Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Дос¬тигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ


Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия  хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.

Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни — меры достоинства нации.

С точки зрения микроэкономического  подхода, победа в конкурентной борьбе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:

- понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

- знание поведения и  возможностей конкурентов;

- знание состояния и  тенденций развития рынка и  окружающей среды;

- умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель  предпочел его товару конкурента.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение  нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

В данной курсовой работе рассматриваются следующие основные вопросы: факторы, влияющие на конкурентоспособность; влияние инноваций на конкурентоспособность продукции; пути повышения конкурентоспособности на основе инноваций. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать вывод о значимости инноваций для повышения конкурентоспособности предприятий.

 

  1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе инноваций.
    1. Конкурентоспособность. Факторы, влияющие на конкурентоспособность.


    Развитие рыночных отношений неразрывно связано с  борьбой товаропроизводителей за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров с целью получения  максимальной прибыли. В научной  литературе и обыденном общении  подобное столкновение интересов получило название конкуренция [1, с.58].

    Понятие конкуренции  лежит в основе такой экономической  категории, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и  сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [7, с.5].

    Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли. Нередко  конкурентоспособность продукции  отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций  качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.


    Существует множество  определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке. Однако при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.

    В работе Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. Однако в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.

    В настоящее время  существует большое количество классификаций  факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые  из них:                                                                                                    

    1. · внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;

    · внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.    [2,с.20]

    1. · факторы внешнего формирования - тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;

    · показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;


    · экономические показатели - показатели, формирующие себестоимость и цену товара. [5, с.39-46]

    3)   Внешние факторы:

    1. Уровень конкурентоспособности  страны (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

    2. Уровень конкурентоспособности  отрасли (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

    3. Уровень конкурентоспособности  региона (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

    4. Уровень конкурентоспособности  организации, выпускаемой товар  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

    5. Сила конкуренции  на выходе системы, среди ее  конкурентов (старых и новых) (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

    6. Сила конкуренции  на входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других компонентов  (увеличение силы (интенсивности)  конкуренции повышает конкурентоспособность  товара);

    7. Сила конкуренции  среди товаров-заменителей (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

    8. Появление новых  потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);


    9. Уровень организации  производства, труда и управления  у посредников и потребителей  товаров, выпускаемых системой (повышение  уровня организации повышает  конкурентоспособность товара);

    и управления у посредников  и потребителей товаров, выпускаемых  системой (повышение уровня организации  повышает конкурентоспособность товара);

    10. Активность контактных  аудиторий (общественных организаций,  общества потребителей, СМИ и  т. д.) (с увеличением активности  контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается).

     

    Внутренние факторы:

    1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры,  состава) товара (с повышением  патентоспособности товара повышается  его конкурентоспособность);


    2. Рациональность  организационных и производственных  структур системы (структура должна  отвечать принципам рационализации  структур и процессов, тогда  она будет способствовать повышению  конкурентоспособности товара);

    3. Конкурентоспособность  персонала системы (повышение  конкурентоспособности персонала  повышает конкурентоспособность  товара);

    4. Прогрессивность  информационных технологий (с увеличением  удельного веса прогрессивных  технологий повышается конкурентоспособность  товара);

    5. Прогрессивность  технологических процессов и  оборудования (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий  повышается конкурентоспособность  товара);

    6. Научный уровень  системы управления (менеджмента) (с  увеличением количества применяемых  научных подходов, принципов и  современных методов повышается  конкурентоспособность товара);

    7. Обоснованность  миссии системы (миссия системы  должна быть ориентирована на  достижение конкурентоспособности  системы и ее товаров). [6, с.312]

    Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции  можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.

    Всякий товар  обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к  использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность  товара, производитель должен при  анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что  оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью  критериев, существенных с точки  зрения потребителя.


    Среди критериев, характеризующих  конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия  платежа и поставок, комплектность  поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

    В принципе, такое  разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности  любой продукции независимо от отрасли.

    Число критериев  конкурентоспособности зависит  от вида и сложности продукции  в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой  точности оценки, цели исследования и  других факторов.

    Например, экономические  критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с  потреблением, причем цена потребления  обычно существенно выше продажной  цены.

    Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную  цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его  службы у покупателя.

    Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют  свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств  товара, определяющие его качество, называются показателями качества [4, с.390].

    Виды показателей качества товара:

    1. Показатели назначения  товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные  цели.

    2. Показатели надежности  товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара.

    3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.


    4. Показатели транспортабельности  товара, обусловленные его габаритными  и весовыми параметрами. 

    5. Показатели эргономичности  товара используются при определении  соответствия объекта эргономическим  требованиям 

    6. Показатели технологичности  товара характеризуют уровень  соответствия требованиям существующей  технологии и организации производства, транспортирования и технологического  обслуживания объекта. 

    7. Показатели эстетичности  товара оценивают влияние на  чувственное восприятие человеком  изделия в целом, а также  его внешнего вида.

    8. Показатели стандартизации  и унификации используются для  оценки уровня конструктивной  унификации, как самого товара, так  и его отдельных элементов. 


    9. Патентно-правовые  показатели товара используются  для оценки его патентной защиты  и патентной чистоты. [8, с.13-16]

     

      1. Понятие инноваций. Влияние инноваций на конкурентоспособность продукции.

    Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект [3, c. 210].

    В настоящее время  эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок. Следует  различать понятия «новшество» и «инновация» [4, c.271].

    Новшество – оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т.п.

    Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта.

    Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая  позволит в кратчайшие сроки и  с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

    Инновационная деятельность предприятия является важнейшим  инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность  выпускаемых товаров и возможность  увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.


    Каждое предприятие стремится  обеспечить выпуск конкурентоспособной  продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкурентном рынке в данное время исходя как  из ценовых, так и неценовых факторов.

    Предпочтение по ценовым  факторам обеспечиваются инновационной  деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих  уменьшать затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

     

      1. Пути повышения конкурентоспособности на основе инноваций

    Внедрение инноваций все  больше рассматривается компаниями как единственный способ повышения  конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому  предприятия, преодолевая экономические  трудности, начинают своими силами вести  разработки в области продуктовых  и технологических инноваций.

    Повышение конкурентоспособности  продукции вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

    1. Уровень технологического  развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

    2. Уровень экспортной  ориентации (отношение объёма продукции,  реализованной на отдельных сегментах  рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной  продукции);

    3. Уровень сертификации (отношение  объёма продукции, произведенной  по технологиям, сертифицированным  по международным стандартам  ISO, к общему объёму произведенной продукции);

    4. Уровень обновления (отношение  объёма новой продукции, освоенной  в производстве, к общему объёму  произведенной продукции). [7, c. 46]

    Инновационная политика предприятия  направлена, прежде всего, на повышение  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.


    Конкурентоспособность товара – это степень реального или  потенциального (в случае стратегического  планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [3, c. 245].


    Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать  конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счёт производства прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе – расширенное воспроизводство.

     
     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика и управление. - 1998. - №10. - с.58-65.

    2. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2002. - 20 с.

     3. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1995. - 64 с.


    4. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. - 720 с.

    5. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. - 2002. - №12. - с.39-46.

    6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

    7. Царькова С.В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России: Автореф. дис. - М., 1999. - 23 с.

    8. Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №5. - с.13-16.

     

     


Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе инноваций