Рентабельность предприятия и резервы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить рентабельность предприятия и резервы ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность рентабельности;
изучить показатели рентабельности и методику их расчетов;
проанализировать факторы, влияющие на рентабельность;
выявить резервы увеличения рентабельность.
выполнить расчеты, которые отражены в практической части работы.

Содержание

Введение
1Рентабельность как экономическая категория
Сущность рентабельности
Показатели рентабельности и методика их расчетов
Факторы, влияющие на рентабельность
Резервы увеличения рентабельности
Практические
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рентабельность.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение

1Рентабельность как экономическая  категория

    1. Сущность  рентабельности
    2. Показатели рентабельности  и методика их расчетов
    3. Факторы, влияющие на рентабельность
    4. Резервы  увеличения  рентабельности
  1. Практические

Заключение

Литература  
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономическом анализе  результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это  связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи  с другими показателями, отражающими  вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что  показатели рентабельности являются важными  элементами, отражающими факторную  среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

С вышесказанного прослеживается актуальность курсовой работы.

Цель  курсовой работы - изучить  рентабельность предприятия и резервы  ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть сущность рентабельности;
    2. изучить показатели рентабельности  и методику их расчетов;
    3. проанализировать факторы, влияющие на рентабельность;
    4. выявить резервы  увеличения рентабельность.
    5. выполнить  расчеты, которые отражены в практической части работы.

Данная  курсовая  работа  состоит из: введения, двух разделов (теоретической и практической части), заключения, списка литературы в десять источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

1.1  Сущность рентабельности

Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической  эффективности деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной  деятельности. 
                 Рентабельность - это уровень отдачи  затрат и степень использования ресурсов, характеризует относительный показатель эффективности производства. [2, с.17]

При помощи  этого показателя можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать  как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных  статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Показатель рентабельности является относительным показателем  и  измеряется в процентах или  в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся  под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли  и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных  расходов (затрат).

1.2  Показатели рентабельности  и методика их  расчетов

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.  Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или потребленными ресурсами. Эти  показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [4, с.103]

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

1) показатели, базирующиеся на затратном подходе,  уровень которых определяется  соотношением прибыли с затратами:

  • рентабельность отдельных видов продукции,
  • рентабельность операционной деятельности,
  • рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных  проектов,
  • рентабельность обычной деятельности;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется  соотношением прибыли с выручкой  от реализации продукции:

  • рентабельность продаж отдельных видов продукции,
  • общая рентабельность продаж;

3)  показатели, в основе которых лежит ресурсной  подход и уровень которых определяют  отношением прибыли к общей  сумме или отдельным частям  авансированного капитала:

  • рентабельность совокупных активов или общая рентабельность,
  • рентабельность операционного капитала,
  • рентабельность основного капитала,
  • рентабельность оборотного капитала,
  • рентабельность собственного капитала и др. [3, с.10]

В практике работы предприятий применяется  ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в  любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих  показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных средств, оборотных средств, выручка  от реализации продукции (объем продаж) и т. д.

Рентабельность  непосредственно связана с величиной  прибыли. Однако ее нельзя отождествлять  с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный  показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент  или в процентах.

Многообразие  вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих  издержек, авансированной стоимости  для расчета рентабельности обусловливает  наличие значительного количества ее показателей.

Для расчета  уровня доходности предприятия все  показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

  1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
  2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.

Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий  являются:

    • рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
    • рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
    • рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.[7, с.213]

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Рассмотрим  более подробно ряд показателей  рентабельности, определим их назначения и формулы расчета[5, с.48]

Рентабельность  производства определяется по формуле:

,(1)

где RПР – рентабельность производства, %;

ПП – прибыль предприятия, руб.;

ОПФ – среднегодовая  стоимость основных производственных средств, руб.;

НОС – нормируемые  оборотные средства, руб.

Показатель  рентабельности производства характеризует  уровень использования основных и оборотных средств.

Рентабельность  оборота  определяется по формуле:

, (2)

где RО – рентабельность оборота, %;

В – выручка от реализации продукции, руб.

Данный показатель характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом  по предприятию и отдельным видам  продукции. Данный показатель по уровню агрегирования факторов является более комплексным и полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности предприятия.

Рентабельность  текущих активов  определяется по формуле:

,(3)

где RТ.А. – рентабельность текущих активов, %;

ПЧ – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

ТА – средняя  величина текущих активов, руб.

Рентабельность  собственного капитала  определяется по формуле:

, (4)

где RС.К.– рентабельность собственного капитала, %;

СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие виды деятельности. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании. Можно сказать, что рентабельность собственного капитала представляет основной показатель, в котором сходятся все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается обычно отношением прибыли к средней величине собственного капитала.

 

 

 

Рентабельность  изделия  определяется по формуле:

,(5)

где RИЗД – рентабельность изделия, %;

ПЕД – прибыль на единицу изделия, руб.;

С – себестоимость  изделия, руб.

Для расчета  рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма  прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую  отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние  наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

Рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости  затрат) исчисляется путем отношения  прибыли от реализации  до выплаты  процентов и налогов к сумме  затрат по реализованной продукции:

, (6)

где RЗ – рентабельность продукции, %;

ПРП – прибыль от реализации, руб.;

ЗРП – затраты по реализованной продукции, руб.

Данный показатель показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и  в целом по предприятию. При определении  его уровня в целом по предприятию  целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ  и услуг до выплаты процентов  и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию  и отдельным видам продукции.

, (7)

где RОБ – рентабельность продаж (оборота), %;

ВРП – выручка, руб.

Рентабельность  совокупного капитала исчисляется  отношением брутто-прибыли до выплаты  процентов и налогов  к среднегодовой  стоимости всего совокупного  капитала. При этом под общим (совокупным) капиталом принимается  средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.

, (8)

где RСОВ – рентабельность совокупного капитала, %;

БП – брутто-прибыль  до выплаты процентов и налогов, руб.;

КСОВ – среднегодовая стоимость всего совокупного капитала, руб.

Данный показатель рентабельности показывает, сколько  прибыли зарабатывает предприятие  на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы, для всех заинтересованных сторон. Он является одним из наиболее ценных и широко используемых показателей эффективности деятельности организации. Этот показатель позволяет аналитику сравнить его значение с тем, которое было бы при альтернативном использовании капитала. По его уровню судят о качестве управления предприятием; способности предприятия получать прибыль на вложенный капитал (собственный и заемный) для всех заинтересованных сторон; его используют для прогнозирования величины прибыли.

Информация о работе Рентабельность предприятия и резервы ее повышения