Роль государственного бюджета в экономической жизни страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами работы являются:
- раскрыть содержание государственного бюджета;
- рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета
1.2. Структура бюджетной системы
1.3. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета
Глава 2. Дефицит государственного бюджета
2.1. Понятие бюджетного дефицита
2.2. Государственный долг
Глава 3. Функции и роль государственного бюджета
3.1. Функции государственного бюджета
3.2. Роль государственного бюджета в экономике страны
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регулир.эк. реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

НОУ «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема: «Роль государственного бюджета в экономической жизни страны»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка V курса

 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

3

Глава 1.

Бюджетное устройство Российской Федерации

4

1.1.

Понятие и сущность государственного бюджета

4

1.2.

Структура бюджетной  системы

5

1.3.

Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета

7

Глава 2.

Дефицит государственного бюджета

9

2.1.

Понятие бюджетного дефицита

9

2.2.

Государственный долг

11

Глава 3.

Функции и роль государственного бюджета

13

3.1.

Функции государственного бюджета

13

3.2.

Роль государственного бюджета в экономике страны

15

Заключение

17

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Целью настоящей работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами работы являются:

- раскрыть  содержание государственного бюджета;

- рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;

- рассмотреть  проблему дефицитности государственного  бюджета;

- проанализировать роль государственного бюджета в экономике.

При подготовке реферата использовалось действующее законодательство, статистические данные, учебные пособия для студентов высших учебных заведений современных российских авторов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего семь наименований.

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, который утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, государство  через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно: содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         

Важное экономическое  значение имеет принцип ежегодности  бюджета. Ежегодно закрепляя законом государственный бюджет, предоставляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития, определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

1.2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ

 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации;

- Фонд социального  страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования;

- Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

1.3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

 

Бюджеты всех уровней формируются  и исполняются в пределах показателей  единой бюджетной классификации - группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов.

 Бюджетная классификация  - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.

Классификация доходов  основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы  бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным расходам относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Доходы и расходы  бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

Бюджетным дефицитом  называется превышение расходов государства  над доходами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Бюджетный дефицит возникает  вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Информация о работе Роль государственного бюджета в экономической жизни страны