активно развиваются новые понятия, такие как прибавочная стоимость, производственные отношения, простое и расширенное воспроизводство.

Австрийская школа

 Ойген фон Бём-Баверк

Основная статья: Австрийская школа

Представители австрийской экономической  школы, зародившейся в конце XIX века, подчеркивают роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). При изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла, австрийцы делают акцент на гетерогенность и временную структуру капитала.

Основными представителями австрийcкой школы считаются Карл Менгер, Ойген фон Бём-Баверк, Людвиг фон Мизес. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

Классическая школа

Основная статья: Классическая политическая экономия

 

 …Великая депрессия пошатнула  веру в классическую, «автоматическую»  экономику

 

Сторонников «автоматизированной  экономики» считают приверженцами  классической или неоклассической  макроэкономической мысли. Данная школа  была основана ещё в семнадцатом  веке. В конце XVIII века начинается некий  второй этап развития классической экономической  теории. Данный период ознаменован  значительным влиянием Адама Смита  и его «принципа невидимой  руки». Появляются гипотезы о вечной стабильности экономики, зарождается  теория «laissez-faire», которая гласит, что на всех рынках действует совершенная конкуренция, все цены регулярно изменяются в зависимости от состояний спроса и предложения, рынок способен самостоятельно прийти в равновесие. В девятнадцатом веке приходят такие экономисты как Давид Рикардо и Томас Мальтус. Именно в этот период было сформулировано предположение о том, что в макроэкономике не может быть дисбаланса совокупных спроса и предложения, поскольку последнее «само порождает совокупный спрос». Данное утверждение было сделано выдающимся французским экономистом Жаном Батистом Сэем и было названо Законом Сэя.

 

Для сторонников классической модели основной проблемой в экономике  является ограниченность ресурсов, для  них не существует разницы между  краткосрочным и долгосрочным экономическими периодами. Данная модель фактически перестала работать к началу XX века, когда во времена Второй мировой войны и Великой депрессии 1930-х годов, мировая экономика была не в состоянии оправиться самостоятельно. Основными представителями классической макроэкономической мысли также являются Альфред Маршалл, Артур Пигу, и другие

«Кейнсианская революция» и зарождение современной макроэкономики

 Бен Бернанке — один из ключевых представителей Кейнсианской школы

 Грегори Мэнкью

Основная статья: Кейнсианство

Кейнсианская экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, когда он опубликовал свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». К этому времени Великая Депрессия пошатнула веру в классическую, «автоматическую» экономику. Кейнс, исходя из своих исследований, опыта Первая мировая война и Великой Депрессии 1929—1933 годов, пришёл к заключениям, практически полностью опровергавшим идеи классицизма. Во-первых он показал, что на рынке не может оперировать только совершенная конкуренция. Во-вторых, Кейнс предположил, что в краткосрочном периоде цены могут «залипать», то есть не меняться в течение небольшого промежутка времени. Для представителя кейнсианской мысли экономика может быть нестабильной: Кейнс был уверен, что в определенных ситуациях рынок не в состоянии поддержать себя сам; иногда государство должно вмешиваться в экономику, чтобы устранить «неполадки». Таким образом, Кейнс был сторонником смешанной экономической системы.

Вскоре появилось большое количество последователей экономической теории Кейнса. Зарождаются так называемые неокейнсианство и «новое кейнсианство» во второй половине двадцатого века, цель которых — «вписать кейнсианство в стандарты современного экономического анализа» и найти связь с более ранними, неоклассическими идеями. Популярность кейнсианской макроэкономической школы значительно возросла во время мирового финансового кризиса, начавшегося в 2007 году. Основными сторонниками данной школы можно назвать также Уильяма Филипса, Бена Бернанке, Джеймса Тобина и Грегори Мэнкью.

Вторая половина XX века

Монетаризм

Основная статья: Монетаризм

Монетаризм зарождается в шестидесятые годы двадцатого века. Данная школа  основывается на том, что предложение  денег в экономике является главным  критерием её развития. Монетаристы считают, что согласно монетарному правилу, экономика всегда стабильна и функционирует на полном уровне занятости ресурсов, если предложение денег меняется с постоянной скоростью. Также, для приверженцев монетаристской школы долгосрочный период в экономике играет большую роль, чем краткосрочный. Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) была сформулирована Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.

Монетаристы часто спорят с «кейнсианцами» по поводу эффективности проведения монетарной и фискальных политик. Последние верят в то, что спрос на деньги крайне чувствителен к равновесной ставке процента, из-за чего увеличение предложения денег не сильно помогает увеличить объём совокупного выпуска; представители кейнсианской мысли полагают, что фискальная политика намного эффективней монетарной. Монетаристы же, наоборот, верят в эффективность монетарной политики и сомневаются в эффективности фискальной политики, считая, что, наоборот, денежный спрос крайне нечувствителен к ставке процента. Для проведения фискальной политики нередко требуется увеличить размеры государственных закупок товаров и услуг. Для этого государству нужны средства: возрастает спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента. Монетаристы полагают, что последнее приведет к резкому снижению частных инвестиций в экономику, что, в свою очередь, значительно замедлит увеличение совокупного предложения. Подобный эффект называется эффектом вытеснения частных инвестиций (англ. Crowding-out Effect). Таким образом, для монетаристов фискальная политика неэффективна. Монетаристами считаются такие известные экономисты как Милтон Фридман и Эдмунд Фелпс

Теории рациональных ожиданий

1970-е: новая классическая макроэкономика

Основная статья: Теория рациональных ожиданий

Появилась она в 1970-е годы благодаря  американскому экономисту Роберту Лукасу. Одним из ключевых представителей школы рациональных ожиданий является также Томас Сарджент. Идеи «новых классиков» в большинстве своем основываются на принципах асимметричности информации и рациональности макроэкономических агентов: качество предоставляемой экономической информации является основным критерием поведения экономики в целом. Таким образом, сторонники данной школы предполагают, что если все экономические агенты рациональны в своем поведении, если им предоставляется идеальная информация, то экономика не может быть нестабильной. Также считается, что поскольку люди ведут себя рационально, они не могут «совершить одну и ту же ошибку дважды», то есть способны быстро адаптироваться к любой экономической ситуации. В итоге, все агенты способны прогнозировать то, что может произойти, если государство будет использовать одни и те же методы стабилизации экономики.

Конец ХХ века: новое кейнсианство

Данная экономическая школа  представляет собой ответвление  кейнсианства. Основывается она в 1991 году благодаря трудам таких влиятельных  экономистов, как Грегори Мэнкью, Дэвид Ромер, Оливер Бланшар и Стэнли Фишер. Мэнкью и Ромер также, в этом же году, выпустили в двух томах книгу «Новая кейнсианская экономика» (eng. «New Keynesian Economics»).

Информация о работе Основные проблемы макроэкономики