Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:35, доклад
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И
(г. Москва) (филиал)
Доклад
по дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»
Тема: «Развитие франчайзинга в России».
Преподаватель
Москва
2012 г.
Введение.
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.
Мировая практика доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.
С
другой стороны франчайзинг - это
наилучшая возможность
Франчайзинг
на сегодняшний день - развивающийся
и перспективный вид
Франчайзинг в России.
Франчайзинг - это система бизнеса, состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и компаний или индивидуальных предпринимателей (франчайзи), которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.
Фактически
суть франчайзинга заключается в
обмене: франчайзор отдает франчайзи
право пользоваться известным брендом,
обучает секретам своего бизнеса
и предоставляет определенные гарантии
надежности бизнеса, так как на практике
доказана его успешность. В ответ
франчайзи делится с
Франчайзинг обеспечивает:
- развитие
малого бизнеса и отдельных
отраслей хозяйства за счет
внедрения инноваций и
- повышение
общей культуры отношений
- решение
проблемы занятости населения
за счет создания новых
- развитие внешней торговли;
- привлечение иностранных инвестиций.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%).
В связи с ростом интереса к франчайзингу в России в 1997 году была образована Российская Ассоциация Франчайзинга – некоммерческая организация, взявшая на себя функции информационного форума, юридического консультанта, центра проведения семинаров и конференций.
Направления деятельности РАФ
Основными направлениями работы организации являются:
- предоставление информационных услуг и консультаций по вопросам предпринимательства в сфере франчайзинга;
- обучение потенциальных франчайзи;
- посредничество, включающее поиск партнеров, ведение переговоров и оформление договоров;
- популяризация франчайзинга в России, организация публичных мероприятий.
Отдельным
направлением является международная
деятельность РАФ. Она включает консультирование
российских/иностранных
Франшиза
Франшиза (франчайзинговый пакет) - система, приобретаемая у франчайзера, которая обеспечивает франчайзи преимущественное право на следующие действия:
использование фирменного наименования/ коммерческого обозначения;
применение
рекламных методов
доступ к коммерческой информации;
использование технологий ведения бизнеса.
Согласно французской терминологии, франшиза представляет собой сотрудничество, осуществляемое на условиях предприятия-франчайзера. Британская ассоциация определяет ее как контрольное лицензирование, дающее разрешение на ведение определенного бизнеса и накладывающее ряд обязательств в течение оговоренного периода.
Итак,
франшиза, в первую очередь, является
контрактом, который содержит условия
возмездного использования
Франшизы в России
Первые франшизы в России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» в конце 90-х годов прошлого века, первая иностранная франшиза – корпорацией «Баскин Роббинс».
На сегодняшний день к наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других. С деятельностью этих компаний, также условиями сотрудничества с ними вы можете ознакомиться в разделе «Истории успеха» или «Магазин франшиз». Примечательно, что франшизы России занимают 62% отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45% - это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях – от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности.
Франчайзинг как экономический инструмент .
Анализ проблем франчайзинга
в России требует уточнения
основных понятий и
В отечественной экономической
литературе этот термин уже
не редкость. Первые публикации,
посвященные франчайзингу, появились
более десяти лет тому назад,
однако разные специалисты
Анализируя различные
Франчайзинг - это форма предпринимательства,
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.
Этот товар должен обладать следующими признаками:
- известной торговой маркой;
- номенклатура товаров должна быть ограничена.
Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:
- продукт (изделие, имеющее материальную форму);
- услуга;
- производственный процесс;
- бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
- комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.
Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона - франчайзер.
Это крупная фирма (корпорация)
Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона - франчайзи.
Франчайзи является, как правило,
малая фирма или
Франчайзи может быть
Франчайзинг, как и любой вид
предпринимательской
Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи:
- пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;
- открыть собственное франчайзинговое предприятие;
- получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы.
Отчисление в централизованный рекламный фонд.
Дополнительные платежи,
Основные проблемы
Как уже говорилось, франчайзинг
в России не получил широкого
распространения, хотя
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Важнейшей
экономической проблемой
К данным проблемам можно
- нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи
-
необходимого стартового
- сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
Организационно-правовые
Они, эти проблемы, связаны с
практически полным
Социально-психологические
- отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
- отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
- боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.
Особое место среди проблем
франчайзинга занимает
Так,
экономические проблемы франчайзинга
вызваны не только состоянием экономики,
но и влиянием других проблем, в первую
очередь организационно-
Отечественное
Развитие правового
Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.