Проблема неплатежеспособности белорусских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Одним из основных показателей, которые характеризуют финансовое положение предприятия, считается платежеспособность. Именно от этого показателя будет зависеть, насколько своевременно предприятие сможет погашать наличными денежными ресурсами свои платежные обязательства. В свою очередь, неплатежеспособность предприятия представляет собой неспособность полностью и своевременно выполнять платежные обязательства, которые вытекают из кредитных, торговых и других операций денежного характера.

Содержание

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
Обоснование проблемы 5-7
Способы решения вопроса о несостоятельности предприятия 7-8
Правовые акты 9
Источники 10

Вложенные файлы: 1 файл

индивидуальная.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

                        Министерство образования Республики Беларусь

  УО «Белорусский государственный  экономический университет»

 

 

 

 

                   Кафедра экономики промышленных предприятий

 

 

 

 

 

 

 

                                      Индивидуальная работа

 

      по дисциплине: Экономика организации

     

      по теме: Проблема неплатежеспособности белорусских предприятий

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 2-й курс, ДКП-2                                                                           Гайдар А. О.

 

Проверил

преподаватель                                                                                 Довыдова О. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

                                                                              Оглавление:

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4

Обоснование проблемы 5-7

Способы решения вопроса о несостоятельности предприятия 7-8

Правовые акты 9

Источники 10

 

 

Глоссарий

 

  Платежеспособность предприятия - характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. 

 

 Неплатежеспособность  предприятия - состояние организации, которое не позволяет ей расплатиться по наступившим обязательствам.

 

Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации организации.

 

Обоснование проблемы

 

  Одним из основных показателей, которые характеризуют финансовое положение предприятия, считается платежеспособность. Именно от этого показателя будет зависеть, насколько своевременно предприятие сможет погашать наличными денежными ресурсами свои платежные обязательства.

  В свою очередь, неплатежеспособность предприятия представляет собой неспособность полностью и своевременно выполнять платежные обязательства, которые вытекают из кредитных, торговых и других операций денежного характера.

  Однако, нельзя сразу сказать, что предприятие банкрот, если временно нет средств оплатить ту или иную операцию. Чтобы доказать это, могут понадобиться юридические услуги. Но перед тем как определить, банкрот предприятие или нет, всегда нужно учитывать причины неплатежеспособности предприятия.

  Выделяют следующие причины неплатежеспособности предприятия:

 

  • Неверное использование оборотного капитала: например вложение его в сверхплановые запасы;

 

  • Уменьшение объемов выпуска и реализации продукции, снижение суммы прибыли, повышении себестоимость товаров;

 

  • Высокий уровень штрафных санкций за неполную или несвоевременную уплату налогов;

 

  • Несостоятельность клиентов данного предприятия.

 

  Еще недавно банкротство предприятий нас не касалось. Между тем в благополучной Германии ежегодно происходит около 300 тысяч банкротств, в США – 150-200 тысяч. В соседней Польше растет количество ходатайств о банкротстве.

  В Беларуси в первые годы экономических преобразований о банкротстве только говорили, в последующие годы перешли к делу. Принят закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве», создан Комитет по санации и банкротству при Мингосимуществе.

  Поскольку, как мы видим, вопросы банкротства белорусских предприятий, восстановления их платежеспособности в настоящее время актуальны и значимы для экономики государства, с каждым годом всё большее внимание со стороны государственных органов уделяется недопущению злоупотреблений и нарушений при проведении этой сложной процедуры. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) занимают особое место среди дел, рассматриваемых хозяйственными судами. В связи с этим Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь постоянно проводятся соответствующие мероприятия по профилактике нарушений законности при проведении процедур банкротства.

 Конечно, в Беларуси, где никогда не было практики  публичного объявления банкротства,  многие предприятия не захотят  решать эти вопросы гласно, через  суд. Поэтому, по словам председателя  созданного комитета, новые белорусские  законопроекты в сфере санации  и банкротства предусматривают,  кроме самостоятельного обращения  в суд, и принудительное обращение.  Подобный механизм существует  во многих странах, а практика  его использования исчисляется  десятилетиями. 

 За 8 месяцев этого  года в Беларуси хозяйственными  судами было рассмотрено 864 дела о банкротстве. За прошлый год суд рассмотрел 1165 подобных дел. Он считает, что в большинстве случаев банкротство предприятий вызвано неэффективным управлением.

  Какие же причины несостоятельности белорусских предприятий?

  Проводимая Нацбанком  жесткая денежно-кредитная политика, которая проявляется в виде запредельных ставок по кредитам, именно она приводит к росту общего числа низкорентабельных и неплатежеспособных компаний. Рост числа таких организаций не может продолжаться бесконечно, и по достижению определенной критической массы может наступить кризис платежеспособности, когда большинство компаний будет не в состоянии оплатить или отсрочить оплату получаемого товара.

  Неэффективное управление следует также отнести к наиболее характерной проблеме для белорусских предприятий, препятствующей их эффективному функционированию. Неэффективное управление предприятием — это, прежде всего, отсутствие стратегии в его деятельности, низкая квалификация и недостаточный опыт руководителей, низкий уровень их ответственности за последствия принимаемых решений.

  Итак, ознакомимся с  цифрами, к которым привели  данные причины.

  За I квартал 2012 г. рентабельными были 86,3% организаций Беларуси. Однако если рассмотреть данные о рентабельности более подробно, то окажется, что значительная часть белорусских предприятий работает с рентабельностью не выше 5%.

  Согласно статистике 44,7% всех организаций работают с рентабельностью от 0 до 5%. В промежуток от 5 до 10% попадают еще 21,2% компаний и столько же имеют рентабельность в пределах от 10 до 20%.

  Больше всего низкорентабельных предприятий можно найти по следующим видам деятельности: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (72,9%), гостиницы и рестораны (71,8%), строительство (60,2%).

  В связи с ростом низкорентабельных организаций в целом по Беларуси растет и число неплатежеспособных предприятий. На 1 апреля 2012 г. 3018 организаций, или 35% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке, были признаны Белстатом неплатежеспособными.

  В абсолютных цифрах число неплатежеспособных организаций выросло на 133 (+5%) с начала года. Лидером неплатежеспособности стала стагнирующая строительная отрасль, где почти половина всех компаний, а точнее 48,1%, является неплатежеспособной. Второе место заняла отрасль здравоохранения, где неплатежеспособными были 41,6% всех организаций. Тройку лидеров замыкает промышленность с 36,8% неплатежеспособных компаний.

 

Способы решения вопроса о несостоятельности  предприятия

 

1)Планирование - основа выживания на рынке

 Сам процесс организации  планирования учитывает последовательность  отдельных его стадий:

1.Анализ исходного положения. 

2.Выбор стратегии. 

3.Определение целей. 

4.План деятельности.

5.Реализация.

6.Контроль.

 Следует отметить, что  здесь описана классическая схема организации планирования. Она не всеми фирмами выполняется полностью. Некоторые фирмы ограничиваются стадией планирования. Часто не налажен как следует контроль выполнения планов и соответственно их корректировка, а также своевременное стимулирование персонала. Стадии планирования, и это нетрудно заметить, переплетены между собой и взаимосвязаны, поэтому на практике часто происходит возврат от одного к другому (например, меняется цель, а за нею — стратегия).

 

2)Санация как средство предотвращения банкротства

  При санации производится процесс передачи функций по управлению организацией антикризисному управляющему. Этот специалист, владеющий специальными знаниями и наделенный судом, кредиторами большими полномочиями, обеспечивает выживание организации как экономического организма в целом или частично, обеспечивает заключение мирового соглашения между должником и кредиторами, добивается достижения лучших условий реализации активов должника, чем при ее ликвидации.

 

3)Ликвидация предприятия как следствие банкротства

  Не всегда ликвидация — это бедствие, трагедия. Сегодня, по окончании чековой приватизации, большинство работников предприятий стали их совладельцами, причем уплатив цену, значительно более низкую, нежели реальная стоимость приватизированного имущества. В то же время, несмотря на смену собственника, многие фирмы, акционерные общества, хозяйственные общества более не могут продолжать свое существование на прежних условиях. И если все меры в области совершенствования организации управления, производства, маркетинга и технологии исчерпаны, то грамотно проведенная ликвидация — решение проблемы сохранения собственности акционеров (участников) предприятия.

 Еще один аспект. Действующее  предприятие имеет постоянные  связи с поставщиками и потребителями, оформляемые хозяйственными договорами. В этих условиях недостаточно эффективно работающее предприятие оказывается постоянным должником своих кредиторов и сумма его обязательств прогрессивно возрастает, так как начинают работать экономические санкции. Даже несмотря на то, что в целом завод, фирма, организация имеет удовлетворительную структуру баланса и в крайнем случае может расплатиться с долгами, сделать это невозможно, не проведя процедуру ликвидации предприятия.

 

Правовые  акты

 

  1. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) от 18 июля 2000 г. № 423-4 (НРПА рег. № 2/198)
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508  "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА РБ рег. №  1/5085)  в редакции Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г. № 178 (НРПА РБ рег. №  1/10599)
  3. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 126 «Об утверждении типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА рег. № 5/13781)
  4. Постановление Правления НБРБ от 24 октября 2007 г. № 195 «Об утверждении Инструкции о временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-финансовой организацией» (НРПА рег. № 8/17457)
  5. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» (НРПА рег.№ 6/469)
  6. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 22 марта 2005 г. № 298 «О создании Совета по координации деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (НРПА рег № 5/15748)
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 февраля 2006 г. № 233/2 «О мерах по повышению эффективности отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации» (НРПА рег.№ 5/20153)
  8. Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» (НРПА рег.№ 1/7164)
  9. Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (НРПА рег.№ 1/7999)
  10. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих» (НРПА рег.№ 1/9005)
  11. Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (НРПА рег.№ 1/11739)
  12. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 190 «Об утверждении Инструкции о порядке представления временными (антикризисными) управляющими отчета о своей деятельности» (НРПА рег.№ 8/23292)

Информация о работе Проблема неплатежеспособности белорусских предприятий