Роль социального работника в профилактике девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы: Рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
Проанализировать функции социальных работников направленные на улучшение положения подростков девиантного поведения.
Рассмотреть социальную работу с родителями.
Изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей, практические меры по реализации этих положений.

Содержание

Введение……………………………………………………...........................стр. 3
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие и причины девиантного поведения…………………………..стр.6
1.2. Формы проявления девиантного поведения …………………………стр.12
1.3. Семья как объект социальной работы ………………………………...стр.19
Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения
2.1. Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних …………….…..стр.22
2.2. Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях……………………………………….…….стр.24
2.3. Основные направления социально-психологической психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов………………………………………………………………...…..стр.28
2.4 Социальный контроль девиантного поведения ………………….…..стр.33
Заключение.
Список используемой литературы ………………………………………...стр.37

Вложенные файлы: 1 файл

Асема дипломная.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Автономное образовательное  учреждение

Начального профессионального  образования

«Профессиональное училище  №84»

Профессия 040401.01 Социальный работник

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль социального  работника в профилактике девиантного  поведения у подростков.

Выполнил:

Обучающийся С-11 группы: __________  Актокалова Асем Айдарбековна

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Директор АОУ НПО РА «ПУ№84»_________________________ В.Г.Затеев

                                                                   « _____»2013г.

Руководитель:______________________________________ Н.Е. Кострикина

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

«______»_______________2013г;  С ОЦЕНКОЙ______________________

Председатель ГАК

Директор АУ РА «КЦСОН» ____________________________ Н.И.Тадырова

 

                    

                               

 

 

г. Горно-Алтайск 2013г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………...........................стр. 3

Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

1.1 Понятие и причины девиантного поведения…………………………..стр.6

1.2. Формы проявления девиантного поведения …………………………стр.12

1.3. Семья как объект социальной работы ………………………………...стр.19

Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения

2.1. Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних …………….…..стр.22

2.2. Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях……………………………………….…….стр.24

2.3. Основные направления социально-психологической психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов………………………………………………………………...…..стр.28

2.4 Социальный контроль девиантного поведения ………………….…..стр.33

Заключение.

Список используемой литературы ………………………………………...стр.37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.           Существовавшая прежде карательно-административная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер адекватной медико-психологической, социально-психологической, социально правовой и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Необходимость такой стратегии объясняется, прежде всего, теми крайне неблагоприятными тенденциями, которыми характеризуется динамика асоциальных проявлений в подростково-юношеской среде. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. В нынешних условиях значительная часть детей с девиантным поведением в прямом смысле этого слова оказались «ничейными». Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,   «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ». Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты. Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как «омоложение» преступности, усиление ее группового характера. Удельный вес в общем, числе лиц, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в 1999 составил 32,5%. Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омоложению» женской преступности - 12,6%. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей и их физическом развитии. В начало 2000 года в РФ их насчитывалось 563,7 тыс. человек.        

      Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как следствие, массовый характер приобретают попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. За последние три года число детей - наркоманов выросло в 2,8 раза, токсикоманов - в 3,5 раза. Растет насилие в семье: ежегодно 2 миллиона детей избиваются родителями, 50 тысяч - уходят из дома, 2 тысячи - заканчивают жизнь самоубийством. По-прежнему остается сложным положение детей из семей-беженцев. Социальные проблемы детей имеют как общие, так и региональные особенности, что определяет региональную специфику деятельности социальных структур и центров социальной защиты и поддержки детей. Сложность и комплексность проблем современного детства обуславливает настоятельную потребность в расширении центров социальной поддержки. Цель реабилитационных учреждений дать ребенку не просто ночлег, еду, тепло, но и помочь ему адаптироваться к жизни, окружающим людям и обществу в целом. Поэтому, задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социуме, выявление актуальных проблем, и кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптированному состоянию молодых граждан; создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности, взаимодействие со службами, организациями города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением.

     Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

      Таким образом, цель данной работы: Рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

 Задачи:

  1. Проанализировать функции социальных работников направленные на улучшение положения подростков девиантного поведения.
  2. Рассмотреть социальную работу с родителями.
  3. Изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей, практические меры по реализации этих положений.

      Кроме того, считаю необходимым рассмотреть в работе семью, как объект социальной работы с позиции социальной педагогики. Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и теории управления. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал.

Объект  исследования: Подростки девиантного поведения.

Предмет исследования: Роль социального работника в профилактике девиантного поведения подростков.

 Практическая значимость исследования…………………………… .

Новизна тематики ……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

    1. Понятие и причины девиантного поведения.

      Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий.

     Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным. Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Исследованию структуры мотивов правонарушений у несовершеннолетних посвящены работы Н.А.Дремовой , Г.Л.Исуриной. Формы девиантного поведения весьма разнообразны. Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:

- в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);

- по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);

- по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.

Асоциальность рассматривается как наиболее общее  понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение. В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.

Девиантное  поведение подразделяется на две  группы.

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от морально–нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же подросток совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.

Психические расстройства проявляются в двух формах:

-     акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;

-     психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб. Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению умственной отсталости, т.е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т.е. период полового созревания. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.

2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

3. Перестройка «Я – концепции» – процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. Они  проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. «Я – концепция» – это устойчивая неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Личностные расстройства молодых людей проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:

1. Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям: мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам.

2. Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи и молодые люди становятся озлобленными  и несчастными. В этом случае нужна консультация психотерапевта.

3. Синдром философской интоксикации – у части молодых людей интерес к проблемам бытия принимает «уродливые» формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира, часто этих молодых людей увлекают оккультные науки. Синдром «сверхценной идеи» - это признак вялотекущей шизофрении.

4. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать учебное заведение. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками. Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированным характером. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертип, поскольку повышенно активен; этот шизоид, т.к. замкнут и неразговорчив; этот конформист, т.к. зависит от настроения окружения и т.д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на их педагогическими методами.

Информация о работе Роль социального работника в профилактике девиантного поведения у подростков