Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 08:07, отчет по практике
Анализ торгово-производственной деятельности предприятия.
Характеристика предприятия.
Сегментация рынка по товарам, потребителям, конкурентам
Анализ торгово-производственной деятельности предприятия. Характеристика предприятия. Сегментация рынка по товарам, потребителям, конкурентам Предприятие ООО «Клермон» находится по адресу ул. Ресторан находится в г. Ресторан осуществляет Директором ресторана является В состав функциональных групп Помимо основных Для обработки яиц Все выше перечисленные Что касается Из производственного Холодный цех оснащен В цехах, как правило, Торговый зал оформлен в Таким образом, подводя итого |
||
Организация снабжения продуктами, сырьём, полуфабрикатами, предметами материально-технического оснащения На основании полученного от При приемке со склада При приемке партии кулинарной целостности потребительской и наличия марочных этикеток ( количество транспортной тары; соответствие фактической Кроме всего, должны На объекты общественного продовольственное сырье и мясо и субпродукты всех видов рыбу, раков, непотрошеную птицу (кроме яйца с загрязненной скорлупой, консервы с нарушением крупу, муку, сухофрукты и грибы несъедобные, пищевые продукты с истекшими продукцию домашнего особо скоропортящиеся Продукты хранятся согласно Сырье и готовые продукты При хранении пищевых Продукты без упаковки Особо скоропортящиеся Холодильные камеры для Мороженое мясо хранят на Птицу мороженную хранят в Рыбу мороженную (филе рыбную) Сметану, творог хранят в Масло сливочное хранят в Крупные сыры хранят без тары Мелкие сыры хранят в Готовые мясопродукты (колбасы, сардельки и т.п.) хранят в Яйцо в коробках хранят на Крупу и муку хранят в мешках штабелях на расстоянии до Макаронные изделия, сахар, Чай и кофе хранят на Хлеб хранят на специальных Картофель и корнеплоды хранят Замороженные овощи, плоды, Маркировочные ярлыки каждого |
||
Организация производства. Организация торговой деятельности и обслуживание потребителей Одной из основных задач Совокупность полезных свойств энергии, высвободившейся из Органолептические показатели ( Безопасность - это отсутствие Качество кулинарной продукции маркетинг; проектирование и разработка планирование и разработка материально-техническое производство продукции; контроль качества (проверка); упаковка, транспортирование, реализация; утилизация отходов.
Маркетинг это предвидение, Проектирование и разработка Планирование и разработка Материально техническое снабжение Производство продукции 1) обработки сырья и 2) приготовления блюд и 3) подготовки блюд к Многие блюда, Изложенные в рецептурах приготовления блюд и Требования Сборника по рекомендательным. Кроме Сборника рецептур блюд Сборник технологических карт Использование определенного Одним из важнейших этапов Операционный контроль Выходной контроль проверка Качество кулинарной продукции, Благодаря правильной упаковке, Тара и упаковочные материалы Транспортируют кулинарную Кулинарная продукция должна мере ее реализации. Не допускаются к реализации рыбы; соусы; омлеты; Каждая партия кулинарной удостоверение о качестве. При производстве и реализации действующими правилами. Утилизация отходов, чешуя используются при варке скота или уничтожаются. Отправку их на Продукция готовится партиями Размораживание мяса Субпродукты размораживают на Рыбу размораживают в холодной Салаты и винегреты заправляют Готовность изделий из мяса и Обработка яиц осуществляется Гарниры промываются только Ежедневно проводится оценка Для раздачи используется Бачки и ведра после удаления |
||
Обеспечение безопасности продукции (услуг) Лица, поступающие на работу, Личные медицинские книжки Работники объекта соблюдают оставляют верхнюю одежду, перед началом работы при посещении туалета снимают при появлении признаков сообщают обо всех случаях при изготовлении блюд, не курят и не принимают пищу В столовой имеется аптечка с Учащиеся учреждений, На предприятии для контроля Порядок и периодичность Номенклатура, объем и Условия труда работников В столовой созданы Санитарно-бытовое обеспечение Бытовые помещения (туалеты, При осуществлении В горячем цехе установлена Для предотвращения строго соблюдаются операции, связанные с все работы проводятся только Допустимые уровни шума и Общая продолжительность Для соблюдения работниками наличие на предприятии выполнение требований должное санитарное состояние организацию производственного необходимые условия для прием на работу лиц, имеющих наличие личных медицинских своевременное прохождение организацию курсовой выполнение постановлений, наличие санитарного журнала и ежедневное ведение условия труда работников в организацию регулярной исправную работу наличие достаточного проведение мероприятий по наличие аптечек для оказания организацию санитарно- обязательное использование на Ответственность за соблюдение Виновные в нарушении Кроме того, на предприятии Учебная материальная база, Ответственность за Контроль за своевременным и Работники, замещающие Перед проверкой знаний Для проверки знаний Работа комиссии организации Решение комиссии организации Проверка знаний по вопросам Работник, не прошедший Правила внутреннего трудового |
||
Управление предприятием Изучение должностных Заведующий производством Назначение на должность Заведующий производством 1. Постановления, 2. Организацию и технологию 3. Ассортимент и требования к 4. Основы рационального и 5. Порядок составления меню. 6. Правила учета и нормы 7. Нормы расхода сырья и 8. Калькуляцию блюд и 9. Стандарты и технические 10. Правила и сроки хранения 11. Виды технологического 12. Экономику общественного 13. Организацию оплаты и 14. Основы организации труда. 15. Законодательство о труде. 16. Правила внутреннего 17. Правила и нормы охраны Заведующий производством На время отсутствия Должностные обязанности. Заведующий производством: 1. Осуществляет руководство 2. Направляет деятельность 3. Проводит работу по 4. Составляет заявки на 5. Обеспечивает на основе 6. Осуществляет постоянный 7. Осуществляет расстановку 8. Составляет график выхода 9. Проводит бракераж готовой 10. Организует учет, 11. Контролирует правильную 12. Проводит инструктаж по 13. Контролирует соблюдение 14. Проводит работу по 15. Вносит предложения о Права заведующего Заведующий производством 1. Знакомиться с проектами 2. Вносить предложения по 3. В пределах своей 4. Привлекать специалистов 5. Подписывать и визировать 6. Вносить на рассмотрение 7. Требовать от руководителя Ответственность. Заведующий производством 1. За ненадлежащее исполнение 2. За правонарушения, 3. За причинение Разработка производственной Производственная программа в Плановое меню является ресторан производственная программа Наличие планового меню дает Производственная программа Согласно перечню основных При разработке Технологические карты на Технологические карты, как Заведующий производством в На предприятия, работающих на |
| |
Разработка стратегического плана развития предприятия Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей (рисунок 1). Процесс стратегического планирования включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. При планировании первым и одним из самых существенных решений является выбор целей организации. Основная общая цель организации — чётко выраженная причина её существования — обозначается как её миссия. Для осуществления этой миссии вырабатываются цели. В условиях рынка применение «народнохозяйственного подхода» при выборе предпочтительных стратегических целей и способов их достижения на уровне фирмы теряет всякий смысл, поскольку собственник средств производства, создавший фирму, руководствуется интересами выживания (процветания) фирмы. При этом он понимает, что не удовлетворяя нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей своих товаров или услуг, выжить в условиях конкуренции нельзя. Вместе с тем, выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество может быть представлено целой отраслью народного хозяйства, либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную цель стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект. Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит конкурентное преимущество фирмы. Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели. Это означает, что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей. Таким образом, экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии — создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы. Экономическая стратегия отвечает на те, же вопросы, что и любая экономическая система: - что и в каком количестве
производить? - как и какими средствами производить? - для кого и когда производить? Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать правила и приемы 1) исследования условий
конкурентного преимущества и
выявления предпочтительной 2) исследования рынков
потенциальных товаров и услуг,
отвечающих миссии фирмы, и выбора
таких стратегических зон 3) формирования товарного
ассортимента фирмы, в наибольшей
степени удовлетворяющего 4) распределения имеющихся
в распоряжении фирмы и 5) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла; 6) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка; 7) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы, и предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия фирмы — с момента определения ее миссии, формирования ее производственного профиля и в течение всего периода функционирования — должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире. Как видно из перечисленных аспектов экономической стратегии, главными направлениями деятельности фирмы в выработке стратегических решений являются: сбор и переработка значительных объемов многообразной по характеру информации; ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; мониторинг рынков товаров и услуг, факторов производства; выработка собственно стратегических решений. Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой, по существу, процесс разнообразных сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание. Теперь рассмотрим основные составляющие экономической стратегии. Товарная стратегия фирмы вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон хозяйствования (СЗХ), методы образования и управления наборами СЗХ, обеспечивающими внешнюю гибкость фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка перспективных задач (миссии) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе. Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных НИОКР, кадровой, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится в диалектической взаимосвязи. Стратегия ценообразования основывается на выработке правил выбора ценовой политики, определении правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка, выработке приемов ценовой конкуренции, приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса, принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования. Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должна вести себя фирма в тех или иных сегментах рынка, чтобы с помощью эффективной ценовой политики привлечь покупателей к товарам фирмы, сформировать устойчивые потребительские предпочтение, приверженность потенциальных покупателей марке фирмы. Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек. Основной направленностью стратегии снижения производственных издержек является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю. Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Эта составляющая экономической стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг фирмы. Стратегия снижения транзакционных издержек заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы - это направление экономической стратегии, которое должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др. Стратегия инвестиционной деятельности фирмы в общепринятом понимании представляет собой стратегию формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В данном же случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товароматериальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности фирмы понимается выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товароматериальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Инвестиционная деятельность тесно связана с инновациями в различных сферах НИОКР, технологии, организации производства. Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических Решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных долговременных стратегических решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства фирмы является прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования фирмы — с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии. Таким образом, экономическая стратегия — это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью — создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия — это система обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Анализируя деятельность необходимо обратить внимание на такие составляющие экономической стратегии, как товарная стратегия, стратегия ценообразования. Поскольку именно эти составляющие характеризуют данное предприятие. Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: “снизу вверх”, “сверху вниз”, во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями). Основная главная цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя: -выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма; -определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; -выявление культуры фирмы. В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик: - конкретные и измеримые цели; - ориентация целей во времени; - достижимые цели. 1. Общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом: - отражают концепцию фирмы; - разработаны на длительную перспективу; - определяют основные направления программ развития фирмы; - должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; -ранжирование целей по принципу приоритетности. 2. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли). 3. Другие специфические цели (подцели): - по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта); - научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); - производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); - финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения). После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевинной стратегического управления. Определение стратегии- это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или товарами, как и в каком направлении развиваться фирме, какое место занимать на рынке. Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации. |
||
Методика расчета выхода продукции Продукция общественного питания вырабатывается в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем предприятия. Ее изготовление осуществляется согласно технологическим документам, содержащим требования к технологии производства. Проект ассортимента с указанием наименований блюд и веса каждого из них в готовом виде (в граммах или соответствующей доле килограмма), а также периода действия этого ассортимента составляет должностное лицо, например, управляющий предприятия, и представляет его для рассмотрения и утверждения руководителю компании. После утверждения по экземпляру ассортимента передается для исполнения и контроля управляющему, шеф-повару и главному бухгалтеру. Основу калькулирования составляет технологическая и калькуляционная документация. В соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете предприятие самостоятельно утверждает формы первичных документов. К технологическим документам относятся: технологические карты на продукцию общественного питания (ТК); технологические инструкции по производству продукции общественного питания (ТИ); технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания (акт проработки) (ТТК). Срок действия технологических документов не ограничен. ТК и ТТК составляются шеф-поваром на каждое блюдо в сроки, установленные графиком документооборота, и представляются в трех экземплярах для утверждения управляющему. После утверждения ТК и ТТК передаются для исполнения и контроля по одному экземпляру управляющему, шеф-повару и главному бухгалтеру. Отметим, что ТТК не применяются в отношении товаров, продающихся в баре, поскольку данная форма применяется при изготовлении продукции общепита, каждый из видов которой состоит из набора применяемых продуктов питания. На предприятии должна формироваться вся исходная информация, являющаяся основой для дальнейшего формирования первичных документов. Ее источником является калькуляционная карта (ф. № ОП-1). Она содержит информацию о рецептуре, т. е. ингредиентах, составляющих блюдо, себестоимости каждого ингредиента и блюда в целом, торговой наценке и цене продажи блюда, и применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие). Не имея информации обо всех затратах предприятия невозможно установить цену продажи. Основываясь на ассортименте продукции общепита, ТК, ТТК и количестве приобретаемых товаров предприятие определяет количество блюд и товаров, которые в течение квартала предполагаются к продаже. Все расходы распределяются на переменные и постоянные. Переменные состоят из затрат: кухни (заработной платы шеф-повара, поваров и т. п., расходов на приобретение продуктов питания для приготовления блюд, отчислений в социальные фонды); бара (заработной платы бармена, отчислений в социальные фонды). Затраты кухни и бара являются прямыми. В постоянные затраты (накладные расходы) включаются: амортизация основных средств; заработная плата генерального директора, управляющего, кладовщика; отчисления в социальные фонды с сумм заработной платы вышеуказанных должностных лиц; расходы на страхование; арендная плата; канцелярские расходы; иные расходы, связанные с содержанием предприятия в целом и независящие от количества проданных товаров и продукции общепита. Поскольку калькуляционная карта применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие), процесс калькулирования на этапе заполнения этой карты носит перспективный (плановый) характер. На основании рецептуры руководитель предприятия утверждает перечень плановых цен на продукты питания для расчета цены продукции общепита. Указанный перечень необходим для определения себестоимости блюд. Поскольку цены на приобретаемые продукты питания практически ежедневно изменяются, необходимо ежедневно пересчитывать калькуляцию блюд, что влечет за собой увеличение затрат времени. Для сокращения трудозатрат целесообразно утвердить перечень плановых цен на определенный период. Объектами калькулирования являются: в кухне – блюда по их видам согласно ассортименту, ТК и ТТК; в баре – виды продаваемых товаров. На основе информации о количестве и плановой стоимости продуктов питания и товаров, а также иных прямых затрат определяется себестоимость из расчета прямых затрат каждого блюда в кухне и товара в баре. Пример 1 На кухне работают шеф-повар и 4 повара. Заработная плата каждого повара составляет 10 000 руб., шеф-повара – 15 000 руб. Таким образом, месячная заработная плата как элемент прямых затрат кухни равна 55 000 руб. Товары в баре продает бармен, заработная плата которого составляет 13 000 руб. В планируемом месяце согласно производственному календарю 22 рабочих дня. При этом предполагается, что работники производят приготовление блюд и продажу товаров в течение всего рабочего дня, продолжительность которого составляет 8 ч. В течение месяца планируется реализовать: на кухне - блюдо 1 в количестве 5 000 ед. и блюдо 2 в количестве 4 000 ед., в баре - товара в количестве 1 000 ед. Плановая цена приобретения одной единицы товара составляет 35 руб. Расчет себестоимости одного блюда приведен в табл. 1. Таблица 1 (руб.) Наименование продукта питания, входящего в состав блюда Количество продуктов согласно рецептуре в расчете на одно блюдо, гр. Цена приобретения за 1 кг Расчет стоимости продуктов питания исходя из покупных цен и нормы расхода в расчете на блюдо Всего прямых затрат (продуктов питания) на приготовление блюда
Блюдо 1 Морковь 60 30 (30 : 1000) х 60 1,80 Зеленый горошек 20 50 за 400 гр. (50 : 400) х 20 2,50 Лук репчатый 20 20 (20 : 1000) х 20 0,40 Томаты 100 70 (70 : 1000) х 100 7 Итого - - - 11,70 Блюдо 2 Мясо 150 300 (300 : 1000) х 150 45 Картофель 120 35 (35 : 1000) х 120 4,2 Масло сливочное 10 60 (60 : 1000) х 10 0,6 Комбижир 20 40 (40 : 1000) х 20 0,8 Итого - - - 50,6
Себестоимость приготовления блюда 1 и блюда 2 из расчета стоимости приобретения продуктов питания составляет соответственно 11,7 руб. и 50,6 руб. Помимо стоимости продуктов питания в состав прямых затрат включается заработная плата персонала, которая подлежит распределению и включению в себестоимость приготовления одного блюда. При этом общие трудозатраты работников кухни равны 880 чел.-ч. ((4 повара + 1 шеф-повар) х 8 ч. х 22 дн.). Норма для приготовления блюда 1 (условно) составляет 0,1 ч. (6 мин.), блюда 2 – 0,095 ч. (5,7 мин.). Для приготовления всего набора блюда 1 необходимо затратить 500 чел.-ч. (0,1 х 5 000 ед.), блюда 2 – 380 чел.-ч. (0,095 х 4 000 ед.). Затраты на оплату труда работников кухни подлежат распределению исходя из 500 чел.-ч. для приготовления блюда 1 и 380 чел.-ч. для приготовления блюда 2. Оплата труда в расчете на единицу трудозатрат - 62,5 руб. (55 000 : 880 чел.-ч.); для приготовления блюда 1 - 6,25 руб. ((500 чел.-ч. х 62,5 руб.) : 5 000 ед.), блюда 2 – 5,94 руб. ((380 чел.-ч. х 62,5 руб.) : 4 000 ед.). Трудозатраты бара составляют 176 чел.-ч. (1 бармен х 8 ч. х 22 раб. дня). Поскольку в течение месяца в баре необходимо продать 1 000 единиц товара, затраты на оплату труда для продажи 1 единицы товара составят 13 руб. (13 000 руб. : 1 000 ед.). Прямые затраты на производство единицы блюда и продажи единицы товара приведены в табл. 2. Таблица 2 (руб.) Объект калькулирования Стоимость продуктов питания (ингредиентов, товара) Затраты на оплату труда Всего (гр. 2 + гр. 3)
Блюдо 1 11,7 6,25 17,95 Блюдо 2 50,6 5,94 56,54 Товар 35 13 48
Накладные расходы являются постоянными, не зависят от количества изготовленной продукции и проданных товаров и подлежат включению в себестоимость каждой единицы товара в баре и блюда на кухне. Для этого они подлежат распределению . Как правило, применяются две системы распределения накладных расходов: традиционная и функциональная (простая). Традиционная система распределения накладных расходов основана на делении пропорционально базе распределения, в качестве которой выбрано количество реализованных активов (блюд и товаров). Пример 2 Накладные расходы предприятия ежемесячно составляют 440 000 руб. (табл. 3). Таблица 3 (руб.) Показатель Блюдо 1 Блюдо 2 Товар Накладные расходы 440 000 Производство, ед. 5 000 4 000 1 000 База для распределения блюдо шт. Норма распределения 0,5 [5 000 : (5 000+4 000+1 000)] 0,4 [4 000 : (5 000+4 000+1 000)] 0,1 [1 000 : (5 000+4 000+1 000)] Величина накладных расходов всего на группу однородных объектов 220 000 (440 000 х 0,5) 176 000 (440 000 х 0,4) 44 000 (440 000 х 0,1) Величина накладных расходов в расчете на 1 ед. в группе однородных объектов 44 (220 000 : 5000) 44 (176 000 : 4000) 44 (44 000 : 1000)
Как видно из табл. 3 величина накладных расходов на единицу блюда и единицу товара одинакова.
Функциональная (простая) система распределения накладных расходов основана на идентификации продукции общепита и товара и трудозатрат на производство каждого вида блюда и продажи единицы товара. Пример 3 Накладные расходы предприятия ежемесячно составляют 440 000 руб. Общая величина накладных расходов распределяется между расходами кухни и бара пропорционально понесенным трудозатратам. Затраты труда составили: всего - 1 056 чел.-ч., в том числе: - в кухне - 880 чел.-ч.; - баре – 176 чел.-ч. Накладные расходы кухни равны 366 667 руб. [440 000 руб. х (880 чел.-ч. : 1056 чел.-ч.)], бара – 73 333 руб. [440 000 руб. х (176 чел.-ч. : 1 056 чел.-ч.)] ( табл. 4). Таблица 4 Объект калькулирования Величина накладных расходов, руб. Трудозатраты, чел.-ч. Количество блюд (товара), ед. Величина накладных расходов на единицу объекта калькулирования, руб. Величина накладных расходов на единицу блюда (товара) [(гр. 3 х гр.5) : гр.4], руб.
1 2 3 4 5 6 Блюдо 1 366 667 500 5 000 417 (366 667 руб. : 880 чел.-ч.) 42 Блюдо 2 380 4 000 417 (366 667 руб. : 880 чел.-ч.) 40 Товар 73 333 176 1 000 417 (73 333 руб. : 176 чел.-ч.) 73
Накладные расходы в расчете на единицу: блюдо 1 – 42 руб.; блюдо 2 – 40 руб.; товар – 73 руб. В результате применения традиционной системы калькулирования такие же расходы в расчете на единицу составляют (см. табл. 3): блюдо 1 – 44 руб.; блюдо 2 – 44 руб.; товар – 44 руб. Данные, полученные в результате применения функциональной системы распределения накладных расходов, свидетельствуют о более справедливом распределении этих расходов. Полная плановая себестоимость блюд и товара представлена в табл. 5: Объект калькулирования Стоимость продуктов питания (ингредиентов, товара) Затраты на оплату труда Накладные расходы Всего (гр. 2 + гр.3) 1 2 3 4 5 Блюдо 1 11,7 6,25 42 59,95 Блюдо 2 50,6 5,94 40 96,54 Товар 35 13 73 121 Прибыль представляет собой разницу между выручкой от продаж и совокупностью постоянных и переменных расходов или разницу между маржинальным доходом и постоянными затратами. На этапе калькулирования определяется плановая прибыль в расчете на единицу блюда и товара, равная разнице между плановой ценой продажи блюда и товара и плановой себестоимостью их изготовления и приобретения, т. е. торговой наценке. Предположим, что торговая наценка установлена в размере 30 % от полной себестоимости блюда (товара). В этом случае цена продажи блюд и товара составит: - блюдо 1 – 77,94 руб. (59,95 руб. х 1,3); - блюдо 2 – 125,50 (96,54 руб. х 1,3); - товар – 157,3 руб. (121 руб. х 1,3). |
||
Формы документов порядок их заполнения Ежедневно, накануне дня Второй экземпляр товарной При необходимости получения Приходование на производстве Реализация (отпуск) готовой "Акт о реализации готовых На предприятиях, где Отпуск готовых изделий в По окончании рабочего дня Передача изделий кухни в Наименование и количество Руководитель предприятия или проверки соответствия документе делается отметка о акт для привлечения виновных ответственности. "Отчет о движении продуктов и
|
Информация о работе Отчет по практике на предприятии ООО «Клермон»