Система показателей рентабельности предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «РусЭл».

Содержание

Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретическая часть………………………………...
1.1. Понятие рентабельности…………………………...
1.2. Экономическая сущность показателей рентабельности…………........................................................
1.3. Виды рентабельности..............................................
1.4. Показатели рентабельности………………………..
1.5.Анализ показателей рентабельности………………
Глава 2. Аналитическая часть………………………………..
2.1.Характеристика предприятия
2.2.Анализ предприятия
Заключение……………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по эк-ки пред-ия.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

    Федеральное агентство по образованию 

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Российский  государственный торгово-экономический

    университет

             
     

Ивановский  филиал 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему:

«Система  показателей рентабельности предприятий торговли   » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила: студентка

4 курса  ЭУТП 

Тренина А.В.

    •                                                                                                Проверила: Зосимова Л.А.

      
     
     
     
     
     

      • Иваново 2010
       
       

      Содержание 

        Введение……………………………………………………….

        Глава 1. Теоретическая часть………………………………...

          1.1. Понятие рентабельности…………………………...

             1.2. Экономическая сущность показателей    рентабельности…………........................................................

          1.3. Виды рентабельности..............................................

          1.4. Показатели рентабельности………………………..

          1.5.Анализ показателей рентабельности………………

                Глава 2. Аналитическая часть………………………………..

                      2.1.Характеристика предприятия

                      2.2.Анализ предприятия

                    Заключение……………………………………………………...

                    Список используемой литературы…………………………….

                    Приложение…………………………………………………….. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение 

            Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. В настоящее время, в связи с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает значение изучения финансов предприятий, ведь только успешно функционирующие предприятия могут являться залогом финансово-благополучной экономики.

            Особое, если не ключевое, место в деятельности предприятий отводится результатам  этой деятельности. Именно прибыль, как  финансовый результат функционирования предприятий, является целью, к которой стремятся все организации, относящиеся к коммерческой сфере.

            Именно  прибыль и рентабельность являются показателями успешной работы предприятия  за конкретный период и их определение  принципиально важно для этой работы.

            Цель  данной работы  - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.

            Основные  задачи:

            1.рассмотреть  понятие, роль и функции рентабельности  продукции на предприятии;

            2.охарактеризовать  систему показателей рентабельности, способы их расчета;

            3.наметить  пути повышения рентабельности  на примере продуктового магазина  «РусЭл».

            Для написания данной работы  были использованы учебные материалы под редакцией  таких авторов, как Ковалев А.И., Кошкина Л.М., Павлова Л.Н., Волков О.И. и другие. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Глава 1. Теоретическая часть 

      1.2. Понятие показателей рентабельности 

            Общеизвестно, что результаты деятельности предприятия  могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятия средства.

            Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности (или доходности).

            В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentable – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. 

            По  мнению других авторов, рентабельность — показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

            Так или иначе, рентабельность представляет собой отношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными, т. к. капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности, прибыли, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

            При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, т. к. получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

            Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которая предполагает получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

            Кроме того, большое значение рентабельности имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов.

            Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1.2.Экономическая сущность показателей рентабельности 

            Итоги работы компании подлежат оценке за любой  отчетный год. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется  система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку. Прежде всего рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

            Одно  из его определений (о котором  говорилось выше) звучит так: рентабельность (от нем. rentable – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

            Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность — показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложением в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

            Разделяют рентабельность как общую — процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную — отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которой взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам — отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

            Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самостоятельности и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклонятся от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек порождает обособление другой части стоимости продукции — прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения — рентабельности.

            Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства — увеличения численности работников, роста парка оборудования и т. д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

      • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретения сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной платы работников);
      • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных затрат.

            Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после  реализации.

            Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта — прибыли.  

        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1.3.Виды рентабельности 

            Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений предприятий. Чем выше рентабельность объединений предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

            Общая рентабельность объединений предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

      Р=П*100/Офс,  где

            Р — уровень рентабельности, %

            П — прибыль

             - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов

             - среднегодовая  стоимость нормируемых оборотных  средств

            Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

            Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

            Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), также прибыли, полученной по причинам не зависящей от деятельности объединения предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств. 

            При анализе работы объединений предприятий, особенно при планировании и оценке рентабельности изделия, важное значение имеет рентабельность отдельных видов продукции, определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

      Р=О-С*100/С, где

            Р — уровень рентабельности, %

            О — оптовая цена предприятия на изделие

            С — полная себестоимость рентабельности изделия

            Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

            Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных  отраслей, рациональное размещение объединений  предприятий, повышения удельного  веса специализированного производства применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, повышения производительности труда. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1.4.Показатели рентабельности 

            Многообразность вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

            Для расчета уровня доходности предприятия все  показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

            1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности  предприятия в целом. Методика  их расчета основана на применении  показателей прибыли предприятия  или прибыли от реализации  продукции, чистой прибыли (в  числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

            2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции,  а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.

            Наиболее  распространенными  показателями в практике отечественных предприятий  являются:

            Рентабельность  продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

            Рентабельность  изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

            Рентабельность  оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

      Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

            Рентабельность  производствапр) определяется по формуле:

      Рпр  = (Пп/(ОПФ+НОС))*100%, где

              Пп - прибыль предприятия, руб.;

           ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

             НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

            Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

      Рп = (Пк.в/КВ)*100%, 

            Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;

                KB - капитальные вложения, руб.

            Рентабельность  оборота0) определяется по формуле:

      Ро=(Пп/В)*100%, где

              В - выручка от реализации продукции,  руб.

      Рентабельность  текущих активовт.а) определяется по формуле    Рт.а=(Пч/ТА)*100%,  где

              Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

              ТА - средняя величина текущих активов, руб.

            Рентабельность  собственного капиталаск) определяется по формуле:

      Рс.к=(Пч/СК)*100%, где

            СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

            Рентабельность  изделияи) определяется по формуле:

      Ри=(Пед/С)*100%, где

              Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;

               С - себестоимость изделия, руб.

            Рентабельность  инвестированного капиталаик) определяется по формуле:

      Ри.к=(Пп/ИК)*100%, где

              ИК - средний инвестированный капитал,  руб.

            Рентабельность основных фондовоф) определяется по формуле:

      Роф=(Пп/ОФ)*100%

            Рентабельность  заемных средств зс) определяется по формуле:

      Рзс=(Пзс/ЗС)*100%, где

              Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

              ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.

            Рентабельность  активова) определяется по формуле:

      Ра=(Пч/СА)*100%, где

            СА - средняя величина активов, руб.

            Рентабельность  совокупных вложений капиталасвк) определяется по формуле:

      Рсвк=((Рзсч)/ИК)*100%, где

            Рзс -  расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

              ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

            Рентабельность  инвестицийи) определяется по формуле:

      Ри= (Пп/(В-КО))*100%,  где

              В - величина валюты баланса  на определенную дату (средняя  за период), руб.;

             КО - величина краткосрочных обязательств  на определенную дату (средняя  за период), руб.

      Рентабельность  товарной продукциитп) определяется по формуле: Ртп= (Ппст)*100%, где

              Сст - себестоимость товарной продукции, руб.

            Для расчета рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма  прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

            Для того чтобы предприятие могло  эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

            В основе стратегии развития лежит  стратегия роста прибыли. Она  формируется:

      • на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);
      • на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;
      • на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

            Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.

            При определении потребности предприятия  в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

      • налога на недвижимость;
      • процентов по банковскому инвестиционному кредиту;
      • возвращаемой части кредита банку;
      • возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.

            Максимальная  потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов  собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это  величина определяется на основе плана развития предприятия.

            Рентабельность  продукции – важнейший показатель эффективности текущей деятельности предприятия

            Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки  результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции.

            Известны  два подхода к  расчету показателей  рентабельности: затратный  и ресурсный.

            Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

            Показатели  рентабельности, рассчитанные по данному  методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.

      Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах  или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе – общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.

            Сущность  ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализации, а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала.

      Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу  знаменатели различны, автор считает  целесообразным отразить это и в  названии показателей. Исходя из данной позиции, показатели, рассчитываемые как  отношение прибыли и затрат, можно назвать рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).

            Для оценки эффективности работы предприятия  в целом используют показатели рентабельности, которые характеризуют доходность различных направлений его деятельности. Показатели рентабельности можно объединить в группы:

            1) показатели, используемые для оценки  окупаемости издержек производства  и инвестиционных проектов;

            2) показатели рентабельности продаж (оборота);

            3) показатели рентабельности капитала и его частей.

            Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

            Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения валовой ( ) или чистой прибыли ( ) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции ( ):

                                       или                                   

            Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продукции применяют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.

            Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

            Для определения рентабельности реализованной продукции  соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

            Рентабельность  товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единицу товарной продукции или его обратной величиной:

                                                  Р=Т-С/Т*100%,   где                                

              - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;

              - полная себестоимость товарной продукции.

            Классической  формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула:

      Р=Т-С/С*100%

              Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

            Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или чистой прибыли на сумму полученной выручки ( ). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение получил этот показатель в рыночной экономике.  Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции (рис. 1).

            Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и  поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями. 

                                  или                                 

      Рис.1 Формирование показателя рентабельности продаж 

            Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

             

                            ;    

            Для анализа рентабельности производственного  капитала, исчисляемой как отношение  балансовой стоимости к среднегодовой  стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.  

                        ,  где                 

                – прибыль балансовая;

             средняя стоимость основных фондов;

              – средние  остатки материальных оборотных  средств;

               – выручка от реализации продукции;

              – рентабельность  продаж;

              – капиталоемкость  продукции;

              – затраты  на рубль продукции;

              – зарплатоемкость  продукции;

              – материалоемкость  продукции;

              – фондоемкость  продукции.

            Постепенно  заменяя базовый уровень каждого  фактора на фактический,  можно  определить, на сколько изменился  уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

            Уровень рентабельности отдельных изделий  определяется под воздействием факторов (рис.1).

            Уровень влияния факторов может быть расчитан способами цепных подстановок или последовательных разниц.

        Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

            К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

            Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       

      Рис. 1 Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции 

            Производственные  факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.   

            Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

            Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

              К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта и др.

            При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все вышеперечисленные  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. «Прямое» влияние  на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано  с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

            Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

            В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается  динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1.5. Анализ показателей рентабельности 

              Показатели   рентабельности   характеризуют   эффективность   работы

      предприятия  в  целом,   доходность   различных   направлений   деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость  затрат и т.д. Они  более полно чем прибыль  характеризуют  окончательные  результаты хозяйствования, потому что их  величина  показывает  соотношение  эффекта  с наличными  или  использованными   ресурсами.   Их   применяют   для   оценки деятельности предприятия  и  как  инструмент  в  инвестиционной  политике  и ценообразования.

             Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

            1.Показатели,  характеризующие  рентабельность(окупаемость)   издержек производства и инвестиционных  проектов;

            2.Показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

            3.Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

                 Все эти показатели могут рассчитываться  на основе балансовой  прибыли,  прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

              Рентабельность производственной  деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения   валовой (Прп )  или чистой  прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И).

      Rзрп /И или Rз=ЧП/И

              Она  показывает  сколько   предприятие  имеет  прибыли   с  каждого   рубля, затраченного  на производство и реализацию продукции может  рассчитываться  в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

             Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных  проектов: полученная или  ожидаемая  сумма   прибыли  от  проекта 

      относится  к  сумме инвестиций в данный проект.

            Рентабельность  продаж рассчитывается  делением прибыли  от  реализации продукции, работ  и услуг или чистой  прибыли  на  сумму  полученной  выручки (ВР). Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности:  сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.   Широкое   применение   этот показатель  получил в рыночной  экономике.  Рассчитывается  в   целом   по предприятию и отдельным видам продукции:

      Rрпрп/ВР или Rрп=ЧП/ВР

              Рентабельность (доходность   капитала)   исчисляется   отношением

      балансовой (валовой,  чистой)  прибыли  к   среднегодовой   стоимости   всего инвестированного    капитала (К)    или     отдельных     его     слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного,  оборотного, производственного капитала и т.д.

      Rк=БП/К,     Rк=Прп/К,      Rк=ЧП/К

             В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню  и  провести  межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

              Уровень  рентабельности   производственной   деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в  целом   по  предприятию,  зависит  от  трех  основных факторов первого  порядка: изменения структуры   реализованной  продукции,  её себестоимости и средних цен реализации.

             Факторная модель этого показателя имеет вид:

      R=П(при  VРПобщ,УДii,Сi)/И(при VРПобщ,УДii)

              Расчет  влияния  факторов первого порядка на изменение уровня

      рентабельности  в целом по предприятию можно выполнить по следующим  формулам:

      Rплпл/ПСпл

      Rфф/ПСф

      Rобщ=Rф-Rпл

      Rvрп=(ВРпл/ПСпл-1)*100% - Rпл

      Rуд=ВРусл/ПСусл*100% - ВРпл/ПСпл*100%

      Rц=(ВРф-ВРусл)/ПСусл*100%

      Rс=Rф- (ВРф/ПСусл-1)*100%

              Затем следует сделать факторный  анализ рентабельности по каждому  виду продукции.

             Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от  изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

      Riii=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Сiii –1

         Можно  рассчитать  влияние  этих  факторов  на  изменение

      уровня  рентабельности изделий:

      Rпл=(Цпл-Cпл)/Cпл,    Rф=(Цфф)/Сф,   Rусл=(Цуслусл)/Сусл

            Таким же образом производится  факторный анализ рентабельности  продаж. Детерминированная факторная  модель этого показателя, исчисленная  в целом  по предприятию, имеет следующий вид:

      Rрп= Прп=f[VРПобщ,УДiii]/ВР=f[VРПобщУДii]

             Уровень рентабельности продаж отдельных  видов  продукции  зависит  от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

      Rрпi/ВРi=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Цi

              Аналогично   осуществляется    факторный    анализ    рентабельности

      инвестированного  капитала.  Балансовая  сумма  прибыли  зависит  от  объема реализованной  продукции (VРП),  ее структуры (УДi),себестоимости,   среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от  прочих  видов деятельности,  не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

             Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от  объема продаж и скорости оборота  капитала  (коэффициента  оборачиваемости  Коб ), который определяется  отношением  суммы оборота к   среднегодовой   сумме основного и оборотного капитала.

             Чем быстрее оборачивается  капитал  на  предприятии,  тем  меньше  его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

               И   наоборот,   замедление    оборачиваемости    капитала    требует

      дополнительного  привлечения  средств  для  обеспечения   того же объема

      производства  и реализации продукции. Таким  образом, объем  продаж сам  по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, ибо  с  его  пропорционально  увеличиваются,  или уменьшаются,  сумма прибыли   и   сумма основного  и  оборотного  капитала  при   условии   неизменности   остальных факторов.

             Взаимосвязь  названных  факторов  с  уровнем  рентабельности  капитала можно записать в виде:

      R= БП=f(VРПобщ,УДiii,ВРФ)/(К=f(VРПобщ,УДii)

             При углубленном  анализе  необходимо  изучить  влияние  факторов  второго уровня,   от   которых   зависит   изменение    среднереализационных    цен, себестоимости продукции и вне реализованных результатов.

            Для анализа рентабельности производственного капитала исчисляемой  как отношение балансовой прибыли к среднегодовой себестоимости  основных  фондов и материальных  оборотных  средств,  можно  использовать  факторную  модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д.

      R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-(И/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N),где

             P-прибыль балансовая;

             E-средние остатки материальных оборотных средств;

             F-средняя стоимость основных фондов;

             N-выручка от реализации продукции;

             P/N-рентабельность продаж;

              F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный  показатель  коэффициенту оборачиваемости;

             S/N-затраты на рубль продукции;

             И/N-затратоемкость продукции;

             М/N-материалоемкость продукции;

             А/N-фондоемкость продукции;

             Постепенно заменяя базовый  уровень  каждого  фактора  на  фактический можно   определить   на    сколько    изменился    уровень    рентабельности производственного  капитала  за  счет   затратоемкость,   материалоемкости, фондоемкости,   капиталоемкости   продукции, т. е. за    счет    факторов интенсификации производства. 
       
       
       
       
       
       
       
       

      Глава 2. Аналитическая часть 

      2.1.Характеристика  предприятия

           В условиях рыночных отношений предприятие  является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

           Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект  производственной сферы народного  хозяйства, который производит и  реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

           Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и  т.п.  

           Любое предприятие является юридическим  лицом, имеет законченную систему  учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

           Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение  максимально возможной прибыли  за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

           На  основе общей миссии предприятия  формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

           Каждое  предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к  главным:

      1) комплексное  изучение рынка (маркетинговая  деятельность);

      2) инновационная  деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

      3) производственная  деятельность (изготовление продукции,  выполнение работ и оказание  услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

      4) коммерческая  деятельность предприятия на  рынке (организация и стимулирование  сбыта произведенной продукции,  услуг, действенная реклама);

      5) материально-техническое  обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

      6) экономическая  деятельность предприятия (все  виды планирования, ценообразования,  учет и отчетность, организация  и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

      7) послепродажный  сервис продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями  для ремонта и т.д.);

      8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

            Магазин «РусЭл», как организация является индивидуальным предприятием. Индивидуальный предприниматель (ИП) является единоличным  владельцам собственного бизнеса, единоличным  пользователем и распорядителем имущества, принадлежащего ему субъекта предпринимательского бизнеса.

            Цель  предпринимательской деятельности — систематичность получения  прибыли — заставляет предпринимателя  стремиться в зону риска, что приводит к постоянной новизне хозяйственных  ситуаций и требует творческого  подхода к разрешению возникающих проблем.

            ИП  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, за исключением  имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством  не может быть обращено взыскания.

           Организационная структура предприятия

          Структура в широком смысле  слова, есть совокупность составляющих  систему элементов и устойчивых  связей между ними. Альтернативные  варианты формирования организационной  структуры предприятия должна  базироваться на стратегических  планах, поскольку именно стратегия определяет структуру, а не наоборот. В этой связи под организационной структурой предприятия мы понимаем весь пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия.

          Магазин «РусЭл» имеет следующую  структуру управления:

      - директор

      - бухгалтер

      - менеджер

      - администратор

      - продавцы-кассиры

             Режим работы

        Законодательством регулируется рабочее время работников всех предприятий, независимо от их форм собственности.

           Рабочим считается время, в  течение, которого работник в соответствие с коллективным и индивидуальным договором, а также правилами внутреннего распорядка выполняет свои трудовые обязанности и распоряжения администрации.

            Магазин «РусЭл» работает на  основании следующего режима:

             ПН – ВС 8:00 – 21:00

              Перерыв 14:00 – 14:30

        Основная  деятельность предприятия

              Магазин «РусЭл» занимается розничной  торговлей. Ассортимент продаваемых  товаров большой: колбасно-молочные, хлебобулочные и кондитерские  изделия, вина и водки, напитки,  мороженое, замороженная продукция, свежее мясо. Поставки происходят каждый день.

            Товар в основном рассчитан  на людей с малым материальном  достатком, так как расположен  рядом с воинской частью. Мы  всегда рады своим покупателям:  узнаем их желания, всегда пытаемся помочь им в выборе товара. Доброжелательная атмосфера в коллективе отражается и на наших покупателях, они никогда не уходят без покупки, тем более, что и цена товара доступна. 
       
       
       
       
       

      2.2.Анализ  предприятия 

            Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.

            Общая рентабельность (Р) определяется путем деления балансовой прибыли (П) на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств (Ф):

      Р=П/Ф*100%

            Чтобы определить рентабельность производства на анализируемом предприятии (продуктовый  магазин «РусЭл»), обратимся к  таблице 1. 

      Таблица 1 

      № п/п Показатели За отчетный период текущего года, тыс. руб. За отчетный период предыдущего года, тыс. руб.
      1 Балансовая  прибыль 67,9 68,6
      2 Среднегодовая стоимость основных оборотных средств 190 200
      3 Среднегодовые остатки основных оборотных средств 12 11
      4 Итого: среднегодовая  стоимость основных и оборотных средств для расчета общей рентабельности 202 211

       

            На  основе таблицы 1 произведем расчет общей  рентабельности. Общая рентабельность (Р) определяется путем деления балансовой прибыли (П) на среднегодовую стоимость  основных и оборотных средств (Ф):

            Р=П/Ф*100%=67,9/202*100%=33,6% (за отчетный период текущего года)

            Р=П/Ф*100%=68,6/211*100%=32,5% (за отчетный период предыдущего года)

            Таким образом, определим отклонение в  уровне рентабельности:    33,6%-32,5%=1,1%.

            На  анализируемом предприятии в предыдущем году рентабельность составила 32,5%, а в текущем — 33,6%. В течение года магазин «РусЭл» реализовал ряд мероприятий, позволивших повысить рентабельность на 1,1%.

            Рентабельность  продукции показывает сколько прибыли  приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию, также более быстрым ростом цен, чем затрат.

            Показатель  рентабельности продукции  включает в себя следующие  показатели:

      • рентабельность всей реализованной продукции, представляющей собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от ее реализации (без НДС);
      • рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношении чистой прибыли к выручки от реализации (без НДС).

            Расчет  данных показателей по магазину «РусЭл»  представлен в таблице 2. 

      Таблица 2

      Показатели  рентабельности продукции  магазина «РусЭл», тыс. руб. 

      Показатели 2006 2007 2008 Отклонение (+/-)
      2007 от 2006 2008 от 2007
      Себестоимость реализованной продукции (С) 6125136 8612956 11185253 2487820 2572297
      Прибыль от реализации (ПР) 43032 -570966 -258521 -613998 312445
      Чистая  прибыль (ЧП) -278258 27255 126881 305513 99626
      Рентабельность  реализованной продукции 0,7 -6,6 -2,3 -7,3 -4,3
      Рентабельность  продаж по чистой прибыли -4,54 0,31 1,13 4,82 0,82
       

            Рентабельность  реализованной продукции равна:

      Рпр=ПР/С*100%

            Рпр2006=(43032/6125136)*100%=0,7%

            Рпр2007=(-570966/8612956)*100%=-6,6%

            Рпр2008=(-258521/11185253)*100%=-2,3%

            Рентабельность  продаж по чистой прибыли равна:

      Рчп=ЧП/С*100%

            Рчп2006=(-278258/6125136)*100%=-4,54%

            Рчп2007=(27255/8612956)*100%=0,31%

            Рчп2008=(126811/11185253)*100%=1,13%

            На  основе расчетов можно сделать следующие выводы.

            Показатель  рентабельности продаж по чистой прибыли  повысилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 4,85% (0,31-(-4,54)=4,82), а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,82%  (1,13-0,31=0,82).

            Рентабельность  реализованной продукции снизилась в 2007 г. на 7,3% (-6,6-0,7=7,3) и составила -6,6%, в связи с отрицательным результатом прибыли от реализации продукции, в 2008 г. повысилась на 4,3%                    (-2,2-(-6,6)=4,3), т. к. возросла прибыль от реализации по сравнению с предыдущим годом на 312 млн руб., а себестоимость на 2572 млн руб. 
       

      Статистический  анализ рентабельности 

            1.Метод  аналитической группировки

            Для того, чтобы выявить взаимосвязь  между показателями применим один из самых распространенных методов  в статистике  - метод аналитической группировки.

            Даны  показатели прибыли и себестоимости  каждого месяца. Определим взаимосвязь  и ее вид между показателями прибыли  от реализованной продукции и  рентабельности

                                                                                                           Таблица 3 

      № п/п Прибыль от реализованной  продукции,

      тыс. руб.

      Себестоимость

      тыс.руб.

      Рентабельность

      %

      1 60,8 663,4 9,2
      2 53,7 670,9 8
      3 68,9 620 11
      4 70 590,3 1,9
      5 72,6 630,2 11,5
      6 81 835,8 9,7
      7 71,3 690,5 10,3
      8 82,2 805,2 10,2
      9 63,7 670,3 9,5
      10 56,7 550 10,3
      11 64,4 650,2 9,9
      12 47,8 590,6 8,1
      Итого 793,1 7967,4  

      Определим размер интервала:

      d=(xmax-xmin)/n

            Т. к. число объектов < 20, то n=3, тогда

            d=(82,2-47,8)/3=11,5,

      следовательно границы группы будут таковы:

            I группа: 47,8 — 59,3

            II группа: 59,3 — 70,8

            III группа: 70,8 — 82,3

            Таблица 4

      Распределение по группам № месяца Прибыль от реализованной продукции, тыс.руб. Рентабельность, %
      Всего Средний показатель Всего Средний показатель
      I группа

      47,8 —  59,3 

      Итого

      2

      10

      12

      53,7

      56,7

      47,8

        8

      10,3

      8,1

       
       
      3 158,2 52,7 26,4 8,8
      II группа

      59,3 —  70,8 
       
       

      Итого

      1

      3

      4

      9

      11

      60,8

      68,9

      70

      63,7

      64,4

        9,2

      11

      11,9

      9,5

      9,9

       
       
      5 327,8 65,56 51,5 10,3
      III группа

      70,8 —  82,3 
       

      Итого

      5

      7

      8

      6

      72,6

      71,3

      82,2

      81

        11,5

      10,3

      10,2

      9,7

       
       
      4 307,1 76,8 41,7 10,4

      Составим  итоговую таблицу.

      Таблица 5

      Распределение по группам Прибыль от реализованной  продукции в среднем на каждый месяц, тыс. руб. Рентабельность  в среднем на каждый месяц, %
      I группа

      47,8 — 59,3

       
      52,7
       
      8,8
      II группа

      59,3 —  70,8

       
      65,56
       
      10,3
      III группа

      70,8 —  82,3

       
      76,8
       
      10,4
       

            2.Средние  величины

            Огромное  значение для анализа статистической информации имеют средние величины. Это обобщающие показатели, которые  отражают общие свойства всей совокупности и то общее, что складывается в каждом единичном объекте.

            Вычислим  среднюю гармоническую взвешенную по следующей формуле:

      x= Σxf/ Σxf/x

            Необходимо  определить средний коэффициент  рентабельности по всем трем видам  продукции

      Таблица 6

      Вид продукции Прибыль от реализованной  продукции,

       тыс.  руб.

      Общая стоимость

      тыс. руб.

      Коэффициент рентабельности,

      %

      Хлебобулочные изделия 210,6 3402 0,06
      Молочная  продукция 297 2128,5 0,14
      Прочее 285,5 2436,88 0,12
      Итого 793,1 79667,4 0,32
       

            Вычислим  средний коэффициент рентабельности:

      Rсробщобш*100%

      Rср=793,1/7967,4*100%=9,95%

            По  формуле средней гармонической  взвешенной коэффициент рентабельности будет равен:

      x=(210,6+297+285,5)/(210,6/0,062+297/0,0140+285,5/0,117)=0,995=9,95%

            ВЫВОДЫ. Полученные результате при анализе рентабельности в целом по предприятию свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности недовыполнен на 0,45% в связи изменением структуры товарной продукции.

            Т. к. рост среднего значения прибыли от реализованной продукции, как факторного признака приводит к росту рентабельности, как результативного признака, значит между данными показателями существует прямая взаимосвязь, т.е. с увеличением прибыли будет возрастать и рентабельность, следовательно предприятие должно работать на увеличение прибыли, что собственно и происходит. 
       
       
       

      Заключение 

            Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного  показателя прибыли или относительного — рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий.

            Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляет собой актуальную проблему теории у практики предпринимательской деятельности.

            Рентабельность  — это именно тот показатель, не изучая который предприятие может  обанкротиться. Для их изучения применяются  многие статистические методы, которые  я и использовала при анализе  показателей рентабельности данного магазина.

            В целом торговую деятельность продуктового магазина «РусЭл» можно оценить  как хорошую, т. к. предприятие отработало без убытков, план выполнен по рентабельности.  
       
       
       
       
       
       
       
       

      Список  используемой литературы 

      1. Абрютина  М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. Методика. Практические рекомендации / Библиотека журнала Консультант бухгалтера. Вып.2. М.: Дело и Сервис, 2003
      2. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет М.: Финстатинформ, 2003
      3. Кох Р. Менеджмент и финансы СПб: Питер, 2003
      4. Материалы с сайта: htth://www.alt-invest.ru/
      5. Павлова Л.В. Финансы предприятий: Учебник — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2004
      6. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003
      7. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие/Э.А.Казловская, Д.С.Демиденко, Н.В.Волкова и др. - Спб.: Изд-во СпбГТУ, 2001
      8. Шермет А.Д. «Анализ экономики промышленных предприятий» изд. «Высшая школа», 2000
      9. Шермет А.Д. «Экономический анализ в управлении предприятием», 2004
      10. Экономическая статистика под ред. Е.Н.Фрейдмун,    М.Р.Эйдельман/Москва «Статистика» 2000
      11. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф.
      12. Н.А.Сафронова — М.:Юрист, 2001
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Приложение 
       

Информация о работе Система показателей рентабельности предприятий торговли