Рынок сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 09:39, реферат

Краткое описание

Рынок-это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок-это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем – то куплен и за него заплачены деньги(или он обменен на другой товар).Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным(бесполезным).В современной экономической литературе имеют место различные толкования и определения сущности рынка

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 24.09 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

Рынок-это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок-это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает  окончательное признание только тогда, когда товар кем – то куплен и за него заплачены деньги(или он обменен на другой товар).Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным(бесполезным).В современной экономической литературе имеют место различные толкования и определения сущности рынка. Наиболее часто упоминается следующее  определение:

Рынок-это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращение  товара в деньги и обратного обращения денег в товар), эта система экономических отношений между товаропроизводителями(продавцами) и потребителями(покупателями).

Из этого толкования следует, что главными фигурантами на рынке являются два основных участника- продавцы и покупатели. Именно они совершают акты купли-продажи и определяют условия сбыта продукции. Рынок является связующим звеном, формирующим социально-экономические отношения в сфере обмена.

Что касается товаропроизводителей, то поначалу они выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства (труд, землю, капитал, информацию и т.д), выплачивая поставщикам соответствующие доходы (стоимость производственных ресурсов, заработную плату, дивиденты, ренту, арендную плату и др.). Затем они становятся продавцами произведенного ими экономического продукта.

Продукция- материально-вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе его переработке или поступать непосредственно в реализацию.

2.Функции рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни; он выполняет сразу несколько функций:

  1. Информационная функция - заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве , ассортименте и качестве товаров и услуг, которые востребованы обществом. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  2. Посредническая функция рынка - позволяет экономически обособленным производителям налаживать деловые контакты  и обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить , насколько взаимовыгодными являются технологические  и экономические связи между конкретными участниками  общественного производства. В условиях рыночной экономике потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика , а продавец- наиболее подходящего покупателя.
  3. Ценообразующая функция-на каждый конкретный рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но произведенные пи разных уровнях материальных и трудовых затрат. При этом признаются лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Тем самым формируется цена, отражающая общественную стоимость товара. Благодаря рынку устанавливается динамичная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъектуре.
  4. Регулирующая функция рынка-связана с его воздействием на различные сферы экономике и прежде всего на производство; фактически он указывает, что, для кого и как производить. Главную роль здесь играет соотношение спроса и предложения, существенно зависящее от цены. Растет цена-рынок дает сигнал к расширению производства, цена падает- производство сокращается. В результате достигаются более или менее оптимальные экономические пропорции.
  5. Стимулирующая функция-побуждает к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли.
  6. Санирующая функция – с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. Это повышает эффективность экономики в целом .

3.Рынок сельскохозяйственной продукции.

Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит:

  • Основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.
  • Приплод и прирост дивой массы скота и птицы.
  • Стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства.
  • Побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.)

Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур, а в животноводстве- производством отдельных видов продукции. Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.

В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:

  1. Продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели
  2. Продукция, используемая для реализации

Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового общественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации.

По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства , так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки, относится к средствам производства. Сюда включают так же семена, корма и др. продукции, используемые на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления.

Основными и наиболее общими функциями и свойствами аграрного рынка являются:

  • Рынок всегда выступает регулятором объемов производства и ассортимента продукции. Он информирует сельскохозяйственного товаропроизводителя о спросе на ту или иную продукцию и об объемах ее предложения со стороны других товаропроизводителей. Получив эту информацию, товаропроизводитель определяет объемы производства, ассортимент и место сбыта продукции. Именно благодаря рынку устанавливается близкое к оптимальному соотношение между спросом на продукцию и предложением.
  • на рынке сельскохозяйственная продукция, как товар получает свою истинную оценку. Продукция низкого качества не пользуется спросом покупателей и зачастую остается непроданной либо продается по низким ценам, т.е. оказывается убыточной. Следовательно, рынок побуждает товаропроизводителя к улучшению качества поставляемой продукции.
  • Рынок способствует стабилизации цен. Чрезмерно высокие цены, как правило, приводят к сокращению спроса на продукцию, и она не находит достаточно большого сбыта. С другой стороны, чрезмерно низкие цены не обеспечивают возмещение затрат на производство продукции, и она оказывается невыгодной. Когда между спросом и предложением наступает относительное равновесие, цена устанавливается на определенном уровне, называемой ценой равновесия.
  • Рынок побуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, уменьшать себестоимость продукции в целях получения выгоды от ее продажи.
  • Рынок содействует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство. Общеизвестно, что только на основе использования новых машин, технологий, сортов, материалов и других достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве можно увеличить объемы производства продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость. Следовательно,  рынок содействует производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
  • Рынок помогает решению социальных проблем сельских тружеников, поскольку представляет возможность каждому работнику реализовать свои способности и желания через предпринимательство. Рынок дает возможность людям зарабатывать столько, сколько они хотят и могут. Рынок страшен тому, кто не умеет и не хочет по-настоящему работать.
  • Рынок с помощью конкуренции очищает аграрный сектор он экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов и способствует развитию более эффективных и перспективных.
  • Рынок представляет сельским товаропроизводителям  возможность эффективно вести свою деятельность, получать прибыль и успешно решать хозяйственные и социально-зкономические проблемы.

Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулируемая система взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек производства, с одной стороны, а с другой –материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию сельскохозяйственного производства.

4.Особенности рынка сельскохозяйственной  продукции.

Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства.

  • Зависимость предложения от природно-климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайней мере три программы действий –на случай благоприятных погодных условий, неблагоприятных условий и на случай стихийных бедствий. Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю  сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а так же рационально сочитать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции.
  • Большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения  многих ее видов требуют четкой организации маркетинга и сбыта. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж ,но и самой реализации. Кроме того, на месте производства сельскохозяйственной продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства хранилищ с холодильниками и кондиционерами.
  • Для реализации сельскохозяйственной продукции имеется много каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организация государственного заказа и др. Можно организовать фирменную продажу, реализацию продукции на местном колхозном рынке, ярмарках. Сбывать продукцию возможно через посредников и по прямым договорам. Каждый из этих каналов реализации имеет свои преимущества и недостатки. Выбор остается за сельскохозяйственными товаропроизводителями. Именно он должен выбрать наиболее подходящие каналы сбыта с тем, чтобы выгодно реализовать свою продукцию.

Отметим, что даже в развитых странах с давней историей рыночных отношений рынок вовсе не всемогущ и далеко не идеален. К издержкам рыночной экономике можно отнести, прежде всего, недостаточную стабильность, которая порождает инфляцию и рост цен, во-вторых, ей свойственна неполная занятость трудовых ресурсов с неизбежным спутником рынка  - безработицей, в-третьих, рынок учитывает только индивидуальный коммерческий аспект и игнорирует так называемые общественные блага( услуги образования, здравоохранения и т. ), в-четвертых, рынок порождает потенциальное социальное расслоение, жесткость к слабым субъектам в конкурентной борьбе, неизбежно разоряет часть предпринимательских структур, ва-пятых, рынок не гарантирует полной социальной справедливости, решения ряда социальных проблем. И,наконец, в рыночной экономике доходы могут зависеть не только от вложенного труда и материально-денежных затрат, но и от случая, благоприятного стечения обстоятельств.

Все это приводит к выводу о том, что рыночный механизм в чистом виде нуждается в определенной корректировке.

Список использованной литературы

Алтупов И.А, Шамин АЕ Новый аграрный строй России

Петренко ИА,Чужинов ПИ Экономика сх

Шутьков АА Экономика СХ

КоваленкоНЯ эк. сх

 

 

 


Информация о работе Рынок сельскохозяйственной продукции